Федерация: понятие ,признаки ,модели

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 20:47, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы: Изучить преимущества и недостатки федеративного устройства. Взглянуть на российский федерализм в его современном состоянии, а также рассмотреть типы федеративного устройства. В рамках указанной цели необходимо решить ряд задач, а именно:
1.Дать определение понятия “федерация.”
2. Рассмотреть основные признаки и модели федераций.
3.Выявить преимущества и недостатки федеративного устройства.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………......3

Раздел 1. Понятие федерации как формы государственного устройства……….4

1.1 Причины образования федераций……………………………………………..10
1.2 Преимущества и недостатки федеративного устройства…………………….11

1.3 Типы федеративного устройства…………………………………………........15
Раздел 2. Признаки и модели федеративного устройства………………………..18
Раздел 3.Российское государство как федерация. Ее особенности……………...22
3.1 Этапы развития федеративных отношений…………………………………...25

Заключение………………………………………………………………………….. 28
Список использованной литературы ………………………………………………30

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 60.53 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Краевое государственное  бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального  образования

(среднее специальное  учебное заведение)

«Красноярский юридический  техникум»

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

Тема: «Федерация: понятие ,признаки ,модели»

Дисциплина: Теория государства и права

 

 

Курсовая работа студента

1 курса очной формы

обучения, 117-П группы

Мальцевой Маргариты

Руководитель курсовой

работы

Кудашкина Лариса Викторовна

 

 

Дата сдачи курсовой работы «      »                2013г.

Оценка ______________________

  ___________ «____» _________________2013г.

     ( подпись преподавателя) 

2013 г.

 

                                                      Содержание

 

   Введение…………………………………………………………………………......3

 

Раздел 1. Понятие  федерации как формы государственного устройства……….4

 

   1.1 Причины образования федераций……………………………………………..10

1.2 Преимущества и недостатки федеративного устройства…………………….11

 

   1.3 Типы федеративного устройства…………………………………………........15

  Раздел 2. Признаки и модели федеративного устройства………………………..18

  Раздел 3.Российское государство как федерация. Ее особенности……………...22

   3.1 Этапы развития федеративных отношений…………………………………...25

 

  Заключение………………………………………………………………………….. 28

  Список использованной литературы ………………………………………………30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                   Введение

Федерация представляет собой  добровольное объединение предприятий  нескольких ранее самостоятельных  государственных образований в  одно союзное государство. Федеративное государственное устройство уникально и именно это составляет актуальность моей курсовой работы. Во-первых, оно неоднородно. Во-вторых, разнообразно. Это определяется различием в населении, точнее национально-этническом составе этого населения, историческими процессами и, в конце концов, географическим положением.

Цель данной работы: Изучить преимущества и недостатки федеративного устройства. Взглянуть на российский федерализм в его современном состоянии, а также рассмотреть типы федеративного устройства. В рамках указанной цели необходимо решить ряд задач, а именно:

1.Дать определение понятия “федерация.”

2. Рассмотреть основные признаки и модели федераций.

3.Выявить преимущества и недостатки федеративного устройства.

В настоящее время многие вопросы  современной теории федерализма  являются дискуссионными. Это объясняется  многообразием федераций, представленных в мире в настоящий момент, а  также существовавших ранее, базирующимся на разных исторических основах, уровнях  экономического развития, общественных отношений и т.д.

 

 

  

 

 

 

Раздел 1. Понятие федерации как формы государственного устройства.

 

Федерация как форма государственного устройства представляет собой состоящее  из нескольких (двух и более) государственных  образований суверенное государство, власть которого исходит от отдельных  его членов, связанных в одно государственное  целое. Это государственно-правовое объединение предприятий, в котором власть составляющих его частей пользуется известной самостоятельностью по вопросам, не входящим в компетенцию центральной власти. Федерация всегда является объединением предприятий исторически сложившихся устойчивых государственных образований. Если она складывается из государств, до тех пор не связанных в государственно-правовом отношении, то ее образованию предшествуют договоры, относящиеся к ее основного закона Федерации. Превращение же единого государства в федеративное, как это имело место в республике Венесуэле, Мексике, Аргентине, Бразилии, возможно лишь в силу допустимости этого союзной основным Законом государства.

За последние 30-40 лет, с  развитием новых течений в  социально-политической науке, использованием в политологии и юриспруденции  новейших положений теории управления, появились идеи, авторы которых пытаются по-новому объяснить некоторые положения  сущности государства и права, в  том числе понятие и природу федеративного государства. «Этому процессу, как справедливо замечает Л.М. Карапетян, способствовали и обстоятельства, связанные с распадом некоторых федераций - СССР, Югославии, Чехословакии, и усиление тенденции к самоопределению народов с выходом из состава федеративных и унитарных государств, что обусловило иное толкование федерализма с конструированием его новых моделей.1»

В связи с этим следует  отметить, что новейшим идеям, теориям, объясняющим федерализм, присущ некий  “многополярный” универсализм и“технократизм”, заменяющие собой политико-правовые основного Закона страны федеральных соединений. Один из новейших идеологов федерализма, Даниил Елизар, в одной из своих работ природу федеративных отношений видит “в отражении характера связи между людьми, их стремления к единению, приобщенности к идеям единства мира, божественного договора и гражданского согласия”. Автор другого исследования пишет, что “федерация – возможная форма объединения предприятий государств целого континента (Соединенные штаты Америки Европы) и даже планеты в целом (Всемирная федерация)”.

Представляется, что подобные характеристики федерализма и его перспектив уводят нас из области определения  формы государства в область  библейских пророчеств о стремлении людей к единению, божественному  праву и метафизических доктрин  и никак не способствуют выработке  более совершенных юридических  понятий конструкции устройства государства. Думается, права И.А. Умнова, которая в связи с этими  высказываниями отмечает, что “универсализм  данного понятия не привел к девальвации основного смыслового значения федерализма в государство ведении, что доминантным в конституционном праве является понимание федерализма как формы государственного устройства конкретных стран, образование государства как федерации”. Следует согласиться и с высказываниями И.А. Умновой о том, что отказ от исследования федерализма на основе идентификации его особенностей, характеризующих систему разделения власти по вертикали, власти народа и эффективности федеративного устройства, едва ли оправдан. Однако представляется, что при исследовании типологии современного федерализма названный автор акцентирует внимание не на типе федерации как родовом понятии, а на типологии различных современных моделей федерализма, которые обозначают не тип федерации, а ее разновидности, достаточно изменчивые и в известной мере носящие конъюнктурный характер2.

Федерация есть сложное государство, где центр власти один, так как  в ней одна, единая система власти; федерализм не является многоцентрализмом  власти. Децентрализм всегда имел тенденцию к созданию многих центров власти, независимых друг от друга и лишь условно контролируемых властью федерации

Федерализм, в силу своего объединительного начала, стремится соединить различные  центры власти, свести их к единству, сохраняя их автономность во взаимоотношениях между собою и властью федерации. В этом, собственно, и состоит  предназначение федеративного государства, направленного на соединение политических или территориальных образований  в единое государство. В этой плоскости  следует согласиться с В.Е. Чиркиным в том, что деление федерации  на централизованные и децентрализованные достаточно условно, что в обстановке современных реалий в мировой  практике федеративных государств, с  бурными событиями и вызовами, федерация не может быть аморфной, государство должно обеспечивать определенное единство действий его субъектов, и  поэтому все современные федерации, в той или иной степени, централизованы3.

Основные характеристики государства  как федерации выглядят следующим  образом:

- Федерация - это всегда совокупность  обособленных, относительно самостоятельных  территориальных единиц;

- в федерации формируются два  уровня территориальной фирмы  государственной власти: федеральная  государственная власть и государственная  власть субъектов федерации;

- субъекты федерации не являются  самостоятельными государствами,  не обладают государственным  суверенитетом и правом выхода  из состава федерации. В ином  случае имеет место не федерация,  а конфедерация - союз государств, создаваемый для координации  их деятельности в определенной  сфере и выступающий, как правило,  в качестве переходной формы  либо к федеративному государству,  либо к распаду союза государств;

- разделение функций между федеральной  и региональной государственной  властью происходит путем конституционного (договорного) закрепления разграничения  предметов ведения между федерацией  и ее субъектами;

- к ведению федерации относится  регулирование отношений в сферах. которые обеспечивают существование  и целостность единого государства:  принятие и изменение федерального  законодательства, единое экономическое  пространство, единое гражданство,  вооруженные силы, международные  отношения, регулирование споров  между субъектами федерации и  т. п.;

- к ведению субъектов федерации  относится регулирование отношений  в тех сферах, которые наиболее  целесообразно регулировать на  региональном уровне: природные ресурсы, здравоохранение, образование и т. п.

Следует выделить ряд основополагающих принципов образования, функционирования федеративной системы, с позиции  которых следует рассматривать  и оценивать любую, в том числе  и Россию:

- добровольное объединение предприятий государств или государственных образований в федерацию;

- равноправие субъектов федераций независимо от величины их территории, численности населения, экономического потенциала;

- плюрализм и демократизм во  взаимоотношениях субъектов федерации  между собой и с гражданами;

- широкие возможности граждан активно и беспрепятственно участвовать в федеральных и региональных политических процессах;

- соблюдение законности и конституционных  прав, означает строгое и неуклонное  соблюдение федерацией и субъектами  федерации, федеративными и всеми  остальными органами и организациями  обычных и конституционных законов как в отношении друг с другом, так и с гражданами и формируемыми ими партийными, профсоюзными и иными общественно-политическими органами и организациями.

Любая федеративная система может  быть эффективной лишь тогда, когда  ее деятельность осуществляется в строгих  рамках основного Закона страны и  текущего законодательства, когда четко разграничены сферы деятельности и компетенция центральных и местных государственных органов, когда строго соблюдены права и свободы граждан. В этом смысле можно лишь приветствовать характеристику федерализма как "договорного отказа от централизма", как "структурно оформленную дисперсию полномочий" между различными государственными организациями - своего рода властными центрами, "законные полномочия которых гарантируются основным Законом государства". Важно исходить так же из того, что федерализм - это не одномерное, а многомерное явление, что он имеет не только статический, но и динамический характер. Когда речь идет о многомерности федерализма, имеется в виду существование различных, более или менее одинаково значащих его сторон либо аспектов: исторических, политических, культурных, идеологических, и др. Федерализм, как представляется, это даже не столько статика, сколько динамика, процесс, причем не простой, а циклический. Это подтверждается периодически изменяющимся характером отношений между федерацией и ее субъектами. В разные периоды истории, данные отношения являются в различной степени жесткими, централизованными или децентрализованными. Федерализм независимо от того, в какой стране он устанавливается - в США,Республики Германии, Российской Федерации, Канаде - существует не сам по себе и не для себя как самоцель, а приобретает смысл лишь в служении обществу, отдельному человеку.

Федерализм преследует, по крайней  мере, пять основных целей. Среди них:

- "примирение единства и разнообразия";

- защита от тирании центральное правительство;

- создание условий для участия  населения в политических процессах  на нескольких уровнях власти;

- создание условий для повышения  " эффективности производства  через региональную конкуренцию" и выступление в качестве формы или пути "к стимулированию новаторских идей в региональных правительствах".

Главная же из целей - всестороннее обеспечение  процесса свободного развития различных  национальностей и народностей, принцип плюрализма и демократизма,гарантия прав и свобод граждан.

Следует выделить наиболее общие черты, которые характерны для большинства  федеративных государств:

- Территория федерации состоит  из территорий ее отдельных  субъектов: штатов, кантонов, земель, республик и т. п.

Информация о работе Федерация: понятие ,признаки ,модели