Феномен правового нигилизма в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 18:49, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – наиболее полно и всесторонне осветить сущность феномена правового нигилизма в России. Для достижения цели необходимо решить ряд задач: дать определение самого понятия, рассмотреть основные источники появления и развития правового нигилизма в России, его формы в современном российском обществе, а также возможные методы борьбы с этим социальным злом.

Содержание

Введение ....................................................................
Глава 1. Нигилизм как общесоциальное явление. Понятие правового нигилизма.
Глава 2. Исторические корни правового нигилизма в России.
1.1. Право и интеллигенция .................................
1.2. Советский юридический нигилизм ................
Глава 3. Формы выражения правового нигилизма в современном российском обществе.
Глава 4. Способы борьбы с правовым нигилизмом
Заключение .................................................................
Список использованных источников и литературы ....

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая 1.doc

— 184.00 Кб (Скачать файл)

ФГОУ  ВПО «Южный федеральный  университет»

Институт  права и управления 
 
 
 
 

Курсовая  работа по дисциплине:

«Теория государства и  права» 

на  тему: «Феномен правового нигилизма в России». 

Выполнила:

студентка  курса ОЗО-20

    Свиридова Ольга Эдуардовна 
 

              Научный руководитель:

              к.ю.н., доц. Козлов А.А.

              (преп.; к.ю.н., доцент; д.ю.н., проф.; ФИО преподавателя) 
               
               
               
               
               
               

г. Ростов-на-Дону

2009г. 
 

Содержание 
 
 
 

Введение ....................................................................  
   Глава 1. Нигилизм как общесоциальное явление. Понятие правового нигилизма.

   Глава  2. Исторические корни правового  нигилизма в России.  

1.1. Право и  интеллигенция .................................  
   1.2. Советский юридический нигилизм ................  
   Глава 3. Формы выражения правового нигилизма в современном российском обществе.   

 Глава 4. Способы борьбы с правовым нигилизмом   

Заключение .................................................................

Список использованных источников и литературы ....  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение

    Тема  данной курсовой работы – «Феномен правового нигилизма в России» - выбрана неслучайно из числа прочих тем по Теории государства и права. Актуальность данной темы не вызывает сомнения, так как для российской действительности, вследствие исторических, социальных, политических предпосылок, а также менталитета русского человека, всегда был характерен правовой нигилизм в той или иной степени. Проблема правового нигилизма уходит своими корнями в глубокое прошлое, и, к сожалению, весьма остро существует по сей день.

    Цель  данной курсовой работы – наиболее полно  и всесторонне  осветить сущность феномена правового нигилизма в России. Для достижения цели необходимо решить ряд задач: дать определение самого понятия, рассмотреть основные источники появления и развития правового нигилизма  в России, его формы  в современном российском обществе, а также возможные методы борьбы с этим социальным злом.

    Что же такое «нигилизм»? Почему он является проблемой? Данное понятие произошло от латинского слова nihil - «ничего». Вспомним хорошо знакомых нам литературных героев, описанных классиками отечественной литературы: Тургеневского нигилиста Базарова, Родиона Раскольникова Ф.М.Достоевского, столь рьяно обсуждаемых нами на школьной скамье. Нигилисты - это люди, ничего не признающие, отрицающие все и вся. Соответственно, правовой нигилизм, есть ничто иное, как отрицание закона и ценностей права. Многие из нас, сами того не замечая, не признают, игнорируют, скептически или пренебрежительно относятся к следованию правовым предписаниям в повседневной жизни, поощряя тем самым совершение противоправных действий, преступность.

        Сегодня средства массовой информации, писатели, ученые, видные общественные деятели постоянно обращают внимание на правовой нигилизм, укоренившийся в сознании русского человека: правовое бескультурье и невежество, политическая индифферентность, юридическая халатность, чиновничий беспредел…Миллионы людей не признают верховенство закона, элементарно не верят в него. Они отрицают саму возможность существования и даже необходимость права. Им кажется, что всем заправляет что-то другое (а, быть может, кто-то другой), но никак не закон. Ведь всем известно: в России правят люди, а не законы. Отсюда - наплевательское отношение к закону как свойство натуры русского обывателя.

    Мы  завистливо посмеиваемся над американцами, знающими свою Конституцию  «на зубок», свято  верящими в незыблемость прописанных в  ней истин  и  умеющими использовать ее постулаты на практике. А сами? А сами ищем ближайшего «начальника», чтобы урегулировать личный вопрос, даем взятку врачу и инспектору ГИББД, чтобы уладить дело «по-быстрому», голосуем на выборах «Против всех», потому что за нас проголосуют лучше, применяем силу и психологический прессинг, вместо того, чтобы обратиться в суд, потому что не верим в правосудие.  

      Правовой нигилизм в России  возник не вчера. Истоки его  уходят в далекое прошлое. Уровень правосознания русского человека как нельзя лучше отражен в народных пословицах и поговорках, которые, как известно, основываются на наблюдениях за окружающей действительностью. И если бы она была другой, то народ не сложил бы следующих пословиц и поговорок: «Закон – не столб, можно и обойти»; «С сильным не борись, с богатым не судись»; «Правда да суд не рядом живут», «Не всякий прут по закону гнут»…

    Мы, как и раньше, живем  в мире, где царят беззаконие и вседозволенность, что не может не наносить обществу огромный и невосполнимый ущерб. Поэтому в заключение данной работы хотелось бы поразмышлять о способах ослабления позиций правового нигилизма, рассмотреть возможные направления развития общества с целью излечения от этого недуга.  

     Глава 1. Нигилизм как общесоциальное явление. Понятие правового нигилизма. 

     Нигилизм  вообще (в переводе с лат. — «отрицание») выражает негативное отношение субъекта (группы, класса) к определенным ценностям, нормам, взглядам, идеалам, отдельным, а подчас и всем сторонам человеческого бытия. Это — одна из форм мироощущения и социального поведения.1 Нигилизм как течение общественной мысли зародился давно, но наибольшее распространение получил в прошлом столетии, главным образом в Западной Европе и в России.

     Он  был связан с такими философами леворадикального направления, как Ф.Г. Якоби, П.Ж. Прудон, Ф. Ницше, М. Штирнер, М. Хай-деггер, М.А. Бакунин, П.А. Кропоткин и др. Нигилизм многолик, он может быть нравственным, правовым, политическим, идеологическим, религиозным и т.д., в зависимости от того, какие ценности отрицаются, о какой сфере знаний и социальной практики идет речь — культуре, науке, искусстве, этике, политике, экономике. Между ними много оттенков, нюансов, взаимопереходов. Каждая из разновидностей этого течения имеет свою историю.

     Русский писатель И.С. Тургенев вывел в своих  романах яркие образы героев-бунтарей из среды разночинной интеллигенции 60-х гг. XIX в., отвергавших многие постулаты окружавшей их действительности и предлагавших новые идеи. Нигилистами были революционные демократы, резко критиковавшие современные им порядки и призывавшие к замене их более справедливыми. Нигилизм носил прогрессивный характер.

     Общей (родовой) чертой всех форм нигилизма является отрицание, но не всякое отрицание есть нигилизм. Отрицание шире, оно органически присуще человеческому сознанию, диалектическому мышлению. Поэтому далеко не всех, кто что-либо отрицает, можно считать нигилистами. В противном случае сам термин «нигилизм» теряет свой смысл и растворяется в более объемном понятии — «отрицание».

     Вообще, борьба против антинародных, тоталитарных режимов, произвола правителей, диктаторов, попрания свободы, демократии, прав человека и т.д. не является нигилизмом в собственном смысле этого слова. Самовластие тиранов во все времена осуждалось. Еще Ж.Ж. Руссо заметил: «Деспот не может жаловаться на свергающее его насилие». Это значит, что не всякая революция есть зло.

     Позитивный  заряд несет в себе конструктивная критика недостатков, порочных или  отживших порядков, несовершенства тех  или иных институтов, действующих  законов, политико-правовой системы  — вообще отрицательных явлений  действительности. В этом смысле вполне естественным было, например, нигилистическое диссидентское движение в СССР в 50—70-х гг. Как прогрессивную оценивает история деятельность русских революционных демократов — А.И. Герцена, Н.А. Добролюбова, Н.Г. Чернышевского и других, выступавших против царизма, самодержавия, социального угнетения.

     Однако  в целом нигилизм, в традиционном его понимании, воспринимается в  большинстве случаев как явление  деструктивное, социально вредное, особенно в наше время. Нередко нигилизм принимает разрушительные формы. В крайних своих проявлениях он смыкается с различными анархическими, лево- и праворадикальными устремлениями, максимализмом, большевизмом и необольшевизмом, политическим экстремизмом. Нигилизм — стереотип мышления любого радикалиста, даже если он этого не осознает.

     Социальный  нигилизм особенно распространился  у нас в период «перестройки»  и гласности. Он возник на волне охватившего  всю страну всеобщего негативизма, когда многое (если не все) переоценивалось, переосмысливалось, осуждалось и отвергалось. С одной стороны, была видна очистительная функция нигилизма, а с другой — его побочные последствия, издержки, ибо сплошной поток негатива сметал на своем пути и позитивные начала. Анафеме предавалось как плохое, так и хорошее.

     Расчистка «авгиевых конюшен» сопровождалась такими явлениями, как безудержное самобичевание, развенчание и осмеяние прежнего опыта, сложившихся культурно-исторических традиций и привычек, изображение уходящего времени только в черных красках, глумление над людьми старшего поколения, их романтизмом, верой в будущее. Лейтмотивом этих умонастроений было: «У нас все плохо, у них все хорошо». С пьедесталов слетали имена и ценности, в которые еще вчера беззаветно верили.

     Отречение от всего, что было «до того», от старых фетишей объективно подпитывало нигилистические разрушительные тенденции, которые не уравновешивались созидательными. Как справедливо отмечалось в литературе, «у нас было два пиковых проявления тоталитарного мышления и сознания: тотальная апологетика послереволюционного прошлого и тотальное его ниспровержение» (В.О. Мушинский). Причем ниспровергались не только коммунизм, партия, идеология, режим, но и (вольно или невольно) страна, культура, народность, традиции, государственность...

     Сегодня социальный нигилизм выражается в самых различных ипостасях: неприятие определенными слоями общества курса реформ, нового уклада жизни и новых («рыночных») ценностей, недовольство переменами, социальные протесты против «шоковых» методов осуществляемых преобразований; несогласие с теми или иными политическими решениями и акциями, неприязнь или даже вражда по отношению к государственным институтам и структурам власти, их лидерам; отрицание не свойственных российскому менталитету западных

     257

     образцов  поведения, нравственных ориентиров. Среди значительной части населения преобладают фрондистские настроения, негативное отношение к происходящему, ко многим фактам и явлениям действительности.

     Правовой  нигилизм — разновидность социального  нигилизма как родового понятия. Сущность его — в общем негативно-отрицательном, неуважительном отношении к праву, законам, нормативному порядку, а с точки зрения корней, причин — в юридическом невежестве, косности, отсталости, правовой невоспитанности основной массы населения. Подобные антиправовые установки и стереотипы есть «элемент, черта, свойство общественного сознания и национальной психологии... отличительная особенность культуры, традиций, образа жизни» (В.А. Туманов). Речь идет о невостребованности права обществом.

     Одним из ключевых моментов здесь выступает надменно-пренебрежительное, высокомерное, снисходительно-скептическое восприятие права, оценка его не как базовой, фундаментальной идеи, а как второстепенного явления в общей шкале человеческих ценностей, что, в свою очередь, характеризует меру цивилизованности общества, состояние его духа, умонастроений, социальных чувств, привычек.

     Стойкое предубеждение, неверие в высокое  предназначение, потенциал, универсальность, возможности и даже необходимость  права — таков морально-психологический генезис данного феномена. Наконец, отношение к праву может быть просто индифферентным (безразличным, отстраненным), что тоже свидетельствует о неразвитом правовом сознании людей. Сказывается отсутствие должного правового опыта, навыков, юридической грамотности.

     Правовой  нигилизм имеет в нашей стране благодатнейшую почву, которая всегда давала и продолжает давать обильные всходы. Как и раньше, мы живем в море беззакония, которое подчас принимает характер национального бедствия и наносит обществу огромный и невосполнимый ущерб. Корни же этого недуга уходят в далекое прошлое. В общественном сознании прочно утвердилось понимание права исключительно как веления государственной власти. Представления о праве как указаниях «начальства» настойчиво культивировались в народе — то, что исходит «сверху», от властей, то и есть право.

Информация о работе Феномен правового нигилизма в России