Функции государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2012 в 16:06, курсовая работа

Краткое описание

Познание функций государства рассматривается в научной литературе с разных позиций, но стержень и определение понятия функций государства остается главным и определяющим условием в государстве, которое выявляет его социальный смысл, несет в себе отличие от других социальных явлений и главенствует в выражении его сущности.
Актуальность вышеприведенной темы определяется тем, что вопрос о функциях государства имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Он позволяет взглянуть на государство не только со стороны его формы, внутреннего строения и содержания, но рассмотреть его с разносторонней деятельности, функционирования. С помощью функций представляется возможным с точностью определить характер деятельности государства, правильность выбора им на том или ином этапе его развития приоритетов, уровень его организованности и эффективности.[1]

Содержание

Введение.........................................................................................................3
Глава 1. Понятие и классификация функций государства
§1.1 .Понятие «функции государства»........................................................5
§1.2.Функции Российского государства......................................................7
Глава 2. Основные внутренние функции:
§2.1 .Обеспечение народовластия. Функция охраны прав и свобод граждан ......................................................................................................... 9
§2.2.Экономическая функция. Функция налогообложения и взимания налогов.........................................................................................................11
§2.3.Социальная функция…………………….......................................... 13
§2.4.Экологическая функция..................................................................... 15
Глава 3. Основные внешние функции:
§3.1.Функция интеграции в мировую экономику....................................19
§3.2.Функция сотрудничества и укрепления связей................................20
§3.3.Функция обороны страны. Функция обеспечения мира и поддержки мирового порядка………………………………...……….....19
§3.4.Функция сотрудничества с другими государствами в решении глобальных проблем...................................................................22
Глава 4 Структурная организация государства, обеспечивающая выполнение его функций
§4.1. Государственный аппарат как средство обеспечения функций государства……………………………………………………………..…23
§4.2.Формы и методы осуществления функций государства……..…16

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая - функции государства.doc

— 173.50 Кб (Скачать файл)

     §3.3. Функция обеспечения мира и поддержки мирового порядка. Функция обороны страны.  

     Функция поддержки мирового порядка предполагает деятельность по сохранению мира, предотвращению войны, разоружению, ликвидации ядерного оружия. Процесс оздоровления международной обстановки, укрепление доверия между государствами сделали возможным достичь реального разоружения и договоренности об ограничении ядерных испытаний и др. Обеспечению мирового правопорядка способствует сотрудничество нашего государства с другими государствами в таких сферах, как борьба с организованной преступностью, в частности с контрабандой, наркобизнесом, терроризмом.

     Ни  одно государство не в силах в  одиночку справиться с этой проблемой. Очевидна необходимость совместных действий государств по борьбе с международной  преступностью.

     Конкретными действиями государств в этой области  является создание международных организаций по борьбе с преступлениями.

     Одной из таких организаций является ИНТЕРПОЛ. Государство планирует свою деятельность по предупреждению и пресечению этих преступлений, проводит совместные мероприятия, обменивается информацией. Это позволяет более эффективно бороться с международной преступностью.

     Функция поддержки мирового порядка охватывает и такую сферу, как участие  мирового сообщества в урегулировании межнациональных конфликтов. Это  обусловлено тем, что такого рода конфликты сопровождаются нарушением прав человека, особенно в отношении национальных меньшинств, что требует международного вмешательства. События в Югославии и Боснии, в Израиле и Палистине - яркие примеры участия мирового сообщества в качестве посредников в урегулировании межэтнических конфликтов. Несмотря на улучшение международной обстановки, у России еще немало внешнеполитических проблем. Данная функция является важнейшим направлением деятельности государства, ибо она нацелена на защиту мирного труда, суверенитета I территориальной целостности государства. Основную роль в этом играют Вооруженные Силы Российской Федерации.

     Согласно  Конституции Российской Федерации «Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.»11

     Согласно  этому закону, все мужчины - граждане РФ, независимо от происхождения социального  и имущественного положения, места жительства, обязаны проходить действительную военную службу в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации. На действительную военную службу призываются граждане мужского пола, которым ко дню призыва исполняется 18 лет.

     Согласно  статье 87 конституции Российской Федерации «Президент Российской Федерации является Верховным главнокомандующим вооруженными силами Российской Федерации. В случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угроза агрессии Президент Российской Федерации вводит на территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях военное положение...»

     За  воинское преступление - преступления против установленного порядка несения воинской службы, военнослужащие, а также военнообязанные во время прохождения ими учебных или поверочных сборов, несут ответственность (уголовную).

     Практическое исполнение функции обороны так же возложено на особые государственные вооруженные организации. Особые вооруженные организации наделяются компетенцией в соответствие с конституцией. Характер задач выполняемых вооруженными государственными организациями обуславливает особенности их формирования, деятельности, управления и обеспечения.

     В России принят специальный Закон «Об обороне» от 24.09. 1992, в котором определены основы организации обороны страны и подчеркивается, что оборона является элементом безопасности и одной из важнейших функций государства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     § 3.4. Функция сотрудничества с другими государствами в решении глобальных проблем. 

     В основе этой функции заложены интересы каждого государства. В Конституциях ряда стран подчеркиваются идеи дружбы и сотрудничества со всеми странами.

     В современных условиях развитие государств определяется процессом интеграции хозяйственной, политической и культурной жизни. Этот процесс углубляется  в программе совершенствования  сотрудничества.

     Функция сотрудничества и взаимопомощи выражает интересы всех государств. На этой основе создаются различные организации деятельность которых направлена на улучшение экономической, политической и культурной жизни общества (ООН, НАТО, Варшавский договор, СЭВ и т.д.)

     Как уже было сказано выше, каждое государство  связано с другими государствами  различными отношениями: политическими, экономическими и культурными. Эти  отношения необходимо устанавливать, развивать и регулировать, проводить совместный мероприятия, обменивается информацией. Это позволяет более эффективно бороться с международной преступностью.

     Функция поддержки мирового порядка охватывает и такую сферу, как участие  мирового сообщества в урегулировании межнациональных конфликтов. Это  обусловлено тем, что такого рода конфликты сопровождаются нарушением прав человека, особенно в отношении национальных меньшинств, что требует международного вмешательства. События в Югославии и Боснии, в Израиле и Палистине — яркие примеры участия мирового сообщества в качестве посредников в урегулировании межэтнических конфликтов. 
 
 

     Глава 4. Структурная организация государства, обеспечивающая выполнение его функций 

     §4.1. Государственный аппарат как средство обеспечения функций государства 

     В функциональную характеристику государства входит и рассмотрение тех средств и способов, которые обеспечивают выполнение государством своих функций. Такой обеспечивающей структурой является государственный аппарат.

     В теории государства и права под  государственным аппаратом принято  понимать система органов, практически осуществляющих государственную власть и функции государства.

     Следует заметить,  что функции государства, а не различные функции различных  ветвей власти, обеспечивает государственный  аппарат в целом, в комплексе, в системе. Но при этом, разумеется, каждое звено этого аппарата, каждый орган имеет и свои собственные функции, представляющие разделение труда по управлению обществом. Вот почему надо различать функции государства, функции государственной власти и функции государственных органов.

     Итак, для обеспечения выполнения своих  функций в любом государстве  формируется специальная структурная  организация, называемая государственным  аппаратом. Он олицетворяет материальную силу государственной власти. Аппарат  государства – это система государственных органов, взаимосвязанных общими принципами, единством конечной цели и взаимодействием, наделенных властными полномочиями, а также располагающих материально-техническими возможностями для осуществления своих функций. Государственные органы являются структурными звеньями государственного аппарата. Для образования государственного органа необходима правовая основа, т.е. издание специального нормативно-правового акта. Обычно система государственных органов устанавливается конституцией (основным законом государства). Различают представительные законодательные органы, принимающие законы (парламент, верховный совет, федеральное собрание, конгресс и т.д.), органы исполнительной власти (правительство, министерства и ведомства), – на эти органы возлагается обязанность организовывать реализацию принятых законов. И наконец, судебные органы, разрешающие различные имущественные и иные споры, контролирующие исполнение законов. Государственные органы обеспечивают осуществление сильной и эффективной государственной власти

     Для преодоления этих всяческих негативных явлений, которые могут возникнуть при осуществлении государственным  аппаратом своих функций (формализм, волокита, карьеризм, стремление к личной выгоде, коррумпированность и черствость, равнодушие к людям и их нуждам),  используются демократические методы и стиль работы. Таким корректирующим средством служит принцип «разделения властей», предполагающий создание системы взаимных «сдержек и противовесов». Деятельность государственного аппарата должна осуществляться на основе принципа законности, предполагающего строгое, точное и неукоснительное соблюдение законов.

     Государственный орган следует отличать от различных  общественных организаций, объединений. Он наделяется властно-принудительными  полномочиями для осуществления своих функций, имеет свою сферу, свою область занятий, которую именуют предметом ведения. Для функциональной характеристики государственного органа используется понятие компетенции, которое означает взятый в единстве круг и объем полномочий и обязанностей, принадлежащих этому государственному органу, а также предмет его ведения. Государственный орган может делать только то, что ему разрешено. Принцип «разрешено все, что не запрещено» не относится к деятельности государственных органов. Этот принцип действует в сфере имущественных отношений граждан, юридических лиц.

     Государственные органы имеют определенные формы  деятельности, иерархию, например выделяют центральные и местные органы. Такие отрасли юридической науки, как наука государственного права, наука административного права, осуществляют специальное изучение государственного органа, государственного аппарата. Важно заметить что, государственный орган следует создавать под ту или иную функцию, а не наоборот – создавать орган, а потом находить ему занятие, функцию. Впрочем, необязательно и создание отдельного государственного органа под каждую новую функцию государства. Уже имеющиеся в государственном аппарате органы могут взять на себя и новые функции, их компетенция может быть расширена. Эти положения, когда они соблюдаются в государственной жизни, приобретают большое значение для практической организации наиболее эффективной деятельности государства, выполнения его социального назначения. Напротив, недопустимо дублирование одних и тех же функций разными органами.

     Построение  аппарата государства должно идти от функций к органу, а не наоборот, и на строгой правовой основе.

     Таким образом, орган государства –  это специально созданная структура, составляющая часть государственного аппарата, наделенная компетенцией, необходимой для осуществления функций.  
 
 
 
 
 
 
 

     §4.2 Формы и методы осуществления функций государства.

     Функции государства осуществляются в определенных формах и  определенными методами.

     Формы осуществления функций характеризуют связь государства с правом  как одним из основных средств властвования. Через право государство  проводит  в жизнь  свои   функции,  свои  экономические,  политические,   идеологические задачи.

     Формой  осуществления функций  государства называют деятельность органов государства, посредством которой реализуются его функции.

     Различают правовые и организационные формы  осуществления функций государства. В правовых формах отражаются связь государства и права, обязанность государства действовать при выполнении своих функций на основе права и в рамках закона. Кроме того, они показывают, как государственные органы и должностные лица работают, какие юридические действия они совершают.

     Обычно  выделяют три правовые формы осуществления  функций государства - правотворческую, управленческую или правоприменительную и правоохранительную.

     Правотворческая деятельность (компетенция законодательной власти) заключается в подготовке и издании нормативно-правовых актов, без которых реализация других функций государства практически невозможна. Например, как осуществлять социальную функцию без кодифицированного социального законодательства, социального права?

     От  правоприменительной (управленческой) деятельности (компетенция исполнительной власти) зависит тот факт, будут ли законы и другие нормативные акты реализованы или они останутся лишь благими пожеланиями законодателя. Основное бремя по исполнению правовых норм лежит на исполнительно-распорядительных органах управления - министерствах, ведомствах, комитетах и пр., возглавляемых правительством страны. Это повседневная работа по разрешению разнообразных вопросов управленческого характера в различных областях общественной жизни.

     Правоохранительная  деятельность (компетенция судебной власти), представляет собой властную оперативную и правоприменительную деятельность по охране правопорядка, прав и свобод граждан и т.д. Включает в себя принятие мер по предупреждению правонарушений, разрешение юридических дел, привлечение к юридической ответственности и др.

     Организационные - охватывают большой объем организационно-подготовительной работы в процессе осуществления функций государства, и не связана с юридически значимыми действиями, влекущими за собой правовые последствия. К ним относят создание органов государственной власти, их материально-техническое и информационное обеспечение. Включает в себя также, например, подготовительную работа по сбору, оформлению и изучению различной информации, касающейся проблем в общественной жизни страны, ознакомление с письмами и заявлениями граждан, обработку социологических данных и т. п.

Информация о работе Функции государства