Формирование Российского централизованного государства и структуры государственного управления (XV-XVI вв.)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 16:33, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является изучение процесса образования Русского централизованного государства.
В рамках достижения поставленной цели можно выделить следующие задачи:
- изложить предпосылки образования Русского централизованного государства;
- изучить процесс образования Русского централизованного государства" и формирование централизованного многонационального государства;
- выявить особенности структуры государственного управления российского государства.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...4
1 Особенности формирования российского централизованного государства..6
Предпосылки образования русского централизованного государства......6
Формирование централизованного российского государства…...……..13
Великокняжеская власть и начало формирования бюрократического аппарата управления………………………………………………….....18
2 Особенности структуры государственного управления российского
государства XV – XVIвв…………………………………...…………………22
2.1Преобразование политической системы и административных органов.22
2.2Общая характеристика государственного механизма управления в XV – XVIвв………………………………………………………………...……..26
2.3 Государственный строй и формирование системы государственных учреждений в XV – XVIвв……………………………………………….…34
2.4Социальна структура общества………………………………..………….38
Заключение………………………………………………………………………42
Список использованных источников и литературы…………………………..44
Приложение А Схема органов власти и управления Русского
централизованного государства…………………………….45
Приложение Б Схема Судебные органы Русского централизованного
государства…………………………………………………..46
Приложение В Схема территории Русского централизованного
государства……………………………………..…………....47

Вложенные файлы: 1 файл

Формирование Российского централизованного государства и структуры государственного%2(1).doc

— 768.50 Кб (Скачать файл)

Указанные причины сыграли ведущую роль в объединении русских земель, но при этом следует отметить, что экономические связи еще не были достаточно широкими, а классовая борьба не была еще такой острой, чтобы ускорить создание централизованного государства. Основным фактором, ускорившим централизацию Руси, была угроза внешнего нападения и потребность разгрома Золотой Орды.

«Собирательницей» русских  земель стала Москва.Историки много спорили о том, почему именно Москве было суждено стать столицей нового государства. Это объясняли и ее выгодным географическим положением, и генеалогическим положением ее князей, и поддержкой со стороны православной церкви. Так или иначе, московские князья сумели добиться важных политических успехов, и, прежде всего, расширить свою территорию. Ключевский называет пять главных способов расширения территории Московского княжества: скупка земель, вооруженный захват, захват дипломатический (с помощью Орды), служебный договор с удельным князем, расселение за Волгу.

Н.М. Карамзин, например, считает, что Москва обязана своим величием ханам, которые не обратили внимания на опасное для них усиление Московского княжества.

С.М. Соловьев обращает внимание на выгодное географическое положение Москвы, которая была расположена на перекрестке трех важных дорог, проходивших с запада на восток.Москва стала узлом торговых путей, что способствовало превращению ее в крупнейший торговый центр Северо-Восточной Руси, центрторговли хлебом, что дало московским князьям важные экономические выгоды и значительные денежные средства, которые позволили им приобретать у ханов Золотой Орды ярлык на великое княжение и расширять свои владения путем прикупов, промыслов, колонизации незанятых земель [2].

Московское княжество  отличалось внутренним спокойствием, было заслонено от пограничных нападений, состояло в дружбе с Золотой Ордой. Т.к. Москва была удалена от районов вражеских набегов, сюда усилился приток населения (народ шел под защиту Москвы), а это привело к подъему экономики и культуры. Московские князья строили для переселенцев города, слободы, села. Они выкупали у Орды русский полон, вывозили его на свои земли. Кроме того, покупали целые уделы у обедневших князей и села у мелких владельцев.

Все вышеперечисленное  говорит, прежде всего, о высоком  патриотизме московских князей, их политической дальновидности, дипломатическом такте, хозяйственности, об умении пользоваться обстоятельствами.

Немаловажную роль в  усилении Москвы сыграло духовенство.ВМосквупри Иване Калите переехал Митрополит (глава Русской Церкви), и это сделало ее религиозным центром Руси.

Москва находится в  междуречье Оки и волги, а этот район стал ядром складывания  русской (великорусской) народности. Москва была в центре территории, где шло  формирование русского народа.

Московские князья проводили  умелую внутреннюю и внешнюю политику, которая способствовала укреплению Московского княжестваи расширению его территории.

Москва возглавила борьбу с монголо-татарами, и это привело  к усилению ее авторитета среди других русских княжеств.

Имелась еще одна причина, которую называют историки, — это отсутствие сильных врагов.

Процесс собирания земель вокруг Москвы ускорился после Куликовской  битвы. Но в первой половине XV в. во время правления Василия II (1425-1462гг.) объединительный процесс осложнился длительной феодальной войной между сторонниками и противниками укрепления великокняжеской власти. Москва была временно захвачена противниками Василия II, а сам он ослеплен (отсюда прозвище Темный). Но власть Василия II была восстановлена, а при его сыне Иване III (1462-1505гг.) продолжалось объединение русских земель. КсерединеXVв. Московское княжество было уже самым большим на Руси.С середины XV в., а точнее, с 1462 г., когда на великокняжеский престол вступил Иван III, начинается, по мнению Ключевского новый период в отечественной истории - период Московской Руси.В 1463 г. было присоединено Ярославское княжество, в 1474 г. - Ростовское, в 1478г. произошло окончательное присоединение Новгородской феодальной республики, а в 1485 г. Тверское княжество потеряло самостоятельность. Объединение русских земель позволило в 1480 г. свергнуть монголо-татарское иго.

Сын Ивана III Василий III продолжал политику присоединения русских земель к Московскому государству. В 1510г. был присоединен Псков, в 1514г. - Смоленск, в 1521 г. - Рязанское княжество.

Итак, в конце XV — начале XVI в. сложилось Русское централизованное государство. Историческое значение этого события огромно. Объединение русских земель в составе единого государства означало конец феодальной раздробленности, прекращение разорительных усобиц, способствовало экономическому, политическому и культурному развитию страны. Объединившись, Русь смогла сбросить монголо-татарское иго. Возрос авторитет Русского государства.

Созданное государство было многонациональным [3].

 

 

1.2 Формирование централизованного российского государства

 

Параллельно с  объединением русских земель, созданием  духовной основы национального государства  шел процесс укрепления русской  государственности, формирования централизованного  российского государства. Предпосылки этого процесса были заложены в период татаро-монгольского ига. Исследователи отмечают, что вассальная зависимость русских земель от Золотой Орды в определенной мере способствовала укреплению русской государственности. В этот период внутри страны возрастают объем и авторитет княжеской власти, княжеский аппарат подминает под себя институты народного самоуправления, и вече — древнейший орган народовластия постепенно исчезает из практики на всей территории исторического ядра будущего российского государства. В период татаро-монгольского ига были уничтожены городские вольности и привилегии. Отток денег в Золотую Орду препятствовал появлению «третьего сословия», опоры городской самостоятельности в странах Западной Европы.

Войны с татаро-монгольскими захватчиками привели к тому, что в ходе их была уничтожена большая часть дружинников — феодалов. Класс феодалов начал возрождаться на принципиально иной основе. Теперь князья раздают земли не советникам и боевым товарищам, а своим слугам и управителям. Все они находятся в личной зависимости от князя. Став феодалами, они не перестали быть его подчиненными.

Вследствие  политической зависимости русских  земель от Золотой Орды объединительный  процесс протекал в экстремальных  условиях. И это накладывало существенный отпечаток на характер властных отношений в складывающемся российском государстве. Процесс присоединения других государств, «княжеств-земель» к Московскому княжеству чаще всего опирался на насилие и предполагал насильственный характер власти в государстве-объединителе. Феодалы присоединенных территорий становились слугами московского правителя. И если последний в отношении с собственными боярами по традиции мог сохранять какие-то договорные обязательства, идущие еще от вассальных отношений, то по отношению к господствующему классу присоединенных земель он был только господином для своих подданных. Таким образом, вследствие целого ряда исторических причин в становлении государственности Московского царства преобладают элементы восточной цивилизации. Отношения вассалитета, утвердившиеся в Киевской Руси до татаро-монгольского ига, уступают отношениям подданичества.

Уже во времена  правления Ивана III в русском государстве складывается система авторитарной власти, имевшая значительные элементы восточных деспотий. «Государь всея Руси» обладал объемом власти и авторитетом, неизмеримо большим, чем у европейских монархов. Все население страны — от высшего боярства до последнего смерда — были подданными царя, его холопами. Отношения подданства ввела в закон Белозерская уставная грамота 1488 г. По этой грамоте все сословия были уравнены перед лицом государственной власти.

Экономической основой подданических отношений  явилось преобладание государственной  собственности на землю. В России, отмечал В.О. Ключевский, царь являлся  своего рода вотчинником. Вся страна для него — это собственность, с которой он действует как полноправный хозяин. Количество князей, бояр и других вотчинников постоянно сокращалось: Иван IV свел их удельный вес в экономических взаимоотношениях в стране до минимума. Решающий удар по частной собственности на землю был нанесен институтом опричнины. С экономической точки зрения опричнина характеризовалась выделением в особый государев удел значительных территорий на западе, севере и юге страны. Эти территории были объявлены личными владениями царя. А это значит, что все частные собственники в опричных землях должны были или признать верховные права царя или подлежали ликвидации, а их собственность конфисковывалась. Большие вотчины князей, бояр делились на мелкие поместные и раздавались дворянам за государеву службу в наследственное владение, но не в собственность. Таким образом уничтожалась власть удельных князей и бояр, укреплялось положение служилых помещиков дворян под неограниченной властью царя-самодержца.

Политика опричнины проводилась с крайней жестокостью. Выселения, конфискация собственности сопровождалось кровавым террором, обвинениями в заговоре против царя. Наиболее сильные погромы были произведены в Новгороде, Твери, Пскове. Недаром слова «опричнина» и «опричник» стали нарицательными и употреблялись как образное выражение грубого произвола.

В результате опричнины  общество подчинилось неограниченной власти единоличного правителя — Московского царя. Главной социальной опорой власти стало служилое дворянство. Боярская дума еще сохранялась как дань традиции, но стала более управляемой. Ликвидированы экономически независимые от власти собственники, которые могли послужить основой формирования гражданского общества [4].

Помимо государственной  собственности в Московском царстве была довольно широко распространена корпоративная, т. е. коллективная собственность. Коллективными собственниками были церковь и монастыри. Коллективной собственностью на землю и угодья обладали свободные крестьяне-общинники (черносошные). Таким образом, в русском государстве практически отсутствовал институт частной собственности, который в Западной Европе послужил основой принципа разделения властей, создания системы парламентаризма.

Тем не менее, российскую государственность нельзя в полной мере относить к восточному деспотизму. В ней в течение длительного времени функционировали такие органы общественного представительства как Боярская дума, земское самоуправление и Земские соборы.

Боярская дума как совещательный орган управления существовала еще в Киевской Руси. Тогда она не являлась частью государственного аппарата. С образованием единого централизованного государства Боярская дума превращается в высший государственный орган страны. В состав Боярской думы помимо государя входили бывшие удельные князья и их бояре. В ее руках практически сосредоточиваются наиболее важные властные функции. Боярская дума является законодательным органом государства. Без ее «приговоров» законодательные акты не могли вступать в силу. Ей принадлежала законотворческая инициатива в принятии новых «уставов», налогов и знаменитых Судебников (1497, 1550 гг.), являвшихся сводами юридических норм и законов, действовавших на всей территории единого государства. Одновременно Боярская дума была и высшим исполнительным органом. Она осуществляла общее руководство приказами, надзирала за местным управлением, принимала решения по вопросам организации армии и земельным делам. С 1530—1540 гг. Боярская дума становится государственным бюрократическим учреждением.

С середины XVI в. из Боярской думы выделилась так называемая «Ближняя дума», а при Иване Грозном — «Избранная рада» (1547—1560 гг.), состоявшая из узкого круга приближенных царя, таких, как священник Благовещенского собора в Кремле Сильвестр, царский постельничий А. Адашев и другие, решавших экстренные и тайные вопросы. Кроме думских дьяков в чиновный аппарат Иван Грозный ввел думских дворян. Решения «Избранной рады» шли от имени царя и проводились в жизнь думскими чинами, среди которых все больше было его любимцев и родственников.

Однако с  годами Боярская дума постепенно становится консервативным органом, который противится начинаниям государя. Иван Грозный  оттесняет ее от законодательной  и исполнительной власти. Значение Боярской думы ненадолго возрастет  после его смерти, но к концу XVII в. она перестанет отвечать насущным потребностям управления государством и будет отменена.

В период складывания  единого российского государства  шел процесс формирования центральных  органов исполнительной власти. Уже  в начале XVI в. в структуре государственного управления важное место занимают приказы. Во главе приказа обычно стоял боярин. Непосредственно исполнительную деятельность проводили дьяки и подьячие, вербовавшиеся из среды служилого дворянства. Приказы — это органы отраслевого управления. Они создавались по разным поводам, выполняли многие функции, иногда носили временный характер. Всеми финансами государства ведала казна. Но в определенное время приказ казны занимается также курированием южного направления внешней политики. Казенный приказ ведал общегосударственными учреждениями; земский — осуществлял полицейские функции; ямской (почтовый) — отвечал за бесперебойные связи Москвы с внутренними районами страны; разбойный — занимался разбором уголовных дел; разрядный — ведал комплектованием армии, он же заведовал постройкой крепостей и пограничными городами; поместный — заведовал государственными землями и т. д.

Существовало  множество мелких приказов (конюшенный, аптекарский и  т. п.) и целая  сеть финансовых приказов.

Развитие артиллерии в период Ливонской войны привело к образованию пушкарского приказа, который ведал производством пушек, снарядов и пороха.

После взятия Казани и Астрахани был организован  приказ Казанского дворца — ведомство территориального управления. Еще в конце XV в. возникла Оружейная палата — арсенал русского государства. Более четверти века заведовал ею талантливый дипломат и тонкий знаток искусства Б.И. Хитрово.

Именно на приказы  Иван Грозный и его правительство  возложили обязанности проведения в жизнь крупных преобразований в середине XVI в. Окончательное оформление приказов как учреждений произошло в конце XVI в., когда для каждого из них были установлены определенный штат, бюджет и на территории Кремля построены специальные здания.

К середине XVI в. общее число приказов достигло 53 со штатом                           3,5 тыс. человек. При крупных приказах создавались специальные школы для подготовки квалифицированных кадров государственных чиновников. Однако довольно рано проявились основные недостатки приказной системы управления: отсутствие четкой регламентации и распределения обязанностей между отдельными учреждениями; волокита, казнокрадство, коррупция и т. п.

Информация о работе Формирование Российского централизованного государства и структуры государственного управления (XV-XVI вв.)