Формы правления государств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2015 в 20:25, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – рассмотреть существующие формы государственного правления и показать их особенности.
Задачи курсовой работы:
- разобрать понятие и структуру формы государства;
- разобрать место и роль форм правления в форме государства;
- изучить виды форм правления и разобрать их достоинства и недостатки;
- разобрать монархию и республику, как формы правления;
- изучить нетипичные формы правления: монархию с элементами республики, республику с элементами монархии, полупрезидентскую республику, советскую республику.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
I.Форма правления в структуре формы государства…………...……………...5
1.Понятие и структура формы государства……….……………………….5
2.Место и роль формы правления в ее структуре….……………………...8
3.Понятие и виды формы правления. …………………………..………...10
II.Типичные формы правления…………………………………………………12
1.Монархия: понятие, признаки и виды…………………………………..12
2.Республика: понятие, признаки и виды…………………………………19
III.Нетипичные формы правления……………………………………………...27
1.Монархия с элементами республики……………………………………28
2.Республика с элементами монархии………………………...…………..29
3.Суперпрезидентская республика……….……………...………………..30
4.Полупрезидентская(полупарламентская) республика………..……..…31
5.Советская республика……………………………………………………33
Заключение………………………………………………………………………36
Список использованной литературы…………………………………………...38

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovaya_rabota_po_TGP.docx

— 128.34 Кб (Скачать файл)

В парламентской республике президент является лишь конституционным главой государства. Полномочия президента очень похожи на полномочия конституционного монарха, то есть в большинстве своем эти полномочия носят символический характер. Однако, в моменты острых политических кризисов (отставка правительства, обострение противоборства между различными политическими группировками и т.д.) роль главы государства резко возрастает, ибо именно он выступает в качестве института, способствующего сохранению преемственности власти, поддержанию ее стабильности.

 
Можно назвать четыре главных принципов парламентского правления:

- парламент избирается гражданами  страны и является единственным  выборным органом в государстве;

- парламент формирует правительство. Он подбирает министров для  ведения дел в государстве. При  этом большинство или все члены  кабинета являются и членами  парламента, соединяя исполнительную  ответственность с законодательной  работой;

- правительство сохраняет свою  исполнительную власть до тех  пор, пока пользуется доверием  парламента, т. е. опирается на большинство  голосов в парламенте. Голосованием  в парламенте можно отправить  в отставку один кабинет и  поставить другой. Такая ситуация  квалифицируется как падение  кабинета. В случаях, когда отсутствие доверия парламента становится очевидным, кабинет сам подает в отставку;

- управление страной осуществляет  правительство. Глава правительства  становится фактически правительством  государства. При определенных обстоятельствах  он может распустить парламент  и назначить новые выборы. 

Главной функцией парламента является законодательная деятельность и контроль за исполнительной властью. Парламент обладает важными финансовыми полномочиями, поскольку он разрабатывает и принимает государственный бюджет, определяет перспективы развития социально-экономического развития страны, решает основные вопросы внешней, в том числе оборонной политики. Парламентарная форма республиканского правления представляет собой такую структуру высших органов государственной власти, которая реально обеспечивает демократизм общественной жизни, свободу личности, создает справедливые условия человеческого общежития, основанное на началах правовой законности. Такая форма правления более присуща развитым странам, так как предполагает довольно высокий уровень развития демократии, наличие развитой партийной системы и высокой политической культуры населения.

 

. Смешанная республика (также называется полупрезидентской, полупарламентской, президентско-парламентской республикой ) — форма правления, которую нельзя считать разновидностью ни президентской, ни парламентарной республики. Складывается в результате, с одной стороны, усиления парламентарных начал в развитии президентских республик, а с другой — возрастания места и роли президентской власти в парламентарных республиках.

В смешанной республики президент избирается непосредственно гражданами, независимо от парламента (как и в президентской республике), но в данной форме правления предусматривается возможность вотума недоверия правительству и (или) министрам (но не фактическому главе правительства - президенту), которые остаются и в то же время ответственными и перед президентом (двойная ответственность). Правда, такая ответственность имеет разную степень: главной все же остается ответственность министров перед президентом, под началом которого работают министры.

Основными признаками смешанной республики следует назвать:

1) президент является главой  государства и арбитром;

2) президент избирается на основе  всеобщих и прямых выборов, получая  власть непосредственно от народа;

3) президент не является юридически  главой исполнительной власти (правительство  возглавляет глава правительства - премьер-министр), в то же время  располагает рядом важных полномочий, позволяющих ему воздействовать  на политику правительства. Он  председательствует на официальных  заседаниях правительства, утверждает  акты правительства, т.е. фактически  президент руководит правительством, чем проявляется свойство бицифиальности исполнительной власти;

4) президент назначает главу  правительства, как правило, из числа  лидеров наиболее влиятельных  партийных фракций в парламенте, по рекомендации главы правительства  назначает и членов правительства. Назначенное президентом правительство  представляется парламенту (нижней  палате), излагает свою программу  и просит о доверии. Парламент  может отказать в доверии, приняв  резолюцию порицания, что означает  сформирование правительства, т.е. свобода  выбора президента в отношении  главы правительства и его  членов всегда ограничена парламентом, что характерно для парламентарных  республик;

5) одним из признаков, свойственных  смешанной республике, является  двойная ответственность правительства: и перед президентом, и перед  парламентом. Президент за действия  правительства ответственности  не несет;

6) наиболее сильное полномочие  президента - права роспуска парламента  и назначение досрочных парламентских  выборов. Но это право носит  конституционно ограниченный характер;

7) президент наделен правом вето  на законы, принятые парламентом, но одновременно некоторые, указанные  в конституции, акты подвергаются  контрасигнатуре.

Смешанные формы являются попыткой преодолеть недостатки той или и другой системы, причем, когда хотят снять или ослабить недостатки президентской республики, усиливают роль парламента, вводят зависимость правительства не только от президента, но и от парламента, что способствует присвоению политической системы под политическую систему с партийным режимом и партийной системой. Если стремятся преодолеть недостатки парламентской системы, то усиливают роль президента, передавая ему дополнительные полномочия. Разница между президентско-парламентарной и парламентарно-президентской смешанными системами состоит в разнице в акцентах: в первой ответственность правительства перед президентом сохраняется параллельно с ответственностью перед парламентом и вотумом недоверия, во второй в теории не должно быть ответственности правительства перед президентом, однако нередко сохраняется возможность влиять на деятельность нескольких министров, обеспечивать функции главы государства (оборона, внешняя политики). С другой стороны, смешанные системы позволяют трансформировать государственный механизм под потребности сложившейся расстановки политических сил. 

 

III. НЕТИПИЧНЫЕ ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ 
       

 

Термин «нетипичная» форма правления» отражает процессы сокращения и исчезновения «чистых» форм монархического и республиканского правления. Эти процессы вызваны к жизни теми изменениями, которые произошли в мире в целом и конкретно в каждом обществе. Демократизация, как глобальная тенденция, открыла доступ ранее политически бесправному населению к процессу принятия решений и изменила механизмы формирования и функционирования органов верховной власти.

 
Появление нетипичных форм правления может быть вызвано разными причинами.  
Во-первых, чистые формы правления имеют, как принято считать, недостатки, присущие форме как таковой. Например, президентская республика имеет тенденцию к президентскому авторитаризму, а парламентарной республике присуща нестабильность правительства, частые правительственные кризисы и отставки.  
Во-вторых, создание смешанных и гибридных форм правления нередко связано со стремлением улучшить взаимодействие, взаимосогласованность высших органов государственной власти.  
В-третьих, появление таких форм связывается также с влиянием гуманистических идей и институтов, с распространением и восприятием во все большем числе стран мира общечеловеческих ценностей. Наконец, появление нетипичных форм правления может быть обусловлено давлением и борьбой прогрессивных сил общества.

 

 

 

 

 

 

 

1.МОНАРХИЯ С  ЭЛЕМЕНТАМИ РЕСПУБЛИКИ

 

 

 

 . Монархия с элементами республики(«республиканская монархия», выборная) — такая монархия имеет главный республиканский признак — систематическую выборность главы государства, однако им не может быть избран любой гражданин, удовлетворяющий избирательным квалификациям и требованиям для президента, а только один из нескольких монархов — правителей составных частей федерации[7]. Подобная нетрадиционная форма правления имеется в ОАЭ и Малайзии, которые по своему государственному устройству являются федерациями, при этом каждая из составных частей (7 эмиратов ОАЭ) или некоторые составные части государства (9 из 13 штатов Малайзии) представляют собой наследственные монархии. Глава государства в целом формируется путем выборов между монархами, возглавляющими тот или иной субъект федерации. При этом срок его полномочий чётко оговаривается (в обоих государствах он составляет 5 лет), и по истечении указанного срока полномочий монарх избирается вновь.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.РЕСПУБЛИКА С  ЭЛЕМЕНТАМИ МОНАРХИИ

· Республика с элементами монархии («монархическая республика», суперпрезидентская) — в современном мире в условиях тоталитарных систем появились республики, которым свойственен важнейший элемент монархии — несменяемость главы государства[7]. Глава государства в такой республике может формально избираться, может назначаться, но реально народ в формировании главы государства участия не принимает. Кроме того полномочия такого главы государства не ограничены, он является пожизненным правителем, более того возможна передача власти по наследству. Впервые пожизненным президентом стал Сукарно в Индонезии[8], затем пожизненный пост стал занимать президент Югославии Тито, в настоящее время встречается в некоторых странах Азии и Африки (КНДР, Туркменистан при Ниязове, Гамбия).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. СУПЕРПРЕЗИДЕНТСКАЯ РЕСПУБЛИКА

 

 

 
Суперпрезидентская (монократическая) республика — разновидность президентской республики, характеризующейся режимом президентского правления. Суперпрезидентскую республику характеризуют:

а) концентрация всей полноты власти в руках "сильного" президента, который в таких случаях может быть не только главой государства, но и главой исполнительной власти, лидером правящей политической партии;

б) фактически ничем не ограниченное право президента распустить парламент;

 в) право президента  назначать на должность и освобождать  от должности руководителей местных  администраций, судей;

 г) право президента  вводить по собственному усмотрению  режим чрезвычайного и военного  положения;

д) практическая невозможность отрешения президента от должности;

е) деформация или полное отсутствие системы "сдержек" и "противовесов", которая является обязательным условием баланса законодательной, исполнительной и судебной властей;

ж) ориентация всех государственных структур во главе с президентом на установление монократического режима, при котором отсутствует подлинная демократия, а права и свободы граждан носят формальный, а нередко и фиктивный характер. В современных условиях существуют в большинстве латиноамериканских стран, некоторых азиатских и бывших советских республиках.

 

 

 

 

 

4.ПОЛУПРЕЗИДЕНТСКАЯ  РЕСПУБЛИКА,

ПОЛУПАРЛАМЕНТСКАЯ РЕСПУБЛИКА

 

 

 
Полупрезидентская республика (республика смешанного типа) — разновидность республиканской формы правления, при которой элементы президентской республики сочетаются с элементами парламентарной республики. В полупрезидентской республике глава государства избирается, как правило, на всеобщих выборах и реально наделен большими полномочиями. Правительство формируется парламентским путем и ответственно не только перед президентом, но и перед парламентом.

Президент осуществляет общее руководство правительством, которое возглавляет премьер-министр, имеет право роспуска парламента при выражении вотума недоверия правительству. Для полупрезидентской республики характерен дуализм исполнительной власти. Образцом полупрезидентской республики является Франция по Конституции 1958 года. Широкое распространение полупрезидентская республика получила в бывших социалистических странах (Польша, Румыния, Болгария, Украина, Литва, Молдавия). По ряду формально-юридических признаков к ней можно отнести и Российскую Федерацию.

Конституция России 1993 года не называет президента Российской Федерации главой исполнительной власти, но предоставила ему широкие полномочия в отношении правительства. Председатель правительства Российской Федерации назначается президентом с согласия парламента (Государственной думы), но остальные министры назначаются президентом без такого согласия. Не требуется согласия Государственной думы на отставку председателя правительства и членов правительства по решению президента. При этом правительство несет ответственность перед Государственной думой, которая вправе поставить вопрос о доверии правительству, и если в течение трехмесячного срока недоверие будет высказано дважды, президент Российской Федерации должен объявить об отставке правительства или распустить Государственную думу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.СОВЕТСКАЯ РЕСПУБЛИКА

 

 

Советская республика -  ( в социалистических странах ) - особая разновидность республиканской формы правления, основу которой составляют особые представительные органы — Советы народных депутатов. Такая разновидность республиканской формы правления характеризуется полновластием Советов — представительных органов государственной власти.

Характерные черты советской республики общепринятые демократические институты: избирательная система права и свободы и др.

 Единственную систему органов  государственной власти составляли  особые представительные органы  — Советы разных уровней, объединенные  строгой иерархией и соподчиненностью. Советам принадлежала вся полнота  власти, они представляли политическую  основу Советского государства, все иные органы были подотчетны  и подконтрольны Советам. Принцип разделения властей для этой формы правления не признавался

По этой причине для данного типа правления характерны были следующие черты:

  1. функции парламента выполняли палаты Советов;
  2. функции президента выполняли коллегиальные президенты — президиумы Советов союзного и республиканского уровней;
  3. действовал императивный депутатский мандат — депутаты были подотчетны населению и могли быть им отозваны в случае не оправдания доверия;
  4. не было различия между государственными органами и органами местного самоуправления (в теории и государственной практике понятие «местное самоуправление» не употреблялось). В Советы избирались и беспартийные, иногда их было больше, чем партийных. По мнению критиков советской системы, Советы являлись ширмой, прикрытием партийной диктатуры, которой принадлежала вся полнота власти. Хотя однопартийная система и по сей день есть в некоторых парламентских республиках, однако и для них, и для советских республик она вовсе не обязательна. Более того, до середины 1920-х годов в Советах избирались не только большевики, но и меньшевики, эсеры и анархисты.
  5. политический режим этого периода можно охарактеризовать как тоталитарный - Советское государство вмешивалось во все сферы жизнедеятельности общества, контролировало функционирование всех общественных организаций, вторгалось в личную жизнь граждан. Все это породило социальное иждивенчество. При этой идеологии многие члены общества, соглашаясь на контроль со стороны государства, рассчитывали на непосредственную помощь, заботу государства в сфере образования, здравоохранения, науки, социального страхования и даже личной сфере, трудовой деятельности (формальное отсутствие безработицы, обеспечение занятости), в других областях жизни общества.

Информация о работе Формы правления государств