Формирование Российского централизованного государства и структуры государственного управления (XV-XVI вв.)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 16:33, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является изучение процесса образования Русского централизованного государства.
В рамках достижения поставленной цели можно выделить следующие задачи:
- изложить предпосылки образования Русского централизованного государства;
- изучить процесс образования Русского централизованного государства" и формирование централизованного многонационального государства;
- выявить особенности структуры государственного управления российского государства.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...4
1 Особенности формирования российского централизованного государства..6
Предпосылки образования русского централизованного государства......6
Формирование централизованного российского государства…...……..13
Великокняжеская власть и начало формирования бюрократического аппарата управления………………………………………………….....18
2 Особенности структуры государственного управления российского
государства XV – XVIвв…………………………………...…………………22
2.1Преобразование политической системы и административных органов.22
2.2Общая характеристика государственного механизма управления в XV – XVIвв………………………………………………………………...……..26
2.3 Государственный строй и формирование системы государственных учреждений в XV – XVIвв……………………………………………….…34
2.4Социальна структура общества………………………………..………….38
Заключение………………………………………………………………………42
Список использованных источников и литературы…………………………..44
Приложение А Схема органов власти и управления Русского
централизованного государства…………………………….45
Приложение Б Схема Судебные органы Русского централизованного
государства…………………………………………………..46
Приложение В Схема территории Русского централизованного
государства……………………………………..…………....47

Вложенные файлы: 1 файл

Формирование Российского централизованного государства и структуры государственного%2(1).doc

— 768.50 Кб (Скачать файл)

В административном отношении основная территория Русского государства делилась на уезды, а  уезд — на волости и станы. Уездами назывались административные округа, состоявшие из городов с приписанными к нему землями. Между волостью и станом не было существенного различия: стан та же сельская волость, но обычно непосредственно подведомственная городской администрации. Новгородская земля вместо уездов делилась на пятины, а пятины — на погосты. Псковская же земля подразделялась на губы. Новгородские погосты и псковские губы примерно соответствовали московским волостям [5].

 

 

    1.  Великокняжеская власть и начало формирования 

 бюрократического  аппарата управления

 

Центральную власть в  стране осуществляли великий князь, Боярская дума, дворцовые учреждения и дьяческий аппарат. В компетенцию  великого князя входило издание  распоряжений законодательного характера, право назначения на высшие государственные должности, ведение великокняжеского суда — высшей судебной инстанции. Великим князем возглавлялись наиболее значительные военные походы,

И все же великого князя  всея Руси конца XV-начала XVI в. нет оснований представлять, как это зачастую делается в современной исторической литературе, государем — абсолютистом или, более того, образчиком восточного деспота. Даже Василий III выглядел в главах современников «всея Руси земля государем государь». Великие князья не столько возвышались над удельными и прочими князьями, сколько были первыми среди равных. Кроме того, пишет А.А.Зимин, «власть великого князя ограничивалась прочными традициями, коренившимися в патриархальности представлений о характере власти, которые имели к тому же религиозную санкцию. Новое пробивалось с трудом и прикрывалось стремлением жить, как отцы и деды».

Традиции настолько  довлели над ними, что не имея возможности прекращения выделения  своим детям уделов, они одновременно вели борьбу с самовластием удельных братьев. Не говорит о силе великого князя и развернувшаяся в последние полтора десятилетия княжения Ивана III династическая борьба между группировками его внука Дмитрия (сына умершего в 1490 г. Ивана Ивановича) и сына от второй жены Софии Палеолог Василия.

К концу княжения Ивана III в пределах самого Московского княжества оставался лишь один удел. Но великий князь в завещании «одаривает» уделами не только Василия, но и четырех младших братьев. Правда, ставший великим князем Василий получает значительно большую часть территории, чем его братья — удельные князья вместе взятые (66 городов, а братья всего 30). Только он наследует выморочные (без наследников) уделы и только его детям может принадлежать великое княжение, от которого заранее отказались братья. К концу княжения Василия III уделов осталось всего лишь два: Дмитревский, где княжил Юрий Иванович, и Старицкий, принадлежавший Андрею Ивановичу. И все же опасность выступлений удельных князей сохранялась.

Что же касается личности самого Ивана III, то «на первый план выступают такие черты, как осмотрительность, проницательность и дальновидность в сочетании с широким кругозором, стратегической масштабностью мышления и исключительной твердостью и последовательностью в достижении поставленных целей. Он не поражал воображения современников ни личной воинской доблестью, как его прославленный прадед, ни кровавыми театральными эффектами, как печально знаменитый внук. Он не отличался ни традиционным благочестием хрестоматийного князя русского средневековья, ни нарочитым новаторством Петра Великого. Сила ясного ума и твердость характера — вот его главное оружие в борьбе с многочисленными врагами. Его можно назвать неутомимым тружеником, шаг за шагом идущим по избранному пути, преодолевая преграды».

Во всех государственных  делах великий князь координировал свои предложения с мнением Боярской думы — совещательным органом, ставшим теперь постоянным. В конце XV в. дума состояла из двух чинов: бояр и окольничих. Численный состав был небольшим: 10–12 бояр, 5–6 окольничих. Боярство было представлено людьми из старых московских боярских фамилий. В среде этих бояр в XV в. сложились местнические отношения, которые регламентировались не родовитостью (это определить было невозможно), а службами предков. С присоединением земель в состав бояр стали входить князья прежде независимых княжеств («княжата»), что означало снижение их социального статуса. Окольничьи стояли несколько ниже бояр, но также принадлежали к ближайшему окружению великого князя, будучи советниками и судьями. При Василии III в думу входят уже «великие» или «введеные» дьяки (позже они стали называться «думными дьяками»), а также представители московского дворянства — «думные дворяне».

Во второй половине XV в. начинает складываться исполнительная власть, органы которой позднее станут называться приказами. Приказы зародились в недрах княжеской системы управления из временных поручений, как правило, даваемых боярам. С конца XV в. эти единоличные поручения начинают превращаться в постоянные присутственные места («избы»). При Иване III заметно усиление ведомства дворецкого и ведомства казначейства. Дворецкий ведал личными, дворцовыми землями великого князя, а также рассматривал земельные тяжбы и осуществлял суд. С присоединением новых территорий, на них появились местные дворцы, а из Москвы управление ими стал осуществлять приказ Большого дворца. Другое ведомство — казначея — ведало не только великокняжеской казной, но и играло также роль главной дворцовой канцелярии и архива и даже руководило внешней политикой. Именно из казны в середине XVI в. выделяется ряд новых приказов.

Еще одним источником зарождавшейся приказной системы  была Боярская дума. Для решения  тех или иных вопросов при ней  создавались особые комиссии, важнейшие  из которых трансформируются в дальнейшем в приказы. Так были образованы, к примеру, Разрядный и Разбойный приказы.

В конце XV-начале XVI вв. в государственном управлении значительную роль начинают играть неродовитые, но грамотные чиновники — дьяки. Они стали реальными исполнителями предначертаний великокняжеской власти, образовав первоначально аппарат Боярской думы. Казны и дворца, а затем и приказов. Специализируясь на выполнении определенных поручений (финансовых, дипломатических, военных), дьяки подготовили создание органов управления с новым функциональным, а не территориальным распределением дел. Однако значение первых ростков приказной системы нельзя преувеличивать, тем более, что первоначально число «предбюрократии» составляло всего 50 человек, а при Иване III не более 200 человек[6].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Особенности структуры государственного управления 

   российского государства XV – XVI вв.

 

2.1 Преобразование политической  системы и административных

       органов

 

Централизация государства явилась  внутренним источником усиления великокняжеской  власти. Однако говорить о самодержавии в полном смысле не приходится, так как власть монарха была еще ограничена, прежде всего, Боярской думой. Оформление Думы следует отнести к XV в. Она была постоянно действующим органом, имела сравнительно стабильный состав. В период правления Ивана III и Василия III Боярская дума все больше подчиняется их влиянию.

Российское государство унаследовало органы центрального управления, построенного по дворцово-вотчинной системе. При  Иване III общегосударственные функции  приобретают Казна и Дворец. Постепенно превращаясь из органов вотчинного управления в общегосударственные, Дворец и Казна ведают теперь сбором налогов, оборотом земель в государстве, регулируют военную службу дворянства. Казна играла роль государственной канцелярии. Ее дьяки стали играть все более важную роль в государственном управлении и специализировались в определенном круге дел. В их руки постепенно переходит практическое управление государством, бывшее ранее исключительной прерогативой высокопоставленных бояр. Во главе отдельных административных единиц стояли наместники в уездах и волостели в волостях. Органы власти и управления Московского княжества представляли собой следующее: Глава государства – Великий князь, Боярская дума, дворец, казна.

«Божией милостью государь всея Руси, Великий князь Владимирский и Московский, Новгородский и Псковский, и Тверской, и Югорский, и Пермский, и Болгарский, и иных земель» - являлся верховным собственником всех земель в государстве; обладал высшей судебной и административной властью. В XIV-XV вв. произошло резкое сокращение иммунных прав феодалов, удельные князья и бояре становятся подданными великого князя.

Боярская дума была постоянно действующим  органом и представляла собой  высший совет при князе с законосовещательными функциями, обсуждала вопросы внешней и внутренней политики. Состав: бояре (5-12 человек), окольничие, князья присоединенных земель. Состав Думы определялся на основе местничества - возникший в Русском государстве на рубеже XV - XVI вв. особый порядок назначения на военную, административную и придворную службу с учетом знатности происхождения, родовитости, служебных и личных заслуг предков. Отменено в 1682 г.

В XIII-XV вв. продолжала действовать  дворцово-вотчинная система управления. Важная роль в ней принадлежала княжескому двору во главе с дворецким и дворцовыми ведомствами – путями. В XV в. существовали конюший, соколичий, стольничий, ловчий и другие пути, возглавляемые соответствующими путными боярами. Постепенно эти придворные чины превратились в государственные должности.

Централизация государства, расширение территории и усложнение социально-экономического и политического развития потребовали  создания специального управленческого  аппарата. В результате, начиная  с конца XV в., происходит становление  новых органов центрального и местного управления – приказов. Они представляли собой постоянно действующие административно-судебные учреждения, компетенция которых распространялась на всю территорию государства. Приказы совмещали административные, судебные и финансовые функции. Они имели свои штаты, приказные избы, делопроизводство, архивы. Возглавлялись боярами. В состав также входили приказные дьяки, писцы и специальные уполномоченные.

К середине XVI в. приказная система  управления окончательно вытесняет  дворцово-вотчинную.

Казна (княжеская, царская) - в XIV- XVI вв. канцелярия, архив и хранилище  ценностей великих и удельных князей; в середине XV- XVI вв. центральное  ведомство по финансовым вопросам, центральный орган государственного делопроизводства, управлял рядом областей и некоторыми категориями населения. С середины XVI в. отдельные функции казны постепенно переходят к приказам.

Местное управление основывалось на системе кормления и осуществлялось наместниками Великого князя в городах  и волостях в сельской местности [7].

Бояре получали какую-то территорию в «корм» в награду  за прежнюю службу и исполняли  там судебно-административные функции. Система содержания должностных лиц за счет местного населения получила название «кормление». Использовалась великими и удельными князьями как способ вознаграждения. «Корма» взималась два-три раза в год в форме продуктов, фуража, части различных пошлин с торгов и лавок. Первоначально кормления ничем не ограничивались, и лишь с конца XV в. их размеры и сроки начали регламентироваться.

Наместники назначались  в города великими и удельными  князьями; выполняли административные, финансовые и судебные функции. Волостели являлись должностными лицами в сельской местности – волости, осуществляли административную, финансовую и судебную власть. Компетенция наместников и волостелей чётко не определялась. Они занимались административными, финансовыми и судебными делами

С присоединением к Москве различных земель в них менялся  не только политический порядок, но и  социальная структура общества. На верхней ступени феодальной иерархии находился великий князь, который  являлся верховным правителем государства. На следующей ступени находились служилые князья, которые являлись бывшими удельными князьями. Они занимали руководящие посты и должны были нести военную службу. Таким образом, они превращаются в служилых людей великого князя. На третьей ступени находились бояре, которые являлись крупными феодалами-землевладельцами. Бояре делились на столичное, входившее в окружение великого князя, и удельное, подчинявшие служилым князьям.

Средние и мелкие феодалы  были представлены слугами вольными и дети боярские. Низшую группу феодалов составляли «слуги под дворским». Из их числа, прежде всего, формировалось дворянство, позиции которого постепенно усиливаются. Дворянство целиком зависело от великого князя и поэтому становится главной опорой великокняжеской власти. Над дворянами всегда висела угроза лишения поместья. (Поместье – вид земельного владения в конце XV начале XVIII в. Предоставлялось государством служилым людям за несение военной и государственной службы. Первоначально без права продажи, обмена и наследования. Дворяне, владевшие поместьями, стали называться помещиками. С изданием в 1714 г. Указа о единонаследии поместье слилось с вотчиной в единый вид земельной собственности – имение). Вместе с тем происходит ослабление влияния боярства.

Крупным феодалом в это  время в России оставалась церковь. Митрополит стоял на верхней ступени церковной иерархии. Все духовенство делилось на черное (монашество) и белое (священнослужители)

Информация о работе Формирование Российского централизованного государства и структуры государственного управления (XV-XVI вв.)