Фискальная политика государства: понятие и ее цели

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 16:06, контрольная работа

Краткое описание

В экономической литературе часто фискальную политику называют бюджетно-налоговой. Для лучшего понимания сути бюджетно-налоговой политики необходимо иметь чёткое представление о том, что такое государственный бюджет и налоги.
Государственный бюджет можно определить как финансовый счёт, в котором представлена сумма доходов и расходов государства за определённый период времени (обычно за год). Признание бюджета основным финансовым планом определяет его важное место в перераспределении национального дохода и главенствующее положение в системе финансовых планов.

Вложенные файлы: 1 файл

главы работы.docx

— 199.08 Кб (Скачать файл)

Таким образом, в качестве приоритетного направления бюджетной политики Республикой Беларуси намечено ограничение уровня дефицита бюджета. В качестве мероприятий, направленных на снижение дефицит бюджета, будут использоваться такие меры, которые, с одной стороны, стимулируют приток поступлений в бюджет, а с другой, - способствуют сокращению расходов государства. К ним относятся:

- повышение эффективности  работы промышленности, сельского  хозяйства и других отраслей  народного хозяйства, которые будут  способствовать росту денежных  накоплений - основного источника  платежей в бюджет;

- изменение направлений  государственных инвестиций в  отрасли экономики с целью  значительного повышения финансовой  отдачи бюджетных средств;

- привлечение в страну  иностранного капитала. При его  помощи решаются сразу несколько  задач, причём не только фискального, но и экономического характера: сокращаются бюджетные расходы  на финансирование капитальных  вложений (а значит, уменьшается  разрыв между доходами и расходами), расширяется база для производства  товаров и услуг, появляются новые  налогоплательщики, и, следовательно, увеличиваются поступления в  бюджет;

- претворение в жизнь  всех тех конкретных мероприятий  в финансово-экономической сфере, которые содействуют росту доходов  и снижению расходов бюджета.

Основные направления налоговой политики Республики Беларусь на ближайшие пять лет должны быть нацелены на обеспечение финансовой и социальной стабильности, создание условий для развития эффективной и конкурентоспособной экономики и улучшение качества жизни населения.

Основные цели бюджетно–налоговой политики на  2011-2015 годы — повышение конкурентоспособности применяемой в Беларуси налоговой системы при безусловном выполнении расходных обязательств бюджета и поддержание дефицита и долговых обязательств страны на экономически безопасном уровне.

Основные задачи включают:

- совершенствование структуры и механизмов взимания установленных налогов и сборов с ориентацией на максимальное приближение по их составу и периодичности уплаты к налоговым системам развитых стран;

          - радикальное упрощение процедур налогового администрирования и контроля, укрепление позиций страны в мировых рейтингах;

          - оптимизацию бюджетных расходов и повышение эффективности использования бюджетных средств;

          - концентрацию бюджетных средств на приоритетных направлениях социально–экономического развития страны;

          - повышение эффективности управления государственным долгом.

Направлениями реализации бюджетно–налоговой политики являются:

- снижение налоговой нагрузки на прибыль и фонд заработной платы организаций;

- упрощение порядка исчисления и переход к квартальным срокам уплаты основных налогов и сборов, развитие системы электронного налогового декларирования;

- повышение эффективности управления государственными финансами;

- диверсификация финансовых инструментов заимствований и повышение эффективности использования государственных займов;

- совершенствование системы управления долгом в органах местного управления и самоуправления.

Реализация указанных направлений бюджетно–налоговой политики позволит довести долю налоговых доходов консолидированного бюджета в ВВП до 25,4 процента, уменьшить дефицит консолидированного бюджета до 1,5 процента от ВВП. [2]

Для реализации поставленных задач планируется:

- упразднение мелких налогов  и сборов и снижение налогового  давления на прибыль организаций  и фонд заработной платы;

- упрощение порядка исчисления  и переход к квартальным срокам  уплаты основных налогов и  сборов, развитие системы электронного  налогового декларирования;

- упорядочение взимания  местных налогов и сборов;

- сокращение объемов перераспределяемых  государством ресурсов, их концентрация  на приоритетных направлениях  социально-экономического развития  страны и повышение эффективности  расходования бюджетных средств;

- обеспечение адресности  социальных программ и поддержки  населения;

- отработка механизмов  и постепенный переход к программно-целевому  планированию расходов бюджета;

- оптимизация портфеля  государственного долга по сроку, валюте и долговым инструментам;

- диверсификация финансовых  инструментов заимствований и  повышение эффективности использования  государственных займов;

- совершенствование системы  управления долгом органов местного  управления и самоуправления;

- развитие внутреннего  рынка государственных заимствований.

Налоговая политика должна быть направлена на создание макроэкономических условий для стимулирования экономического роста и структурной перестройки экономики, снижение налоговой нагрузки и повышение жизненного уровня народа.

Упорядочению государственной поддержки реального сектора экономики будут способствовать сокращение объема субсидий и льгот, ликвидация перекрестного субсидирования в сфере жилищно-коммунальных услуг на основе пересмотра тарифов и рационализации ценообразование, оптимизация бюджетных субсидий на оказание транспортных услуг населению, принятие мер по совершенствованию процедур государственных закупок [13].

Таким образом, основными направлениями совершенствования налоговой политики Республики Беларусь являются следующие:

- упрощение расчётов и  порядка взимания налогов;

- жёсткая регламентация  прав и ответственности плательщиков;

- совершенствование норм  юридической ответственности за  нарушения в области налогов;

- поэтапное снижение уровня  налогообложения с одновременным  расширением налоговой базы;

- борьба с теневым сектором  экономики;

- предотвращение утечки  капитала и стимулирование инвестиционной  активности;

- пересмотр и упорядочение  льгот в системе налогообложения;

- постепенное перемещение  налогового бремени с предприятий  на доходы и имущество физических  лиц;

- совершенствование таможенного  регулирования, способствующее активизации  импорта;

- согласование механизма  налогообложения научно-инн6овационных  субъектов хозяйствования;

- стремление к унификации  с налоговыми системами, действующими  в государствах СНГ и ЕС, в  частности создания согласованного  налогового законодательства с Российской Федерацией [13].

По мнению экспертов PwC, «Беларусь начала амбициозную налоговую реформу в 2005 году. Она ликвидировала несколько налогов, сократила ставки налогов, расширила налоговую базу, упростила налоговые отчеты и налоговое законодательство. К тому же, правительство заинвестировало в внедрение электронной системы для того, чтобы упростить систему отчетности и уплаты налогов».

 По темпам преодоления  расстояния до лидера мы оказались  на первом месте в мире. Число  ежегодных налоговых платежей  было сокращено со 125 до 10. Время  на уплату налогов сократилось  с 987 часов в год до 338. Совокупная  налоговая ставка уменьшилась  с 137,5% валовой прибыли до 60,7%. «Усилия  по сокращению издержек выполнения  налогового законодательства приносят  пользу. В 2005 году в Беларуси было  зарегистрировано 1681 новое общество  с ограниченной ответственностью, то в 2011 году было 6142 ООО с оборотом. Общее число зарегистрированных компаний за этот период увеличилось на 68,9% (с 27619 до 46653)».

Похвала со стороны PricewaterhouseCoopers дорого стоит, но не будем забывать, что Беларусь все еще находится на неприлично далеком 129-м месте. Нас значительно опережает партнер по ЕЭП Казахстан. Он оказался на 17-м месте с семью налоговыми платежами (в Беларуси 10), 188-ью часами на выполнение налоговых обязательств (в Беларуси 338 часов) и совокупной налоговой ставкой 28,6% от валовой прибыли (в Беларуси – 60,7%).

Россия тоже опередила нас на два корпуса. У нее семь налоговых платежей в год, 177 часов времени руководителей компании на уплату налогов и совокупная налоговая ставка в 54,1%. Если не считать богатые нефтью страны, то близкими к образцовым эксперты PwC считаются налоговые системы Гонконга (4 место в мире), Сингапура (5-ое) и Ирландии (6-ое). Несмотря на высокий уровень госдоходов и расходов, как часы работает система налогообложения бизнеса в скандинавских странах, Канаде и Британии. Так в Дании совокупная налоговая ставка в 2,2 раза ниже, чем в Беларуси.

 Впечатляют достижения  Грузии по раскрепощению предпринимательского  потенциала и привлечению инвестиций. Еще правительство М. Саакашвили  добилось того, что совокупная  налоговая ставка в этой стране  составляет всего 16,5%. Это один  из лучших показателей в мире. Слабым утешением для нас является  продолжающаяся деградация украинской  налоговой системы. По легкости  уплаты налогов наша южная  соседка занимает 165-ое место. [12]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Фискальная политика государства: понятие и ее цели