Формирование Российского централизованного государства и структуры государственного управления (XV-XVI вв.)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 16:33, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является изучение процесса образования Русского централизованного государства.
В рамках достижения поставленной цели можно выделить следующие задачи:
- изложить предпосылки образования Русского централизованного государства;
- изучить процесс образования Русского централизованного государства" и формирование централизованного многонационального государства;
- выявить особенности структуры государственного управления российского государства.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...4
1 Особенности формирования российского централизованного государства..6
Предпосылки образования русского централизованного государства......6
Формирование централизованного российского государства…...……..13
Великокняжеская власть и начало формирования бюрократического аппарата управления………………………………………………….....18
2 Особенности структуры государственного управления российского
государства XV – XVIвв…………………………………...…………………22
2.1Преобразование политической системы и административных органов.22
2.2Общая характеристика государственного механизма управления в XV – XVIвв………………………………………………………………...……..26
2.3 Государственный строй и формирование системы государственных учреждений в XV – XVIвв……………………………………………….…34
2.4Социальна структура общества………………………………..………….38
Заключение………………………………………………………………………42
Список использованных источников и литературы…………………………..44
Приложение А Схема органов власти и управления Русского
централизованного государства…………………………….45
Приложение Б Схема Судебные органы Русского централизованного
государства…………………………………………………..46
Приложение В Схема территории Русского централизованного
государства……………………………………..…………....47

Вложенные файлы: 1 файл

Формирование Российского централизованного государства и структуры государственного%2(1).doc

— 768.50 Кб (Скачать файл)

В центральных уездах с развитым землевладением, где население было уже несвободным, земские органы нередко отсутствовали и управление осуществлялось городовыми приказчиками и губными старостами, выполнявшими административно-полицейские и финансовые функции.

В судопроизводстве 15 – 16 вв. продолжал господствовать обвинительный или состязательный процесс, который применялся к гражданским и менее значительным уголовным делам и характеризовался активностью сторон. Каждая из участвующих в процессе сторон старалась доказать свою правоту средствами, предусмотренными Судебником 1497 г.: собственное признание обвиняемого, показания свидетелей ("послухов"), поединок между истцом и ответчиком и или между виновным и пострадавшим ("поле"), присяга, "крестное целование", письменные документы.

После суда оправданной  стороне выдавалась правовая грамота - копия решения суда с печатью и подписью дьяка. Способом исполнения судебных решений по гражданским делам нередко считался "правеж" - ежедневное битье прутьями. Если "правеж" не приносил результата, то ответчик выдавался "головой" истцу.

Для выяснения более  крупных уголовных дел (татьба, разбой, душегубство, ябедничество) появился новый  вид судебного процесса - розыск. Розыск применялся в отношении так  называемых "ведомых лихих людей". Главными доказательствами розыска  являлись "повальный" обыск - допрос местных жителей, а также пытка с целью "признания" обвиняемым своей вины.

Имущественные наказания, игравшие важную роль в суде периода  феодальной раздробленности, отодвигались на задний план. Суд становился средством  устрашения.

Таким образом, к началу 17 века в России складывается значительная система государственных учреждений как в центре (приказы), так и на местах, осуществлявшая основные задачи государства в виде административных, военных, судебных, финансовых и других функций.

Процесс складывания этой системы государственных учреждений идет параллельно с процессом возрастания власти великого князя Московского и царя всея Руси, с установлением самодержавия в России.

В государственном аппарате России появляются черты бюрократизации, заключавшиеся в появлении цепи подчиненных друг другу учреждений и органов (Боярская дума - приказ - наместник - тиун); в создании сческой лестницы чиновников (судья приказа - дьяк - подьячие: старшие, средние, младшие): в появлении элементов бюрократического централизма, в сосредоточении многих распорядительных и исполнительных функций в приказах, бумажного делопроизводства, безнадзорных действий чиновников [10].

 

2.3 Государственный строй  и формирование системы  

      государственных  учреждений в ХV-XVI вв. 

 

Пообщественномустроюрусскоецентрализованноегосударствоможнохарактеризоватькакфеодальное, апоформеправленияраннефеодальную монархию.

В обществе феодального  периода классовое различие населения фиксировалось установлением юридического места каждого разряда населения или делением на сословия.

Если  в период раздробленности иерархия класса феодалов была относительно стабильной, то в XV веке удельные князья стали служилыми  князьями великого московского князя "княжатами". Существенно ослабло экономическое и политическое значение боярской знати, подавленной в результате сопротивления централизации. Они уже ни имели "права отъезда" к другому сюзерену, ибо последовало лишение вотчины и обвинение в измене. Прекращается выдача иммунитетных грамот, изымаются судебные функции. Одновременно усиливается значение средних и мелких феодалов и возвышается формирующееся дворянство. Централизованноегосударствонуждалось в сильное армии и бюрократическом аппарате. Эту задачу могли выполнять дворяне, владеющие поместьями и зависимые от великого князя.

По  экономическому положению феодалы  разделялись на бояр (владельцы вотчин), дворян (владельцы поместий). Само значение термина боярин стало неоднозначным. На верхней ступени находились "введенные  бояре". Чин "введенного боярина" торжественно объявлялся и давался за службу или за особые заслуги именитым боярам. Чины приравнивались к государственным должностям.

На  второй ступени был чин"окольничего", носителем которых были мелкие удельные князь и знатные бояре, не вошедшие в состав "бояр введенных". Остальные бояре слились с "детьми боярскими" и дворянами. Одним из них получали чины думных дворян и думных дьяков, другие чины стольников дворян московских, дворян городовых. Дворяне (от слова "слуга над дворским") и помещики (производное от слова "испоместить" на земле и за службу) возникали еще в Ростово-Суздальском княжестве, но как социальная группе и в Московском государстве формируется во второй половине XV в. 

Служба  в аппарате государства в Московском княжестве считается привилегией. Постепенно отмирает дворцово-вотчинная система управления. Дворецкий уже не занимается княжеским хозяйством, а вместе с казначеем и, опираясь на дьяков, контролирует администрацию на местах и осуществляет судебные функции по наиболее важным делам. Конюший становится главой Боярской думы.

В этот период произошли иизменениявправовом положениикрестьян (крестьянин - производное от слова христианин, возникло в XIV в.). В ХV в. крестьянин не был уже свободным, он платил подати или государству или феодалу. Государственные крестьяне назывались черными или чернотяглыми ("тягло" - сумма налогов на общину), или черносошными ("соха" - единица обложения, равная 5О десятинам земли). У этой категории крестьян за поступление податей в казну отвечала вся община. Община ведала землями, защищала от посягательств, принимала новых поселенцев, оказывала судебную защиту членов распределяла размеры сборов и повинности. В XV - XVI вв. сельская община укрепилась, так как эта форма организации была удобна и государству и крестьянам.

В период централизации существенно  изменился и его  государственный  строй. Прежде всего, следует отметить усиление власти великого князя (царем еще назывался ордынский хан). Этому способствовало ограничение иммунитетных прав феодалов, особенно удельных князей. Ликвидируется политическая обособленность княжеств.

Уделы (княжества, земли) упраздняются, а вся  территория делится на уезды и волости.

Саммонархсосредоточил в своихруках всюполнотувласти (гражданскую, судебную,административную и военную). Его статус в Судебниках закреплен не был, так как он признавался стоящим вне закона. Важные государственные дела он решал с советом феодалов - боярской думой, возникшей как высший орган в середине XV в. и превратившийся в постоянное учреждение. Боярская дума ("Государев верх") - преемник совета феодалов, включала в себя крупных бояр (введенных или окольничих), бывших удельных князей, а впоследствии представителей дворянских фамилий и служивой бюрократии.

Боярская  дума решала основные вопросы внешней и внутренней политики, осуществляла верховное управление страной, руководила приказами и органами местного управления, устанавливала налоги, решала вопросы по вооруженным силам, осуществляла судебные функции.

Разделение  компетенций царя и думы не было. Поэтому многие указы начинались словами "царь указал, а бояре (то есть дума) приговорили".

Феодальные  съезды собирались для решения вопросов исключительной важности, требующих  больших усилий и жертв. Они собирались крайне редко.

Центральное управление строилось на основе дворцово-вотчинной системы, при которой не было четкого разделения между функциями органов по управлению государством и княжеским доменом. Данная система состояла из:

- дворцового  управления;

- наместников  и волостелей в государственных уездах и селах;

- вотчинную  администрацию в феодальных владениях. 

В конце 15 - начале 16 в.в. вместе с процессом  ограничения 

функций наместников  и волостей возникли новые органы центрального управления приказы.

Каждый  приказ возглавлял боярин, в распоряжении которого находился целый штат должностных лиц. Приказная изба имела своих представителей или уполномоченных на местах. Приказная система была тесно связана с дворянством и назначалась из его состава[11].

Местное управление осуществлялось наместниками в уездах и волостелями  в волостях. Они управляли всей территорией уездов или волостей, за исключением боярских вотчин. Местное  управление строилось по системе "кормления", при которой местное население  обеспечивало наместников и волостелей всем необходимым. За счет местного населения обеспечивалась вся местная администрация. Но система кормлений к 16 веку стала себя изживать. Так как должности наместников и волостелей занимали бояре, которые часто допускали самоуправство, система кормлений перестала удовлетворять и центральную власть и дворянство.

Власть  наместников окончательно была подорвана  после серии земско-губных и судебных реформ 30-50-х годов 16 века. Губные, земские  и судебные реформы 30-50-х. годов были обусловлены двумя причинами.

Во-первых, обострения классовых противоречий привело к ситуации, когда государственные  органы не справлялись с карательными обязанностями в отношении "лихих  людей " и возникла необходимость  привлечь к этому местное население.

Во-вторых, рост значения дворянства, купечества, разбогатевшей  верхушки крестьянства усилило противодействие  феодальному произволу, требовало  упорядочения судя и т.д. Органы губного  самоуправления, так называемая губная изба, состоящая из губного старосты и целовальников были выборными органами и формировались главным образом из дворянства. Функциями губных изб были обнаружение преступлений, допрос и т.д. Позднее они стали сосредотачивать в своих руках и судебные функции и даже приводили в исполнение судебные приговоры.

На  рубеже 14-15 вв. в России сформировалось централизованное государство, знаменовавшие окончание периода феодальной раздробленности.

Русское государство обретает могущество, расширяет  свои границы. 

 

2.4 Социальная  структура общества

 

В процессе образования  единого централизованного государства  изменялась политико-правовая система. Класс земельных собственников, феодалов распался на четыре группы: служилых князей, бояр, слуг вольных и детей  боярских. Бывшие удельные князья становятся вассалами московского князя в качестве служилых князей, которые стали составлять феодальную аристократию. Они являлись наиболее крупными землевладельцами. Им принадлежали руководящие посты в государстве. Во время военных действий они снаряжали собственную дружину.

Введены были придворные чины: боярин, окольничий, дворецкий, казначей.

Крупными землевладельцами были бояре, которые входили в  состав экономической господствующей группировки и занимали высшие должности  в государстве. Главной вассальной обязанностью бояр была военная служба. На войну они являлись со своей дружиной в распоряжение великого или местного князя. В свою очередь, князь защищал неприкосновенность боярских вотчин. Местные князья и бояре были полными хозяевами в своих вотчинах, законодателями и судьями, нередко сами составляли свои княжеские уставы.

Средними и мелкими  феодалами были младшие дружинники князя: слуги вольные и дети боярские. Они несли личную службу князю. Их служба была добровольной. Они имели  право выбора себе сюзерена. Естественно, бояре и дети боярские стремились служить наиболее сильному и влиятельному князю. Отъезжающий к другому князю вассал не терял своих вотчин. В XIV-XV веках право отъезда бояр было выгодно московским князьям, но по мере укрепления централизованной власти они вначале ограничили, а затем и вовсе отменили его. Мерой борьбы с отъезжающими вассалами было лишение их вотчин, а позже на отъезд смотрели как на измену. Их объявляли государственными преступниками.

Низшую группу феодалов составляли дворцовые слуги, или «слуги подворские», которые за свою службу получали от князя земли в пожизненное пользование, без права передачи по наследству. Из них образовалась новая группа феодалов — дворянство. Это была большая группа феодалов не богатых и не имеющих большого политического влияния. Дворяне-помещики целиком зависели от князя, поэтому были его верной социальной опорой.

Во второй половине XV в. число бояр при московском дворе увеличилось за счет удельных князей, перешедших на службу к великому московскому князю. Боярство стало придворным чином, который присваивался служилым князьям. Вторым придворным чином был чин окольничего. Бояре, не получившие придворных чинов, слились с детьми боярскими и слугами вольными.

Крупным феодалом оставалась православная церковь, которая к этому времени превратилась в крупного земельного собственника с крепостными крестьянами, обрабатывающими землю.

Высшие церковнослужители  имели право совершать судебные Действия не только над белым и  черным духовенством. В ведении Церкви находилось семейное и наследственное право. Кроме того, Церковному суду были подвластны и простые граждане, совершившие преступления против церкви. Имея крупные земельные владения, большие ценности, военные формирования, церковь в лице своих митрополитов и епископов оказывала серьезное влияние на московских князей, определяла идеологию государства и обосновывала власть государя. В это время церковь выдвинула идею православного царства, утверждая, что «Москва—третий Рим», т.е. преемник «второго Рима» (Византии).

Информация о работе Формирование Российского централизованного государства и структуры государственного управления (XV-XVI вв.)