Укрепление законности и правопорядка как путь к построению правового государства и становлению гражданского общества.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июля 2014 в 14:02, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: комплексное изучение понятия законности и правопорядка, установление соотношения между этими понятиями, определение их роли в жизни общества и проблем укрепления законности и правопорядка в современном обществе.
Для достижения вышеуказанной цели были поставлены следующие задачи:
• изучить понятие, признаки и принципы законности;
• исследовать основные гарантии законности;
• проанализировать понятие правопорядка, его соотношение с законами и законностью;
• исследовать социальное значение законности и правопорядка;
• выявить взаимосвязь законности, правопорядка, демократии и государственной дисциплины.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..2
1. ЗАКОННОСТЬ – ПОНЯТИЕ, ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ, ТРЕБОВАНИЯ И ГАРАНТИИ…………………………………………………………………..4
1.1. Признаки, требования и принципы законности………………………....6
1.2. Гарантии законности: понятие и виды…………………………………...11
2. СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ПРАВОПОРЯДКА;
ЕГО ВЗАИМОСВЯЗЬ С ЗАКОННОСТЬЮ…………………………………..13
2.1. Понятие правопорядка, его соотношения с законами и законность……13
2.2. Социальное значение законности и правопорядка………………………18
2.3. Взаимосвязь законности, правопорядка, демократии и государственной дисциплины……………………………………………………………………..20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………....23
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………….25

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая ТГП.docx

— 58.01 Кб (Скачать файл)

Надо сказать, что приведенные концепции о правопорядке сложились в основном в советское время. В силу этого в качестве характерной черты, на которую ориентировалась советская юриспруденция, предстает признание принудительной силы государства в достижении правопорядка. Понятийный статус правового порядка, таким образом, в теории права рассматривался прежде всего как состояние, достигаемое усилиями государства и выраженное посредством упорядочения общественных отношений законодательством. При таком подходе изначально постулируется монополия государственной власти в отношении формирования, упрочения и поддержания состояния устойчивости и стабильности в системе социальных отношений посредством нормирующей и контролирующей деятельности соответствующих органов и систем самого государства. При этом субъект правового порядка (государство) как бы противопоставляется его носителю (гражданам и их объединениям). Правовой порядок при таком подходе мыслится как итог социального нормирования, ядро и базовую суть которого составляет закон, устанавливаемый и контролируемый государством.

При таком понимании правового порядка акцент делается на государственно-властное начало; личность, индивидуальное начало в общественных отношениях уходят на второй план. В современных же условиях такое представление уже не может удовлетворять науку и практику, юриспруденцию в целом, так как изменились природа самого государства, его ориентиры, приоритеты и роль в социальной жизнедеятельности18.

Обозначим наиболее существенные признаки правопорядка:

- правопорядок олицетворяет  фактические урегулированные правом  общественные отношения;

- господство права и  верховенство закона;

- гарантированность реализации  субъективных прав и юридических  обязанностей участников правоотношений.

 

2.2 Социальное значение законности и правопорядка

Законность и правопорядок являются непременными условиями и выступают в качестве основы:

- нормального функционирования  жизни общества;

- четкой, эффективной деятельности  государственных, хозяйственных, общественных  организационных структур;

- обеспечения реализации  прав и свобод человека и  гражданина, исполнения им своих  обязанностей, надежной охраной  законных интересов и прав  физических и юридических лиц;

- уверенности населения в справедливости действий власти.

Практика соблюдения принципа равенства всех перед законом в других государствах давно стала обычным явлением. Например, выдающийся американский боксер, неоднократный чемпион мира в тяжелом весе среди профессионалов Майкл Тайсон более трех лет отсидел в тюрьме. Только суд присяжных признал всемирно известного певца Майкла Джексона (США) невиновным в предъявляемых ему обвинениях сексуального характера.

В современной России также стали нередкими случаи привлечения к уголовной ответственности влиятельных (политики) и экономически состоятельных (бизнесмены) людей.

Важная роль в обеспечении законности принадлежит Конституционному Суду Российской Федерации. Он является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства. «Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей» (Конституция РФ. Статья 125. Часть 1). «Судьи Конституционного Суда Российской Федерации ... назначаются Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации» (Конституция РФ. Статья 128. Часть 1).

В 1996 г. в Конституционный Суд РФ поступило 10 000 заявлений. Из них 97% не было принято. Ежегодно Конституционный Суд РФ рассматривает 20-24 дела с вынесением итогового решения (постановления, заключения). В этой связи высказывается предложение предоставить право конституционным (уставным) судам субъектов Российской Федерации, судам общей и арбитражной юрисдикции рассматривать дела о признании недействующими законов субъектов Федерации путем «распространения» на них правовых позиций Конституционного Суда19.

К сожалению, многие решения судов, в том числе и Конституционного Суда Российской Федерации, не выполняются. Этим грешат и федеральные органы законодательной и исполнительной власти. Например, в период с 1997 по 2005 г. Государственной Думой РФ не исполнено 10 постановлений и 1 определение Конституционного Суда РФ.

Действенный механизм реализации состоявшихся решений суда в стране пока не создан. Еще в 1992 г. в Федеральное Собрание Российской Федерации был внесен проект Закона «Об обеспечении исполнения решений Конституционного суда Российской Федерации». Пройдя первое чтение, он так и не был принят (по состоянию на июль 2006 г.).

 

2.3 Взаимосвязь  законности, правопорядка, демократии  и государственной дисциплины

Законность и правопорядок тесно взаимосвязаны, но не тождественны. Они соотносятся между собой как причина и следствие: есть законность – есть правопорядок, нет законности – нет и правопорядка. Если законы и иные нормативно-правовые акты всеми соблюдаются, то результатом такого положения является четкий правовой порядок.

Если правопорядок слаб и непрочен, то это говорит о том, что законы не соблюдаются, нарушаются, игнорируются, иначе говоря, отсутствует законность как режим всеобщего уважения и исполнения законов.

Законность логически предшествует правопорядку, связь здесь жесткая, причинно-следственная. Ведь не случайно в повседневном общественно - политическом лексиконе оба эти понятия ставят вместе: укрепление законности и правопорядка или нарушение законности и правопорядка. Правопорядок – это реальный показатель состояния законности, он отражает степень соблюдения законов. Правопорядок – это итог законности.

Взаимосвязь законности, правопорядка и демократии четко прослеживается. Не может быть подлинной демократии без твердой законности и правопорядка, без дисциплины и организованности. Демократия в любом ее понимании не может действовать вне правового поля, демократия может успешно развиваться только в правовом измерении. Любой порядок есть продолжение свободы, правовой порядок – тем более.

Демократия – это не вседозволенность, она есть четко отлаженная система управления обществом. Право, законы, порядок – неотъемлемые элементы демократии, без которых она превратилась бы в нечто непрочное и непонятное. Демократия без правовых рамок это анархия. Законность и правопорядок являются основой демократии.

Демократия – это власть народа. Власть без закона неполноценна, а закон, в свою очередь, бессилен без власти. Закон и власть в известном смысле можно назвать синонимами, так как они нужны друг другу и невозможны друг без друга. Суд выносит решение от имени власти, государства  и на основе соответствующего закона, олицетворяя тем самым их тесную взаимосвязь. Власть призвана обеспечивать соблюдение закона, а закон удерживает власть в своих рамках, страхует от произвола и самоуправства.

Юридические нормы служат связующим звеном демократии, и чем надежнее эти звенья, тем устойчивее и стабильнее этот институт. Многие трудности российской демократии возникают оттого, что  она пока не имеет твердых правовых основ, правовых традиций. Отсюда – многочисленные злоупотребления теми возможностями, которые открылись перед гражданами и их объединениями в новой России. Но, конечно же, само законодательство должно быть по своей сути демократическим.

Законность и правопорядок также немыслимы без демократии, так как в этом случае будут отсутствовать необходимые условия для реализации прав человека, свободы и безопасности личности, нормального функционирования юридических механизмов. При демократии права человека ограничены только такими же правами других людей. Демократия – естественная благодатная среда для пользования теми преимуществами, которые дают законность и правопорядок, их гарантии.

Дисциплина же в свою очередь является понятием более широким, чем законность, так как она предполагает соблюдение не только законов и иных нормативно-правовых актов, но и всех индивидуальных правил и установлений, а также устных приказов, распоряжений, указаний. Важнейшей частью дисциплины являются соблюдение работником внутреннего трудового распорядка в организации, своих служебных обязанностей, порученного дела. Особое значение дисциплина имеет для должностных лиц, деятельности государственного аппарата.

Конечно же, дисциплина включает в себя законность, но к ней не сводится. Эти явления близкие, но не совпадающие. Законность является центром дисциплины, без которого последняя немыслима. Дисциплина - нечто большее, чем просто законопослушание. Общее же между двумя этими понятиями заключается в том, что и законность и дисциплина представляют собой определенный режим, состояние, упорядоченность связей, отношений; они объективно необходимы для общества и выполняют во многом одинаковые функции. Субъектами дисциплины и законности являются все участники общественных отношений – как индивидуальные, так и коллективные.20

Дисциплинированный человек – это, прежде всего внутренне организованный, пунктуальный, исполнительный и обязательный человек, привыкший к четкому распорядку своей жизни и деятельности. Это, как правило, высокосознательный, воспитанный, активный и требовательный к себе и другим индивид. Дисциплина – неотъемлемый элемент культуры личности, в ней большую роль играет самодисциплина.

Законность, правопорядок, демократия, государственная дисциплина – все эти понятия тесно связанны между собой, одно предполагает другое. Полноценное существование данных категорий в отдельности невозможно, так как одно дополняет другое, помогает обеспечивать исполнение основных принципов, требований других категорий.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Государство управляется с помощью различных методов и средств – экономических, политических, идеологических, организационных, правовых. Среди последних важное место занимают законность и правопорядок, без которых невозможно обеспечить нормальную жизнедеятельность общества, его граждан. Посредством одной силы этого сделать еще никому не удавалось.

Законы, их соблюдение – древнейший и наиболее цивилизованный способ управления людьми. Сегодня он общепринят во всех развитых демократических странах, в мировом сообществе. Ничего лучшего, более разумного человечество не придумало. Не будь законов, любое общество погрузилось бы во мрак невежества. Законов не было лишь на самых ранних, незрелых стадиях развития истории, когда господствовали простейшие формы общежития.

В законе воплощен коллективный разум, поэтому он авторитарен, почитаем и ставится превыше всего. Разумеется, законы обязана соблюдать и сама власть, создающая эти законы, считать себя связанной ими. В противном случае она не будет иметь морального права требовать этого от других, и, следовательно, не сумеет обеспечить должного порядка в обществе. В подчинении власти собственным законам – суть правового государства.

В современных российских условиях без законности и правопорядка невозможно решение стоящих перед обществом таких задач как: успешное проведение курса экономических реформ, становление рыночных отношений, развитие производства; построение гражданского общества и правового государства; эффективное функционирование институтов демократии, политической системы; реализация прав и свобод человека, упрочнение их гарантий; четкая работа государственного аппарата; борьба с преступностью; формирование политико-правовой культуры и повышение правосознания личности и всего общества.

Для претворения в жизнь этих и других задач требуется организованность, порядок и дисциплина. Понятно, что они касаются не только рядовых членов общества, но и властных структур, правящих элит и во власти в целом. Стабильная правовая ситуация выступает важнейшей предпосылкой всякой иной – экономической, социальной, политической, морально-психологической. России как никогда нужны законность и правопорядок.

Наличие должного правопорядка в стране позитивно сказывается на ее международном престиже. Необходимо применять меры, которые будут направлены на укрепление государственности и законности, наведение порядка в стране, на  повышение управляемости обществом…

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Правовые источники

  1. Послание Президента РФ Федеральному Собранию « Порядок во власти – порядок в стране»// Российская газета. 7 февраля 1997.
  2. Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции. Принята в г. Нью-Йорке 31.10.2003 Резолюцией 58/4 на 51-ом пленарном заседании 58-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН // Собрание законодательства РФ. - 26 июня 2006 г. - N 26. - Ст. 2780.
  3. Устав Международной организации уголовной полиции (Интерпол) (с изм. и доп. по состоянию на 01.01.1986) // Национальное центральное бюро Интерпола в Российской Федерации. - М., 1994. - С. 17 – 30; Правовые основы деятельности системы МВД России. Сборник нормативных документов. - Т. 2. - М.: ИНФРА-М, 1996. - С. 607 - 617.
  4. О Стратегии развития России до 2020 года. Выступление Владимира Путина на расширенном заседании Государственного совета // Россия 2020. Главные задачи развития страны. - М.: Европа, 2008. - С. 22.

 

Основная литература

  1. Абдулаев М.И. Теория государства и права: Учебник для высших учебных заведений / М.И. Абдуллаев. – М.: Магистр-Пресс, 2004. – С. 144.
  2. Александров Н.Г. Право и законность в период развернутого строительства коммунизма / Н.Г. Александров. - М.: Госюриздат, 1961. - С. 256.
  3. Александров Н.Г. Социалистическая законность / Н.Г. Александров // Марксистско-ленинская общая теория государства и права. - Социалистическое право. - М., 1973. - С. 130.
  4. Алексеев С.С. Общая теория права / С.С. Алексеев. - М., 1995. - С. 219.
  5. Артемов В.М. Правопорядок в современном российском обществе: концептуальные обоснования и инновации / В.М. Артемов. - М., 1998. - С. 82.
  6. Борисов В.В. О связи правопорядка и правоотношений / В.В. Борисов // Вопросы теории государства и права: Межвуз. сб. Саратов, 1983. - С. 363.
  7. Владимиров Д. Все на борьбу с коррупцией / Д. Владимиров // Российская газета. - 2006. - 25 марта.
  8. Витрук Н.В. Общая теория правового положения личности / Н.В. Витрук. – М.: Норма, 2008. – С. 217.
  9. Габричидзе Б.Н., Рябко И.Ф. Местные Советы и воспитание социалистического правосознания трудящихся / Б.Н. Габричидзе, И.Ф. Рябко. - Ростов, 1966. - С. 7.
  10. Главные задачи развития страны. Россия 2020. Выступление Дмитрия Медведева на Пятом красноярском экономическом форуме // Россия 2020. Главные задачи развития страны. - М.: Европа, 2008. - С. 33.
  11. Ефремов А.Ф. Принципы и гарантии законности. Самара. 1999.
  12. Керимов Д.А. Обеспечение законности в СССР / Д.А. Керимов. - М., 1965. - С. 92.
  13. Корельский В.М. Все начинается с дисциплины. М., 1985.
  14. Кудрявцев В.Н. Законность: содержание и современное состояние// законность в РФ. М. 1998.
  15. Кудрявцев В.Н., Лукашова Е.А. Новое политическое мышление и права человека / В.Н. Кудрявцев, Е.А. Лукашова // Вопросы философии. - 1990. - N 5. - С. 4.
  16. Лисюткин А.Б. К понятию законности// Правоведение. 1993 № 5.
  17. Митюков М.А. Как исполняются решения Конституционного Суда Российской Федерации и конституционных (уставных) судов субъектов федерации  // Журнал российского права. - 2001. - N 7. - С. 9 - 10.
  18. Недбайло П.Е. Применение советских правовых норм / П.Е. Недбайло. - М., 1960. - С. 125.
  19. Путин В.В. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации // Российская газета. - 2006. - 11 мая.
  20. Спиридонов Л.И. Теория государства и права / Л.И. Спиридонов. - М., 2000. - С. 252 – 257.
  21. Стручков Н.А. Советская исправительно-трудовая политика и ее роль в борьбе с преступностью / Н.А. Стручков. - Саратов, 1970. - С. 22.
  22. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов / под ред. А.С. Пиголкина. – М.: Городец, 2003. – С. 128.
  23. Шамба Т.М. Советская демократия и правопорядок / Т.М. Шамба. - М., 1985. - С. 46.

Информация о работе Укрепление законности и правопорядка как путь к построению правового государства и становлению гражданского общества.