Функции государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 21:06, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – разобраться в особенностях функций государства. Для достижения поставленной рассмотрим:
понятие функций;
их классификацию;
формы и методы их реализации;
тенденции развития.

Содержание

Введение с.3
Глава 1. Понятие и классификация функций государства с.4-10
1.1. Понятие функций государства с.4-4
1.2. Классификация функций государства с.6-7
1.3. Содержание внутренних и внешних функций государства с.8-10
Глава 2. Формы, методы реализации функций государства и функции Российского государства с.11-24
2.1. Формы и методы реализации функций государства. с.11-14
2.2. Основные функции Российского государства с.15-24
Заключение с.25
Список источников информации с.26-27

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая ТГП.docx

— 109.53 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение с.3

Глава 1. Понятие и классификация  функций государства с.4-10

1.1. Понятие функций государства с.4-4

1.2. Классификация функций государства с.6-7

1.3. Содержание внутренних и внешних  функций государства с.8-10

Глава 2. Формы, методы реализации функций  государства и функции Российского  государства с.11-24

2.1. Формы и методы реализации  функций государства. с.11-14

2.2. Основные функции Российского  государства с.15-24

Заключение с.25

Список источников информации с.26-27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Данная курсовая работа посвящена  теме «Функции государства». Это одна из важных и актуальных тем на сегодня. Тема работы актуальна потому, что власть - сложный, многоаспектный феномен, проявляющийся в разных организационных формах, методах и способах ее осуществления, системе отношений, целях и так далее. В юридической литературе одни авторы рассматривают власть как определенную функцию, присущую любому коллективу, обществу, другие исследователи - как волевое отношение властвующего и подвластного субъектов, третьи - как способность властвующего навязывать свою волю другим лицам. Власть понимается также как управление, связанное с принуждением. И наконец, зачастую под властью понимается государство или его органы, осуществляющие власть.

Власть придает обществу целостность, управляемость, служит важнейшим  фактором организованности и порядка. Иными словами, это системообразующий  элемент, обеспечивающий социальную жизнеспособность. Под воздействием власти общественные отношения становятся целенаправленными, приобретают характер управляемых  и контролируемых связей, а совместная жизнь людей делается организованной и упорядоченной.

Цель работы – разобраться в особенностях функций государства. Для достижения поставленной рассмотрим:

  • понятие функций;
  • их классификацию;
  • формы и методы их реализации;
  • тенденции развития.

Для раскрытия поставленной темы определена следующая структура: введение, две главы и заключение.

Глава 1. Понятие  и классификация функций государства

1.1. Понятие функций государства

«Функция», как и многие иные обществоведческие понятия, не является собственно юридическим и политическим понятием. Оно было заимствовано из совсем иных наук. Например, в физике, математике понятие функция выражает зависимость одной переменной величины от другой, то есть изменение одной величины ведет за собой изменение определенным образом другой. Это есть свойство юридического языка: заимствовать чужие понятия и наполнять их своим специальным, особенным смыслом, причем таким, который порой понятен лишь специалистам в этой области и который подчас почти полностью утрачивает связь с первоначальным смыслом.

C понятием "функция", когда  оно включается в юридический  понятийный аппарат, происходит  этот процесс. Функция в теории  государства и права означает  направление, предмет деятельности  того или иного политико-правового  института, содержание этой деятельности, ее обеспечение. 

Следовательно, функция государства  – это основные направления его  деятельности, в которых выражается сущность и социальное назначение государства. 

Функции государства имеют  ряд характерных признаков:

  1. выражают классовую и общесоциальную сущность государства. Государство выражает в первую очередь волю и интересы той социальной группы (класса), которая стоит у власти. Тем не менее, общество имеет целостность, в рамках которой осуществляется взаимодействие различных социальных групп (классов). Так же государство выполняет обще социальные функции, выражающие интересы различных слоев населения;
  2. содержание складывается из сходных разновидностей государственной деятельности;
  3. носят комплексный характер. В них выражается деятельность государства по решению наиболее важных задач внутренней и внешней политики;
  4. возникают и развиваются в соответствии с историческими задачами государства. В функциях исторических типов проявляются особенности социально-экономического, политического, духовного развития общества;
  5. следует отличать от функций отдельных органов государства. Функции государства охватывают его деятельность в целом, а функции государственных органов представляют собой реализацию прав и обязанностей в соответствии с их местом в механизме государства;
  6. нельзя отождествлять с задачами государства. Задачи государства влияют на содержание и развитие функций государства. В свою очередь, функции являются средством выполнения задач;
  7. нельзя путать с формами осуществления функций. Под формами понимается деятельность основных звеньев механизма государства, посредством которых реализуются функции государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Классификация функций государства

Для познания государственно-правовых явлений и процессов в теории государства и права используется метод классификации, ибо без этого метода упорядочить и сопоставить все многообразие государственно-правовых явлений и процессов невозможно.

Функции государства можно  классифицировать по различным признакам (Приложение 1):

  • по продолжительности действия;
  • по значимости;
  • по сфере действия;
  • по принципу разделения властей.

По продолжительности  действия различают постоянные и  временные функции. Постоянные –  функции, которые государство выполняет  на всех этапах своего существования. Временные – функции, возникающие в связи с необходимостью решения определенной задачи, носящей, как правило, чрезвычайный характер.

По значимости выделяют основные и неосновные  функции. Основные функции – это наиболее важные направления деятельности государства  по решению стратегических задач, которые  возникают в данный исторический момент. Неосновные функции – это  направления деятельности государства  в конкретной сфере общественной жизни.

По сфере воздействия  разделяют внутренние и внешние  функции. Внутренние функции – это  основные направления деятельности государства внутри страны. Внешние  функции – это основные направления  деятельности государства на международной  арене. Ни одно государство не может  существовать изолировано. Государства  всегда в той или иной мере взаимодействовали  друг с другом.

По принципу разделения властей  функции подразделяются:

  • законодательные или правотворческие;
  • управленческие;
  • правоохранительные, в том числе судебные;
  • информационные.

Особенность данной классификации  состоит в том, что она отражает процесс реализации государственной  власти. Эту классификацию можно с полным основанием назвать чисто формальной, привязанной к совокупности ветвей государственной власти - законодательной (представительной), исполнительной, судебной,  но, тем не менее, часто используемой в научных и практических целях. Здесь следует обратить особое внимание на информационную функцию, которая характеризует деятельность четвертой власти - средств массовой информации. Эта функция имеет свое собственное содержание, способы, структуру и свое обеспечение. Специфика этой функции заключается в особых способах ее воздействия на общество - целенаправленная информированность населения, а подчас и манипулирование общественным сознанием.

Классификация функций государства, опирающаяся на разделение властей, признается далеко не всеми юристами. Дело состоит в том, что, по их мнению, это даже и не функции государства, а функции осуществления государственной власти: правотворчество, управление, судебная деятельность и так далее.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Содержание внутренних и внешних функций государства

Внутренние функции направлены на деятельность государства внутри страны. К внутренним функциям относят: политическую, экономическую, социальную, экологическую, идеологическую, финансового контроля, правоохранительную.

Внешние функции направлены на деятельность государства на международной  арене. К внешним функциям относят: функцию сотрудничества с другими  государствами и функцию обороны.

Политическая функция  направлена на обеспечение государственного суверенитета, защиту конституционного строя, обеспечение полновластия народа в различных формах.

Экономическая функция во многом зависит от того, является ли данное общество обществом с рыночной экономикой или с централизованной плановой экономикой.

В обществе с централизованной плановой экономикой государство является собственником основных средств  производства, оно монопольно регулирует экономические отношения, планирует  производство и распределение в  масштабах всей страны. Государство  также принимает на себя функцию  регулирования торгового и бытового обслуживания населения.

В условиях рыночной экономики  вмешательство государства в  эту сферу сводится, как правило, к выработке экономической политики, управлению государственной собственностью, установлению правовых основ рынка  и ценовой политики, пресечению недобросовестной конкуренции (монополизма) и охране прав потребителя от недобросовестного  производителя. Государство регулирует экономические отношения косвенными методами, например, налоговыми мерами.

Социальная функция многообразна по содержанию и объемна по охвату деятельности. Ее главное назначение обеспечить занятость трудоспособного  населения и осуществление социальной защиты тех, кто нуждается в государственной  поддержке. Социальная функция включает в себя государственную политику в области образования, науки, культуры, здоровья граждан.

К социальной функции тесно  примыкает экологическая функция, которая обусловлена обязанностью государства обеспечивать экологическую  безопасность населения. Эта функция  приобретает особую значимость в  условиях ухудшения во всем мире экологической  обстановки. Государство устанавливает  правовой режим природопользования, принимает меры при экстремальных  экологических ситуациях, проводит спасательные работы, оказывает помощь жертвам бедствий и так далее.

Идеологическая функция  состоит в поддержке определенной, в том числе религиозной, идеологии  и целенаправленном информационном воздействии на общество путем использования  средств массовой информации.

Функция финансового контроля выражается в выявлении и учете  доходов населения, сборе налогов  и направлении их в государственный  бюджет. За счет налогов финансируется  не только государственный аппарат, но и экономические и социальные программы, реализуемые государством.

Правоохранительная функция  заключается в обеспечении исполнения правовых норм всеми участниками  правоотношений. Она выражается в  деятельности компетентных государственных  органов по предотвращению и пресечению правонарушений.

Из внешних функций, функция сотрудничества с другими государствами реализуется путем установления равноправных, взаимовыгодных отношений в экономической политической, культурной, военной и других сферах.

Важной сферой межгосударственного  взаимодействия является экономическое  сотрудничество. Оно реализуется  в первую очередь в форме торговли. Государства заключают между собой договоры о благоприятном режиме торговли, регулировании таможенных пошлин и так далее.

Политическое сотрудничество осуществляется путем установления дипломатических отношений, подписания договоров. Государства взаимодействуют  не только на основе двухсторонних  и многосторонних соглашений, но и  через международные организации.

Военное сотрудничество является продолжением политического. Государства  заключают договоры о дружбе и  военной взаимопомощи, о ненападении, об обмене военными специалистами.

Культурное сотрудничество проявляется в развитии туризма, организации выставок, поездок, кинофестивалей, различного рода спортивных состязаний и так далее.

В рамках научно-технического сотрудничества происходит обмен научной  информации, стажировка специалистов, совместные научные исследования, проведение конференций по различным проблемам.

Ухудшение мировой экологической  ситуации привело к усилению сотрудничества государств в области охраны окружающей среды. Активно реализуются совместные экологические программы.

Функция обороны относится  к постоянным сферам деятельности любого государства, поскольку направлена на отражение вооруженной агрессии, защиту территориальной целостности  государства. В настоящее время  меняются ориентиры в реализации данной функции: в современном мире усиливаются процессы взаимного  сотрудничества различных государств в предотвращении вооруженных конфликтов, угрозы развязывания мировой войны  и в укреплении международной  безопасности.

Информация о работе Функции государства