Формирование Российского централизованного государства и структуры государственного управления (XV-XVI вв.)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 16:33, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является изучение процесса образования Русского централизованного государства.
В рамках достижения поставленной цели можно выделить следующие задачи:
- изложить предпосылки образования Русского централизованного государства;
- изучить процесс образования Русского централизованного государства" и формирование централизованного многонационального государства;
- выявить особенности структуры государственного управления российского государства.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...4
1 Особенности формирования российского централизованного государства..6
Предпосылки образования русского централизованного государства......6
Формирование централизованного российского государства…...……..13
Великокняжеская власть и начало формирования бюрократического аппарата управления………………………………………………….....18
2 Особенности структуры государственного управления российского
государства XV – XVIвв…………………………………...…………………22
2.1Преобразование политической системы и административных органов.22
2.2Общая характеристика государственного механизма управления в XV – XVIвв………………………………………………………………...……..26
2.3 Государственный строй и формирование системы государственных учреждений в XV – XVIвв……………………………………………….…34
2.4Социальна структура общества………………………………..………….38
Заключение………………………………………………………………………42
Список использованных источников и литературы…………………………..44
Приложение А Схема органов власти и управления Русского
централизованного государства…………………………….45
Приложение Б Схема Судебные органы Русского централизованного
государства…………………………………………………..46
Приложение В Схема территории Русского централизованного
государства……………………………………..…………....47

Вложенные файлы: 1 файл

Формирование Российского централизованного государства и структуры государственного%2(1).doc

— 768.50 Кб (Скачать файл)

В XIV – XVI вв. утвердился термин «христианин» - «крестьянин». Крестьянами  стали называть все слои и группы трудового сельского населения России. Указывалась владельческая принадлежность: черное, вотчинное, помещичьи и монастырские. На территориях, принадлежавших государству, находились черносошные крестьяне. В отличие от монастырских («белых») земель, освобожденных от налогов, крестьянские земли были «черными», то есть облагались налогами в пользу государства в соответствии с размерами пашни, измерявшейся тогда в «сохах». К XV в. появилось понятие тягло, которое представляло собой совокупность денежных и государственных повинностей крестьян. У черносошных и владельческих крестьян изымалось приблизительно 25-30% совокупного продукта в пользу государства или феодала. Выделялись дворцовые крестьяне, которые располагались на землях самого великого князя московского. Значительная часть крестьян работала на монастыри и церковь, которой к началу XVI в. принадлежало до трети всей территории Российского государства.

2.2 Общая характеристика государственного  механизма 

      управления в XV – XVI вв.

 

Образование национальных централизованных государств в эпоху феодализма явилось закономерным процессом, вызванным определенными социально-экономическими условиями

Усиление общественного  разделения труда привело в 15 веке в Западной Европе к дальнейшему  росту ремесленного производства, центрами которого становятся города.

Сильная королевская  власть с централизованным бюрократическим  аппаратом могла преодолеть сопротивление  и раздоры независимых крупных  феодалов, подавить всякое проявление недовольства эксплуатируемых масс.

В борьбе с крупными феодалами  королевская власть опиралась на служилое дворянство и города, заинтересованные в создании централизованного государства.

В основе объединения  русских земель в единое национальное государство лежали те же социально-экономические и политические причины, но были здесь и свои особенности. Создание русского централизованного государства опередило процесс складывания единого всероссийского рынка и образования нации. Объединение русских земель вокруг Москвы и формирование централизованного государства было ускорено борьбой русского народа с внешней опасностью.

Образование Русского централизованного  государства завершилось к концу 15 века. На 16 век падает дальнейшее его  укрепление, выразившееся в возрастании  значения носителя верховной власти, изменившего в январе 1547 г. титул великого князя на царя и установившего самодержавную форму правления.

В осуществлении своей  власти великие князья, а затем  цари опирались на феодалов - бояр, владельцев крупнейших вотчин, способных выставлять в случае войны собственные вооруженные силы. Выражением их политической самостоятельности был, прежде всего, феодальный иммунитет.

Великий князь московский и цари "всея Руси" разделяли  свою власть с боярской аристократией  в высшем органе централизованного  государства - Боярской думе. Боярская дума - литературное наименование органа, который в русском государстве назывался просто "дума" или "бояре".

В состав Боярской думы кроме  бояр московского князя входили  бывшие удельные князья и их бояре. С первой половины XVI в. в думе появились и менее знатные феодалы - окольничие, а также представители поместного служилого дворянства - думные дворяне ("дети боярские, которые в думе живут") и верхов служилой бюрократии - думные дьяки; последние вели делопроизводство Боярской думы (первоначально в думе их было четверо).

Поскольку князь (царь) разделял власть с крупнейшими феодалами  страны, постольку функции Боярской думы были неотделимы от его прерогатив. Боярская дума разрешала важнейшие  государственные дела. Она была законодательным органом. Ею были утверждены судебники 1497 и 1550 гг.

Будучи высшим органом  управления, Боярская дума осуществлял  общее руководство приказами, надзирала  за местным управлением, принимала  решения по вопросам организации  армии, земельным делам. Переговоры с иностранными послами вела специальная ответная комиссия из членов Думы. Итог этих переговоров выносился на рассмотрение великого князя (царя) и Думы.

Укрепляя свою власть, великие князья и цари 16 века стремились ослабить значение боярской аристократии. Уже с середины 16 века из Боярской Думы выделилась так называемая "комната", "ближняя дума" - более узкий состав верных царю людей, с которыми он решал важнейшие дела.

Деятельность опричнины  была направлена на преодоление пережитков феодальной раздробленности, подрыв экономической и политической мощи боярской аристократии Место представителей наиболее строптивых феодальный фамилий, истребленных во время опричнины, в Боярской думе заняли менее знатные родственники царя.

После смерти Ивана IV значение Боярской думы опять возросло. Заметную роль играла она в отдельные периоды иностранной интервенции и крестьянской войны начала 17 века [8].

С появлением новых слоев  в среде господствующего класса, и прежде всего поместного дворянства (дворян и детей боярских), тесно связано возникновение земских соборов - эпизодически созываемых царями всероссийских совещаний для обсуждения, а часто и разрешения важнейших вопросов внутренней и внешней политики. Кроме Боярской думы и верхушки духовенства ("освященный собор") земские соборы включали представителей поместного дворянства и посадских верхов.

Появление земских соборов  означало установление в России сословно-представительной монархии, характерной для большинства  западноевропейских государств. Спецификой сословно-представительных органов в России было то, что роль "третьего сословия" (городских буржуазных элементов) в них была гораздо слабее и в отличие от аналогичных западноевропейских органов (парламент в Англии, "генеральный штаты" во Франции) земские соборы не ограничивали, а укрепляли власть монарха.

Представляя более широкие, чем Боярская дума, слои господствующих верхов, земские соборы в своих  решениях поддерживали московских царей. В противоположность ограничивавшей единодержавие царя Боярской думе земские соборы служили орудием укрепления самодержавия.

Существование земских  соборов, как и Боярской думы, означало известную слабость не только носителя верховной власти - царя, но и государственного аппарата централизованного государства, в силу чего верховная власть вынуждена была прибегать к непосредственной помощи феодального класса и верхов посада.

Создание централизованного  государства вызвало необходимость  перестройки и органов управления. Старую примитивную систему управления с помощью введенных и путных бояр, а также отдельных учреждений приказного типа (Казенный двор) к середине 16 века заменила новая система центрального управления - приказная.

Осуществление отдельных  функций государства в 15 веке поручалось боярам, а также неродовитым, но грамотным  чиновникам - дьякам. Постепенно эти нерегулярные поручения ("приказы'') получали постоянный характер. Появились такие должности, как казначей, печатник, разрядный и ямской дьяки. Первоначально в 15 веке эти должностные лица осуществляли свои обязанности без вспомогательного аппарата. Но с расширением круга их задач (с начала 16 века) им давались "для письма" чиновники помельче - подьячие, объединенные в особом помещении - канцелярии- "избе", "дворе". Процесс образования "изб", "дворов"- канцелярий растянулся на несколько десятилетий (с конца 15 века до середины 16 века) и был неодновременным. Каждая "изба" или "двор" вместе с возглавлявшим ее должностным лицом представляла зародыш будущего приказа. С середины 16 века "избы"- канцелярии превращаются в постоянно действующие центральные государственные учреждения - приказы.  Это нашло выражение и в расширении круга их задач, в появлении чиновничье-бюрократической иерархии и внутренней структуры, в складывании определенных порядков деятельности и форм делопроизводства.  Таким образом, приказная система прошла в своем развитии ряд стадий: приказа (в буквальном смысле слова) как разового поручения, приказа как постоянного поручения (типа "пути"), приказа-"избы" (канцелярии) и, наконец, приказа как государственного органа с самостоятельными структурными подразделениями.

Важнейшим звеном аппарата централизованного государства  была армия, состоявшая из феодальных ополчений князей и бояр - вассалов великого князя московского, а также  служилых людей - дворян и детей боярских. Объединение русских земель вокруг Москвы, борьба Русского государства с татарами, турками, Ливонским орденом, польскими и литовскими феодалами требовали постоянного усиления и усовершенствования вооруженных сил.

Ряд первых центральных  государственных учреждений Русского государства имел военное назначение. К этой группе относились Разрядный и Поместный приказы, а также Оружейная палата. Во второй половине 16 века появились другие приказы этой группы: Стрелецкий, Пушкарский, Каменных дел. Оружейный, Бронный, Аптекарский.

С образованием централизованного  государства меняется и местное  управление. Ограничение власти кормленщиков - наместников и волостелей - являлось составной частью мероприятий, проводимых великокняжеской властью в целях  укрепления централизованного государства.

Эти мероприятия не только совпадали с пожеланиями поместного дворянства, но и находили поддержку  и сочувствие черносошного крестьянства. И те и другие были заинтересованы в улучшении прежде всего деятельности суда и того звена государственного управления, в котором корыстолюбие кормленщиков проявлялось особенно остро. По Белоозерской уставной грамоте (1488 г.) наместник и его тиуны судили вместе с сотскими и "добрыми" людьми из населения. В Судебнике 1497 г. этот порядок был узаконен.

Военные нужды и укрепление обороноспособности государства во второй половине 15 века повысили значение "городового дела", т. е. забот сстроительстве и укреплении городов. Появляются особые должностные лице местного управления - городовые приказчики, оттеснившие наместников-кормленщиков вначале от военно-административного, а затем от ряда отраслей земельного, финансового и даже судебного управления."

Назначаемые великим  князем из поместного служилого дворянства городовые приказчики не зависели ни от наместника, ни от Боярской думы, а подчинялись непосредственно великому князю по ведомству казначея, в заведовании которого находились первоначально военно-административные дела, и прежде всего учет и хранение всех государственных запасов оружия и боеприпасов. Институт городовых приказчиков был первым дворянским органом местного управления Русского централизованного государства [9].

Конец 15 - первая половина 16 века ознаменовались ломкой социально-экономических  отношений. Классовая борьба в этих условиях приобрела остроту, разнообразилась в формах: от участия в ересях и побегах до индивидуальных террористических актов и групповых выступлений "лихих людей".

Кормленщики не были заинтересованы в борьбе с "лихими людьми". Рост преступности был для них даже выгоден, так как в случае поимки они имели от суда лишние доходы.

Вначале правительство  пыталось усилить карательные меры против "мелких" людей с помощью  введения в состав суда наместников, выборных от населения. В 1539-1541 гг. правительство  по просьбе населения (по-видимому, главным образом поместного дворянства и верхушки посада) выдавало наместникам так называемые губные грамоты, в которых устанавливался порядок организации и деятельности новых "губных" органов.

Кроме того, с 1555 года были введены выборные "губные" органы, на которые возлагались преследование, ловля и казнь ''лихих людей" в каждом уголовно-полицейском округе ("губе"). В каждом губном округе (в волости, а впоследствии в уезде) из дворян или детей боярских выбирался губной староста. При каждом губном старосте во второй половине 16 века появилась губная изба, делопроизводство в которой вел губной дьяк.

Первоначально губные старосты выбирались бессрочно, а затем - погодно  Компетенция губных старост расширилась. Кроме разбойных дел в их ведение  попали дела о татях, убийствах, заведование тюрьмами. Институт губных старост вслед за городовыми приказчиками способствовал упразднению кормленщиков. Этого требовало и поместное дворянство, заинтересованное в увеличении государственных средств и ликвидации произвола кормленщиков-бояр.

В феврале 1551 г. крестьяне  Плесской волости Владимирского  уезда получили уставную земскую  грамоту, согласно которой они могли  с помощью выбранных ими "излюбленных  голов" и "целовальников" собирать дважды в году (на покров и пасху) оброк - "кормленный окуп" и отвозить его в Москву Должность наместника для них упразднялась.

Повсеместно земская  реформа была проведена лишь в 1555 - 1556 гг. С этого времени в уездах и волостях, где еще отсутствовало  помещичье землевладение, крестьяне  черносошных и дворцовых земель, а также посадские люди в городах получили право выбирать из своей среды "излюбленных голов" (старост), а также "лучших людей" (целовальников или земских судей).  Делопроизводство земского старосты, и целовальников вел выборный земский дьяк. Округом каждого земского старосты чаще всего была волость или город.

Все должностные лица земского самоуправления выбирались на неопределенный срок, и население  их могло "переменить" Позднее  для них были введены ежегодные  выборы

В ведении земских органов находились сбор подати - "окупа", а также разбор гражданских и второстепенных уголовных дел (крупными уголовными делами ведали губные органы) среди черносошных крестьян и посадских людей.

Информация о работе Формирование Российского централизованного государства и структуры государственного управления (XV-XVI вв.)