Форма правления и государственное устройство в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Августа 2013 в 13:58, контрольная работа

Краткое описание

Тема контрольной работы – «Форма правления и государственное устройство в РФ». На мой взгляд, эта тема очень актуальна, так как от выбора формы правления и государственного устройства страны зависит очень многое (структура и полномочия высших органов государственной власти, порядок их образования и взаимодействие между собой).
В данной контрольной работе будут рассмотрены несколько вопросов: форма правления и государственное устройство в Российской Федерации.

Вложенные файлы: 1 файл

право.doc

— 59.50 Кб (Скачать файл)

Введение

Тема контрольной работы – «Форма правления и государственное  устройство в РФ». На мой взгляд, эта тема очень актуальна, так  как от выбора формы правления  и государственного устройства страны зависит очень многое (структура  и полномочия высших органов государственной власти, порядок их образования и взаимодействие между собой).

В данной контрольной  работе будут рассмотрены несколько  вопросов: форма правления и государственное устройство в Российской Федерации.

Контрольная работа будет  состоять из  структурных элементов – содержания, введения, основной части, заключения и списка использованных источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Форма правления в  Российской Федерации

 

Форма правления является одной из важнейших частей формы  государства. Понятие формы государство зародилось еще до нашей эры.

Форма правления «раскрывает  способ организации верховной государственной  власти, порядок образования ее органов, их взаимодействия между собой и  с населением, степень участия  населения в их формировании.

Форма государственного правления дает возможность уяснить: как создаются высшие органы государства, и какого их строение; как строятся взаимоотношения между высшими и другими государственными органами; как строятся взаимоотношения между верховной государственной властью и населением страны; в какой мере организация высших органов государства позволяет обеспечивать права и свободы гражданина.

Согласно статье 1 Конституции  Российской федерации (РФ), «Российская  Федерация - Россия есть демократическое  федеративное правовое государство с республиканской формой правления».

Республиканская форма  правления в России имеет особенности  по сравнению с типичными формами  президентской и парламентской  республик. Смешанный характер новой формы правления обусловлен спецификой исторической эволюции института главы российского государства, социально-политических и социально-экономических условий проведения реформ. Сочетая черты президентской и парламентарной республики, форма правления сохраняет большинство компонентов дуалистического режима с доминированием президента в системе органов государственной власти.

Следовательно, принцип  народного суверенитета может быть принят только с ограничениями. В  то же время он должен означать решающее участие народа в создании государственных  учреждений, организации и осуществлении государственной власти через институты представительной и непосредственной демократии.

Смешанная форма политического развития, чаще всего вызывает необходимостью повысить уровень управляемости государства, придать большую самостоятельность и стабильность органам исполнительной власти.

Сложная обстановка перехода к рыночной экономике и острая социальная напряженность обусловили тот факт, что в РФ в качестве формы правления установлена  президентская республика, но обладающая по сравнению с традиционными президентскими республиками рядом особенностей.

Во-первых, наряду с признаками президентской республики (это, в  частности, контроль Президента за деятельностью  Правительства) данная форма имеет (правда, незначительные) элементы парламентарной республики, состоящие в том, что парламент может выразить недоверие Правительству, но это не влечет правовых последствий: решение об отставке правительства принимает Президент. Он вправе не согласиться с парламентом. В России нижняя палата парламента неоднократно оценивала работу Правительства как неудовлетворительную, и никаких последствий это не влекло.

Во-вторых, налицо дисбаланс  между законодательной и президентской  властью существенный перевес последней, что в какой-то мере нарушает необходимое равновесие и устойчивость государственной власти в целом. В Конституцию РФ заложена идея об арбитражной власти президента. Президент стремится усилить свои полномочия и за счет парламента и за счет правительства. Положение парламента принижено, роль Правительства в основном ограничена хозяйственными вопросами, оно не является центром политического руководства страной и средоточием исполнительной сласти. Такая большая власть концентрируется главным образом в центре.

 Субъекты Федерации в наибольшей степени обеспечивают участие в формировании высших органов государственной власти. В свою очередь, процедура выборов и порядок деятельности избирательных органов власти требуют максимального правового регулирования, не говоря уже о том, что форма правления и структура высших органов государственной власти получают закрепление в конституции страны.

Президентская форма правления выдержало серьезные испытания. В ее развитии можно выявить «маятниковые» колебания от «точки» всевластия Советов до «точки» слияния движений «Единство» и «отечество - вся Россия». Президентская форма правления стабилизировалась, прошла нереволюционная передача власти. Президент получил возможность воздействия на решения парламента через лояльное большинство во фракциях Государственной Думы, главы субъектов Федерации больше не образуют мощное объединение в Совете Федерации. По существу система президентской власти в России - это уже сформировавшаяся структура, конечно, развивающаяся, со своими противоречиями, но уже относительно устоявшаяся.

Современная теория государства  и права как наука может  предложить более глубокое и достаточно обоснованное понимание формы правления, наметить более реальный прогноз развития этих форм. Важно при этом учитывать исторические традиции, национальную психологию, религиозность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Государственное устройство  в Российской Федерации

 

Форма государственного устройства – это территориальное  устройство государства (административно  – территориальное или национально  – территориальное) и характер взаимоотношений между его составными частями и центральной властью.

Россия — демократическое федеративное правовое государство. Действует Конституция, принятая на всенародном референдуме 12 декабря 1993 года.

В административном отношении Россия состоит из республик, краёв, областей, городов федерального подчинения, автономных округов, которые являются субъектами Федерации. Согласно Конституции РФ все субъекты Федерации равноправны, всего их 88. В то же время Конституция РФ фиксирует и некоторые различия в правовом положении субъектов Федерации.

Политическая система РФ базируется на демократических принципах: действует  принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. В Конституции закреплены идейный и политический плюрализм, многопартийность, равенство граждан перед законом, права и свободы человека и гражданина согласно общепринятым принципам и нормам международного права.

Российская Федерация — президентская  республика. Государственную власть в России осуществляют президент  РФ, двухпалатный парламент — Федеральное Собрание, правительство и суды РФ.

Глава государства — президент, избираемый всеобщим голосованием сроком на 4 года. При этом Конституция оговаривает, что одно и то же лицо не может  занимать должность президента РФ более  двух сроков подряд.

Президент занимает центральное место в системе органов власти РФ. Он определяет основные направления внутренней и внешней политики страны. В ряде случаев может выполнять функции, которые обычно осуществляются законодательными и судебными органами власти.

Как глава государства президент  является гарантом соблюдения Конституции, прав и свобод граждан. Ему принадлежит  ведущая роль в назначении высших должностных лиц РФ. Президент  с согласия нижней палаты парламента назначает на должность председателя правительства РФ; по представлению председателя правительства назначает его заместителей и федеральных министров. Президент также назначает и увольняет с должности высшее командование Вооружённых сил, руководителей других силовых структур, дипломатических представителей РФ за рубежом, полномочных представителей президента в федеральных округах, формирует и возглавляет Совет безопасности РФ, формирует администрацию президента. Президент представляет для назначения парламентом кандидатуры председателя Центрального банка РФ, судей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного судов РФ, генерального прокурора страны.

В случае отсутствия законодательной  базы, регулирующей те или иные стороны  общественной жизни, президент имеет  право издавать указы, имеющие силу закона до принятия парламентом соответствующих нормативных актов. Президент имеет право наложить вето на законы, принимаемые Федеральным Собранием, после чего они поступают на повторное рассмотрение парламента.

Президент РФ может быть отрешён от должности в порядке, предусмотренном Конституцией страны.

Высшим органом представительной и законодательной власти РФ является парламент — Федеральное Собрание, состоящее из двух палат: нижней —  Государственной Думы и верхней  — Совета Федерации.

Государственная Дума, избираемая всеобщим голосованием на 4 года, состоит  из 450 депутатов. Её основная функция  — принятие законов Российской Федерации.

Государственная Дума может  быть распущена президентом РФ в  случаях, предусмотренных Конституцией страны, которые связаны с отказом утвердить предложенную президентом кандидатуру на пост председателя правительства РФ, а также с отклонением предложенного правительством вотума доверия и выражением вотума недоверия правительству.

В соответствии с законодательством депутаты Государственной Думы могут создавать депутатские объединения — фракции и депутатские группы.

Совет Федерации представляет интересы регионов РФ. Он формируется  по принципу 2 члена верхней палаты от каждого субъекта Федерации. Совет  Федерации в обязательном порядке рассматривает принятые Государственной Думой законы по вопросам федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии, ратификации и денонсации международных договоров РФ с другими государствами, статуса и защиты Государственной границы РФ, войны и мира.

Действующий регламент  Совета Федерации не предусматривает  создание фракций по партийному принципу. Влияние политических предпочтений членов Совета Федерации на политическую позицию верхней палаты парламента заметно ниже, чем в Государственной Думе.

Парламент играет в политической системе России ограниченную роль. Это объясняется тем, что парламент  по Конституции практически лишён  контрольных функций.

Избирательная система РФ. Государственная Дума избирается по смешанной, пропорционально-мажоритарной системе. Половина депутатов (225 чел.) избирается по пропорциональной системе — по партийным спискам.

Другая половина депутатов  избирается по одномандатным округам, границы которых определяет Центральная избирательная комиссия РФ. Право выдвигать кандидатов в депутаты Государственной Думы имеют группы граждан, политические партии. Закон допускает и самовыдвижение кандидатов. Выборы депутатов по одномандатным округам проводятся в один тур. Победителем считается кандидат, набравший простое большинство голосов.

Президент РФ избирается всеобщим голосованием. Право выдвижения кандидатов в президенты имеют группы граждан и политические партии.

Исполнительную власть РФ согласно действующей Конституции осуществляет правительство РФ. Однако в Конституции не говорится, что правительство является высшим органом исполнительной власти в стране. Это обусловлено тем, что важнейшие функции федеральной исполнительной власти осуществляет президент РФ.

Правительство России обеспечивает оперативное управление народным хозяйством посредством проведения единой финансовой, кредитной и денежной политики. Правительство  разрабатывает и представляет Государственной  Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение.

Правительство РФ назначается  президентом России и слагает  полномочия перед вновь избранным  главой государства. Правительство  РФ также может быть отправлено в  отставку в случае, если президент  РФ согласен или с вотумом недоверия, вынесенным правительству Государственной Думой, или с тем, что Дума отказывает правительству в доверии.

Главой правительства  является его председатель, который  назначается на должность президентом  и утверждается Государственной  Думой. Председатель правительства вносит на утверждение президента РФ предложения о структуре исполнительной власти и составе правительства.

Правительство, занимаясь  оперативным управлением народным хозяйством, выполняет функции центра согласования важнейших экономических  интересов.

Во всех субъектах  РФ проживающие на их территориях  граждане прямым всеобщим голосованием избирают высшее должностное лицо субъекта Федерации: губернатор и президент, который и формирует исполнительную власть в регионе.

После создания федеральных  округов и учреждения института полномочных представителей президента, на которых возложена координация работы всех органов власти на местах, начался процесс государственного строительства на этом уровне.

Партийная система в  России не оказывают решающего влияния на формирование и осуществление внутренней и внешней политики страны. Это объясняется несколькими причинами: относительной слабостью самих политических партий, ограниченностью полномочий представительных органов власти, отсутствием соответствующей традиции в политической культуре российского общества.

Партии должны строиться  только по территориальному принципу.По закону одной из главных функций  политической партии является участие  в выборах. Партия, в течение 5 лет  не принимавшая участие в выборах, подлежит ликвидации.

В 1990-е гг. в России сложилась относительно устойчивая партийная система, представленная крупнейшими партиями, имеющими стабильное представительство в Государственной  Думе. К числу ведущих партий относятся: коммунистическая партия Российской Федерации (КПРФ), союз правых сил, яблоко, либерально-демократическая партия России (ЛДПР), единая Россия.

Информация о работе Форма правления и государственное устройство в РФ