Формы правления в государстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 17:03, доклад

Краткое описание

Форма правления характеризует организацию государственной власти, систему высших государственных органов, а также порядок их образования , взаимоотношения их между собой и с гражданами. Так в Непале вся полнота власти принадлежит королю , в Великобритании королева правит лишь формально, а фактически – парламент и правительство во главе с премьер – министром; США – республика с сильной президентской властью; в Италии решающую роль играет парламент. По форме правления государства можно поделить на две группы : монархии и республики.

Вложенные файлы: 1 файл

доклад Формы правления гос-м.doc

— 52.00 Кб (Скачать файл)


Формы правления  в государстве.

 

        В мире существует более 200 государств. Они могут быть сгруппированы  в зависимости от уровня экономического, политического развития , от идеологической, религиозной направленности, от того, какими средствами осуществляют международную политику.

        

        Форма правления характеризует  организацию государственной власти, систему высших государственных органов, а также порядок их  образования , взаимоотношения их между собой и с гражданами. Так в Непале вся полнота власти принадлежит королю , в Великобритании королева правит лишь формально, а фактически – парламент и правительство во главе с премьер – министром; США – республика с сильной президентской властью; в Италии решающую роль играет парламент. По форме правления государства можно поделить на две группы : монархии и республики.

 

         Монархия означает, что правит  один человек, или персональное единовластие. Она соответствует следующим признакам:

  • существование единоличного главы государства;
  • обладание монархом всей полноты власти, которая является  нераздельной , верховной и суверенной;
  • наследственный порядок передачи власти;
  • бессрочное правление монарха;
  • юридическая безответственность монарха.

 

Различают неограниченную, абсолютную и неограниченную монархию.

 

        Для абсолютной монархии характерно  отсутствие представительных учреждений народа, сосредоточение всей государственной власти в руках монарха. Он издаёт законы, назначает чиновников, объявляет или прекращает войну, контролирует сбор налогов и расходует их по своему усмотрению. Карательная функция также находится в его руках.

 

Разновидность абсолютной монархии является теократическая монархия. Теократия ( от греческого theos – бог ,  kratos – власть) - форма государственного правления, при которой власть сосредоточена у духовенства или главы церкви.

 

       Ограниченная монархия подразделяется на дуалистическую и парламентарную (конституционную) в зависимости от степени ограничения полномочий главы государства.

 

          В дуалистической монархии существуют несколько политических учреждений: монарший двор, формирующий правительство и парламент, который никакого влияния на правительство не оказывает, как, например, до революции 1917 года в России. Монарх, император или царь имеет сильное влияние на парламент : может наложить вето на его законы, издать чрезвычайные указы, имеющие силу закона, а при необходимости распустить парламент. Парламент - родовое название высшего представительного и законодательного органа в демократических государствах.

 

          Парламентарной монархии свойственно ограничение власти монарха, как в законодательной, так и в исполнительной сферах. Несмотря на то, что формально монарх назначает главу правительства и министров, правительство ответственно не перед ним, а перед парламентом. Монарх здесь фигура скорее чисто символическая, являющаяся своего рода данью традиции, нежели властная. Он царствует, но не правит  (Швеция , Япония , Великобритания).

 

         Республика как форма правления возникла позднее монархии и стала доминирующей в современном мире. Республика  (лат. respublica   от res -  дело , publicus – общественный) - форма  государственного правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональными представительными учреждениями   (парламентами) , а граждане обладают личными и политическими правами. В настоящее время из 190 государств мира более 140 являются Республиками. Ей присущи следующие признаки:

  • коллективное правление, осуществляемое не одним лицом, лицом, а системой государственных органов;
  • республиканское правление основано на принципе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную;
  • в формировании власти участвует народ; в процессе выборов государственных органов могут применяться различные избирательные системы, одни менее, другие более демократичные;
  • представители органов власти и высшие должностные лица - избираются на определённый срок;
  • высшие должностные лица несут ответственность перед органом, их избравшим, или народом;

         В данный момент известны два основных вида республики.

   

         Президентская республика характеризуется  значительной ролью Президента  в системе государственных органов, соединением в его руках полномочий главы государства и правительства. Правительство и Президент избираются внепарламентским путём, поэтому в определённых ситуациях могут быть в противоречии с Парламентом.

 

         Президентская республика создаёт  благоприятные предпосылки для  сосредоточения в руках президента  больших полномочий, что стабилизирует власть. Это крайне необходимо для государств, находящихся на переходных этапах (Мексика , Р.Ф.); государств , где сильны монархические традиции (Румыния ); , в ситуациях, не отличающихся стабильностью (Украина , Грузия ); , в период проведения реформ (Перу); в государствах имеющих обширную территорию и многонациональный состав (США); при наличии чрезвычайных событий , таких как , например , война (Югославия).

 

        Парламентская республика характеризуется  провозглашением принципа верховенства парламента, перед которым правительство в полном составе несёт всю ответственность за свою деятельность. Участие президента в формировании правительства минимально, оно формируется партией, получившей большинство на выборах и соответственно в парламенте. Хотя президент формально наделяется большими полномочиями, на практике он не оказывает серьёзного влияния на осуществление государственной власти.

Парламентская республика  - менее распространённая форма правления , чем республика президентская. Она существует в странах, отличающихся развитой, в значительной мере саморегулируемой экономикой (Турция , Финляндия и т.д.). Российская Федерация ещё очень далека от введения у себя данной формы правления.

     Также существуют  смешанные формы правления: Президентская республика характеризуется значительной ролью президента в системе государственных органов, соединением в его руках полномочий главы государства и главы правительства. Её также называют дуалистической республикой, подчеркивая, тем самым, факт чёткого разделения двух властей: сосредоточения сильной исполнительной власти в руках президента, а законодательной — в руках парламента. Суперпрезидентская республика— форма государственного управления, при которой принцип разделения властей декларируется, но соблюдается лишь внешним образом, на деле же власть сосредоточена преимущественно у президента и подконтрольных ему административных институций. Полупрезидентская- При этой форме правления сильная президентская власть сочетается с эффективным контролем парламента за деятельностью правительства. Полупрезидентская республика не имеет таких устойчивых типичных черт, как парламентская и президентская, и в различных странах тяготеет к одной из этих форм. Ее главная характерная черта двойная ответственность правительства: перед президентом и перед парламентом. Полупарламентская республика свои полномочия президент осуществляет через правительство; президент назначает премьер-министра (главу правительства) только с согласия парламента. Следует также заметить, что форма правления не может быть выбрана произвольно. Помимо иных факторов она зависит от уровня сознания людей, проживающих в том или ином государстве.

 

                            

                           


 

 

 

 


 

 

 

 

 


 

 

 


 

 

 

 

 

 


Информация о работе Формы правления в государстве