Формы правления государств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2015 в 20:25, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – рассмотреть существующие формы государственного правления и показать их особенности.
Задачи курсовой работы:
- разобрать понятие и структуру формы государства;
- разобрать место и роль форм правления в форме государства;
- изучить виды форм правления и разобрать их достоинства и недостатки;
- разобрать монархию и республику, как формы правления;
- изучить нетипичные формы правления: монархию с элементами республики, республику с элементами монархии, полупрезидентскую республику, советскую республику.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
I.Форма правления в структуре формы государства…………...……………...5
1.Понятие и структура формы государства……….……………………….5
2.Место и роль формы правления в ее структуре….……………………...8
3.Понятие и виды формы правления. …………………………..………...10
II.Типичные формы правления…………………………………………………12
1.Монархия: понятие, признаки и виды…………………………………..12
2.Республика: понятие, признаки и виды…………………………………19
III.Нетипичные формы правления……………………………………………...27
1.Монархия с элементами республики……………………………………28
2.Республика с элементами монархии………………………...…………..29
3.Суперпрезидентская республика……….……………...………………..30
4.Полупрезидентская(полупарламентская) республика………..……..…31
5.Советская республика……………………………………………………33
Заключение………………………………………………………………………36
Список использованной литературы…………………………………………...38

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovaya_rabota_po_TGP.docx

— 128.34 Кб (Скачать файл)

Одни из главных достоинств монархии является:  
1) способность сохранять не формальность отношений монарха и подданного. Возможно, в силу этого монархия является более действенным символом единства. Правильно устроенная монархия может быть символом единства многонационального государства, в том числе империи. Монархия также может являться символом единства нации, общественной стабильности. Даже формально конституционные, а фактически декоративные монархии (вроде современной монархии в Великобритании) продолжают исполнять эту важную миссию - миссию символа и инструмента единства.

2) в сфере социальных отношений монархия проводит исключительно благородные принципы. Это, например, верность - один из самых благородных критериев в отношениях между людьми.

3) возможность принятия оперативного решения в случаях, когда времени на обсуждение просто нет.  
4) способность эффективно выдвигать наиболее талантливых людей на руководящие посты. В монархической системе эта способность гораздо выше, нежели в республиканской. Президент или премьер-министр будут видеть в талантливом министре или генерале конкурента, а следовательно, будут всячески придерживать его. Монарх социально выведен из конкуренции и сам заинтересован в выдвижении талантливых людей, так как для него поражение страны - это угроза отречения, а гибель страны - гибель династии. 
Одни из главных недостатков монархии является:

1) династической монархии - случайность рождения. При династическом наследовании нет гарантии, что не родится умственно неполноценный наследник. Очень часто династические наследники являли собой противоположность своим родителям. 
4) фаворитизм, склонность к выдвижению любимцев. На Руси во второй половине XVIII века фаворитизм стал почти государственным учреждением.

Существуют следующие виды монархии:

 

  • По объему ограничений

· Абсолютная монархия — монархия, предполагающая неограниченную власть монарха. При абсолютной монархии, возможно существующие органы власти полностью подотчётны монарху, а воля народа официально может выражаться максимум через совещательный орган (в настоящее время Саудовская Аравия).

Государство, по общему правилу, является государством самого могущественного экономически господствующего класса. Абсолютная монархия характеризуется ликвидацией или полным упадком значений сословно-представительных учреждений, неограниченной властью монарха, увеличением аппарата подавления.

Большому государству свойственна либо монархия с аристократией, либо монархия с демократией. Если же они отсутствуют то, неизбежна монархия с бюрократией. В эпоху Просвещения существовал принцип общественного договора в варианте Т. Гоббса (принцип Левиафана). Суть его в том, что в интересах дворянства или других сословий полномочия раз и навсегда делегируются государству, и подданным остается только повиноваться. Именно этот принцип реализуется в абсолютизме.  
 
Для абсолютной монархии характерна политика протекционизма и меркантилизма, содействовавшая развитию национальной экономики, торговой и промышленной буржуазии. Новые экономические ресурсы использовались абсолютизмом для укрепления военной мощи государства и ведения завоевательных войн. 

В настоящее время в мире сохраняются 8 абсолютных монархий: Бахрейн, Бруней, Ватикан, Катар, Кувейт, ОАЭ, Оман, Саудовская Аравия. В последние десятилетия в некоторых из этих стран были проведены реформы, но и они пока не изменили абсолютного характера монархий.

Особую разновидность абсолютной монархии представляет абсолютная теократическая монархия - особая форма организации государственной власти, при которой последняя принадлежит церковной иерархии. Примером такой монархии является Ватикан, где законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежат Папе, пожизненно избираемому коллегией кардиналов.

· Конституционная монархия — монархия, при которой власть монарха ограничена конституцией или неписаным правом или традициями. Конституционная монархия существует в двух формах: дуалистическая монархия (Российская империя 1906-1917гг., Япония 1889-1945гг., в настоящее время в "чистом" виде не существует) и парламентарная монархия (в настоящее время Великобритания, Дания, Швеция).

 

**Парламентарная монархия — вид конституционной монархии, в которой монарх не обладает властью и выполняет только представительную функцию. При парламентарной монархии правительство ответственно перед парламентом, который обладает большей властью, чем другие органы государства (хотя в разных странах это может различаться). более прогрессивный вид конституционной монархии . Характеризуется тем, что монарх чисто номинально выполняет свои функции. Даже если конституция наделяет его большими полномочиями (как напр., в Нидерландах, Дании), он в силу конституционно-правового обычая не может ими самостоятельно воспользоваться. Все исходящие от монарха акты нуждаются в официальном одобрении министров. В ряде парламентарных монархий (Япония, Щвеция) монарх по конституции даже формально не имеет сколько-нибудь значительных полномочий. Правительство при парламентарной монархии формально и фактически ответственно перед парламентом, которому в соответствии с конституцией принадлежит формальное верховенство среди др. органов государства.

Признаки парламентской монархии:

1) Правительство  формируется из представителей  определенных партий, получивших  большинство на выборах в парламент;

2) Лидер партии  с наибольшим числом депутатских  мест – глава государства;

3) Фигура  монарха символическая (в законодательной, исполнительной и судебной власти  он ограничен);

4) Законодательные  акты принимаются парламентом  и формально подписываются монархом;

5) Правительство  несет ответственность перед  парламентом, а не перед монахом.

 

**Дуалистическая монархия (лат. Dualis — двойственный) — вид конституционной монархии, в которой власть монарха ограничена конституцией и парламентом в законодательной области, но в заданных ими рамках монарх обладает полной свободой принятия решений. Является исторически переходной формой от абсолютной монархии к парламентарной. Так, при дуалистической монархии, правительство несет формально двойную ответственность перед монархом и парламентом, но реально подчиняется, как правило, воле монарха. Именно как дуалистическую монархия можно охарактеризовать форму правления, существовавшую в Российской империи с 17 октября 1905 г. до февральской революции 1917 г., а также в кайзеровской Германии (1871-1918). В настоящее время дуалистическая монархия существует в Марокко, Иордании, Таиланде, Непале, Малайзии.

Признаки дуалистической монархии:

1) Это промежуточная  форма между абсолютной и парламентской  монархией;

2) Наличие  монарха и иных высших органов  государственной власти (парламента  и правительства);

3) Назначение  членов парламента монархом;

4) Назначение  членов правительства монархом, и ответственность правительства  лично перед монархом;

5) Монарх  выполняет функции реального  главы государства.

  • По традиционному устройству

· Древневосточная монархия — первая в истории человечества форма государственного правления, имела уникальные присущие только ей черты.

· Феодальная монархия (средневековая монархия) — последовательно проходит три периода своего развития: раннефеодальная монархия, сословно-представительная монархия, абсолютная монархия] .

· Вотчинная монархия — монархия, при которой верховная власть вновь становится реальной и порядок её передачи перестаёт зависеть от воли крупных феодалов, в борьбе с которыми монарх вступает в союз с рыцарством и третьим сословием и начинает процесс государственной централизации.

· Сословно — представительная монархия — монархия, при которой власть монарха ограничена не только представителями его вассалов, как при вотчинной монархии, но и представителями третьего сословия. Впоследствии, с переходом к наёмной армии и ликвидацией уделов, преобразуется в абсолютную монархию.

· Теократическая монархия — монархия, при которой политическая власть принадлежит главе церкви или религиозному лидеру. В таких странах отсутствует свобода совести, господствующая религия является обязательной и является частью общества, нормы религии становятся главным законом. Выделяют христианскую (Ватикан) и исламскую (Саудовская Аравия и др.) теократическую монархию.

· Выборная монархия — монархия, при которой следующий монарх не наследует власть автоматически (по смерти, ухода или окончания полномочий предыдущего), а выбирается (формально или реально). Фактически — промежуточная форма правления между монархией и республикой.

     · Раннефеодальная монархия — как форма государственного правления вырастает непосредственно из родообщинных отношений у значительной части народов Европы (Франкское, Германское, Англо — саксонское государства, Великое Княжество Литовское).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.РЕСПУБЛИКА: ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И ВИДЫ

 

 

Республика – форма правления, в соответствии с которой высшая власть в государстве принадлежит выборным органам – парламенту, президенту; они осуществляют контроль над правительством, существует независимое правосудие, муниципальное самоуправление.

 

Республика — форма правления, при которой главой государства является президент, избираемый на определенный срок из числа граждан, обладающих необходимыми «квалификациями» (определенный возраст, рождение в данной стране от граждан этого государства, обладание полными гражданскими и политическими правами и др.).

Республиканская форма правления использовалась еще в Древнем мире (например, демократическая республика в Афинах и аристократическая в Риме), республиками являлись многие города-государства в средние века (Дубровник в Югославии, Бремен в Германии, Новгород в России), но наиболее широкое распространение эта форма получила в Новое время, т.е. после победы буржуазных революций. Первой республикой стали США.

 

Признаки республики:

  • 1. Существование единоличного и коллегиального главы государства;
  • 2. Выборность главы государства и других верховных органов на определенный срок;
  • 3. Осуществление государственной власти по поручению народа;
  • 4. Юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом;
  • 5. Обязательность решений верховной государственной власти для всех других государственных органов;
  • 6. Защита интересов граждан, взаимная ответственность личности и государства.

 

Как можно убедиться из названных признаков, республиканское правление - это коллегиальное правление. Все высшие органы государственной власти, сформированные выборным путем, имеют сложную структуру, наделяются определенными, только им свойственными полномочиями и несут ответственность за их неисполнение или ненадлежащие исполнение согласно закону.

 

Существование  единоличного главы государства выражается в наличии поста президента, а коллегиальность проявляется в наличии трёх ветвей власти: законодательной, исполнительной и судебной. При данной системе организации власти реализуется система сдержек и противовесов, которая  является основой правового государства.

 

Выборность на определённый срок главы государства и других верховных органов государственной власти на определённый срок выражается в том, что данные органы выбираются прямым всенародным голосованием и осуществляют свои полномочия в течение определённого срока, установленного Конституцией.

 

Существуют следующие виды республик:

 

. Президентская республика - разновидность республиканской формы правления, такая республика, в которой население страны избирает не только высший законодательный орган, но и главу государства -- президента. В государствах с республиканской формой правления главой государства является президент, который занимает этот пост, как правило, в результате выборов. Её также называют дуалистической республикой, подчеркивая, тем самым, факт сосредоточения сильной исполнительной власти в руках президента, а законодательной — в руках парламента.

Высшим должностным лицом в президентской республике является президент, обладающий полномочиями главы государства и главы правительства.

 

Президентская республика является наиболее распространенным видом республики, более двух столетий существующий в США - стране классического президентского правления. Сегодня такими республиками являются также Бразилия и Мексика, Египет и Нигерия, Индонезия и Ирак, Филиппины и Зимбабве, Тунис и Перу и т.д., большинство стран и большинство республик в Африке и Латинской Америке, ряд азиатских республик.

В президентской республике президент сосредоточивает в своих руках полномочия главы государства и главы правительства.

Отличительные признаки президентской республики:

  1. президент и парламент в равной степени легитимированы (признаны) народом. Президент «сильный», он избран народом и потому может апеллировать к нему в случае конфликта с парламентом; 
  2. президент одновременно является главой государства и главой правительства, отсутствует дуализм ("раздваивания") исполнительной власти;
  3. президент нуждается в согласии парламента на формирование правительства, но в выборе своей «команды» он свободен и независим от политической поддержки парламента, не руководствуется принципом партийной принадлежности при подборе министров; 
  4. парламент не может сместить правительство с помощью вотума недоверия; 
  5. чтобы не допустить излишней концентрации власти у президента, конституцией предусматривается «механизм сдержек и противовесов» его власти: президент не вправе распустить парламент, а парламент может инициировать импичмент (отстранение от должности) президента.

Отличительные черты такой формы правления:

  1. внепарламентский метод избрания президента (либо населением — Бразилия, Франция, либо коллегией выборщиков — США);
  2. внепарламентский метод формирования правительства, то есть его формирует президент. Президент является и формально и юридически главой правительства (пост премьер-министра отсутствует как, например, в США), или он назначает главу правительства. Правительство несёт ответственность только перед президентом, а не перед парламентом, так как только президент может отправить его в отставку.

К концу XX в. в мире насчитывалось около 70 президентских государств.

 

. Парламентская республика - это такая разновидность республиканской формы правления, при которой ведущая роль в осуществлении высшей государственной власти и формировании ее органов принадлежит парламенту как высшему органу представительной и законодательной власти.

Информация о работе Формы правления государств