Функции государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2012 в 16:06, курсовая работа

Краткое описание

Познание функций государства рассматривается в научной литературе с разных позиций, но стержень и определение понятия функций государства остается главным и определяющим условием в государстве, которое выявляет его социальный смысл, несет в себе отличие от других социальных явлений и главенствует в выражении его сущности.
Актуальность вышеприведенной темы определяется тем, что вопрос о функциях государства имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Он позволяет взглянуть на государство не только со стороны его формы, внутреннего строения и содержания, но рассмотреть его с разносторонней деятельности, функционирования. С помощью функций представляется возможным с точностью определить характер деятельности государства, правильность выбора им на том или ином этапе его развития приоритетов, уровень его организованности и эффективности.[1]

Содержание

Введение.........................................................................................................3
Глава 1. Понятие и классификация функций государства
§1.1 .Понятие «функции государства»........................................................5
§1.2.Функции Российского государства......................................................7
Глава 2. Основные внутренние функции:
§2.1 .Обеспечение народовластия. Функция охраны прав и свобод граждан ......................................................................................................... 9
§2.2.Экономическая функция. Функция налогообложения и взимания налогов.........................................................................................................11
§2.3.Социальная функция…………………….......................................... 13
§2.4.Экологическая функция..................................................................... 15
Глава 3. Основные внешние функции:
§3.1.Функция интеграции в мировую экономику....................................19
§3.2.Функция сотрудничества и укрепления связей................................20
§3.3.Функция обороны страны. Функция обеспечения мира и поддержки мирового порядка………………………………...……….....19
§3.4.Функция сотрудничества с другими государствами в решении глобальных проблем...................................................................22
Глава 4 Структурная организация государства, обеспечивающая выполнение его функций
§4.1. Государственный аппарат как средство обеспечения функций государства……………………………………………………………..…23
§4.2.Формы и методы осуществления функций государства……..…16

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая - функции государства.doc

— 173.50 Кб (Скачать файл)

     Эта функция также направлена на охрану жизни, здоровья, чести и достоинства граждан, а также на охрану государственного и общественного имущества, на охрану частной собственности.

     Общественный  порядок в более узком, специальном  смысле представляет собой систему  общественных отношений, которые складываются главным образом в общественных местах и по своему обеспечивают свободу и неприкосновенность личности, общественное спокойствие, нормальные условия для труда и отдыха граждан, функционирования и деятельности органов, предприятий, учреждений, организаций.

     Охрана прав и свобод граждан гарантируется Конституцией Российской Федерации.5 А также другими нормативно-правовыми актами.

      §2.2. Экономическая функция. Функция налогообложения и взимания налогов. 

     В ней наиболее полно проявляется  современная роль государства в области хозяйствования. В её основе лежит реальная рыночная реформа, призванная модифицировать экономический механизм России. Эта функция государства сильно изменилась в ходе исторического существования государства от полного невмешательства в экономику (концепция «государства - ночного сторожа») до полного контроля всей хозяйственной деятельности и регулирования всех вопросов экономической жизни (тоталитарные государства социалистического типа).

     В современных условиях, когда неизмеримо умножились и усложнились хозяйственные связи, демократическое государство не остается наблюдателем со стороны. Оно активно разрабатывает и проводит экономическую политику, которая строится на принципах свободного рынка и свободного предпринимательства.

     Государство влияет на экономику через налоговую  политику, кредитно-финансовую и валютно-денежную системы.

     В условиях развитых рыночных отношений, свободы предпринимательской деятельности, многообразия и равенства всех форм собственности, добросовестной конкуренции экономика развивается на основе саморегулирования. Вмешательство государства имеет определенные пределы. Оно сводится, как правило, к следующему:

     а)  выработке экономической политики;

     б)   управлению  предприятиями  и  организациями,  составляющими  государственную собственность.   Их  круг  должен  быть  ограничен важнейшими  отраслями,  имеющими общегосударственное значение, например ядерной энергетикой, деятельностью в космосе транспортом, связью и т.д.

     в)    установлению   правовых   основ   рынка   и   ценовой   политики,   в   частности стимулированию государственными средствами предпринимательства и свободного труда обеспечения   равноправия   всех   форм   собственности,   правовой   защите   собственника принятию мер для пресечения монополизма и недобросовестной конкуренции, охране

     прав  потребителя и пр.

     г) регулированию внешнеэкономических  отношений государства

     Эта функция тесно связана с экономической, но вместе с тем она выделилась в одну из самостоятельных основных функций. Её содержание составляют формирование и пополнение казны, за счет всех видов налогов. Базовым является закон «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27.12. 1992 г., где регламентируются права, обязанности и ответственность налогоплательщиков и налоговых органов, порядок установления и отмены налогов и других платежей, объекты налогообложения, льготы по налогообложению, виды налогов и контроль за взиманием налогов на территории Российской Федерации. Созданная централизованная независимая Государственная налоговая служба, подчиненная Президенту и Правительству РФ, которая контролирует правильность исчисления налогов, полноту и своевременность их уплаты. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     § 2.3. Социальная функция. 

     Содержание  этой функции многозначно: государство  призвано охранять труд и здоровье людей, устанавливать гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивать государственную поддержку семьи, материнства и детства, пожилых граждан и инвалидов, устанавливать государственные пенсии и пособия. Главное ее назначение - обеспечить общественное благополучие, создать равные возможности для всех граждан в его достижении.6

     Так в Конституции Российской Федерации в частности сказано: «Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях предусмотренных законом.»7

     В Российской Федерации финансируются  федеральные программы охраны и  укрепления здоровья населения, принимаются  меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.8

     Поощряются  добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.9

     Кроме этого в РФ принят ряд важнейших  законов и других актов, направленных на социальную защиту отдельных категорий  граждан, например: Закон РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» от 18.10.1991, ФЗ РФ «О повышении минимального размера пенсии и порядке индексации пенсий» от 27.05.1997 и др.

     Таким образом, государство принимает  различные меры для повышения  жизненного уровня граждан.

     В реализации социальной функции большое  место принадлежит проведению государственной политики в области образования, науки, культуры, здоровья граждан. В указанных сферах социальная функция осуществляется в форме государственной поддержки (финансовой, материальной, программной и др.) образовательных, воспитательных и научных учреждений, а так же учреждений культуры. Общество в целом, и государство заинтересованы в том, чтобы каждый гражданин имел образование, соответствующее принятому стандарту. Без образования в настоящее время немыслимо активное участие граждан в общественной жизни, в производстве, во всех сферах государственной деятельности, в связи с чем во многих государствах образование является обязательным.

     Государство поощряет и развивает искусство, обеспечивает для граждан свободу  творческой деятельности. Не может быть сильного, процветающего государства без уважения и сохранения исторических традиций и культурного наследия.

     Большое значение имеет правовое воспитание. Каждый гражданин Российской Федерации  обязан знать законы своего государства  и строго соблюдать их.

     Основы  государственной политики в области  образования закреплены в частности, в Законе РФ «Об образовании» от 10.07.1992 г., в сфере защиты интересов граждан в охране здоровья -  в Законе «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» от 28.06.1991, в области культуры – в Основах законодательства Российской Федерации о культуре от 9.10.1992 г., и др. 
 
 
 

      § 2.4. Экологическая функция 

     Функция охраны природы и рационального  использования природных ресурсов.

     Основное  содержание экологической функции составляют государственное управление и координации деятельности в области охраны окружающей среды, регулирования природопользования,  обеспечения    экологической    безопасности,    оздоровления    и улучшения качества окружающей среды

     Охрана  природы, окружающей среды - насущная необходимость  современного мира. Человек в результате своей хозяйственной деятельности нарушает естественные природные связи, разрушает окружающую среду, чем  невольно создает для себя неблагоприятные (даже гибельные) условия обитания. Охрана природы - дело всего общества, но только государство, обладающее необходимыми средствами и возможностями мобилизации усилий всех организаций и граждан, может реально обеспечить защиту окружающей среды.

     Чем разумнее использовать богатства, тем больше успехов добьются промышленность и сельское хозяйство. Охрана природы выдвигается в число наиболее острых социальных проблем и представляет собой одну из важнейших общегосударственных задач.

     Так, в статье 9 Конституции Российской Федерации говорится: «Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов проживающих на соответствующей территории».10

     Многие  нормы, регулирующие природоохранительную деятельность, содержатся в основах земельного законодательства, основах законодательства о недрах, а также в земельных и водных кодексах.

     Глава 3. Основные внешние функции. 

     §3.1. Функция интеграции в мировую экономику. 

     Рассматривая  внешние функции государства, следует  отметить, что интеграция России в мировое сообщество существенно изменила ее внешнюю политику и побудила к признанию ряда гуманистических и общедемократических норм и принципов в межгосударственных отношениях. И если ранее позиция нашего государства исходила из того, что соблюдение прав человека - сугубо внутреннее его дело и не подпадает под действие международного права, то на современном этапе Россия сотрудничает с другими странами по вопросам защиты прав человека, а так же в решении глобальных проблем мирового значения. При этом провозглашается, что общепризнанные нормы международного права составляют часть российского права; установлен приоритет международного договора перед внутригосударственным законом.

     Осуществление функции интеграции в мировую  экономику стало возможным с ослаблением напряженности между государствами и переходом России к рыночным отношениям. Эта функция основывается на признании экономической взаимозависимости государства в современном мире.

     Проблема  экономической интеграции играет важную роль в сохранении мирового порядка и установлению стабильных отношений между государствами. Поэтому стремление России к интеграции в мировую экономику привело к созданию в нашей стране нового механизма внешнеэкономической деятельности. Однако отсутствие в нашей стране сложившейся рыночной экономики в универсальном понимании (рынок капитала, рынок рабочей силы и рынок товаров) затрудняет интеграцию России в мировую экономику. Потребуется определенное время и большие усилия, главным образом экономического характера, чтобы снять барьеры на пути к интеграции.

     Одним из таких барьеров стал сложившийся  в нашей стране экономический  кризис, связанный со скачкообразным ростом курса иностранных валют  по отношению к рублю. Данный процесс  вызвал недоверие со стороны западных партнеров и инвесторов российских компаний, счета которых были «заморожены». Кроме этого, сказал свое слово мораторий Центрального Банка России на выплату внешних обязательств. Данное обстоятельство существенно подорвало и без того слабое доверие в российскую финансовую систему. В настоящее время правительство пытается исправить сложившуюся ситуацию, но уже ясно, что кризис нанес невосполнимый ущерб престижу России в крупных финансовых кругах мира. И именно этот факт существенно осложнит выполнение указанной функции государством. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     § 3.2. Функция сотрудничества и укрепления связей. 

     Это новая и основная функция. Она  возникла с образованием Содружества  Независимых Государств.

     Несовместимость экономических систем различных  типов общества, а так же ограничения торговли с нашей страной, устанавливаемые в прошлом западным миром по политическим соображениям, не позволяли наладить отношения партнерства. Переход к партнерству во внешнеэкономических отношениях поставил перед Россией новые проблемы государственно-правового характера. Наиболее важные из них: защита права собственности и иностранных инвестиций в России. В области защиты права собственности изданы такие важные законы как Закон «О собственности», патентный закон, Закон «О предприятиях и предпринимательской деятельности» и др.

     С 1 сентября 1991 года вступил в силу Закон «Об иностранных инвестициях в РСФСР» от 4 июля 1991г., который имеет целью привлечение и эффективное использование в экономике России и в других сферах общественной жизни иностранных материальных и финансовых ресурсов, передовой зарубежной техники и технологий, а так же управленческого опыта.

     В настоящее время широкое распространение  получили совместные предприятий с  иностранными капиталовложениями, которые стали основной формой привлечения в страну иностранных инвестиций.

     Следует заметить, что создание данных совместных предприятий, охватывает, к сожалению, не все отрасли сферы производства товаров и услуг. В основном, даны предприятия создаются для извлечения максимально большей прибыли за минимальны срок. Иностранные инвестиции не охватывают такие отрасли, как, например, тяжела промышленность и др. 
 

Информация о работе Функции государства