Форма государства: общая характеристика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2014 в 23:09, курсовая работа

Краткое описание

Цель написания курсовой работы – изучение одной из важнейших тем теории государства и права – формы государства, ее составных частей – формы правления, формы государственного устройства – во всем многообразии ее составляющих.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
 Рассмотреть понятие формы государства.
 Изложить понятия форм правления, а так же соотнести монархическую и республиканскую формы правления.

Содержание

Введение 5
1 Понятие формы государства 7
2 Форма правления 12
2.1 Монархия 12
2.2 Республика 14
2.3 Смешанные формы правления 17
3 Форма государственного устройства 19
3.1 Унитарная форма государственного устройства 19
3.2 Федеративная форма государственного устройства 20
3.3 Конфедеративная форма государственного устройства 21
Заключение 24
Cписок использованных источников 26

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya_1.docx

— 101.77 Кб (Скачать файл)

В различных странах федеративное государственной устройство имеет свои уникальные особенности, которые определяются историческими условиями образования конкретной федерации, в том числе национальным составом населения, своеобразием культуры и быта народа и т.д. Вместе с тем можно выделить наиболее характерные юридические признаки для большинства федеративных государств. Так, в федеративном государстве существуют общефедеральные органы государственной власти, решения которых являются обязательными для субъектов федерации в той мере, в какой это определено законом. Наряду с высшими федеральными органами существуют высшие органы государственной власти субъектов федерации – республик, земель, штатов, кантонов и т.п.

Территория федерации состоит из совокупности территорий её субъектов, каждый гражданин субъекта федерации является одновременно гражданином всей страны. Для федерации характерны федеральные вооруженные силы, единая финансовая, налоговая, денежная системы. Основную внешнеполитическую деятельность осуществляют федеральные органы.

Федеративная форма государственного устройства может быть следствием и воплощением различных видов общественных связей. Так, например, США, Мексика, ФРГ - это федеративные государства, образованные не по национальному, а по территориальному признаку. Они обязаны своим возникновением и существованием региональным интересам определенных групп населения.

Россия, Индия представляют собой многонациональные государства. Каждый народ официально представлен определенным субъектом федерации. И это понятно, ибо в основе такой формы государственного устройства лежат межнациональные отношения.

Как правило, федерация возникает на основе нормативного договора ( образование СССР в 1992 г.) либо принятия конституции (как это было в 1787 г. В США). Определённая государственная самостоятельность субъектов федерации закрепляется чае всего специальным нормативным актом или конституцией союзного государства. При этом субъекты федерации сохраняют свои системы законодательства, свои конституционные акты, но соответствующие федеральному законодательству.

В настоящее время в мире насчитывается около двадцати федеративных государств. Как правило, это достаточно крупные государственные образования, расположенные на всех материках мира( ФРГ, Индия, Малайзия, Нигерия, США, Канада, Мексика, Австрия и др.). К современным федеративным государствам относится и Россия, что закреплено в ст. 1 её Основного Закона: «Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления» [11, c.94-95].

Таким образом, федеративное устройство служит, с одной стороны, сохранению многообразия различных регионов при безусловном характере общефедерального единства, с другой - такое устройство выступает способом рационального распределения компетенции и полномочий не только по горизонтали, но и по вертикали. Законодательные, исполнительные и судебные полномочия делятся между федерацией в целом и ее субъектами. Это деление должно быть осуществлено таким образом, чтобы способствовать более тесному единству субъектов, развитию их взаимосвязей и взаимозависимости.

 

 3.3 Конфедеративная форма государственного устройства

Исторически известна и такая форма объединения государства, как конфедерация, сочетающая признаки международно-правовой и  внутригосударственной организации. Конфедерация как объединения государств создавалась для достижения главным образом внешнеполитических и военных целей. Они были известны периоду становления буржуазных государств, некоторые из них распались, другие являются переходной формой к более прочим федеративным связям. Такие федерации, как США, Швеция, прошли в прошлом стадию конфедеративного союза [15, c.88-89].

Конфедерация - не союзное государство, а союз государств, при котором государства, образующие конфедерацию, полностью сохраняют самостоятельность, имеют собственные высшие органы власти, управления и правосудия. Для координации совместных действий государств - члены конфедерации создают объединённые органы. Последние функционируют лишь в строго определённых целях (экономические, военные, политические).

В настоящие время конфедерацией в формально-юридическом плане считается Швейцария, хотя фактически она является федерацией. Признаки конфедерации имеются у Содружества Независимых Государств (СНГ) и Европейского союза ( ЕС) [11, c.95].

Конфедерация характеризуется следующими показателями.

1. Это не союзное  государство (как в федерации), а союз суверенных государств.

2. Создание конфедерации  не образует нового государства. Это договор между суверенными государствами.

3. В конфедерации есть право выхода из союза и договора.

4. В конфедерации нет единой централизованной власти – законодательной, исполнительной, судебной. Конфедеративные структуры создаются из представителей суверенных государств и не имеют властных полномочий по отношению к населению.

5. Конфедерация  не имеет единой территории, налогообложения, финансовой системы.

6. Опыт показывает, что конфедерация – это союз временный, переходный в союзное государство (федерацию) либо распадающийся по мере достижения целей или в силу других обстоятельств [9, c.93].

Известны следующие конфедерации: Рейнская конфедерация (1254-1350),  Ганзенская лига (1367-1669), Швейцарская конфедерация (1291-1789 и 1815-1848), Нидерланды (1579-1795), США (1781-1787), Германская конфедерация (1815-1866), конфедерация Египта и Сирии - Объединённая Арабская Республика (1958-1961). И некоторые другие [7, c.95].

Таким образом, конфедерация представляет собой союз независимых государств, которые объединяются на основании договора о координации действий по ограниченному кругу вопросов, чаще всего в области обороны, внешней политики, единой системы почтовой связи и таможенных тарифов, но при этом полностью сохраняют свой суверенитет, членство в ООН и других международных организациях. 

В целом, на основе проведенного анализа фактического материала кажется возможным выделить ряд признаков, характерных для конфедеративной формы государственного устройства, и ее отличия от федеративной формы. Во-первых, это договорная форма образования конфедерации: большая часть конфедераций была образованна на основе соответствующих договоров. Во-вторых, в отличие от федерации, где попытка сецессии (свободного выхода) рассматривается как мятеж, выход же из состава конфедерации означает расторжение договорной связи с союзом. В-третьих, конфедерация не обладает суверенитетом, суверенитет принадлежит государствам, входящим в нее. То есть никакие решения союзной власти не имеют силы на территории государства, входящего в состав конфедерации, без их согласия.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В ходе написания работы были исследованы два составных элемента формы государства – форма правления и форма государственного устройства. Итак, поставленные задачи данной курсовой работы были выполнены с помощью анализа материала по данной теме и сделаны соответствующие выводы:

1. Форма государства  – сложное общественное явление, которое включает в себя три  взаимосвязанных элемента: форму  правления, форму государственного  устройства и форму государственного  режима. В различных странах государственные  формы имеют свои особенности, характерные признаки, которые по  мере общественного развития  наполняются новым содержанием, обогащаясь во взаимосвязи и  взаимодействий. Вместе с тем  форма существующих государств, особенно современных, имеет общие  признаки, что позволяет дать  определение каждому элементу  формы государства. Форма государства  – это его устройство, выражающееся  в характере политических взаимоотношений  между людьми, между людьми и  государством, между государством  и людьми в процессе управления  ими , в способах организации высших органов государственной власти и в административно-территориальном делении государства. Серьезное влияние на форму государства оказывает культурный уровень народа, его исторические традиции, характер религиозных мировоззрений, национальные особенности, природные условия проживания и другие факторы. Специфику формы государства определяет также характер взаимоотношений государства и его органов с негосударственными организациями (партиями, профсоюзами, общественными движениями, церковью и другими организациями).

2. Под формой правления  необходимо понимать исторически  сложившуюся модель организации  верховной государственной власти, функционирующей в рамках и  на основе особых видов правосознания  и правового мышления народа (республиканского  или монархического). Форма правления  характеризует способ организации  государственной власти, включающий  порядок образования и деятельности  высших и местных государственных  органов, порядок взаимоотношений  их друг с другом и с населением. То есть, из каких основных институтов складывается организация государственной власти, как они формируются и как они взаимодействуют друг с другом. Формы правления в значительной мере различаются в зависимости от того, осуществляется ли власть одним лицом или же она принадлежит коллективному выборному органу. В первом случае, согласно сложившемуся представлению, имеет место монархическая форма правления; во втором - республиканская. Монархия - форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу – монарху. В современном мире существует два вида монархии: абсолютная, конституционная (дуалистическая и парламентарная). Основной признак абсолютной монархической формы правления является отсутствие каких-либо государственных органов. Существенным признаком конституционной монархии является то, что статус монарха ограничен не только формально-юридически, но и фактически. Дуалистическая монархия - конституционная монархия, в которой власть монарха ограничена конституцией, но монарх формально и фактически сохраняет обширные властные полномочия. Парламентарная монархия отличается тем, что статус монарха ограничен. Законодательная власть полностью принадлежит парламенту, исполнительная правительству.

3. Форма государственного устройства – это взаимоотношения между центральной властью и территориальными составными частями. Система территориальных составных частей образует территориальное деление государства. Существует две основных разновидности форм государственного устройства: простые ( унитарные) и сложные (федеративные) .Менее распространённой формой государственного устройства является конфедерация. Основными признаками унитарного государства являются: единая система власти, единая конституция, единое гражданство, единая денежная система. А также составные части унитарного государства не обладают собственным суверенитетом. Можно выделить следующие отличительные черты федерации: территория федерации состоит из территорий её отдельных субъектов, каждое из образований федерации обладает собственной компетенцией и имеет свои законодательные, исполнительные и судебные органы. Конфедерация - не союзное государство, а союз государств, при котором государства, образующие конфедерацию, полностью сохраняют самостоятельность, имеют собственные высшие органы власти, управления и правосудия. Таким образом,  форма государственного устройства на современном этапе является неотъемлемым элементом современного демократического общества, отражающим его потребности для наиболее эффективного функционирования государственных институтов. 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1 Ильин И.А. О государственной форме//Советское государство и право.1992.№11. – 135 с.

2 Нерсисянц В.С. Общая теория права и государства: Учебник для вузов. – М.: Норма, 2009.  522 с.

3 Иванцев Г.И. Глобализация, государство, право// «Государство и право», 2003, №8. – 150 c.

4 Гражданское право: учебник/ Е.А. Суханов. – М.: Дашков И.К, 2006.  677с.

5 Гражданское право: учебник / О.Н. Садиков. – М.: «Юридическая фирма Контракт»: «ИНФРА – М», 2006. 493 с.

6 Гражданское право: учебник/ А.П. Сергеев, Ю.К. Толстой. – М.: Проспект, 2006. – 655 с.

7 Общая теория  права: учеб. пособие для вузов/ С.Г. Дробязко, В.С. Козлов – 2-е изд., исправл. И доп. – Минск: Амалфея, 2007 – 480 с.

         8 Симонишвили Л.Р., Формы правления истории и современности, М.: Флинта: МПСИ, 2007 – 280 с.

          9 Теория государства и права: учебник/ Г.А. Борисов. – Белгород: Изд-во Бел ГУ, 2007. – 292 с.

        10 См.: Керимов Д.А. Сущность общенародного государства// Вестник Ленинградского университета. 1971.№23.Вып 4. – 251 c.

11 Общая теория государства и права: учебник/ А.Ф. Вишневский, Н.А. Горбаток, В.А. Кучинский; под общ. Ред. В.А. Кучинского. – Минск: Интегралиолиграф, 2009 – 552 с.

12 Каск Л.И. Функции  и структура государства. Л.1969. – 104 c.

          13 Алексеев С.С « Государство  и право. Начальный курс. 3-е изд. М.,1996. – 192 c

           14 Комаров С.А. Общая теория права: - 4 учебник. Изд. 4-е, перераб. И доп. М..,1998. – 416 c.

           15 Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. 2- е изд., перераб. И доп. М.: Юристъ, 2006. – 768 с.

          16 Енгибарян Р. В., Кранов Ю.К. Теория государства и права. Учебное пособие М: Юрист, 2001.- 251 с.

          17 Ирхин Ю.В., Политология. Серия : Учебник для вузов, М.: Экзамен, 2007 – 869 с.

         18 Медушевский А.Н. Конституционная монархия в России// Вопросы истории. 1994. № 8. – 52 c.

           19 Бельсон Я.М., История буржуазных конституций – М., 1986. – 154 c.

 20 Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник/ М., 1996. – 163 с.

 

21 Политология: Учебник для вузов/ под рд.М.А Василика. – М.: Юность, 1999- 592с.

         22 Крашенинников Н.А., Житков О. А. « История государства и права зарубежных стран» , Москва: Норма- Инфа, 1996, том 2. – 320 с.

         23 Черниловский З.М. « Христоматия по история государства  и права» , Москва: Гардарина, 1996. – 473 с.

Информация о работе Форма государства: общая характеристика