Фискальная политика государства: понятие и ее цели

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 16:06, контрольная работа

Краткое описание

В экономической литературе часто фискальную политику называют бюджетно-налоговой. Для лучшего понимания сути бюджетно-налоговой политики необходимо иметь чёткое представление о том, что такое государственный бюджет и налоги.
Государственный бюджет можно определить как финансовый счёт, в котором представлена сумма доходов и расходов государства за определённый период времени (обычно за год). Признание бюджета основным финансовым планом определяет его важное место в перераспределении национального дохода и главенствующее положение в системе финансовых планов.

Вложенные файлы: 1 файл

главы работы.docx

— 199.08 Кб (Скачать файл)

 

 

Основной целью бюджетно-налоговой политики является обеспечение финансовой и социальной стабильности. Эта политика должна быть направлена на создание макроэкономических условий для стимулирования экономического роста и структурной перестройки экономики, снижение налоговой нагрузки и повышение жизненного уровня населения.

В краткосрочном периоде правительство может увеличивать налоги, а значит и централизуемую долю ВВП, и за счет этого поддерживать систему социальной защиты на более высоком уровне. Однако такая политика уменьшает накопление капитала, особенно в странах с низким уровнем душевого ВВП, и тормозит экономический рост, снижает конкурентоспособность товаров национального производства. Поэтому со временем правительство вынуждено снижать налоговую нагрузку и сокращать социальные программы. Кроме общего уровня налогообложения на уровень жизни населения влияет структура налогов, т.е. распределение налоговой нагрузки (величины налогов) по группам населения. Если высоки налоги на фонд оплаты труда, то это понижает заработную плату или занятость населения. Если высоки налоги на прибыли и дивиденды или высока природная рента, то ущемляются интересы более обеспеченных групп населения.

Основной инструмент государства в перераспределении доходов – государственный бюджет. В странах с развитой рыночной экономикой государственные расходы на социальное обеспечение граждан составляют до 24–30% ВВП. При этом развитые страны могут позволить себе высокую долю ВВП, централизуемую в государственном бюджете (Австрия – 37,2%, Бельгия – 44%, Франция – 41,8%, но США – 21,2%). Для стран с душевым ВВП примерно того же уровня, что и в Беларуси, уровень налоговой нагрузки в ВВП, как правило, ниже, чем в развитых странах (Литва – 26,4%, Перу – 16%, Колумбия – 12,3%). Это вызвано тем, что высокая налоговая нагрузка в развивающихся странах отвлекает ресурсы от их превращения в инвестиции и тем самым тормозит экономический рост. [15, стр. 19]

Для укрепления бюджетно-налоговой политики необходима более тесная увязка с макроэкономическими тенденциями и формирование бюджетов всех уровней в рамках среднесрочного планирования.

В 2012-2014 годах Министерство финансов намерено продолжить жесткую бюджетную политику. В первую очередь, она предполагает ограничение в 2012 году дефицита консолидированного бюджета. Планируется, что как и в 2010 году, он составит 1,5% к ВВП. А в 2013-2014 годах – не более 1% к ВВП.

В качестве основного мероприятия в области налоговой политики на 2012 год в рамках работы по сокращению налоговой нагрузки предполагается снизить ставку налога на прибыль. Рассматривается ее уменьшение с 24% до 20-22 %. Однако, важное условие для снижения налога на прибыль – отказ от многочисленных и избирательных налоговых льгот. Одновременно, намечается ввести механизм переноса убытков на прибыли будущих периодов. Он предоставит организациям право уменьшать будущие прибыли на суммы убытков прошлых лет.

В 2013-2014 годах продолжится работа по либерализации налогового законодательства в части применения налоговых вычетов в отношении налога на добавленную стоимость, уплаченного при приобретении инвестиционных товаров и осуществлении капитальных расходов.

При реализации указанных мер налоговой политики уровень централизации финансовых ресурсов в консолидированном бюджете Беларуси  составит:

Таблица 3.1 – Уровень централизации финансовых ресурсов в консолидированном бюджете Беларуси

 

Год

% к ВВП

2009

34,0

2010

29,9

2011

28,2

2012

28,0

2013-2014

27,5


 

Примечание – Источник: собственная разработка на основе [13]

В области расходов бюджета, в связи со значительным сокращением налоговой нагрузки, предполагается соразмерное уменьшение государственной поддержки реального сектора экономики. Выделяемые средства будут перераспределены на стимулирование экспорта и создание новых инновационных производств.

Таблица 3.2 - Динамика ВВП и налоговой нагрузки в Республике Беларусь

 

Показатель

2005 год

2006 год

2007 год

2008 год

2009 год

2010 год

2011 год

(январь-сентябрь)

ВВП, трл., руб.

65,1

79,2

97,2

128,8

137,4

164,5

186,7

Налоговые доходы, трл. руб.

22,3

26,9

34,2

46,8

41,4

45,2

46,7

Налоговая нагрузка, %

34,3

34,0

35,2

36,3

30,1

27,5

25,0


 

Примечание – Источник: собственная разработка на основе [1, с.4, и 17].

 

Как видно из таблицы 3.2, в республике происходит постепенное снижение налоговой нагрузки, обусловленное изменением налогового законодательства. Так  2005 по 2009 годы было отменено 18 налоговых платежей, 34 самостоятельных сбора и платы были включены в состав государственной пошлины. [17].

Так с 2011 года полностью отменены: местный сбор на развитие территорий (уплачивался по ставке 3% из прибыли); местный налог на услуги (уплачивался по ставке 5% от выручки); три платежа в составе экологического налога.  С 2011 года улучшилось налоговое администрирование: по налогу на прибыль декларации стали подаваться один раз в год с ежеквартальной уплатой налога авансовыми платежами. Это упростило ведение налогового учета на предприятиях, поскольку окончательный расчет осуществляться по итогам года. Отменены  авансовые платежи по НДС и акцизам. Сроки уплаты НДС - месяц или квартал плательщик определяет  самостоятельно (без привязки к размеру выручки, как это происходило ранее). В результате сократилось количество платежей по НДС с 72-х до 4-12 в год рублей  [5].

Средства, которые направляются на бюджетное субсидирование организаций ЖКХ, будут увязаны с повышением тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения. В 2011 году их уровень за счет средств населения должен обеспечивать покрытие не менее 30% затрат на оказание услуг, в 2012 – 35%, в 2013 – 40%, в 2014 – 50% затрат. При этом тарифную политику на услуги ЖКХ важно серьезно изменить, введя дифференцированную оплату коммунальных услуг, которая будет зависеть от объема и времени их потребления.

В 2012-2014 годах значительную часть в бюджете составят расходы на оплату труда, пенсии, стипендии, пособия, другие выплаты, в том числе направленные на улучшение демографической ситуации в стране. С начислениями фонд оплаты труда работников бюджетной сферы в 2012-2014 годах планируется сохранить в пределах его удельного веса в структуре расходов консолидированного бюджета, который складывается в 2011 году – около 33%.

С целью повышения заработной платы работников бюджетной сферы и ее последовательного сближения со средним уровнем по стране в соответствии с Программой деятельности правительства на 2011-2015 годы потребуется усилить работу по оптимизации сети бюджетных учреждений, численности занятых в бюджетном секторе, расширению спектра внебюджетных источников финансирования традиционных бюджетных услуг.

Ключевая задача бюджетной политики в предстоящие годы – повышение эффективности расходования бюджетных средств. Необходимо напрямую связать осуществление государственных расходов с достижением конкретных результатов, максимально широко внедрить нормативные методы финансирования отдельных направлений расходов в противовес покрытию фактически складывающихся затрат бюджетных организаций.

Одна из важнейших задач бюджетной политики, призванной создать механизмы быстрого реагирования на проявление кризисных явлений и экономное использование финансовых резервов, – ликвидация государственных целевых бюджетных фондов. Так, с 2012 года мероприятия государственных программ в области охраны природы планируется финансировать в общем порядке без формирования республиканского и местных фондов охраны природы. Не будет формироваться фонд организации сбора (заготовки) и использования отходов в качестве вторичного сырья в связи с отменой платежей экологического налога, которые были источником его доходной части.

С 2011 года намечается также отменить отчисления в инновационные фонды для хозяйственных обществ, где в уставном фонде доля государства составляет менее 50%.

С 2013 года инновационные фонды будут формироваться исключительно за счет прибыли организаций. [13]

Налоговая политика в 2006–2015 годах будет формироваться, исходя из необходимости существенного упрощения налоговой системы, поэтапного снижения налоговой нагрузки, качественного улучшения налогового администрирования, повышения рациональности, прозрачности, справедливости и стабильности налоговой системы.

Справедливость и нейтральность налоговой системы обеспечивается в основном за счет прекращения практики налогового льготирования и предоставления преференциальных режимов налогообложения, отмены имеющих негативное влияние на экономический рост и неэффективных налоговых платежей.

Формирование прозрачного и стабильного механизма налогообложения будет обеспечено за счет законодательного закрепления по каждому налоговому платежу всех обязательных элементов налогообложения: состава плательщиков, объектов налогообложения, налоговой базы, налоговых ставок, налоговых льгот, а также порядка исчисления налогов, сборов (пошлин) и сроков их уплаты.

Реализация бюджетной политики в 2006–2015 годах будет осуществляться путем оптимизации государственных обязательств, повышения эффективности и результативности бюджетных расходов на основе совершенствования форм и процедур их финансирования, снижения рисков, связанных с условными обязательствами бюджетов.

Предусматривается обеспечить устойчивость бюджетной системы, а также прозрачность процедур планирования, исполнения и оценки результатов бюджетных расходов.

Повышение эффективности использования бюджетных средств будет осуществляться за счет перехода к программно-целевому методу бюджетного планирования, обеспечивающему прямую взаимосвязь выделяемых бюджетных ресурсов с достижением конкретных результатов деятельности государственных органов и бюджетных организаций.

Предусматривается обеспечить переход к среднесрочному бюджетному планированию с ежегодным формированием по скользящему принципу среднесрочной финансовой программы Республики Беларусь, что станет основой для разработки бюджетов республиканскими и местными органами государственного управления, достижения прозрачности и ясности при планировании бюджетных расходов в пределах имеющихся ресурсов.

Будет завершена работа по приведению бюджетной классификации Республики Беларусь в соответствие с международными стандартами статистики государственных финансов, что позволит получать необходимые для анализа бюджетно-налогового сектора данные, сопоставимые со статистикой других секторов экономики, и осуществлять сопоставление итогов социально-экономического развития республики с показателями других стран.

Упорядочение государственной поддержки реального сектора экономики будет реализовано за счет оптимизации ее форм и сокращения объема.

Снижение налогового бремени будет осуществляться в увязке с реформой межбюджетных отношений, на основе упорядочения и закрепления доходных источников и расходных полномочий за каждым уровнем бюджетной системы Республики Беларусь на долгосрочной основе.

Органы местного управления и самоуправления получат возможность планировать бюджет на перспективу, более рационально расходовать его средства для выполнения программ экономического и социального развития территорий, что должно обеспечить конституционное право граждан на равный доступ к основным бюджетным услугам и социальным гарантиям, независимо от места их проживания.

Важным направлением бюджетной политики является обеспечение сбалансированности бюджетов всех уровней и сокращение их дефицита в долгосрочном периоде до уровня, приемлемого для запланированных темпов инфляции, инвестиций и экономического роста.

Уровень внутреннего и внешнего долга останется в пределах финансовой безопасности и законодательных ограничений при повышении эффективности управления им в целях снижения стоимости обслуживания и минимизации рисков. Для обеспечения бюджетной устойчивости необходимо контролировать и эффективно регулировать размер гарантированного долга бюджетов всех уровней.

Совершенствование бюджетного и налогового законодательства должно быть реализовано с учетом норм Всемирной торговой организации.[16]

В результате реализации предложенных направлений будут обеспечены сбалансированность бюджетов и устойчивость бюджетной системы, безусловное выполнение принятых расходных обязательств, повышение эффективности и результативности расходов бюджетов.

Информация о работе Фискальная политика государства: понятие и ее цели