Феномен правового нигилизма в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 18:49, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – наиболее полно и всесторонне осветить сущность феномена правового нигилизма в России. Для достижения цели необходимо решить ряд задач: дать определение самого понятия, рассмотреть основные источники появления и развития правового нигилизма в России, его формы в современном российском обществе, а также возможные методы борьбы с этим социальным злом.

Содержание

Введение ....................................................................
Глава 1. Нигилизм как общесоциальное явление. Понятие правового нигилизма.
Глава 2. Исторические корни правового нигилизма в России.
1.1. Право и интеллигенция .................................
1.2. Советский юридический нигилизм ................
Глава 3. Формы выражения правового нигилизма в современном российском обществе.
Глава 4. Способы борьбы с правовым нигилизмом
Заключение .................................................................
Список использованных источников и литературы ....

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая 1.doc

— 184.00 Кб (Скачать файл)

    В заключение упомянем о такой крайней  форме проявления правового нигилизма, как революция. В самом деле, никакая  другая форма проявления нигилизма  так отрицательно не относится к  любому проявлению права и законности. И это вполне понятно – ведь сама сущность революции предполагает полный отказ правовых норм и законности. Революция в какой-то мере то вызывается несовершенной правовой системой, которая неспособна вовремя выявить и потушить революционный пожар. Вспыхнув пламя революции сметает все на своем пути, в качестве знамени выбрасывается лозунг: «Весь мир насилья мы разрушим до основанья, а затем …», а вот что следует затем зависит в большей степени от людей захвативших власть. А возможно, что государство, постепенно остывая от революционного накала, пойдет по пути создания новых правовых норм, постепенно образует свежую правовую систему и затем заживет более спокойной жизнью идя по пути формирования гражданского общества и правового государства. А возможно, что государство так и останется на полпути и будет двигаться то назад, то вперед, разрушаемое внутренними противоречиями (за примерами далеко ходить не нужно). Но почти во всех случаях революционного взрыва право так или иначе страдает. Особенно опасен момент так называемого «правового вакуума», когда старое право уже не действует, а новое право еще не действует (т.е. когда новые нормы только-только создаются) – в этот период начинает действовать так называемая «революционная целесообразность» – т.е. проще говоря  обыкновенный беспредел, когда решение важнейших вопросов, а часто и человеческих судеб отдается на откуп новоиспеченным революционерам-управленцам, основной положительной чертой которых является наличие «революционного чутья» и «революционного правосознания». Это, конечно же, трагические периоды в истории права. Происходят всплески преступности и насилия, борьба с которыми ведется адекватно жестокими и часто не правовыми методами. Правовой нигилизм царит везде и всюду – люди перестают доверять не только праву и законам, но и вообще кому бы то ни было и чему бы то ни было, доверяя только собственным силам. 

ДМИТРИЙ МЕДВЕДЕВ: "РОССИЯ - СТРАНА ПРАВОВОГО  НИГИЛИЗМА"

Политический  и экономический курс страны не изменится, Россия и дальше будет ориентироваться на построение свободного общества. Об этом первый вице-премьер Дмитрий Медведев заявил вчера на II Гражданском форуме в Москве. Из его речи сложилась почти целая президентская программа.

Опросы ВЦИОМ  показывают, что в избрании Медведева  президентом в стране мало кто сомневается - его рейтинг составляет 60,4%. Однако Гражданский форум - это, по сути, первое масштабное мероприятие, в котором он участвовал уже как официальный кандидат в президенты. Никаких сюрпризов поддержанный Владимиром Путиным кандидат не преподнес. Главное для России, по его мнению, - продолжение спокойного и стабильного развития. 
"Необходимо просто десятилетие стабильного развития - то, чего не было в нашей стране в XX столетии, - сказал Дмитрий Медведев. - В 90-е годы Россия прошла, что называется, по краю. Мы прошли через большие испытания, совершили много ошибок, но страну не развалили, и в этом реальная заслуга и власти того периода, и гражданского общества. 
Ценой выхода из политического, экономического и социального кризиса, по мнению первого вице-премьера, стали "жизни тысяч российских граждан - граждан, погибших от рук террористов". "Результатом этих процессов было массовое обнищание людей, прежде всего старшего поколения. И, наконец, эта цена - катастрофическое снижение рождаемости и увеличение смертности", - отметил Медведев. 
Что касается проблем сегодняшнего дня, то главной из них Дмитрий Медведев, похоже, считает проблему коррупции. "Россия - страна правового нигилизма, таким уровнем пренебрежения к праву не может похвастаться ни одна европейская страна. Борьба с коррупцией должна превратиться в национальную программу, - заявил Медведев. - Если власть не способна сама себя отрегулировать, то она не может получить никакой общественной поддержки. Последнее гарантировано только дееспособной и успешной властью. И так во всем мире". 
Первый вице-премьер упомянул и о готовящейся под руководством президента Владимира Путина программе социально-экономического развития до 2010 года. "Это большая тема, на которой я через некоторое время хотел бы особо остановиться в отдельном выступлении, - сказал Дмитрий Медведев. - России нужна системная и постоянная работа по выработке стратегических ориентиров". В их числе и твердый курс на свободное развитие предпринимательства и защиты права собственности. "Достойную жизнь людей можно обеспечить только на основе рыночной экономики, и консенсус на эту тему в обществе состоялся", - заметил Медведев. 
Не смог Медведев обойти вниманием и тему гражданского общества. "Открытый гражданский диалог для нашего общества чрезвычайно важен, - отметил он. - Структурированное гражданское общество должно стать итогом нашего стабильного и цивилизованного развития. Это один из самых главных выводов. Убежден, что такое многообразие позиций, открытый гражданский диалог для нашего общества чрезвычайно важны". Медведев также заявил, что Россия "строит демократию, в которой представители власти должны строго соблюдать взятые на себя обязательства". А еще кандидат в президенты уверен, что "у России весьма неплохие шансы стать благополучным, успешным государством". 
ЧТО ТАКОЕ ГРАЖДАНСКИЙ ФОРУМ 
Не менее тысячи делегатов собралось на II Гражданском форуме "Роль гражданских инициатив в развитии России в XXI веке" в столичном Манеже. Это представители некоммерческих организаций, члены Общественной палаты (ОП) первого и второго составов, общественных советов при федеральных органах власти, чиновники разных уровней, члены международных организаций. Собравшиеся на форум прибыли из разных регионов. 
Форум организован ОП, а потому предполагалось, что в центре внимания будут именно вопросы, связанные с ее работой. Участники обсудили ежегодный доклад о состоянии гражданского общества за 2007 год и оценили работу первого состава палаты. В рамках форума ОП и Европейский социально-экономический комитет подписали меморандум о сотрудничестве. Помимо пленарного заседания участники форума работали и на 17 профильных секциях (по количеству комитетов ОП). Их темы связаны с социальной политикой, деятельностью правоохранительных органов, международным сотрудничеством и т.д. Напомним, что первый Гражданский форум состоялся в ноябре 2001 года в Кремлевском дворце.

Про коррупцию: борьба с  ней станет национальной программой

"Россия - страна  правового нигилизма, таким уровнем  пренебрежения к праву не может похвастаться ни одна европейская страна. Борьба с коррупцией должна превратиться в национальную программу", - сказал Медведев. По его словам, "правовой нигилизм проявляется в форме преступлений, в том числе в форме коррупции в органах власти - коррупции, которая имеет сегодня огромные масштабы".

Первый вице-премьер  привел примеры проявления правового  нигилизма: "Когда мы покупаем, даже не поморщившись, покупаем диски с  пиратскими записями; когда подписываются  многомиллионные контракты на бумажки  из трех пунктов, а расчеты ведутся наличными; в коррумпированности органов власти".  

4. Пути борьбы с правовым нигилизмом 

       Возвращаясь к проблеме правового нигилизма, нужно указать и на методы борьбы с этим общественным явлением. Победить это социальное зло, учитывая его масштабы, в ближайшее время не представляется возможным. Можно, однако, попытаться ослабить его позиции, действуя сразу по нескольким направлениям:

   1) укрепление  режима законности в стране;

   2) обеспечение  реального верховенства Конституции  РФ и законов;

   3) гарантированность  прав и свобод человека;

   4) совершенствование  правовой системы;

   5) совершенствование  судебных и правоохранительных  органов;

   6) обеспечение  правопорядка;

   7) правовое  воспитание.

      Государство должно позаботиться о создании экономических, идеологических и иных условий для реализации участниками общественных отношений своих прав и свобод. Чтобы ущемленный в правах гражданин смог беспрепятственно защитить нарушенные права в правоохранительных органах, чтобы он не боялся обращаться с суд, только из-за того, что его дело не рассмотрят, а если и рассмотрят, то через неопределенно длительный срок.

      Необходимо  также ликвидировать инфляцию законов. Законов не должно быть много и  они не должны дублироваться и  повторяться. Законодатель должен принимать законы разумно и только те, которые нужны обществу.

      Государство в лице его чиновников должно стремиться к обеспечению реального контроля над преступностью и коррупцией, проводить борьбу с правонарушениями, прежде всего административными.

       Серьезным препятствием в борьбе с преступностью является низкий уровень массового правосознания. С одной стороны, многие просто не интересуются действующим законодательством и часто не представляют, что является правонарушением, а что - нет. С другой стороны, распространено сознательное игнорирование хорошо известных норм, особенно тех, нарушение которых в массовом сознании считается не серьезным антиобщественным деянием, а скорее извинительным баловством.  
          Наконец, необходимо повышать уровень правового сознания и правовой культуры, прежде всего у граждан и должностных лиц. Для этого нужно расширить сеть специальных юридических учебных заведений и проводить правовую пропаганду. Для того чтобы люди имели полную информацию не только в области уголовного права (криминальная статистика), но и в области права гражданского.

     Развитие же правового сознания человека и правовой культуры общества в целом обеспечивается за счет правового воспитания. Правовое воспитание — это целенаправленная деятельность по трансляции (передаче) правовой культуры, правового опыта, правовых идеалов и механизмов разрешения конфликтов в обществе от одного поколения к другому.

      Правовое  воспитание тесно связано с правовым обучением: воспитание не может происходить без обучения, а обучение, так или иначе, оказывает и воспитательный эффект. Процесс повышения правовой культуры общества неразрывно связан с правовым обучением, информированием населения о существующих юридических предписаниях. Очень важно ознакомление населения с образцами и идеалами, правовым опытом и традициями тех стран, где уровень правовой защищенности личности, а, следовательно, и уровень правовой культуры, выше, чем в России.

      Роль  правового воспитания, конечно же, не безгранична. Иллюзией является представление, что если всех обучить праву, то исчезнут правонарушения. Все же главное – это жизненный юридический опыт каждого гражданина. И если этот опыт расходится с официальными и неофициальными просветительскими установками, приоритет будет за жизненным опытом. Не менее важны в правовом воспитании и качество законодательства, и формы правоприменения, и соблюдение договорных обязательств, судебная защита прав, свобод и законных интересов гражданина. Сочетание знания правовых принципов и разумных конформистских убеждений – мощный фактор стабильности, упорядоченности в правовой сфере, а значит, и залог успешного решения глобальной задачи – ликвидации правового нигилизма в обществе, укрепления правопорядка и борьбы с преступностью. 

 

Список  использованных источников и литературы 
    
   1) Конституция Российской Федерации. М.: Юридическая литература, 1995. 64 с. 
   2) Авакьян С. Закон и Указ: что главнее? // Независимая газета. 1994. 20 янв. 
   3) Валицкий.А. Нравственность и право в теориях русских либералов конца XIX – начала XX вв. //Вопросы философии, 1991. №8, с.25. 
   4) Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции. М.: Правда, 1991. 206 с. 
   5) Выстрел в правосудие // Московский комсомолец, 1999, № 43 (28 октября - 4 ноября). 
   6) Демидов А.И. Политический радикализм как источник правового нигилизма // Государство и право. 1992. № 4. 
   7) Из глубины. Сборник статей о русской революции. М.: Правда, 1991. 402 с. 
   8) Искусственные рогатки правового нигилизма //Московская перспектива 18 января 2000 №2. 
   9) Квинтэссенция: Философский альманах / Сост.: В.И. Мудрагей, в.И. Усанов. – М.: Политиздат, 1990. – 447 с. 
   10) Матузов Н.И. Правовой нигилизм и правовой идеализм как две стороны “одной медали” // Правоведение. 1994. № 2. с. 3 – 12. 
   11) Туманов В.А. О правовом нигилизме // Советское государство и право. 1989. № 10. с. 20 – 27.  
   12) Туманов В.А. Правовой нигилизм в историко-идеологическом ракурсе // Государство и право. 1993. № 8. с. 52 – 58. 
   13) Хойман С.Е. Взгляд на правовую культуру предреволюционной России // Советское государство и право. 1991. № 1. с. 121 – 127. 
   14) Юшенков С. Целесообразность выше закона? // Советская Россия. 1991. 25 окт. 
    
   .

Информация о работе Феномен правового нигилизма в России