Форма государства: общая характеристика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2014 в 23:09, курсовая работа

Краткое описание

Цель написания курсовой работы – изучение одной из важнейших тем теории государства и права – формы государства, ее составных частей – формы правления, формы государственного устройства – во всем многообразии ее составляющих.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
 Рассмотреть понятие формы государства.
 Изложить понятия форм правления, а так же соотнести монархическую и республиканскую формы правления.

Содержание

Введение 5
1 Понятие формы государства 7
2 Форма правления 12
2.1 Монархия 12
2.2 Республика 14
2.3 Смешанные формы правления 17
3 Форма государственного устройства 19
3.1 Унитарная форма государственного устройства 19
3.2 Федеративная форма государственного устройства 20
3.3 Конфедеративная форма государственного устройства 21
Заключение 24
Cписок использованных источников 26

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya_1.docx

— 101.77 Кб (Скачать файл)

В парламентской республике правительство формируется парламентом (из представителей партии, победившей на выборах) и подотчетно ему. Президент в такой республике избирается либо парламентом, либо специально созданной коллегией и имеет незначительные полномочия. В такой республике значительная роль отводится главе правительства (премьер-министру), который также избирается парламентом, но, как правило, является лидером либо правящей партии, либо коалиции победивших партий (Италия, Германия, Венгрия, Индия, Финляндия и др.) [26, c.86-87].

 По мнению В.Н. Хропанюка и С.А. Комарова, глава государства в парламентской республике обладает широкими полномочиями: имеет право роспуска парламента, обнародует законы, издаёт указы, назначает главу правительства, является главнокомандующим вооружёнными силами. Действительно, формально глава государства в парламентарных республиках наделён существенными полномочиями, однако на практике он не оказывает сколько-нибудь значительного влияния на осуществления государственной власти. На самом деле в парламентарной республике любое решение главы государство может быть реализовано только с согласия правительства. Исходящие от него нормативные правовые акты приобретают юридическую силу, как правило, после одобрения правительством или парламентом, которые и несут за них ответственность [24, c.79].

Положенее президента в парламентарной республике отдалённо напоминает положение монарха в парламентарных монархиях, его функции главы государства носят чисто номинальный, формальный характер, большей реальной властью в стране обладает глава правительства – премьер-министр (в ФРГ – канцлер). Чисто парламентарных республик в мире сравнительно немного (ФРГ, Италия, Индия и некоторые другие) [27, c.74].

Глава правительства ( премьер-министр, канцлер, председатель совета министров, глава кабинета министров) в парламентарной республике назначается, как правило, президентом. Являясь лидером партии, получившей большинство голосов в парламенте, он формирует правительство, которое осуществляет верховную исполнительную власть и отвечает за свою деятельность перед парламентом.

Есть основания утверждать, что парламентарная республика представляет собой такую организацию высших органов государственной власти, которая реально обеспечивает демократизм общественной жизни, свободу личности, правовой порядок.

В качестве примеров парламентарных республик можно привести такие страны, как ФРГ, Финляндия, Италия, Венгрия, Чехия, Эстония [24, c.79].

Президентская республика – форма правления, при которой не только парламент, но и президент избираются населением. Президент в таких республиках обладает большей самостоятельностью в своих действиях,82 независимых от парламента. Главным признаком президентской республики является независимость ветвей власти друг от друга, выражающаяся прежде

всего в отсутствии ответственности исполнительной власти перед парламентом. Отмечается большая вероятность установления авторитарного режима в идее президентского правления, означающего роспуск или ограничение полномочий коллегиальных представительных органов государственной власти. Чтобы избежать этого, на уровне конституции закрепляется сложная система взаимных «сдержек и противовесов», отлагательное вето, импичмент, судебный контроль и т.д. (США) [28, c.81-82].

В президентской республике правительство формируется президентом, ответственно перед ним. Парламент не может отправить правительство в отставку. Нередко правительство возглавляется самим президентом (США). Министры составляют кабинет президента, имеют лишь совещательный голос, решение принимает президент единолично. Президент имеет право вето на законы, принятые парламентом; имеет право самостоятельно издавать нормативные правовые акты и индивидуальные правовые акты. Обычно избирается всеобщим голосованием (США, Мексика, Бразилия и др.) [26, с.88].

В различных странах президентская форма правления имеет свои особенности. Однако для всех президентских республик характерным явлением является то, что президент либо совмещает полномочия главы государства и главы правительства в одном лице, либо непосредственно назначает главу правительства и участвует в формировании кабинета или совета министров.

В цивилизованных государствах президентская форма правления действует на основе принципа разделения властей. Чтобы избежать диктата исполнительной власти на законодательную и судебную власть, в президентских республиках на уровне конституции закрепляется сложная система эффективного действующего механизма взаимных «сдержек и противовесов».

В президентских республиках президент имеет право отлагательного вето на законы, принятые парламентом, которое может быть преодолено повторным рассмотрением законов в парламенте. Президент в пределах своей компетенции самостоятельно издаёт нормативные акты (например, указы, декреты и т. д), которые занимают важное место в системе законодательства соответствующих стран. В настоящее время президентскими республиками являются достаточно распространённой формой правления во многих регионах мира (США, Бразилия, Аргентина, Мексика, Нигерия, Филиппины и др.) [11, c.91-92].

Таким образом, республика является наиболее демократической формой правления так как предполагает, что полномочия любой ветви власти, любого высшего ее органа, включая главу государство основываются на мандате народа. Выяснили, что основными разновидностями республики являются: президентская и парламентская республики. Президентская республика представляет определенное соотношение полномочий президента – главы государства, парламента – законодательного органа и правительства – органа исполнительной власти, при котором в руках президента соединяются полномочия главы государства и главы правительства. В парламентской  республике верховная роль принадлежит парламенту. Правительство несет ответственность перед парламентом.

 

2.3 Смешанные формы правления

 

Последние десятилетия показывают, что классической формы парламентской и президентской республики не всегда способствуют согласованности и взаимодействию высших органов государства, что ведёт к снижению управляемости государством, к кризису всей политической системы. Так, если в парламентской республике парламент состоит из многочисленных противоборствующих фракций, то страна обречена на частые правительственные кризисы и отставки. Президентская же республика имеет тенденции к авторитаризму.

Для устранения этих некоторых и иных негативных проявлений создаются смешанные, «гибридные» формы совместной государственности. Это выражается в том, что на основе демократизации политических режимов практически утрачивается различия между монархией и республикой. Ведь в настоящие время существуют такие монархии, где глава государства не наследует трон, а переизбирается через определённый период времени (Объединённые Арабские Эмираты, Малайзия). В то же время в некоторых современных республиках при тоталитарных режимах проявляется монархический признак - несменяемые главы государства.

Достаточно широкое распространение и признание получила практика государственного строительства, когда на основе снижения роли президента в президентской республике и повышения его роли в парламентской республики создаются полупрезидентские, полупарламентские республики. К таким странам можно отнести: Австрию, Ирландию, Португалию, Финляндию, Польшу, Францию [24, c.85].

Для республик смешанного типа правления характерно отсутствие прямой юридической связи между президентом и правительством. В ряде государств всенародно избранный президент, будучи главой государства, в формально-правовом смысле оказывается отделённым от руководства исполнительной властью, которое конституция страны возлагает на правительство. В этом случае конституция может устанавливать принцип доверия нижней палаты парламента по отношению к формируемому президентом правительству.

Одним из признаков, присущих исключительно республикам смешанного типа правления, является закреплённая в конституции страны возможность роспуска парламента или его нижней палаты по инициативе президента в случае возникновения конфликта между органами исполнительной власти и парламентом( такое правомочие президента закреплено, например , в России и Беларуси- ст.111 и 117 Конституции Российской Федерации, ст. 93 и 94 Конституции Республики Беларусь).[11,c.92].

Особенности смешанной президентско-парламентской, полупрезидентской систем правления (Франция, Португалия, Россияи др.):

1) Президент и парламент отдельно избираются населением (избирателями).

2) Правительство формируется по инициативе президента и по согласованию с парламентом. Президент контролирует акты правительства, может председательствовать на заседаниях правительства.

3) Президент является  главой государства, гарантом Конституции, определяет направления внутренней и внешней политики, возглавляет Совет Безопасности, является главнокомандующим вооруженных сил.

4) Парламент может ставить вопрос о вотуме доверия правительству.

5) Президент может при  наличии оснований распустить нижнюю палату парламента и назначить новые выборы.

6) Президент имеет право  удалить правительство в отставку без ссылки на основания [9, c 91].

Можно утверждать, что в смешанных республиках, где есть элементы президентской и парламентской республик, на ряду с сильным президентом, в формировании правительства участвует и парламент, например, утверждает кандидатуры министров, представленные президентом. В связи с этим правительство несет ответственность не только перед президентом, но и парламентом.

Таким образом, можно сделать вывод, что идеальной формы правления в современном мире не существует. Почти во всех цивилизованных государствах сочетаются элементы монархической и республиканской форм правления. Несомненно, форма правления является важнейшим элементом формы государства, без которого государство не могло бы выполнять свои важнейшие функции. На мой взгляд, в современном обществе парламентская и президентская формы правления находятся в тесной взаимосвязи, так как их сближают общие цели и задачи обеспечения наиболее оптимальной организации общественной жизни, гарантированного свободного развития личности, охраны его прав и свобод.

 

3 Форма государственного устройства

 

 

3.1 Унитарная форма государственного устройства

 

Унитарное (от латин. unitas – единство) государство является единым, целым государственным образованием, состоящим из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственного суверенитета не обладают [24, c.82].

Особенности унитарного государства.

1. Это централизованное  государство, не имеющее в своем составе территориально обособленных государственных образований.

2. Такое государство  имеет единую систему власти (законодательную, исполнительную, судебную), а территориальные органы подконтрольны центру.

3. Оно имеет единую  систему законодательства.

4. Для унитарного  государства характерна единая система налогообложения.

5. В таком государстве  существует единое гражданство.

6. Это государство  имеет единый центр представительства в международных отношениях.

В целом унитарное государство характеризуется единством, целостностью, неделимостью его территории [9, c. 92].

К унитарным государствам относится, например, Республика Беларусь, что специально закреплено в ч.1 ст. 1 Основного закона: «Республика Беларусь - унитарное демократическое социальное правовое государство» [29].

Бытует мнение, что унитарные государства – мононациональные, а федеративные – многонациональные. В действительности и унитарное государство может быть многонациональным. Многонациональными государствами унитарного типа являются Афганистан, Болгария, Китай и др.

Однонациональными унитарными государствами являются Япония, Польша, Франция и др [24, c.82].

В то же время в случае создания унитарного государства в стране с многонациональным составом населения возможно преобразование отдельных административных единиц в автономии. Автономия – право какой-либо части государства самостоятельно решать свои внутренние вопросы. Автономии порождены неодинаковым уровнем развития и численности народов, проживающих совместно в составе одного государства. Если в государстве, образованном одним многочисленным народом или народами, есть территория с компактно проживающим на ней населением иной национальности, то такой территории может быть предоставлена большая самостоятельность в решении вопросов местного значения путем передачи ее органам власти части полномочий вышестоящих органов. Это делается для защиты этнической целостности и создания больших гарантий и лучших условий для развития проживающего там народа. Причем автономные образования могут создаваться в составе как унитарных, так и федеративных государств [27,c.76].

Таким образом, унитаризм предполагает централизацию всего государственного аппарата, прямой или косвенный контрой над муниципальными органами,  создаваемые в административно-территориальных единицах. На мой взгляд, для наиболее эффективной реализации основной функции государства – управления обществом, унитарная форма государственного устройства является оптимальной. Ведь не случайно большая часть современных государств являются унитарными.

 

3.2 Федеративная форма государственного устройства

 

Федерация – соединенное, союзное (от лат. «fedus» – «союз») государство. Это сложное государство, представляющее собой союз ряда государств – членов федерации. При этой форме государственного устройства образуются общие для всей федерации высшие органы власти и органы управления, причем сохраняются высшие органы власти и управления у каждого из государств – членов федерации. Последние могут иметь, кроме того, собственное законодательство, судебную, налоговую системы. Немало стран являются федерациями, сложившимися в силу различных исторических условий и социально-политических причин [30, c.310].

Информация о работе Форма государства: общая характеристика