Форма правления в структуре формы государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Августа 2013 в 20:22, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания данной курсовой работы является изучение республиканской формы правления и выявление ее особенностей.
Достижению цели курсовой работы будет способствовать выполнение следующих задач:
- рассмотреть понятие республиканской формы правления и историю появления;
- проанализировать виды республиканской формы правления и их признаки

Содержание

Введение 3
Глава 1. Форма правления в структуре формы государства 5
Понятие и виды формы правления 5
Республиканская форма правления: понятия, виды и принципы 9
Глава 2. Виды республиканской формы правления 13
2.1. Президентская республика и ее характерные черты 13
2.2. Парламентская республика и ее характерные черты 16
2.3 Смeшанная рeспублика и ее характерные черты 20
Заключение 23 Список используемой литературы 25

Вложенные файлы: 1 файл

курсач.docx

— 65.58 Кб (Скачать файл)

В республике органы власти избираются на определенный срок. В  большинстве стран устанавливается  дополнительное ограничение, касающееся того, сколько раз можно быть избранным  на ту или иную должность. Таким образом, в республике реализуется принцип  сменяемости.

Юридичeскими свoйствами республиканской формы правления являются:

- принцип существования единоличного и коллегиального главы государства — президента, парламента и кабинета министров, а коллегиальность проявляется в наличии трёх ветвей власти: законодательной, исполнительной и судебной.

- принцип выборности. Выборность на определённый срок главы государства и других верховных органов государственной власти. Так, президент и парламент должны избираться на определённый срок.

- принцип ответственности. Юридическая ответственность главы государства. Выражается в том, что в случае наличия признаков преступления в деяниях главы государства он должен быть привлечён к ответственности, но перед этим он отрешается от должности. Для реализации этого положения в конституциях присутствует институт импичмента.

-  принцип представительства. В случаях, предусмотренных конституцией, правом выступления от имени государства обладает президент.

- Принцип народовластия. Источником власти признается народ.6

- обязательность решений верховной государственной власти выражается в том, что эта власть действует в соответствии с законом и подчиняется закону. Так в Конституции России закреплено, что Федеральные законы, указы президента, постановления правительства действуют на всей территории России и подлежат обязательному исполнению.

Среди существующих форм правления республика стала наиболее распространенной формой государственности в современном мире.

На сегодняшний день именно республика выступает как законченная в формально-юридическом смысле, наиболее прогрессивная и демократическая форма правления.

Принято делить республики на президентские и парламентские, но выделяются и смешанные республики (Финляндия, Франция), сочетающие в себе черты парламентской и президентской форм правления.7 Особое распространение получила первая из этих форм.

 Таким образом, республика - это форма государственного правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением (или государственными органами) на определённый срок. Для республики характерны признаки разделения властей, выборности власти, принцип ответственности и иные принципы. Республиканская форма правления имеет глубокие исторические корни, первая республика появилась еще до нашей эры

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ВИДЫ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ  ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ

              

2.1. Президентская республика и ее характерные черты.

 

Республики в зависимости от соотношения законодательной и  исполнительной властей, от того, какое  место и роль в них занимают и играют президент, правительство  и парламент, традиционно подразделяются на президентские и парламентарные (парламентские) республики. Следовательно, эти формы республиканского правления  различаются отнюдь не тем, что одна имеет институт президента, а другая — институт парламента. Оба этих института обычно имеются как  в президентской, так и в парламентской  республике. Но характер взаимоотношений  органов исполнительной и законодательной (представительной) властей у этих республиканских форм правления  существенно различаются.

Прeзидeнтская рeспублика – oдна из разнoвиднoстeй сoврeмeннoй фoрмы гoсударствeннoгo правлeния, кoтoрая наряду с парламeнтаризмoм сoeдиняeт в руках прeзидeнта пoлнoмoчия главы гoсударства и главы правитeльства.

Наибoлee характeрныe чeрты прeзидeнтскoй рeспублики:

1) президент избирается  всем народом на прямых выборах,  независимо от парламента;

2) президент по своему  усмотрению назначает и отправляет  в отставку министров, для этого  не требуется согласия парламента;

3) президент юридически  и фактически руководит правительством (даже при наличии номинальной  должности премьер-министра);

4) правительство не несет  ответственности перед парламентом,  парламент не может выразить  правительству вотум недоверия.8

Президентская республика — наиболее распространенный вид республики, более двух столетий существующий в США — стране классического президентского правления. Сегодня такими республиками являются также Россия и Казахстан, Бразилия и Мексика, Египет и Нигерия, Индонезия и Ирак, Филиппины и Зимбабве, Тунис и Перу, большинство стран СНГ, большинство республик в Африке и Латинской Америке, ряд азиатских республик.

Главной отличительной чертой президентской  республики (в ее сопоставлении с  парламентарной республикой) является то, что в ней исполнительная власть, ее формирование, положение, деятельность и ответственность четко отделены от власти законодательной (представительной), а взаимоотношения между этими  ветвями государственной власти базируются на системе взаимных сдержек  и противовесов. Из этого вытекают и другие сущностные признаки президентской республики: и президент, и парламент непосредственно избираются народом; президент обычно не имеет права по своему усмотрению досрочно распустить парламент (за исключением конституционно определенных случаев), а парламент не может сместить президента (вне процедуры импичмента) и отправить в отставку правительство путем выражения ему вотума недоверия; решающая роль в управлении страной принадлежит президенту, который чаще всего является одновременно главой государства и главой исполнительной власти; президент самостоятельно формирует правительство и отправляет его в отставку, назначает и смещает министров; президент и его правительство не несут ответственности перед парламентом за свою политику и деятельность, (правительство такую ответсвтеность несет перед президентом), а парламент не может сместить министров, если они не допустили нарушения закона; президент обладает правом отлагательного вето в отношении принимаемых парламентом законов, но парламент имеет возможность преодолеть его квалифицированным большинством голосов своих депутатов; в ряде случаев при назначении президентом высших должностных лиц исполнительной власти и судей требуется согласие парламента или его палаты; заключаемые президентом международные договоры нуждаются в ратификации парламентом; судебная власть наблюдает за конституционностью и законностью актов двух других ветвей власти и обеспечивает соблюдение установленного правопорядка.

Президентские республики могут в  том или ином отношении серьезно отличаться друг от друга в рамках их общих черт. Так, в одних из них (например, в США, Бразилии и др.) президент сам возглавляет свой кабинет министров, играющий при  нем совещательную роль, а в  других — наряду с президентом  существует особый орган — правительство, Совет министров, возглавляемый  премьер-министром (Россия, Египет и  др.). Если в США, Нигерии и некоторых  других странах при назначении президентом  министров требуется согласие сената, то в Бразилии и ряде других стран  этого не требуется. В ряде президентских  республик допускаются и различные  другие формы ограниченной зависимости  правительства и министров от парламента. В одних таких республиках  имеется институт вице-президента (США, Египет и др.), а в других его  нет. Нельзя также не видеть, что  в рамках одной и той же президентской  формы правления реальная власть главы государства может серьезно различаться. Когда в лице президента сосредоточиваются чрезмерно большие, исключительные полномочия, по существу, вся полнота власти, тогда говорят  о суперпрезидентской или сверхпрезидентской республике. Чаще всего это имело и имеет место в отдельных отсталых латиноамериканских, африканских и азиатских странах, особенно в тех, где президентская власть утверждалась в результате военных переворотов, и тех странах, которые не имели демократических традиций организации государственной власти и сравнительно недавно встали на путь демократии (Россия, Узбекистан и т.д.)

Президентская республика как одна из форм государственного правления  имеет ряд достоинств, которые  нельзя не учитывать. Во-первых, она  в принципе создает особенно благоприятные  условия и предпосылки для  реализации принципа разделения властей. Во-вторых, всенародно избранный президент олицетворяет единство страны, выступает символом единства нации и т.д. В-третьих, эта форма позволяет сосредоточить высшую управленческую власть в одних руках, что особенно важно в условиях быстрого решения серьезных общенациональных проблем и необходимости концентрации сил на переходных, кризисных и иных особых этапах развития страны. В-четвертых, президентская форма правления исключает или серьезно ослабляет ее зависимость от различных и переменчивых партийно-фракционных пристрастий, сильно проявляющихся в парламентской деятельности. Вместе с тем нельзя не учитывать, что в рамках президентской республики возрастает опасность противостояния законодательной и исполнительной ветвей власти, особенно когда, как это нередко бывает на практике, избранный народом президент представляет одну партию, а большинство депутатов парламента принадлежат к другой партии или блоку партий.

 

2.2. Парламентская республика и  ее характерные черты

 

Парламентарная (парламентская) республика — это такая разновидность республиканской формы правления, при которой ведущая роль в осуществлении высшей государственной власти и формировании ее органов принадлежит парламенту как высшему органу представительной и законодательной власти.

Основные характеристики парламентарной республики:

1) Президент, как правило,  избирается не народом, а парламентом  (непрямые выборы);

2) Правительство формально  формируется президентом, но из  представителей победившей на  парламентских выборах партии (блока  партий) либо из лиц, пользующихся  доверием парламентского большинства;

3) для начала своей  работы правительство получает  от парламента вотум доверия;

4) Правительство несет  ответственность только перед  парламентом, парламент может  выразить правительству вотум  недоверия, после чего правительство  обязано уйти в отставку.

Президент при такой форме правления  чаще всего избирается самим парламентом (например, в Греции, Турции, Ливане, Венгрии, Чехии и др.) или несколько  более широким собранием, включающим еще и представителей субъектов  федерации и др. (например, в Индии, ФРГ, Италии и др.). Но даже в тех  случаях, когда в таких республиках  президент избирается не парламентом, а непосредственно народом (например, в Ирландии, Болгарии, Финляндии  и др.), его полномочия оказываются  весьма ограниченными, а реальная исполнительная власть осуществляется правительством.

Главное в характеристике парламентарной республики состоит в том, что  верховенство в ней принадлежит  парламенту, а правительство несет  перед ним, а не президентом политическую ответственность и уходит в отставку в случае получения вотума недоверия  со стороны парламента. Конечно, и  в этих условиях осуществляется принцип  разделения властей, ибо исполнительная власть в лице правительства, обладая  известной самостоятельностью, может  в случае выражения ему вотума недоверия парламентом обратиться к президенту с предложением распустить парламент и назначить новые выборы. В целом же правительство при такой форме правления находится в определенной зависимости от парламента: во главе правительства обычно стоит лидер партии, имеющей большинство в парламенте, правительство подотчетно парламенту, контролируется им и в любое время может быть отправлено парламентом в отставку путем выражения ему вотума недоверия.

Политико-правовой статус президента в парламентарной республике во многом схож со статусом монарха в современной  парламентской монархии. Он так же, как правило, отдален от текущих политических процессов и не осуществляет реального правления в стране. В отличие от ситуации в президентских республиках, он не является главой правительства, исполнительной власти. Вся исполнительная власть практически осуществляется правительством и его главой. Даже если за президентом такой республики формально закрепляются более или менее широкие полномочия, они осуществляются, как и в случае с монархом в парламентарной монархии, по инициативе правительства и с помощью контрассигнации. Так, и в парламентской республике формально президент обычно назначает и увольняет правительство. Но, в отличие от президентской республики, где президент делает это действительно самостоятельно, здесь он фактически не свободен в своем выборе и вынужден обычно назначать премьер-министром того, кто пользуется поддержкой парламентского большинства, а министрами тех, кого представляет премьер, получивший вотум доверия от большинства парламента. В таких республиках именно парламент, как правило, его нижняя палата, фактически назначает и увольняет правительство и министров.

Акты, издаваемые президентом в  парламентской республике, как правило, получают юридическую силу и подлежат исполнению только тогда, когда они  скреплены подписью премьер-министра или соответствующего министра. При  этом сами эти акты обычно издаются на основании решений, принятых парламентом, правительством или отдельными министрами. Президент в таких республиках  обычно не обладает правом отлагательного вето по отношению к принятым парламентом  законам, а если формально и обладает, то практически не использует его, как  и монарх в парламентской монархии. Президент в парламентской республике назначает референдум, но на основе решения парламента и в соответствии с законом, принятым парламентом. Он же формально обладает правом назначения и отзыва послов, но фактически это  зависит от решений главы правительства  и министра иностранных дел.

Парламентская республика обладает своими достоинствами. По сравнению с президентскими республиками, она по своему характеру  и принципам организации и  функционирования серьезно суживает возможность  возникновения противостояния исполнительной и законодательной ветвей власти, отдавая явный приоритет последней. Одержав победу на парламентских выборах, особенно в случае завоевания абсолютного большинства от общего числа мест в парламенте, та или иная партия или блок партий получает возможность из своих рядов и избирать президента, и сформировать однопартийное, одноблоковое, однородное правительство, которому гарантирована поддержка парламента, что не может не сказаться серьезно на стабильности власти. Но, с другой стороны, поскольку одной партии чаще всего не удается завоевать абсолютного большинства мест в парламенте, а межпартийные блоки далеко не всегда бывают надежными и прочными, поэтому в таких условиях приходится идти на создание коалиционных правительств, отражающих интересы различных парламентских фракции, то это в свою очередь может создавать возможность серьезной нестабильности в осуществлении исполнительной власти при данной форме государственного правления. В Италии, являющейся одной из классических парламентских стран, например, за полвека с небольшим послевоенного периода сменилось около полусотни правительств.

С целью сглаживания этого недостатка парламентской республики в ней  за последнее время нередко вводятся определенные ограничения, преграды на пути слишком частого устранения парламентом правительства. Так, в  ряде стран (Перу, Португалия, Молдова  и др.) предложение о вотуме недоверия  правительству может быть внесено  только не менее чем четвертой  или третьей частью депутатов  парламента. Ясно, что это серьезно сужает возможности вынесения частых вотумов недоверия. Этим же целям служат и такие нормы, которые требуют для отставки правительства вынесения вотума недоверия правительству дважды, устанавливают невозможность внесения резолюции о таком недоверии в течение определенного срока (например, в течение года после выборов в парламент или после создания правительства, ряда месяцев после предыдущего голосования по такому вотуму и т.д.). В законодательстве ФРГ, Польши, Венгрии, Болгарии и некоторых других стран предусмотрена возможность вынесения так называемого конструктивного вотума недоверия, при котором недоверие выражается не всему правительству, а только его главе и при условии, если одновременно будет назван преемник действующего главы правительства.

Информация о работе Форма правления в структуре формы государства