Правовое государство и гражданское общество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 19:25, реферат

Краткое описание

Идея гражданского общества широко распространена в мире. Во многих цивилизованных странах она используется в официальных доктринах и законодательствах уже в течение многих десятков лет. Тем не менее, понятие гражданского общества является сравнительно молодым. Оно оформилось в XIX веке как противовес вмешательству государства в общественную жизнь и произволу властей в условиях новых общественных отношений.

Вложенные файлы: 1 файл

полит.docx

— 32.66 Кб (Скачать файл)

МОСКОВСКИЙ-ГУМАНИТАРНО  ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

ТВЕРСКОЙ ФИЛИАЛ

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

Студента группы Ю-141 1 курса  юридического факультета

Курова Александра Андреевича

 

 

Учебная дисциплина: Политология

Тема: Правовое государство  и гражданское общество

 

 

 

 

 

Преподователь:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Идея гражданского общества широко распространена в мире. Во многих цивилизованных странах она используется в официальных доктринах и  законодательствах уже в течение  многих десятков лет. Тем не менее, понятие  гражданского общества является сравнительно молодым. Оно оформилось в XIX веке как  противовес вмешательству государства  в общественную жизнь и произволу  властей в условиях новых общественных отношений. 

Приобщаясь в рамках нового политического мышления к мировым  общечеловеческим ценностям, общество в России одной из фундаментальных  проблем   своего   развития   провозгласило   создание   современного демократического правового  государства».    Ядром этого  государства является развитое гражданское  общество. Становление гражданского общества в этом плане есть первая и важнейшая предпосылка для  успеха реформ на пути к демократизации и юридизации всей общественной жизни  России.  Без полноценного гражданского общества не будут иметь успеха идеи правового государства: люди не воспримут  и не поймут всей сущности этих новых  в большой степени для нашей  страны идей.

 

     В последние  время интерес к проблеме гражданского  общества возник и у нас  в стране, и о гражданском обществе  говорится как о само собой  разумеющемся; в последние годы  проблема гражданского общества  стала активно обсуждаться в  российской печати. Выдвигаются  различные точки зрения о происхождении  гражданского общества, его исторических  периодах и соотношении с государством. Порой гражданское общество отождествляется  с любым человеческим обществом  или с государством. В результате  теряется специфика этих образований.  Отсюда четко выявляется необходимость  понимания всей сущности самого  гражданского общества, путей его  становления и потенциальных  возможностей.

 

      Сегодня  стоит вопрос о принципиальном  изменении характера правоотношений  между государством, обществом и  личностью. Этот вопрос поставил  много проблем. Известно, что "любое  общество может успешно развиваться,  опираясь на четко обозначенные  реальные цели, на научно выверенную  модель жизнеустройства". Сегодня  в общественном сознании отсутствует  цельное представление об обществе, которое мы хотим построить.  Особенностью социальной позиции  в России последних лет "является ярко выраженное противоречие между социальными надеждами и чаяниями... населения и социальной политикой государства, явно игнорирующей современный мировой опыт". 

 

     В плане  становления демократического государства  в реалиях посткоммунистической, посттоталитарной эпохи возрастает  вес всей совокупности общественных  институтов, принадлежащих к гражданскому  обществу. В последнем главное  внимание направлено на индивида, на личность. Государство при  этом как в теории, так и  на практике должно оставаться  институтом гражданского общества, служить обществу, личности.

 

     Изучая проблему  гражданского общества в России, не следует отбрасывать все  положительное, что выработало  человечество за довольно продолжительный  период построения гражданского  общества в других странах  мира. Во многих высокоразвитых  странах существуют полноценные  гражданские общества, а вернее  будет сказать, эти страны достигли  такого уровня развития благодаря  сформировавшемуся гражданскому  обществу, которое вывело их на  путь общественного прогресса.  Граждане этих стран знают  и желают использовать свои  права и выполнять свои обязанности,  обладают достаточной правовой  культурой. От активности, правосознания,  самоорганизации гражданского общества  во многом зависят показатели  уровня жизни в целом. 

 

Создание раскованного, открытого  демократического гражданского общества,  общества,  опирающегося  на  право,  ответственность  и предприимчивость граждан стоит в ряду важнейших  фундаментальных задач в нашей  стране в силу демократизации общественной жизни и усвоения уроков тоталитарного  прошлого, отголоски которого еще  накладывают заметный отпечаток  на современную жизнь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Правовое государство

 

Правовое государство  представляет собой такую форму  организации деятельности государственной  власти, при которой само государство, все социальные общности, отдельные  индивиды уважают право и находятся  в одинаковом отношении к нему. Право в этом случае выступает  способом взаимосвязи государства, общества и индивида.

 

Принципы правового государства:

 

1) создание законодательной  системы, соответствующей объективности  права;

 

2) закрепление в законодательстве  широкого комплекса естественных  неотчуждаемых и демократических  прав человека, их обеспечение  реальными материальными и иными  гарантиями, надежной защитой от  каких-либо посягательств;

 

3) разделение власти на  законодательную, исполнительную  и судебную: ветви власти должны  быть независимы друг от друга  и должны действовать в соответствии  с конституционно закрепленными полномочиями;

 

4) верховенство закона, на  основе и во исполнение которого  создаются и реализуются все  подзаконные акты;

 

5) при федеративном устройстве  государства демократическое распределение  компетенции между субъектами  федерации. Понятие «правовое  государство» предусматривает не  столько подчинение государственной  власти надконституционным нормам, сколько ограничение ее всемогущества  в интересах гарантирования прав  отдельного индивида перед лицом  государства. Правовое государство  само себя ограничивает определенным  комплексом постоянных норм и  правил. Государство становится  правовым именно потому, что оно  подпадает под власть права.  Праву принадлежит приоритет  перед государством.

 

В правовом государстве четко  и точно определены формы, пути и  механизмы деятельности государства, пределы свободы граждан, гарантируемые  правом.

Общие требования, которым  должно отвечать правовое государство:

  1. соответствие законодательства важнейшим интересам всех классов и социальных слоев, тенденциям социально-экономического развития и морально-психологической ситуации в обществе;
  2. ограниченное вплетение законодательства в контекст практического процесса решения насущных проблем;
  3. строгое соответствие текущего законодательства конституционному;
  4. практическое обеспечение верховенства закона по отношению к подзаконным нормативным актам;
  5. диалектическое сочетание стабильности и динамизма законодательства;
  6. наличие отработанных демократических процедур участия граждан в правотворческом процессе;
  7. учет общественного мнения;
  8. наличие совершенного юридического механизма разрешения спорных и конфликтных ситуаций между субъектами права на всех уровнях аналитической, государственной, социальной структуры;
  9. высокий уровень правовых знаний и правовой культуры граждан.

 

Итак, правовое государство  обеспечивает:

1) верховенство права  и закона;

2) максимальную гарантию  прав и свобод человека;

3) равенство всех перед  законом и судом.

 

Эффективное функционирование правового государства предполагает наличие у него равноправного  партнера, каким выступает гражданское  общество. Гражданское общество составляет сферу абсолютной свободы частных  лиц в отношениях друг с другом. Оно предстает в виде социального, экономического, культурного пространства, в котором взаимодействуют свободные  индивиды, реализующие частные интересы и осуществляющие индивидуальный выбор.

 

 

 

 

Социальная защита

 

Переходный период к рыночным отношениям знаменует собой новый  этап в

социально-экономическом  развитии России. В то же время, будучи прогрессивным, по сути, он вызвал к жизни процессы, которые даже в западном мире стали управляемыми лишь спустя десятилетия.

Осуществляющиеся преобразования, нарушившие существовавший более полувека экономический уклад, затронули коренные интересы всего населения и потребовали неотложного формирования принципиально новой социальной политики. Сложность заключается в том, что социальная политика не может ориентироваться на краткосрочные задачи, она должна определять стратегические направления, которые, естественно, могут подвергаться тактическим корректировкам, но в целом она должна быть цельной, разумной, рациональной и эффективной и формироваться с учетом исторических условий и национальных особенностей, политики и экономической ситуации, культурных традиций. Социальная политика

носит, кроме того, консервативный и инновационный характер. Консервативность заключается в том, что она как бы сохраняет то, что уже достигнуто в социальной сфере и передает это тем, кто нуждается в социальном вмешательстве.

 Инновационность - это то, что политика должна адаптировать

социальные структуры  к происходящим изменениям. В условиях России это означает, что должен максимально использоваться имеющийся опыт и существующая инфраструктура, что и послужит базой для формирования новой концепции социального обеспечения.

При формировании социальной стратегии и политики особое значение приобретает политический аспект социальной защиты. Любые мероприятия по социальной поддержке и меры социальной помощи должны планироваться так, чтобы оказывать поддержку политической линии, способствовать правительственному курсу на осуществление реформ, а не ослаблять или дискредитировать его. Разумные шаги в социальной сфере призваны укреплять доверие к руководству страны со стороны

населения, и они же должны содействовать снижению социальной напряженности.

        

   Современное положение системы социального обеспечения в России.

Система социального обеспечения  каждой страны имеет свои характерные

особенности в связи с  конкретными социально-экономическими условиями. Право на социальное обеспечение закреплено в Конституции Российской Федерации и представляет собой комплекс взаимосвязанных организационных и законодательных мер.

В основном в Российской Федерации социальная защита нетрудоспособных и малообеспеченных групп населения осуществляется по двум основным направлениям - социальное обеспечение и социальная помощь.

 

Социального обеспечения  в России включает в себя следующие  виды:

- пенсии (по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца,  за выслугу лет, социальные):

- пособия (временной нетрудоспособности, беременности и родам, многодетным  и одиноким матерям, на детей в малообеспеченных семьях и военнослужащих срочной службы, инвалидов детства и др.);

- содержание и обслуживание  престарелых и инвалидов в  специальных учреждениях (домах-интернатах) профессиональное обучение и трудоустройство инвалидов.

- протезно-ортопедическую  помощь врачебно-трудовую экспертизу и реабилитацию инвалидов.

- льготы и преимущества инвалидам.

 

И хотя всей системе социального  обеспечения присущи общие черты, но в то же время каждый вид имеет свои особенности.

Эффективность работы социальной системы во многом зависит от продуманности механизма финансирования. Выплаты по социальному страхованию производятся из страховых фондов, в которых сосредотачиваются собранные в виде налогов средства. А государственные вложения осуществляются за счет ассигнований из бюджетных средств (республиканских и местных бюджетов). В итоге, средства на

социальное обеспечение  сосредоточиваются, прежде всего, в  государственной службе и в фонде социального страхования.

Существующая система  социальных служб  включает государственную,

муниципальную и негосударственную  службу. Все социальные службы

ориентированы, прежде всего, на обеспечение нуждающихся лиц  различными видами социальных услуг.

В зависимости от ориентации социальных служб различаются функции  ими

осуществляемые, которые  были сгруппированы следующим образом:

а) собственно функция социальной помощи, которая включает в себя как учет, выявление лиц нам и профилактику бедности и надомные услуги нуждающимся и т.д.;

б) функция консультирования включающая консультации специалистов по различным вопросам, касающихся социальных аспектов;

в) функция информирования населения, изучения и прогнозирования  социальных нужд;

г) функция участия, которая  предусматривает разработку чрезвычайных программ и помощь по преодолению последствий стихийных бедствий и социальных конфликтов.

Следует отметить важность следующих четырех принципов:

- принципа приоритета  государственных начал в организации  социальной службы и гарантировании прав граждан на получение социальных услуг:

- принципа опоры на  общественное участие:

- принципа территориальности:

- принципа информированности:  означающего право на сбор  информации и

сведений, необходимых социальным службам для выполнения их функций.

Информация о работе Правовое государство и гражданское общество