Функции государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2012 в 16:06, курсовая работа

Краткое описание

Познание функций государства рассматривается в научной литературе с разных позиций, но стержень и определение понятия функций государства остается главным и определяющим условием в государстве, которое выявляет его социальный смысл, несет в себе отличие от других социальных явлений и главенствует в выражении его сущности.
Актуальность вышеприведенной темы определяется тем, что вопрос о функциях государства имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Он позволяет взглянуть на государство не только со стороны его формы, внутреннего строения и содержания, но рассмотреть его с разносторонней деятельности, функционирования. С помощью функций представляется возможным с точностью определить характер деятельности государства, правильность выбора им на том или ином этапе его развития приоритетов, уровень его организованности и эффективности.[1]

Содержание

Введение.........................................................................................................3
Глава 1. Понятие и классификация функций государства
§1.1 .Понятие «функции государства»........................................................5
§1.2.Функции Российского государства......................................................7
Глава 2. Основные внутренние функции:
§2.1 .Обеспечение народовластия. Функция охраны прав и свобод граждан ......................................................................................................... 9
§2.2.Экономическая функция. Функция налогообложения и взимания налогов.........................................................................................................11
§2.3.Социальная функция…………………….......................................... 13
§2.4.Экологическая функция..................................................................... 15
Глава 3. Основные внешние функции:
§3.1.Функция интеграции в мировую экономику....................................19
§3.2.Функция сотрудничества и укрепления связей................................20
§3.3.Функция обороны страны. Функция обеспечения мира и поддержки мирового порядка………………………………...……….....19
§3.4.Функция сотрудничества с другими государствами в решении глобальных проблем...................................................................22
Глава 4 Структурная организация государства, обеспечивающая выполнение его функций
§4.1. Государственный аппарат как средство обеспечения функций государства……………………………………………………………..…23
§4.2.Формы и методы осуществления функций государства……..…16

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая - функции государства.doc

— 173.50 Кб (Скачать файл)

     Под методами осуществления функций  государства понимают совокупность способов и приемов, с помощью  которых органы государства реализуют  его функции. Среди подобных методов  выделяют:

     Метод нормативно-правового  регулирования. Используя этот метод, государство закрепляет конкретные права и обязанности участников общественных отношений в законодательных актах.

     Метод убеждения. Этот метод используется для убеждения граждан в справедливости требований государства, выраженных в законах, и добровольного их выполнения. Для достижения этой цели Государство должно вести открытый диалог с Обществом, разъясняя какие задачи и проблемы стоят перед ним, и какими путями предполагается их решить; разъясняя необходимость принятия тех или иных Законов, и обеспечивая возможность участия граждан в обсуждении и реальном влиянии на их принятие. Широкое применение этого метода должно способствовать развитию политического и общественного самосознания граждан, активной гражданской позиции, осознания ответственности как Государства перед Обществом, так и Общества перед Государством. Только в этом случае можно вести речь о формировании Правового Государства и Гражданского Общества.

     Метод принуждения. Заключается в привлечении к юридической ответственности при нарушении норм права. Здесь необходимо отметить, что юридическая ответственность, как метод принуждения, наступает только в рамках, предусмотренных законом. Это значит, что государство, принуждая исполнять законодательно закрепленные нормы, само должно руководствоваться Законом - именно этот принцип лежит в основе идеи правового государства.

     Метод надзора и контроля за соблюдением правовых норм, установленных стандартов и пр. принятых в данном государстве. Осуществляют такой контроль специальные государственные структуры, такие как прокуратура, налоговая инспекция, Счетная палата, а также охотнадзор, гостехинспекция и пр. И снова следует отметить, что деятельность этих структур также строго регламентирована Законом, что должно способствовать исключению произвола в их действиях. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

     Таким образом, на основании проведенного исследования, исходя из целей и задач курсовой работы, можно сделать вывод: Функции государства многоплановы, их формирование происходит в процессе становления и развития государства. В разные исторические периоды приоритетное значение приобретают те или иные задачи, цели государства, а следовательно, и различные его функции. На одних этапах центр тяжести переносится в сферу экономики, поэтому в деятельности государства приоритетное место занимает экономическая функция, в других - в область политики, отсюда - повышенное внимание к реализации функции государственной власти и т.д. Исчезают одни функции, возникают другие. Поэтому, классификация функций, и разграничение функций, которая приведена в данной курсовой работе не является конечной для Российского государства.

     Анализ   реальной   действительности   позволяет   сделать   вывод,   что современному Российскому государству  присущи  следующие  внутренние  функции обеспечение    народовластия,     экономическая,     социальная     функция, налогообложение,  экологическая  функция,  функция  охраны  прав  и   свобод граждан, обеспечения законности и правопорядка.

       К  внешним  функциям  следует  отнести  функции  интеграции   в   мировую экономику,  внешнеэкономического  партнерства  и  государственной  поддержки иностранных инвестиций, обороны  страны,  поддержки  мирового  правопорядка, сотрудничества  с  другими  государствами  в решении   глобальных   проблем современности (экологической, сырьевой,  энергетической,  демографической  и др.)

        Рассматривая все эти вопросы,  необходимо обязательно учитывать  следующее обстоятельство:  деление функций государства на внутренние и внешние  во  многом  является условным. Ведь деятельность государства внутри страны - в сферах  экономики, политики, культуры и других - зависит, а не редко и в значительной  степени, от внешних условий, от внешнеэкономических  и  культурных  связей.

Так можно  сделать вывод, что формы осуществления функций характеризуют связь государства с правом  как одним из основных средств властвования. Через право государство  проводит  в жизнь  свои   функции,  свои  экономические,  политические,   идеологические задачи. В одних случаях государство издает юридические нормы,  в других  - организует  их   исполнение,  в  третьих  -  обеспечивает,  охраняет  их.

     В функциональную характеристику государства  входит и рассмотрение тех средств  и способов, которые обеспечивают выполнение государством своих функций. Такой обеспечивающей структурой является государственный аппарат, который формируется в любом государстве для обеспечения выполнения своих функций. Он олицетворяет материальную силу государственной власти. Важнейшим регулятором работы государственного аппарата является «система сдержек и противовесов», принцип «разделения властей».

     Таким образом, орган государства –  это специально созданная структура, составляющая часть государственного аппарата, наделенная компетенцией, необходимой для осуществления функций.

     Конечно, такая проблема как "функции государства" будет актуальной и через несколько десятков и даже сотен лет, пока существует такой институт как государство.  
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список использованных источников и литературы 

     Нормативные акты

     1.      Конституция РФ.- М.: Известия, 1996.

     2.      Кодекс об административных правонарушениях.- М.: Теис, 1996.

     3.    ФЗ РФ «О повышении минимального размера пенсии и порядке индексации пенсий» от 27.05.1997

     4.      ФЗ РФ «Об образовании» № 3266-1 от 10.07.1992 //СЗ РФ.-1996- № 3.- ст.150.

     5.      ФЗ "Об обороне"№ 3531-1 от 24.09. 1992 //Ведомости СНД РФ и ВС  РФ.- 1992.- № 42.-СТ.2331.

     6.      ФЗ РФ "О реабилитации жертв  политических репрессий" №  1761-1 от 18.10.1991 // Ведомости СНД и ВС РСФСР.-1991.- № 44.- ст. 1428.

     7.      ФЗ "О медицинском страховании  граждан в Российской Федерации"  № 1499-1 от 28.06.1991 //Ведомости СНД  и ВС РСФСР.-1991.- №27.-ст.920.

     8.      Основы законодательства Российской  федерации о культуре № 3612-1 от 09.10.1992 // Ведомости СНД и ВС РФ.-1992.- № 46.- ст.2615.

     9.      ФЗ "Об охране окружающей среды"  № 2060 -1 от 19.12.1991 // Ведомости СНД  и ВС РФ.-1992.-№10.-ст.457.

     10.    ФЗ "Об иностранных инвестициях   в  РСФСР" № 1545-1 от 04.07.1991 // Ведомости СНД и ВС РСФСР.- 1991.- №29.-ст.Ю08.

     Научная литература

     1.   Алексеев С.С. Государство и  право.- М., 1996.

     2.   Венгеров, А.Б. Теория государства и права : учеб. для юрид. вузов /        А.Б. Венгеров. – М., 2006.

     3.   Лебедев, В.А. Теория государства и права : конспект лекций / В.А. Лебедев, Е.А. Киреева, В.М. Шадрин. – М., 2005.

     4.   Оксамытный, В.В. Теория государства и права : учеб. для студентов высш. учеб. заведений / В.В. Оксамытный. – М., 2004.

     5.   Червонюк, В.И. Теория государства и права :  учебник / В.И. Червонюк. – М., 2006.

6.      Шадрин, В.М. Становление и развитие теоретической юриспруденции в России : учеб. пособие / В.М. Шадрин. – Челябинск, 2006.

     7.   Морозова Л.А. Функции российского  государства на современном этапе  //Г и П.- 1993.-№6.-с. 98-108.

     8.   Основы государства и права:  Учебное пособие /Под ред. О.Е.  Кутафина.- М., 1994.

     9.   Основы государства и права:  Учебное пособие   /Под ред.  В.А. Ржевского и   В.Т Райкова.- Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.

     10. Общая теория  государства и  права: Учебник /Под ред. В.В. Лазарева. - М.: Юристъ 2000.

     11. Общая теория права /Под ред.  Пиголкина А. С.- М., 1996.

     12. Политология для юристов: Курс  лекций /Под ред. Н.И. Матузова  и А.В. Малько.- М. Юристъ, 1999.

     13. Степанова Т.А.  Право и его  роль в жизни общества //Основы государства и права.-2001.-№3.-с.21-29.

     14. Теория государства и права   /Под ред. Н.И. Матузова и  А.В. Малько.- 2-е изд. перераб.  и доп.- М.: Юристъ, 2000.

     15. Теория государства и права:  Курс лекций   /Под ред. М.Н.  Марченко.- М.: Зерцало 1997.

     16. Теория государства и права   /Под ред. В.М. Корельского и  В.Д. Перевалова:- М. ИНФРА-М-НОРМА, 1998.

     17. Теория государства и права  /Под ред. А.Б. Венгерова. - 4.1.- М.,1989.

18.     Алексеев, С.С. Восхождение к праву. Поиски и решения / С.С. Алексеев. –М., 2001.

    19. Крашенинников, П.В. Федеральный законотворческий процесс /              П.В. Крашенинников. – М., 2001.

    20.  Маритен, Ж.. Человек и государство / Ж. Маритен. – М., 2000.

    21. Соколова, Р.И. Государство в современном мире / Р.И. Соколова,           В.И. Спиридонов. – М., 2001

     22. Нерсесянц, В.С. Общая теория права и государства / В.С. Нерсесянц. - М., 2000. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение 1 
 
 


Информация о работе Функции государства