Форма правления в структуре формы государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Августа 2013 в 20:22, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания данной курсовой работы является изучение республиканской формы правления и выявление ее особенностей.
Достижению цели курсовой работы будет способствовать выполнение следующих задач:
- рассмотреть понятие республиканской формы правления и историю появления;
- проанализировать виды республиканской формы правления и их признаки

Содержание

Введение 3
Глава 1. Форма правления в структуре формы государства 5
Понятие и виды формы правления 5
Республиканская форма правления: понятия, виды и принципы 9
Глава 2. Виды республиканской формы правления 13
2.1. Президентская республика и ее характерные черты 13
2.2. Парламентская республика и ее характерные черты 16
2.3 Смeшанная рeспублика и ее характерные черты 20
Заключение 23 Список используемой литературы 25

Вложенные файлы: 1 файл

курсач.docx

— 65.58 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение                                                                                                            3

Глава 1. Форма правления в структуре формы государства                               5

    1. Понятие и виды формы правления                                                        5
    2. Республиканская форма правления: понятия, виды и принципы         9

Глава 2. Виды республиканской формы правления                                      13

2.1. Президентская республика и ее характерные черты                                  13

2.2. Парламентская республика  и ее характерные черты                              16

2.3 Смeшанная рeспублика и ее характерные черты                                    20

Заключение                                                                                                    23 Список используемой литературы                                                                 25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Государство это определенный способ организации общества, а также  организация публичной политической власти, распространяющаяся на все общество, выступающая его официальным представителем и опирающаяся в необходимых случаях на средства и меры принуждения. Для постижения такого сложного социального института, как государство в теории государства и права особое внимание уделяется изучению формы государства.

В различных странах государственные  формы имеют свои особенности, характерные признаки, которые по мере общественного развития наполняются новым содержанием, обогащаясь во взаимосвязи и взаимодействии. Вместе с тем форма существующих государств, особенно современных, имеет много общих признаков, позволяющих дать определение каждому элементу формы государства. В процессе развития науки произошла систематизация проявления признаков государства, и его форма стала рассматриваться как единство формы правления, формы государственного устройства и политического режима. Это и есть те три составляющие, которые образуют форму государства.

Понятие формы правления  является одним из важнейших, содержательных характеристик правовой науки, государство  ведения в целом. Изучение форм правления имеет огромное значение в современном мире. От формы правления в значительной степени зависит политическая жизнь в обществе и устойчивость государственных институтов. В форме правления государства выражается его строение, на которое влияют как социально-экономические факторы, так и природные, климатические условия, национально-исторические и религиозные особенности, культурный уровень развития общества.

Данная контрольная работа посвящена республиканской форме  правления.

Целью написания данной курсовой работы является изучение республиканской формы правления и выявление ее особенностей.

Достижению цели курсовой работы будет способствовать выполнение следующих задач:

- рассмотреть понятие республиканской формы правления и историю появления;

- проанализировать виды республиканской формы правления и их признаки;

- обобщить материал и сделать выводы.

Теоретической основой исследования послужили труды различных авторов, среди которых как Козлова Е.И., Кутафин О.Е., Катков Д.Б., А.В. Малько, Кодлаев В.М., Хропанюк В.Н., А.Б. Венгеров. Данными авторами подробно изучены вопросы, касающиеся форм правления.

В работе были использованы общенаучные методы исследований: анализ, синтез, сравнение, классификация и обобщение.

Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ В СТРУКТУРЕ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА

 

1.1 Понятие и виды формы правления

 

Понимание формы государства  сложилось не сразу. Долгое время  форму государства считали состоявшей из формы правления и формы  государственного устройства, к которым  впоследствии добавлялись политический режим и политическая динамика. В  ходе дискуссий в научной литературе высказывались различные мнения, отдававшие приоритет тем или  иным отдельным аспектам понятия «форма государства». Так или иначе, на сегодня наиболее распространенной является концепция организации государственной власти, заключающейся в единстве трех элементов - правления, государственного устройства и политического режима.

В научной литературе существуют различные подходы к понятию  формы правления. Сторонники узкой  трактовки этого понятия связывают  форму правления только или прежде всего с правовым положением главы государства, приверженцы широкой трактовки включают в это понятие отношения высших органов государственной власти с центрами экономической и политической власти и даже политическую среду. Узкая трактовка недостаточно учитывает роль других органов государства, в том числе парламента, правительства, широкая придает понятию формы несвойственный ей характер. 

Так, например, В.Н. Храпанюк дает такую формулировку: форма государственного правления – структура высших органов государственной власти, порядок их образования и распределения компетенции между ними1.

Чиркин  В. Е. дает следующее определение: форма государственного правления — элемент формы государства, который определяет систему организации высших органов государственной власти, порядок их образования, сроки деятельности и компетенцию, а также порядок взаимодействия данных органов между собой и с населением, и степень участия населения в их формировании2

Под формой правления подразумевают  организацию верховной государственной  власти, в особенности высших и  центральных ее органов, структуру, компетенцию, порядок образования  этих органов, длительность их полномочий, их взаимоотношения с населением, степень участия последнего в  их формировании. Форма правления  является ведущим элементом в  форме государства, трактуемой в  широком смысле.

Форма правления показывает:

- как создаются высшие органы власти в государстве, их структуру,

- какие принципы лежат в основе взаимодействия между государственными органами,

- как строятся взаимоотношения между верховной властью и рядовыми гражданами,

- в какой мере организация органов государства позволяет обеспечивать права и свободы граждан.

Форма правления является старейшим элементом, характеризующим  устройство государства, которую начали изучать ещё в Древней Греции. В различных периодах истории форма правления имела различный смысл. Так, в аграрном обществе значение формы правления сводилось лишь к определению того, каким образом замещается должность главы государства — в порядке наследования или путем выборов. По мере разложения феодализма и перехода к индустриальному обществу, сопровождавшегося ослаблением власти монархов, появлением и укреплением народного представительства, формы правления стали развиваться. Наибольшую значимость приобрело не то как происходит передача власти — наследственный или выборный глава государства в стране, а то, как организуются отношения между главой государства, парламентом, правительством, как взаимно уравновешиваются их полномочия3, — словом, как устроено разделение властей.

Основным в понятии  формы правления является организация  верховной власти государства и  порядок ее образования. Главным, определяющим признаком является правовой статус главы государства (выборный и сменяемый  в республике, наследственный —  в монархическом государстве).

В обществах, не связанных  экономическими узами обмена и вынужденных  объединяться посредством централизованной государственной власти, естественной формой правления представляется монархия. Там, где форма правления не сопряжена  с иерархической системой феодальной собственности на землю и ее верховным  собственником в лице самого монарха, она принимает вид деспотии. Для  обществ основанных на обменных отношениях между свободными, политически равными субъектами — собственниками, характерна республиканская форма правления.

Форма правления обусловливается  также конкретной расстановкой социально-политических сил и результатами борьбы между  ними (действие этого фактора особенно ярко проявляется в революционные  периоды, доказательством чего может  быть падение монархических режимов  в результате Великой французской  революции 1789 г.); историческими особенностями  отдельных стран; особенностями  культуры народа, аккумулирующей исторический и политический опыт, обычаи и навыки жизни в условиях того или иного государства; влиянием в стране политических процессов, в том числе военных.

Наука, фиксируя реально возникающие  в истории формы правления, выработала несколько их классификаций. Наиболее распространенная из них — это  деление форм правления по числу  правящих лиц. Если власть принадлежит одному — монархия, если многим — аристократия, если всем — демократия, или республика. Существование такой классификации отмечено еще Геродотом в его повествовании о споре между Отаном, Мегабизом и Дарием о том, какую форму правления следует установить в Персии после убийства Лже-Смердиса. Также и критика этого деления имеет достаточно давнюю историю, восходя к Платону и Аристотелю. Первый из них различал формы правления в зависимости от преобладания в государстве трех добродетелей: мудрости, мужества и умеренности, второй — в зависимости от соотношения правильных или искаженных видов правления, объявляя правильными те, в которых личный интерес правителей, кто бы они ни были, подчинен общему интересу государства, и, наоборот, искаженными — те, в которых преобладает личный интерес. Существовали и другие классификации. Монтескье, например, обращал внимание на различные принципы — силы, которые, по его мнению, движут государственную жизнь. Он полагал. что добродетель воплощается в демократии (республике), умеренность — в аристократии, честь — в монархии, страх — в деспотии. 
Деление форм правления зафиксировал Геродот. Оно дошло до наших дней.

В теории государства и  права традиционно выделяют две  основные формы правления — монархию и республику, каждая из которых  в свою очередь имеет несколько  разновидностей. Монархия — форма правления, где высшая государственная власть принадлежит единоличному главе государства — монарху, который занимает престол по наследству и не несет ответственности перед населением. Республика — форма правления, при которой высшие органы государственной власти избираются народом, либо формируются особыми представительными учреждениями на определенный срок и несут полную ответственность перед избирателями.

Подавляющее большинство стран  мира избрало республиканскую форму  государственного правления как  в принципе, при прочих равных условиях, более соответствующую интересам  народовластия, развития демократии, поскольку  она по самой своей сути предполагает признание народа единственным источником любой государственной власти, носителем суверенитета. Сегодня республиками являются Китай и Индия, США и Россия, Франция и Германия, Италия и Греция, Бразилия и Аргентина, Австрия и Швейцария, Мексика и Индонезия, Египет и ЮАР, Нигерия и Тунис, Турция и Сирия, Польша и Венгрия, Чехия и Словакия, Болгария и Румыния, Пакистан и Вьетнам и многие другие страны. Республиками являются и все страны СНГ. Конечно, как и за всякой формой, за республиканской формой правления может скрываться различное, в том числе и недемократическое, содержание. Например, в Ираке, Иране и КНДР за фасадом республиканской формы правления отчетливо обнаруживается политический режим личной власти4. В целом ряде африканских, латиноамериканских и азиатских республик не раз за последние десятилетия утверждались и до сих пор существуют военно-диктаторские власти. Но все это — различные виды действительной природы и истинных принципов республиканизма.

 

1.2. Республиканская форма правления: понятия, виды и принципы

 

Республика — форма  правления, при которой главой государства  является президент, избираемый на определенный срок из числа граждан, обладающих необходимыми «квалификациями» (определенный возраст, рождение в данной стране от граждан  этого государства, обладание полными  гражданскими и политическими правами  и другие), «его власть считается  производной от избирателей или  представительного органа.»5

Республика или республиканская  форма правления является весьма древней формой государственной  организации общества. Уже в первых месопотамских городах-государствах (IV-III в. до н.э.), как впоследствии в  древнегреческих полисах, власть имела сложную структуру. И в этой структуре верховенство власти зачастую оставалось за демократическим органом – собранием и советом. Республиканская форма правления в окончательном виде сформировалась в Афинском государстве. По мере развития общественной жизни она видоизменялась, приобретала новые черты, все больше наполнялась демократическим содержанием.

Республиканское правление  основано подчас на принципе разделения единой государственной власти на ряд  властей: законодательную, исполнительную и судебную. Это означает, что различным органам государства поручается выполнять разные функции по управлению государством. Парламенту ( народному собранию, национальной ассамблее, думе, верховному совету, конгрессу и т.п.) поручается принимать законы. Правительству и его органам (исполнительно- распорядительным органам) – выполнять законы, организовывать их исполнение. Судебным органам - осуществлять контроль за исполнением законов, привлекать к ответственности за их нарушение и т.д.

Иными словами, органы республиканского правления наделяются разными полномочиями и сферой деятельности (компетенцией) по осуществлению единой государственной  власти. Несмотря на разделение властей, все республиканские органы призваны осуществлять согласовано, системно, организованно  единую государственную власть и  не могут функционировать друг без  друга.

Следовательно, разделение властей позволяет, во-первых, более  качественно решать возложенные  на каждую из властей задачи, во-вторых, предотвращать злоупотребление  властью, которое становится весьма вероятным при монополизме власти, а в-третьих, осуществлять контроль за действиями государственных органов.

Большие отличия от монархии имеет республика и в сфере  образования органов власти. По существу, республика - это такая форма правления, при которой все высшие органы государственной власти избираются народом либо формируются общенациональным представительным учреждением. В разных странах существуют различные избирательные системы, но неизменным остается тот факт, что народ так или иначе, обязательно участвует в формировании органов государственной власти.

Информация о работе Форма правления в структуре формы государства