Фискальная политика государства: понятие и ее цели

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 16:06, контрольная работа

Краткое описание

В экономической литературе часто фискальную политику называют бюджетно-налоговой. Для лучшего понимания сути бюджетно-налоговой политики необходимо иметь чёткое представление о том, что такое государственный бюджет и налоги.
Государственный бюджет можно определить как финансовый счёт, в котором представлена сумма доходов и расходов государства за определённый период времени (обычно за год). Признание бюджета основным финансовым планом определяет его важное место в перераспределении национального дохода и главенствующее положение в системе финансовых планов.

Вложенные файлы: 1 файл

главы работы.docx

— 199.08 Кб (Скачать файл)

 

Таким образом:

 

[8, стр 94-95].

 

Таким образом, рост объема государственных закупок увеличивает равновесный уровень выпуска продукции. Подобный механизм влияния государственных закупок на выпуск продукции предполагает, что во время спада государственные закупки могут быть использованы для того, чтобы увеличить выпуск продукции. И, наоборот, в период бума правительство может снизить уровень своих расходов, сократив тем самым объем совокупного проса и выпуска продукции.

Как было отмечено ранее, налоги и трансфертные платежи являются элементами косвенного воздействия государства на экономику, так как они влияют на потребительские расходы (C) и инвестиции (I). Изменение которых, вызывает изменение совокупного спроса (дохода, объема выпуска).

Рост трансфертов ведет к росту располагаемого дохода, а сокращение соответственно приводит к его уменьшению. Располагаемый доход это тот доход, который остается после уплаты налогов и других обязательных платежей . Иначе говоря,  трансферты изменяют величину личного дохода, что при неизменной величине налогов означает изменение располагаемого дохода. Так, если трансферты увеличиваются на 100 денежных единиц, то располагаемый доход  (∆Yd) увеличивается также на 100 денежных единиц. При mpc, равной 0.8, потребление увеличится на 80 денежных единиц:

∆C = ∆Yd*mpc = 100*0,8 = 80

Мультипликатор расходов в данном случае равен 5:

 

Следовательно совокупный доход увеличится на 400 денежных единиц:

∆Y = ∆C* = 80*5 = 400

Мультипликатор  начинает действовать как бы со второй ступени по сравнению со случаем, когда увеличиваются государственные закупки, то есть не со 100 денежных единиц,  а с 80 , поэтому и прирост совокупного дохода  составляет не 500, а только 400 денежных единиц.

Мультипликатор трансфертов  - это коэффициент, который показывает, на сколько увеличивается (уменьшается) совокупный доход при увеличении (уменьшении) трансфертов на единицу:

 

Таким образом,  трансфертные выплаты приводят к росту  доходов, но только часть их, определяемая предельной склонностью к потреблению mpc, используется на потребление, увеличивая на ту же величину совокупные расходы.

 

 

Механизм влияния изменения трансфертных  выплат на выпуск, доходы аналогичен тому, который действует при изменении налогов.

Исследования природы налога, принципов налогообложения, влияния налогов на национальную экономику имеет принципиальное значение для обоснования фискальной политики. Для соответствия основополагающим принципам при построении налоговой системы используются различные виды налогов. В макроэкономике налоги делятся на: автономные (аккордные), которые не зависят от уровня дохода (объема выпуска) и подоходные (пропорциональные).

Рассмотрим сначала действие мультипликатора автономных налогов.

Допустим, что при совокупных расходах C1 + I + G  равновесное состояние достигалось в точке Е1 при объеме выпуска Q1 (рисунок 2.1.3).

 

Рисунок 2.1.3 - Автономные налоги и равновесный национальный продукт

Примечание – Источник: [8, с.96, рисунок 4.5].

 

Государство вводит аккордный налог с населения, равный 30 денежным единицам. Население использует свои доходы на потребление и сбережение, соотношение между изменениями которых определяет mpc. Предельная склонность к потреблению, как и в примере с мультипликатором трансфертов составляет 0.8 . С учетом mpc, введение налога в 30 денежных единиц, вызовет уменьшение потребления на 24 денежные единицы, что приведет к сокращению совокупных расходов на такую же величину.

Прямая С1+I+G сдвинется вниз в положение С2+I+G, и точка макроэкономического равновесия переместится по линии  450  градусов из точки Е1 с объемом выпуска Q1 в  точку Е2  с объемом выпуска Q2. Как видно из рисунка, расстояние между Q2 и Q1 больше, чем разница по вертикали между прямыми С1+I+G и C2+I+G, то есть больше 24 денежных единиц, что свидетельствует о эффекте мультипликатора.

Налоговый мультипликатор - отношение изменения объема выпуска к вызвавшему его изменению налогов:

 

 

Мультипликатор налогов меньше  мультипликатора государственных расходов. Это объясняется тем, что изменение государственных закупок на одну денежную единицу приводит к такому же изменению совокупных расходов, а изменение аккордного налога на денежную единицу сопровождается изменением совокупных расходов на mpc*1:

 

Следует обратить внимание, что мультипликатор налогов всегда величина отрицательная. Это означает, что его действие на доход обратное.

Использование государством  аккордных (автономных) налогов происходит не часто, в основном  налоговые отчисления  в государственный бюджет зависят от динамики текущее дохода Y.

Рассмотрим, как изменение ставок пропорционального налога влияет на совокупные расходы и национальный продукт  (рисунок 2.1.4)

 

Рисунок 2.1.4 - Пропорциональные налоги и равновесный совокупный доход

Примечание – Источник: [8, с.98, рисунок 4.6].

 

При налоговой ставке, равной нулю и совокупных расходах C1+I+G экономическая система будет находиться в равновесии - точка Е1. Равновесный объем выпуска (дохода) Q1. Предположим, что государство вводит подоходный пропорциональный налог, ставка которого t. Если доход населения до введения налога был Y, то после  взимания налога располагаемый доход определяется как: Y – t*Y = (1 – t)*Y. То есть из каждой денежной единицы дохода до введения пропорционального налога на потребление уходило mpc*1, после введения налога: mpc*(1-t). Новая предельная склонность к потреблению mpc' (mpc'=(1-t)*mpc) приведет к снижению наклона кривой совокупных расходов, то есть к сдвигу ее в положение C2+I+G. Точка равновесия переместится из Е1 в Е2, что приведет к сокращению объема национального производства с Q1 до Q2. С учетом нового значения предельной склонности к потреблению МРС’ налоговый мультипликатор можно рассчитать по формуле:

 

 

 

или

 

 

Из формул, очевидно, что величина мультипликатора любого инструмента фискальной политики зависит от предельной склонности к потреблению.

Таким образом, фискальная политика воздействует, прежде всего, на совокупный спрос. Рост правительственных расходов повышает совокупный спрос, стимулирует выпуск продукции. При увеличении государственных расходов на закупку товаров и услуг соответственно возрастает величина совокупных расходов на рынке, стимулируя тем самым совокупный спрос и рост объема национального производства валового внутреннего продукта (ВВП). Сокращение государственных расходов, соответственно, влечет за собой сокращение ВВП.

В свою очередь, введение дополнительных налогов или увеличение ставок уже существующих приводит к уменьшению располагаемого дохода (дохода после уплаты налогов) налогоплательщиков, что отражается на всей сумме совокупных расходов (они уменьшаются).

Следовательно, можно прогнозировать дискреционную фискальную политику государства в разные периоды экономического цикла. [8, стр.93-100]

 

 

 

 

 

2.2. Автоматическая (недискреционная) фискальная политика и встроенные стабилизаторы

 

На практике  уровень государственных расходов, налоговых поступлений может измениться даже в случае, если правительство не принимает соответствующих решений. Это объясняется существованием встроенной стабильности, которая определяет автоматическую (пассивную, недискреционную) фискальную политику. Встроенная стабильность основана на механизмах, которые работают в режиме саморегулирования и автоматически реагируют на изменения состояния экономики. Их называют встроенными (автоматическими) стабилизаторами. [7, стр.125-134]

Ограниченные возможности дискреционной фискальной политики адаптироваться к потребностям, вызванным новыми хозяйственными пропорциями, делает необходимым дополнить ее иным типом макроэкономической политикой, а именно недискреционной, или автоматической фискальной политикой. Дж.М. Кейнс придавал недискреционной бюджетно-налоговой политике особое значение, так как по его мнению, она способна амортизировать кризис.

Автоматическая фискальная политика - это автоматические изменения в уровне налоговых поступлений, независимые от принятия решений правительством. Ведь законодательный орган определяет только ставки налогов, а не размер налоговых поступлений. Автоматическая налогово-бюджетная политика является результатом действия автоматических, или встроенных стабилизаторов, то есть механизмов в экономике, которые уменьшают реакцию реального ВВП на изменения совокупного спроса. Главные из них - пособия по безработице и прогрессивное налогообложение.

На рисунке 2.2.1 можно увидеть механизм действия такого встроенного стабилизатора, как прогрессивное налогообложение.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок  2.2.1 - Встроенные стабилизаторы

Примечание – Источник: [13, с.166, рисунок 3.5]

На рисунке 2.2.1  размеры государственных расходов (G) постоянны. На самом деле они меняются, но эти изменения зависят от решений парламента и правительства, а не от роста ВВП, поэтому график не показывает прямой связи государственных расходов от увеличения ВВП. Наклон ломаной кривой T на каждом из ее участков зависит от  ставки налога (t).Налоговые поступления (T) во время подъема растут. Это происходит потому, что увеличиваются продажи и доходы. Налоговые поступления при каждом уровне дохода определяются по формуле: У*t = T. Например, если доход (Y) составляет 500 денежных единиц, то при налоговой ставке 0,2 (20%) налоговые поступления составят 100 денежных единиц.

При более высоком уровне дохода повышается и налоговая ставка, и кривая T становится более крутой. Наоборот, при снижении дохода величина t уменьшается, и кривая T принимает более пологий вид.

Изъятие части доходов налогами сдерживает темпы экономического роста и инфляции. В результате действующих сил, помимо усилий правительства, предотвращается перегрев экономики из-за диспропорций во время подъема.

В этот период налоговые поступления превышают государственные расходы (T > G). Возникает излишек – профицит государственного бюджета, который позволяет расплатиться по долговым государственным обязательствам, взятым в депрессивный период экономики.

В точке E (T=G) достигается сбалансированный государственный бюджет (точка равновесия).

График отображает и падение налоговых поступлений в период, когда ВВП уменьшается, то есть падает производство, что ведет к образованию дефицита государственного бюджета (G > T). Если бы объем налоговых поступлений сохранился на прежнем уровне во время экономического кризиса, хозяйственная конъюнктура для бизнеса означала бы более высокие экономические риски, что сопровождало дальнейшее свертывание производства. Значит, уменьшение налоговых поступлений в этот период объективно оберегает общество от нарастания кризиса и ослабляет падение производства.

Существуют и другие формы встроенных стабилизаторов: программы помощи фермерам, сбережения корпораций, личные сбережения, система участия в прибылях так далее.

Встроенные стабилизаторы смягчают изменения в совокупном спросе и тем самым помогают стабилизировать выпуск национального продукта. Экономисты-теоретики положительно оценивают роль недискреционной, или автоматической, фискальной политики, полагая, что она в послевоенный период играла роль стабилизатора и способствовала более плавному развитию экономики западных стран. [6, стр. 581]

Именно благодаря их действию изменилось развитие экономического цикла: спады производства стали менее глубокими и более короткими. Раньше это было невозможно, так как налоговые ставки были ниже, а пособия по безработице и социальные выплаты незначительны.

Главное достоинство недискреционной фискальной политики в том, что ее инструменты (встроенные стабилизаторы) включаются немедленно при малейшем изменении экономических условий, т.е. здесь практически отсутствует временной лаг. [7, стр. 125-134]

Внутренний лаг-это период времени между возникновением необходимости изменения политики и принятием решения о ее изменении. Решения об изменении инструментов фискальной политики принимает правительство, однако введение их в действие невозможно без обсуждения и утверждения этих решений законодательным органом власти. Эти обсуждения и согласования могут потребовать длительного периода времени. Кроме того, они вступают в действие, начиная только со следующего финансового года, что еще больше увеличивает лаг

И все-таки надо подчеркнуть, что встроенные стабилизаторы не, могут вообще на 100% предотвратить нежелательные колебания совокупного спроса (и в сторону уменьшения, и в сторону повышения), но они способны уменьшить размах колебаний, по некоторым оценкам, приблизительно на 1/3.

Недостаток автоматической фискальной политики в том, что она только помогает сглаживать циклические колебания, но не может их устранить. Следует отметить, чем выше ставки налогов, чем больше трансфертные платежи, тем более действенна недискреционная политика. [7, стр 125-134]

Практика последних 5-10 лет показывает, что дискреционная фискальная политика имеет весьма умеренный эффект, потому что мультипликаторы независимо от применяемых ею инструментов очень малы. Как свидетельствует опыт развитых стран, краткосрочный налоговый мультипликатор в среднем равен 0,5, а мультипликатор госрасходов – около 1; иногда фискальные мультипликаторы бывают отрицательными – это парадоксальный случай так называемого «экспансионистского фискального сокращения». Поэтому при выборе приемлемых мер специалисты в последнее время часто отдают предпочтение автоматическим стабилизаторам. Они считаются более действенными, к тому же применяются без специального вмешательства государства и именно тогда, когда в этом возникает необходимость. [8, стр.103]

На практике правительства промышленно развитых стран проводит комбинированную налогово-бюджетную политику, сочетающую дискреционные и недискреционные методы.

 

 

 

  1. Основные направления фискальной политики в Республике Беларусь и пути её совершенствования

Информация о работе Фискальная политика государства: понятие и ее цели