Фискальная политика государства: понятие и ее цели

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 16:06, контрольная работа

Краткое описание

В экономической литературе часто фискальную политику называют бюджетно-налоговой. Для лучшего понимания сути бюджетно-налоговой политики необходимо иметь чёткое представление о том, что такое государственный бюджет и налоги.
Государственный бюджет можно определить как финансовый счёт, в котором представлена сумма доходов и расходов государства за определённый период времени (обычно за год). Признание бюджета основным финансовым планом определяет его важное место в перераспределении национального дохода и главенствующее положение в системе финансовых планов.

Вложенные файлы: 1 файл

главы работы.docx

— 199.08 Кб (Скачать файл)
  1. Фискальная политика государства: понятие и ее цели

 

В экономической литературе часто фискальную политику называют бюджетно-налоговой. Для лучшего понимания сути бюджетно-налоговой политики необходимо иметь чёткое представление о том, что такое государственный бюджет и налоги.

Государственный бюджет можно определить как финансовый счёт, в котором представлена сумма доходов и расходов государства за определённый период времени (обычно за год). Признание бюджета основным финансовым планом определяет его важное место в перераспределении национального дохода и главенствующее положение в системе финансовых планов.

Бюджет выполняет следующие функции:

- распределительную, то есть обеспечивает концентрацию денежных средств в государстве через различные каналы поступления и их использование для выполнения государственных целей и функций. В некоторых странах эту функцию выполняет государственное казначейство через свои региональные органы;

- контрольную,  функция проявляется в проведении контролирующих мер за процессом формирования и использования денежных средств в различных структурных звеньях экономики. Осуществляют ее налоговые инспекции и налоговая полиция, государственные казначейства, Центральный (Национальный) банк и другие органы.

- регулирующую, так как изменения расходов и доходов государственного бюджета позволяют смягчить спад производства, снизить уровень безработицы и стабилизировать экономику.

Функционирование государственного бюджета происходит посредством особых экономических форм - доходов и расходов, выражающих последовательные этапы перераспределения стоимости общественного продукта, концентрируемого в руках государства. Доходы служат финансовой базой государства, а расходы – удовлетворению общественных потребностей. [10, стр. 446]

Таким образом, фискальная или бюджетно-налоговая политика - это воздействие государства на уровень деловой активности посредством изменения государственных расходов и налогообложения. [3, стр.345 ]

Проводимая в государстве фискальная политика направлена на разрешение многочисленных задач, стоящих перед обществом, которые образуют так называемое дерево целей. Основными из них являются:

в краткосрочном периоде:

-эффективное формирование  доходной части бюджета;

-реализация бюджетной  политики государства;

-принятие мер по снижению  бюджетного дефицита;

-управление государственным  долгом;

-сглаживание циклических  колебаний экономики.

в долгосрочном периоде:

-поддержание стабильного  уровня совокупного объема выпуска (ВВП);

-поддержание полной занятости  ресурсов;

-поддержание стабильного  уровня цен.

Кроме того в сочетании с мерами кредитно-денежной фискальная политика оказывает влияние на чистый экспорт (импорт) товаров и услуг. [13, стр. 157 ]

Вышеназванные цели достигаются с помощью инструментов фискальной политики, из них основными являются налоговые и бюджетные регуляторы. К налоговым регуляторам относятся устанавливаемые виды налогов и платежей, их структура, объекты обложения, субъекты платежей, источники налогов, ставки, льготы, санкции, сроки взимания, способы внесения и другие. В качестве бюджетных регуляторов выделяют уровень централизации средств государством, соотношение между федеральным или республиканским и местными бюджетами, дефицит бюджета, соотношение между государственным бюджетом и внебюджетными фондами, бюджетную классификацию статей доходов и расходов и другие.

Фискальная политика подразделяется на два вида: дискреционную и автоматическую.

Дискреционная политика, основана на сознательном вмешательстве правительства в налоговую систему и изменении объема государственных расходов с целью воздействия на экономический рост, безработицу и инфляцию. Она может осуществляться с помощью как  прямых, так и косвенных инструментов.  К прямым относят изменение государственных закупок товаров и услуг, трансфертных платежей.

Трансфертные платежи  -  все выплаты, осуществляемые государством в лице правительства домашним хозяйствам (пенсии, выплаты различных пособий по отдельным социальным программам), которые не являются компенсацией за оказание государству различных трудовых услуг.

К косвенным инструментам дискреционной политики относят изменения в налогообложении (ставок налогов, налоговых льгот, базы налогообложения), политику ускоренной амортизации [4, стр. 191].

Автоматическая (недискреционная) политика основана на действии встроенных стабилизаторов, обеспечивающих естественное приспособление экономики к фазам деловой конъюнктуры.

«Встроенный» (автоматический) стабилизатор - экономический механизм, работающий в режиме саморегулирования и позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики правительства.

К встроенным стабилизаторам относятся: прогрессивная система налогообложения, система государственных трансфертов, уровня цен и процентных ставок. Ведущая роль здесь принадлежит налогам. Напомним, что налоги - обязательные платежи физических и юридических лиц, взимаемые государством.

Таким образом, в  зависимости от фазы экономического цикла (кризис, оживление) фискальная дискреционная  политика может быть стимулирующей или сдерживающей.

Стимулирующая  фискальная политика (рисунок 1.1)осуществляется в период спада (кризиса) производства при значительном уровне безработицы посредством мероприятий, направленных на снижение налогов или на сочетание снижения налогов с увеличением государственных расходов [13, стр.  159].


 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1.1 - Стимулирующая фискальная политика

Примечание – Источник: [8, с.92, рисунок 4.2].

 

Это повышает совокупный спрос и реальный объем выпуска. На рисунке 1.1 показано смещение кривой совокупного спроса из состояния AD1 в AD2 под воздействием увеличения государственных расходов, снижения налогов или сочетания этих мер.

И наоборот, государство сокращает свои расходы, увеличивает налоги или применяет и то и другое, для снижения инфляции, вызванной избыточным спросом. То есть применяет сдерживающую фискальную политику (рисунок 1.2), которая имеет своей целью ограничение циклического подъема (оживления) экономики и предполагает снижение госрасходов, увеличение налогов или комбинирование этих мер.

 


 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1.2 - Сдерживающая фискальная политика

Примечание – Источник: [8, с.92, рисунок 4.3].

 

Рисунок  1.2 демонстрирует смещение совокупного спроса из состояния AD3  в AD4 по средствам вышеперечисленных мер.

Следует отметить, что в Республике Беларусь в настоящее время механизм данного регулирования ещё не в полной мере отлажен и его осуществление на практике может приводить к росту цен, изменению курса валюты и отрицательно воздействует на ставку ссудного процента денежного рынка. Но, тем не менее, в период кризиса механизм государственного регулирования предполагает, что государственные расходы (т.е. государственные закупки) должны быть использованы для того, чтобы увеличить выпуск продукции. А в период экономического роста государство, снижая уровень своих расходов, сокращает объём совокупного спроса и тем самым выпуска продукции, т.е. реализует функцию регулирования макроэкономики. [9, стр. 162] 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Механизм реализации дискреционной и недискреционной фискальной политики

 

    1. Дискреционная фискальная политика и механизм ее действия

Из предыдущего раздела мы знаем, что фискальная политика может быть активной и пассивной. Активная или по-другому, дискреционная политика - это сознательное манипулирование законодательной властью налогообложением и государственными расходами с целью воздействия на уровень экономической активности.

К числу наиболее распространенных способов, средств осуществления дискреционной фискальной политики относят общественные работы, программы материальной помощи, изменение налоговых ставок и другие аналогичные инструменты воздействия.

Государственная программа занятости является одной из мер стабилизации экономики. Привлечение безработных к выполнению общественных работ с оплатой за государственный счет служит оперативным средством борьбы с резко нарастающей безработицей. Так, например, программа организации общественных работ нашла широкое применение в период кризиса 1929-1933 года. По этой программе государство за счет бюджетных средств организовывало разные виды работ для населения.  Главная задача состояла в том, чтобы стимулировать совокупный спрос и снять социальное напряжение в обществе в условиях массового роста безработицы.

Рассмотрим механизм дискреционной фискальной политики, используя кейнсианскую модель макроэкономического равновесия и полагая, что:

государственные расходы не влияют ни на потребление, ни на инвестиции;

чистый экспорт равен нулю;

уровень цен постоянен;

первоначально в экономике не существует налогов;

фискальная политика оказывает воздействие на совокупный спрос, но не на совокупное предложение. [8, стр. 93]

Итак, рассмотрим прямое влияние государства на экономику, то есть влияние государственных расходов на совокупный спрос (рисунок 2.1.1).

 На рисунке ось Х отражает величину ВВП,  ось Y  - совокупные расходы, которые состоят из расходов населения, предприятий и государства на приобретение материальных благ и услуг. Прямая расположенная под углом 450 к оси  Х отражает состояние, при котором вся величина ВВП будет потреблена населением, предприятиями и государством, то есть будет равна совокупному расходу.

Теперь введем график потребления C. Точка А показывает состояние, когда расходы населения равны его потреблению. В результате закупок предприятий спрос на рынке увеличивается на величину инвестиций C+I. Теперь совокупные расходы будут равны потреблению населения и инвестициям предприятий. В точке B достигается такое состояние, когда на весь произведенный ВВП (объем Q2) будет предъявлен спрос населения и предприятий.

 

 

Рисунок 2.1.1 - Влияние государственных расходов на ВВП (AD) и изменение макроэкономического равновесия

Примечание – Источник: собственная разработка на основе [8, с.93, рисунок 4.4].

 

Введение в экономический анализ государственных расходов (G) сдвигает график совокупных расходов (C+I) вверх и вызывает рост валового внутреннего продукта (Q2 ® Q3). Государственные расходы увеличивают величину совокупных расходов на рынке и стимулируют рост совокупного спроса, а, следовательно, стимулируют производство ВВП. В результате государственных закупок спрос увеличивается на величину государственных расходов под эти закупки. Теперь совокупные расходы будут равны потреблению населения, инвестициям предприятий и государственным расходам и будут представлены графически в виде прямой C+I+G. Расстояние по вертикали между прямыми C+I+G и С+I показывает величину государственных расходов на товары и услуги, а расстояние между Q2 и Q3  - прирост выпуска продукции.

Точка Е показывает равновесный уровень ВВП, при котором общие расходы равны объему производства. Исходя из данных рассуждений можно записать, что BВП(АD)=C+I+G, где С - потребительский расход населения, I - инвестиции предприятия, G - государственные расходы на закупку товаров и услуг.

Таким образом, государственные расходы оказывают точно такое же влияние на совокупный спрос, что и потребительские расходы и инвестиции.

Подобно инвестициям, они также обладают мультипликационным или множительным эффектом, порождая цепочку вторичных, третичных и последующих потребительских расходов, а также приводят к множительному эффекту самих инвестиций.

Мультипликатор государственных расходов (закупок) показывает изменение совокупного дохода (выпуска)  в результате изменения расходов государства. Его можно рассчитать по формуле:

 

[8, стр 94]

 

Покажем суть этого эффекта. Предположим, что при данном уровне потребления, инвестиций и государственных расходов равновесное состояние макроэкономики достигается в точке Е при объеме ВВП, равном 50 денежных единиц.

Рисунок 2.1.2 - Мультипликатор государственных расходов

Примечание – Источник: собственная разработка на основе [8, с.94, рисунок 4.4]

 

Пусть объем государственных расходов вырос на 20 денежных единиц, следовательно прямая С + I + G сдвигается вверх на это количество. Теперь состояние макроэкономического равновесия будет достигаться в точке Е1, в которой ВВП уже составляет 90 денежных единиц. Таким образом, приращение государственных расходов  на 20 привело к увеличению ВВП на 40 денежных единиц. В данном  случае равен 2. Исходя из того, что  государственные расходы и инвестиции, как компоненты совокупных расходов, оказывают на экономику аналогичный эффект мультипликатор государственных расходов количественно можно выразить и через такую экономическую категорию, как предельная склонность к потреблению (mpc):

Информация о работе Фискальная политика государства: понятие и ее цели