Форма государства: общая характеристика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2014 в 23:09, курсовая работа

Краткое описание

Цель написания курсовой работы – изучение одной из важнейших тем теории государства и права – формы государства, ее составных частей – формы правления, формы государственного устройства – во всем многообразии ее составляющих.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
 Рассмотреть понятие формы государства.
 Изложить понятия форм правления, а так же соотнести монархическую и республиканскую формы правления.

Содержание

Введение 5
1 Понятие формы государства 7
2 Форма правления 12
2.1 Монархия 12
2.2 Республика 14
2.3 Смешанные формы правления 17
3 Форма государственного устройства 19
3.1 Унитарная форма государственного устройства 19
3.2 Федеративная форма государственного устройства 20
3.3 Конфедеративная форма государственного устройства 21
Заключение 24
Cписок использованных источников 26

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya_1.docx

— 101.77 Кб (Скачать файл)

До конца 70-х годов прошлого столетия традиционным для отечественного государствоведения и правоведения было представление о форме государства как об институте, складывающемся из формы правления и формы государственного устройства. В настоящее время утвердилось мнение, согласно которому форма государства структурно состоит из формы правления, формы государственного устройства и политико - правового режима. Это, скорее, не три формы, а три аспекта единой формы государства, которые в каждом конкретном случае принимают неповторимый облик [11, c.82].

Встречаются и иные мнения по данной проблеме. Так, Л.И. Каск предлагал рассматривать государство как функциональную (динамическую) и организованную (статистическую) систему. Поэтому формой государства в динамическом аспекте следует считать политико - правовой режим, а в статистическом – форму правления и форму государственного устройства [12, c.5-6].

Форма государства зависит от конкретно-исторических условий его возникновения и развития. Решающее влияние на нее оказывают сущность, исторический тип государства. Так, феодальному типу государства соответствовала, как правило, монархическая форма правления, а буржуазному — республиканская. Форма государства во многом зависит от соотношения политических сил в стране, особенно в период его возникновения. Ранние буржуазные революции (например, в Англии) привели к компромиссу между буржуазией и феодалами, следствием которого стала конституционная монархия. Конституция — требование молодой буржуазии, монархия — уступка феодалам [9, c.116].

На форму государства влияют национальный состав, исторические традиции, территориальные размеры страны и другие факторы. Небольшие по территории государства обычно являются унитарными. «Многонациональный состав населения,— писал И. А. Ильин,— предъявляет к государственной форме свои требования. Он может стать фактором распада и привести к гибельным гражданским войнам». События в Югославии, сложная ситуация в бывщих республиках СССР, межнациональные распри подтверждают слова И. А. Ильина, который считал, что каждому народу должны быть свойственны «своя, особая, индивидуальная форма и конституция, соответствующая ему и только ему. Нет одинаковых народов и не должно быть одинаковых форм и конституций. Слепое заимствование и подражание нелепо, опасно и может стать гибельным» [2, c. 132].

          Известный российский юрист С.С. Алексеев считает, что форма государства - это совокупность формы правления и государственного устройства [13, c.40].

С.А. Комаров предлагает форму государства как объективную реальность и как понятие рассматривать с различных сторон, характеризующих их свойства, а именно:

1) форму правления, отражающую  способы организации государственной  власти, в том числе и порядок  её образования;

2) форму государственного  устройства как совокупность  способов организации государственной  власти с учетом внутреннего  деления государства на части  и их взаимоотношений с органами  государства и между собой;

3) политический режим  как совокупность приемов и  методов осуществления власти и её реализацию [14, c.54].

Конкретизируя и обобщая точки зрения сказанные выше, следует сказать что форма государства - это организация и устройство государственной власти, обусловленные сущностью и социальным назначением государства и отражающие исторические, экономические, национальные особенности, уровень развития демократии и культуры соответствующего общества.[11, c.84].

Формы государства весьма разнообразны. Среди главнейших причин разнообразия форм государства можно назвать следующие:

1. Историческая традиция развития национальной государственности. Так, устойчивость монархических форм правления в таких странах, как Великобритания, Швеция, Япония, объясняется наряду с прочим тем, что монархия в этих государствах существовала на протяжении многих столетий.

2. Исторические особенности становления самой национальной государственности. Например, принятие такими странами, как США, ФРГ, Швейцария, Аргентинская Республика, Мексиканские Соединенные Штаты, федеративной формы государственного устройства объясняется историческими условиями возникновения самого государства, а не национальными моментами.

3. Принятие той либо  иной государственной формы объясняется  также национальным  составом населения данной страны. Именно эти обстоятельства обусловили установление федерации в таких многонациональных государствах, как, например, Индия.

4. Избрание той или  иной государственной формы в  молодых странах, освободившихся  от колониальной зависимости, в  значительной степени зависело  от влияния метрополии. Неудивительно, что во многих бывших колониях Великобритании (Тринидад и Тобаго, Ямайка, первоначально в Индии, Пакистане) после провозглашения независимости была установлена монархическая форма правления, в то время, как бывшие колонии республиканской Франции в подавляющем большинстве своем стали республиками (Республика Кот-Дивуар, Верхняя Вольта, Габон, Дагомея, Исламская Республика Мавритания). [ 14, c.355]

Таким образом, понятие формы государства охватывает:

а) организацию верховной государственной власти, источники ее образования и принципы взаимоотношений высших органов власти между собой и населением;

б) территориальную организацию государственной власти, соотношение государства как единого с его составными частями;

в) методы и способы осуществления государственной власти.

 

2 Форма правления

2.1 Монархия 

Монархия - форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу – монарху (королю, царю, императору, герцогу, эрцгерцогу, султану, эмиру, хану) и в первую очередь обусловлена    традициями передачи власти [8, c.79].

Монарх наследует власть как представитель правящей династии и осуществляет её пожизненно и бессрочно; он персонифицирует государство, выступая от имени всего народа как «отец» нации («Государство – это я»); за результаты своей деятельности не несёт юридической ответственности.

Перечисленные выше признаки являются типичными для монархической формы правления. В реальной же действительности они не безусловны и , отличаются различными соотношениями, определяют многообразие и виды ограниченной и неограниченной монархии [15,c.81].

В современном мире существует два вида монархии: абсолютная, конституционная (дуалистическая и парламентарная).

Абсолютная монархия - эта такая форма правления, при которой вся верховная государственная власть по закону принадлежит одному лицу – королю, царю, фараону, императору. По Законнику Хаммурапи вся власть — законодательная, судебная и исполнительная — принадлежала царю, который являлся наместником и служителем Бога на земле. По Воинскому уставу Петра I государь – «самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен» [16, c. 105].

Большому государству свойственна либо монархия с аристократией, либо монархия с демократией. Если же они отсутствуют то, неизбежна монархия с бюрократией. Франция в качестве бюрократического государства была лидером Западной Европы. В XVII столетии она стала страной классического абсолютизма.

Абсолютная монархия связана с антихристианскими тенденциями эпохи Возрождения, а эпоха Просвещения вся была посвящена дехристианизации западноевропейской культуры. Существовал так называемый "просвещенный абсолютизм", который означает лишь одно: на троне сидит абсолютный монарх, которому на ухо нашептывает умные советы один из просветителей.

В эпоху Просвещения существовал принцип общественного договора в варианте Т. Гоббса (принцип Левиафана). Суть его в том, что в интересах дворянства или других сословий полномочия раз и навсегда делегируются государству, и подданным остается только повиноваться. Именно этот принцип был реализован в абсолютизме.

В настоящее время в мире сохраняются 8 абсолютных монархий: Бахрейн, Бруней, Ватикан, Катар, Кувейт, ОАЭ, Оман, Саудовская Аравия. В последние десятилетия в некоторых из этих стран были проведены реформы, но и они пока не изменили абсолютного характера монархий.

    Особую разновидность  абсолютной монархии представляет  абсолютная теократическая монархия - особая форма организации государственной  власти, при которой последняя  принадлежит церковной иерархии. Примером такой монархии является  Ватикан, где законодательная, исполнительная  и судебная власть принадлежат  Папе, пожизненно избираемому коллегией кардиналов [17, c. 544].

Таким образом, основной признак абсолютной монархической формы правления является отсутствие каких-либо государственных органов (парламента,  конгресса, федерального собрания или генеральных штатов), ограничивающие полномочия монарха, где воля монарха – источник права и закона.  Также в абсолютной монархии отсутствует конституция и разделение властей, и наличие постоянной армии во главе с монархом.

Конституционная монархия — монархия, при которой власть монарха ограничена так, что в некоторых, либо во всех сферах государственной власти он не обладает верховными полномочиями. Правовые ограничения на власть монарха могут быть закреплены в высших законах, таких, как конституция или статуты, либо в прецедентных решениях, вынесенных верховными судебными инстанциями. Существенным признаком конституционной монархии является то, что статус монарха ограничен не только формально-юридически, но и фактически. Конституционные монархии делятся на два вида: дуалистические и парламентарные [18, c.30-31].

Дуалистическая монархия - конституционная монархия, в которой власть монарха ограничена конституцией, но монарх формально и фактически сохраняет обширные властные полномочия.

Власть монарха при дуалистической монархии ограничена в законодательной области парламента. При этом монарх имеет неограниченное право роспуска парламента и право абсолютного вето в отношении принимаемых законов. Правительство формирует монарх, поэтому реальная политическая власть сохраняется у монарха [19, c.82].

Дуалистическая монархия появилась в XVIII в. в результате компромисса между растущей буржуазией и еще властвующей феодальной верхушкой общества и являлась исторически переходной формой от абсолютной монархии к парламентарной. При такой форме преобладание все же остается за монархом и его окружением. Законодательная власть принадлежит парламенту, который избирается подданными. Власть монарха ограничена конституцией, но он наделен исполнительной властью, которую может осуществлять непосредственно или через назначаемое им правительство; формирует правительство; издает чрезвычайные указы, имеющие силу закона, которые не нуждаются в одобрении парламентом; имеет право отлагательного вето по отношению к законам парламента (без его утверждения закон в силу не вступит); может распустить парламент. Официально правительство несет двойную ответственность, но реально оно подчинено монарху. Парламент не может путем вотума недоверия или иным способом отправить правительство в отставку. Он может воздействовать на правительство, только используя свое право устанавливать бюджет государства. Этот достаточно мощный рычаг используется лишь раз в году. Депутаты, вступая в конфликт с правительством и через него - с монархом, не могут не ощущать постоянной угрозы роспуска парламента. Судебная власть принадлежит монарху, но может быть более или менее независимой. Разделение властей при данной форме правления обычно урезанное; политический режим носит авторитарный характер. Государственный режим может характеризоваться как ограниченный дуализм власти [20, c.307-309].

Парламентарная монархия отличается тем, что статус монарха ограничен. Законодательная власть полностью принадлежит парламенту, исполнительная правительству.

Правительство формируется из представителей определенной партии (или партий), получившей большинство голосов на выборах парламента. Лидер партии, обладающий наибольшим числом депутатских мандатов, становится главой правительства. Правительство несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом. Законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом. В законодательной, исполнительной и судебных сферах власть монарха символична, он «царствует, но не правит». Примерами парламентарной монархии могут служить Англия, Дания, Испания, Норвегия, Швеция, Япония и др.

Парламентарная монархия в отличии от дуалистической представляет собой чисто буржуазную форму правления и является политико-правовым отражением полной победы буржуазии над феодалами.[21, c.88].

Таким образом можно сказать что монархическая форма правления не сходиться только на полноте власти одного монарха ,которая существует в абсолютных монархиях ,рассмотрев основные формы монархического правления мы увидели, что власть монарха может быть ограниченна конституцией ,а также парламентом парламентам. На данный момент в современном мире существует очень маленькое количество абсолютных монархий и я думаю со временем это количества сократится, так как власть не может быть сконцентрирована в руках одного человека, а должна быть разделена между органами государства, для эффективного его функционирования.

 

2.2 Республика

 

Республика — (лат. respublica) общенародное дело [22,с.712].  Республиканская форма правления — эта такая форма правления, при которой власть осуществляется выборными органами, избираемые на определенный срок [23, с.413].

Общими юридическими признаками республиканской формы правления являются выборность на определённый срок главы государства и законодательных органов государственной власти; осуществление государственной власти не по собственному праву, а по поручению народа; юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом; обязательность решений верховной государственной власти для всех других государственных органов; преимущественная зашита интересов граждан государства, взаимная ответственность личности и государства [24, c.74].

Парламенская республика – это такая форма правления, при которой во главе государства стоит выборное должностное лицо (президент, канцлер и т.п.), а правительство формируется парламентом и отчитывается за свою деятельность перед парламентом, а не перед главой государства [25, c. 1682].

Информация о работе Форма государства: общая характеристика