Федерация: понятие ,признаки ,модели

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 20:47, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы: Изучить преимущества и недостатки федеративного устройства. Взглянуть на российский федерализм в его современном состоянии, а также рассмотреть типы федеративного устройства. В рамках указанной цели необходимо решить ряд задач, а именно:
1.Дать определение понятия “федерация.”
2. Рассмотреть основные признаки и модели федераций.
3.Выявить преимущества и недостатки федеративного устройства.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………......3

Раздел 1. Понятие федерации как формы государственного устройства……….4

1.1 Причины образования федераций……………………………………………..10
1.2 Преимущества и недостатки федеративного устройства…………………….11

1.3 Типы федеративного устройства…………………………………………........15
Раздел 2. Признаки и модели федеративного устройства………………………..18
Раздел 3.Российское государство как федерация. Ее особенности……………...22
3.1 Этапы развития федеративных отношений…………………………………...25

Заключение………………………………………………………………………….. 28
Список использованной литературы ………………………………………………30

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 60.53 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Раздел 2. Признаки и модели федеративного устройства

 

Можно обозначить следующие  признаки федерации:

    •  определенная политическая и юридическая самостоятельность субъектов (например, право субъектов принимать свои конституции (США)
    •  двухуровневая система органов государственной власти: наряду с федеральными органами имеются органы субъектов федерации;
    •  наличие двух систем законодательства: общефедеральной и субъектов федерации;
    •  в двухпалатном парламенте одна из палат представляет интересы субъектов;
    •  допускается наличие двойного гражданства (не во всех федерациях);
    •  двухканальная система налогов;
    • разграничение предметов ведения федерации и ее субъектов;

Последний вопрос может решаться в федерации по-разному. Существует три способа дифференциации компетенции:

устанавливается исключительная компетенция федерации, а остальные  вопросы относятся к ведению  субъектов (Мексика, Аргентина)

устанавливаются две компетенции - федеративная и субъектов, остальные  вопросы относятся к ведению  либо федерации, либо субъектов (США, Канада)

указываются три сферы  компетенции: кроме исключительной компетенции федерации и субъектов  существует сфера конкурирующих  интересов (совместного ведения).

Применение того или иного  способа размежевания компетенции  детерминируется конкретными условиями  страны: при повышении самостоятельности  субъектов предпочтительнее первый способ. При втором способе, если преследуется цель усилить федерацию, остаточные полномочия передаются федеральным  органам, если же субъекты отстаивают свою самостоятельность, остаточные полномочия переходят к ним.

Третий способ используется по-разному, но его недостаток состоит  в множестве юридических сложностей по определению, а главное - реализации предметов ведения для совместной сферы.В связи с этим в новейшем конституционном законодательстве федераций дается перечень двух сфер - федеральной и конкурирующей, а  остальные вопросы отнесены к  исключительной компетенции субъектов. Этот способ использован в Конституции  Российской Федерации 1993г.

В целом же взаимодействие между федерацией и ее субъектами происходит противоречиво: идет как  усиление центральной власти, так  и ее ослабление. Развитие современного федерализма свидетельствует о  том, что преобладает тенденция  к интеграции федерального центра и  субъектов при определенных гарантиях  прав субъектов. В то же время наблюдаются серьезные всплески сепаратизма, которые имеют место в государствах разного уровня развития - Австралии, Канаде, Индии, Бельгии, Нигерии, России.Важно еще раз подчеркнуть, что входящие в федерацию субъекты не обладают верховным суверенитетом, т.е. полным верховенством на своей территории, независимостью в международных отношениях, лишены права выходить из федерации (права сецессии). Говоря о праве сецессии необходимо отметить, что в настоящее время ни одно государство мира не закрепляет права сецессии за субъектами федерации. Попытки сецессии заканчивались по-разному

 

Каждая федерация имеет  свои особенности, обусловленные историческими  реалиями. В науке выделяют несколько  подходов к классификации этого  многообразия видов и моделей федераций.Основные модели федерации определяются способом разграничения государственной власти по вертикали. В этом плане выделяются три типа современных федераций: договорная, централистская и кооперативная. При этом следует подчеркнуть, что конкретные формы федерации постоянно меняются, отражая различные варианты взаимоотношений между федеральной властью и субъектами федерации.

Договорная форма федерации рассматривает федерацию как объединение государств, передающих на основе договора некоторые права новообразованным центральным органам власти. 

Централистская форма федерации предполагает, что вся социально-экономическая и политическая жизнь в отдельных частях государства должна осуществляться на основе решений федеральных органов. 

Кооперативная форма федерации основывается на социально-экономическом сотрудничестве между федеральным центром и субъектами федерации.

Известны также две основные формы образования федераций: на основе союза и на основе автономии субъектов федерации. Принято считать, что большинство федераций, созданных первоначально на основе союза, с течением времени в ходе процессов централизации превратилось фактически в федерации, основанные на автономии субъектов, не имеющих права выхода из ее состава. В последние годы используется качественно новое понятие «европейский федерализм» – особая форма политического союза государств Западной Европы, где политическая интеграция основывается на слиянии государственных структур в более широкую межгосударственную общность с созданием новых институтов власти и передачей им части суверенных прав национальных политических органов. В мире сложились два основных принципа построения федерации – национально-территориальный и территориальный.

 

Раздел 3. Российское государство как федерация. Ее особенности

Конституционное оформление современного государственного устройства Российской Федерации происходило в сложных  условиях перехода от советской модели федерализма к модели правовой. Поэтому  выделенные выше критерии федеративного  устройства государства в условиях России имеют свои особенности, а  некоторые из них просто неприемлемы.

Практически ни в одном федеративном государстве в мире не предполагается наличие единой системы исполнительной власти. В соответствии же со ст. 77 Конституции  предполагается создание единой системы  исполнительной власти в рамках исключительных предметов ведения Российской Федерации  и совместных предметов ведения  Российской Федерации и субъектов  РФ.

Судебная система Российской Федерации  также существенно отличается от судебных систем других федеративных государств, так как является исключительно  федеральной. В субъектах РФ могут  быть созданы лишь конституционные (уставные) суды с довольно ограниченными  полномочиями.

Различные виды субъектов РФ (республики, края, области, автономные образования, города федерального значения) и некоторые  неопределенности в вопросах равноправности их конституционно-правового статуса  делают Россию асимметричной федерацией.

Многонациональный состав населения, огромная территория с различными природными и географическими условиями, исторический след в национальных отношениях и  конкретная политическая ситуация, связанная  с угрозой распада Российского  государства – все это обусловливает  специфику федеративного устройства России.

По своему социальному содержанию российский федерализм олицетворяет государственное  единство, объединение десятков народов  как этнотерриториальных общностей вокруг русского народа, являющегося ядром и главной объединяющей силой многонационального федеративного государства.

Особенность современного российского федерализма заключается в том, что в нем сочетаются территориальные (общетерриториальные) и национальные (национально-территориальные) начала.

Особенность современного российского  федерализма состоит в том, что  это – сравнительно молодой федерализм, находящийся еще в процессе становления  в неразрывной связи с дальнейшей демократизацией страны. Хотя формально  российский федерализм берет свое начало с октября 1917 г., его реальное становление и развитие началось лишь с последнего десятилетия XX в.

Одной из особенностей российского  федерализма является то, что Российская Федерация – самая большая  в мире федерация. Большое количество субъектов создают проблему управляемости. Теория управления определяет масштаб  управляемости в пределах 9—13 объектов. Происходящий сегодня процесс объединения  субъектов РФ как способ решения  данной проблемы пока не дал конкретных результатов.

Российская Федерация – асимметричная  федерация, допускает разнохарактерный статус, политическое, государственно-правовое и финансовое положение входящих в нее субъектов. Симметрия нарушена, поскольку изначально в основу определения  субъектов РФ были заложены разные начала: одни формировались по национальному  признаку и стали республиками, другие – по территориальному – края, области, города Москва и Санкт-Петербург, третьи – по смешанному, национально-территориальному – автономная область и автономный округ. Так установилось три модели конституционного устройства субъектов  РФ. Конституция исходила из Федеративного  Договора и закрепила его компромиссные  положения: с одной стороны, равноправие  всех субъектов между собой и  во взаимоотношениях с органами государственной  власти, с другой стороны – подтвердила разнообразие социально-политических статусов Российской Федерации.В соответствии со ст. 66 Конституции статус республики определяется Конституцией и Конституцией Республики.

Особенностью Российской Федерации  является правовой статус автономных округов – их двойная правосубъектность: они являются самостоятельными субъектами РФ, но территориально входят в состав области, края (таких же равноправных субъектов РФ). Взаимоотношения автономных округов с областью и краем, в  состав которого они входят, требуют  законодательного регулирования.

Особенностью и противоречием  российского федерализма одновременно является закрепленное в Конституции (ч. 3 ст. 11) положение о том, что  разграничение полномочий может  осуществляться не только Конституцией, но и Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения  и полномочий. Исходя их этого, договорные отношения могут иметь конституционный, договорной или смешанный характер. Существующие отношения органов  государственной власти субъектов  РФ с федеративными органами можно  условно разделить на три вида: близкие к конфедеративным, федеративные, но основанные на индивидуальных договорах, строящиеся на Конституции и Федеративном договоре и уставах большинства  субъектов Федерации.

В Конституции не упоминается термин «суверенитет» по отношению к  субъектам, государственный суверенитет  распространяется на всю территорию Российской Федерации, в то же время  федеральная власть компетентна  в решении только вопросов, определенных Конституцией и касающихся всего  государства. Но ст. 76 Конституции определяет пределы ведения Российской Федерации, совместное ведение Российской Федерации  и субъектов РФ, осуществление  собственного регулирования субъектов  РФ – принятие законов и нормативных  актов субъектов РФ, причем в данной сфере действует нормативно-правовой акт субъекта РФ, что подчеркивает «суверенность» государственной власти субъекта РФ. Кроме того, субъекты РФ самостоятельно распоряжаются своей собственностью, могут реализовывать свои национальные потребности и интересы. Проблема заключается в том, что конституции ряда субъектов РФ суверенитет республики признают более объемным, повышая статус своего государственного образования, выводя его за рамки, установленные Конституцией и международными принципами федерализма. Эти особенности и противоречия определяют задачи и основные направления развития федеративных отношений, федеральной национальной и региональной политики.

3.1 Этапы развития федеративных отношений

Первый этап - 1991—1993 гг. Он характеризуется развитием тенденции децентрализации и стремлением выйти из состава Российской Федерации ряда субъектов РФ. Определенной формой компромисса центральной и региональной власти явились Федеративные договоры от 31 марта 1992 г. о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти республик, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации. После их подписания началось активное реформирование исполнительной вертикали власти, ее централизация и подчинение Президенту РФ. Был учрежден институт представителей Президента в субъектах РФ в целях координации деятельности федеральных и региональных властных структур. Этот этап завершился роспуском Верховного Совета, что привело к острому противоборству и дестабилизации ситуации в стране.

Второй этап – 12 декабря 1993 г. Началом данного этапа явилось принятие Конституции, которая создала рамочные основы для взаимодействия властей. Особенностью данного этапа является несовершенство законодательного регулирования взаимоотношений федеральных и региональных органов государственной власти. В этих условиях субъекты РФ самостоятельно определяют свои системы государственной власти и политические режимы (парламентский, президентский), выстраивают взаимоотношения с федеральным центром. Уступки Центра наиболее влиятельным в политическом отношении субъектам Федерации (Татарстан) способствуют стабилизации ситуации в стране.

Третий этап – 15 февраля 1994 г. Договор Российской Федерации и Республики Татарстан о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан.

Четвертый этап —конец 1994 г. Массовое подписание Федеративных договоров. В эти годы прошли выборы губернаторов, и регионы получили значительную независимость от Центра. Данный этап характеризуется новой волной децентрализации. В условиях определенной разбалансированности федерально-региональных взаимоотношений широкое распространение получила практика заключения двухсторонних договоров и соглашений между федеральным Центром и субъектами РФ. Она в определенной степени компенсировала несовершенство законодательной базы федерально-регионального взаимодействия, сняла напряжение и обеспечила определенный уровень стабилизации отношений федеральных и региональных органов государственной власти. Вместе с тем усугубилась проблема асимметрии федеративных отношений.

Информация о работе Федерация: понятие ,признаки ,модели