Укрепление законности и правопорядка как путь к построению правового государства и становлению гражданского общества.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июля 2014 в 14:02, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: комплексное изучение понятия законности и правопорядка, установление соотношения между этими понятиями, определение их роли в жизни общества и проблем укрепления законности и правопорядка в современном обществе.
Для достижения вышеуказанной цели были поставлены следующие задачи:
• изучить понятие, признаки и принципы законности;
• исследовать основные гарантии законности;
• проанализировать понятие правопорядка, его соотношение с законами и законностью;
• исследовать социальное значение законности и правопорядка;
• выявить взаимосвязь законности, правопорядка, демократии и государственной дисциплины.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..2
1. ЗАКОННОСТЬ – ПОНЯТИЕ, ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ, ТРЕБОВАНИЯ И ГАРАНТИИ…………………………………………………………………..4
1.1. Признаки, требования и принципы законности………………………....6
1.2. Гарантии законности: понятие и виды…………………………………...11
2. СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ПРАВОПОРЯДКА;
ЕГО ВЗАИМОСВЯЗЬ С ЗАКОННОСТЬЮ…………………………………..13
2.1. Понятие правопорядка, его соотношения с законами и законность……13
2.2. Социальное значение законности и правопорядка………………………18
2.3. Взаимосвязь законности, правопорядка, демократии и государственной дисциплины……………………………………………………………………..20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………....23
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………….25

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая ТГП.docx

— 58.01 Кб (Скачать файл)

Непосредственная защита интересов субъектов права, любого гражданина, проживающего на территории государства, осуществляется специальными правоохранительными органами: судом, прокуратурой, полицией. Обеспечивая законное функционирование общественных отношений, эти органы в необходимых случаях применяют к правонарушителям различные меры государственного принуждения.

Решения конституционного суда являются окончательными, опротестованию и обжалованию не подлежат. Таким образом, требования законности в единстве и взаимодействии обеспечивают стабильность и гармоничность общественной жизни, способствуют развитию гражданского общества в соответствии с объективными законами исторического процесса.

Исходя из этого, законность можно определить как политико-правовое явление, характеризующее процесс совершенствования государственно-правовой формы организации общества путем строгого и неуклонного соблюдения и исполнения действующего законодательства с целью формирования состояния правомерности в системе социальных отношений.

В качестве подтверждения сделанных выводов относительно содержания понятии законности могут быть использованы ее принципы. Принципы – это исходные начала в формировании мотивов правомерного поведения и внутреннего убеждения субъектов по поводу необходимости соблюдения законов. Они обусловлены закономерностями общественного развития.

В юридической литературе приводится различное количество принципов. Наиболее адекватно суть рассматриваемого явления отражают следующие принципы:

1) единство законности;

2) гарантированность основных  прав и свобод граждан;

3) неотвратимость наказания  за совершенное правонарушение;

4) недопустимость противопоставления  законности и целесообразности;

5) взаимосвязь законности  и культурности.3

Единство законности – основополагающий принцип. Значение этого принципа состоит в выравнивании правового регулирования социальных отношений независимо от видов нормативно-правовых актов, участников правоотношений и характера объектов воздействия. Здесь речь идет о стремлении достичь равенства в субъектно-объектном и пространственно-временном измерениях. От успешного претворения в жизнь данного принципа зависит реальное состояние законности.

Гарантированность основных прав и свобод граждан - это принцип не только законности, но и права. Роль данного принципа в повышении уровня законности заключается в значимости личных и групповых интересов, их реализации в повседневной жизни.

Неотвратимость наказания за совершенное правонарушение - суть этого принципа заключается в том, что любое противоправное деяние должно быть своевременно раскрыто, а виновные в его совершении должны понести соответствующее деянию наказание.

Принцип недопустимости противопоставления законности и целесообразности. Данный принцип позволяет участникам отношений в соответствии с нормами права принять наиболее правильное решение и вариант поведения применительно к фактическим обстоятельствам и в рамках закона.

Взаимосвязь законности и культурности. Общая и правовая культура являются морально-этнической основой законности, а законность в свою очередь является одной из политико-правовых предпосылок формирования культуры общества.

 

1.2 Гарантии законности: понятие и виды.

Гарантии законности это – это обусловленная закономерностями общественного развития система условий, средств и предпосылок, обеспечивающая процесс реализации законности и формирующая такую упорядоченность социальных отношений, которая способствует движению общества к демократии.

Гарантии законности в юридической литературе подразделяют на две группы: общие и специальные. Экономические, политико-идеологические, нравственно – духовные гарантии относятся к общему виду гарантия. К специальным гарантиям относят юридические.4

Определяющее значение среди общих гарантий имеют экономические и политические: различные формы собственности и соответствующий им способ производства, бескризисное развитее экономики, уровень занятости населения в общественно полезном труде, состояние политической системы, идеология, уровень стабильности в обществе, состояние культуры. Именно неблагополучие в этих сферах создает благоприятную среду для развития преступности.

Нравственно-духовными гарантиями законности являются благоприятная морально-психологическая обстановка, в которой реализуются юридические права и обязанности участников правоотношений; уровень их духовности и культуры; чуткость и внимание государственных органов и должностных лиц к человеку, его интересам и потребностям.

В создании здоровой нравственной обстановки в сфере правового регулирования участвуют все звенья политической системы общества, в том числе благотворительные организации, учреждения культуры и искусства, школа, высшие учебные заведения, церковь. Нравственно здоровое общество - это общество, функционирующее на основе законов.

Общие гарантии образуют материальную основу применения юридических мер по укреплению законности. Последние, являясь непосредственным способом обеспечения законности, в то же время производны от первых; специальные гарантии должны быть, закреплены в нормативно-правовых актах.

Юридические гарантии законности – это обусловленная особенностями социально-экономического строя система условий и средств, закрепленных в действующем законодательстве и непосредственно направленных на обеспечение законности.

В связи с изменением форм собственности новое гражданское законодательство России в значительной мере изменяет условия обеспечения законности в сфере имущественных отношений путем введения обычая делового оборота. Это позволяет в специально – юридических гарантиях дополнительно выделить два самостоятельных типа: правовые, которые предусмотрены действующим законодательством и являются обязательными для всех и договорные, которые обусловлены нормативными актами, регулирующими сферу договорных отношений, распространяются только на участников договорных отношений.

В научной литературе довольно подробно охарактеризован количественный и качественный состав юридических гарантий законности. В качестве наиболее значимых можно назвать: полноту и эффективность юридических норм; эффективность мер юридической ответственности и защиты; высокий уровень надзора за реализацией требований законности; высококачественная и профессиональная работа органов государственной власти по обеспечению законности и правопорядка; постоянное совершенствование юридической деятельности; развитое правовое сознание и высокая правовая культура населения в государстве.

2. СУЩНОСТЬ И  ЗНАЧЕНИЕ ПРАВОПОРЯДКА;

ЕГО ВЗАИМОСВЯЗЬ С ЗАКОННОСТЬЮ

2.1 Понятие правопорядка, его соотношения с законами  и законность

В отечественной юридической литературе существуют разные подходы к пониманию и определению понятия «правопорядок». Некоторые из этих подходов могут быть обозначены как концепции. Так, можно указать на следующие концепции.

1. Концепция «правопорядок - система правоотношений». Этой  концепции придерживаются, например: П.Е. Недбайло, Л.И. Спиридонов.5

С пониманием правопорядка как системы правоотношений можно согласиться, но лишь в той части, что основой правопорядка являются правоотношения, которые выступают показателем упорядоченности общественных отношений, составляющих их фактическое содержание. Однако правопорядок нельзя отождествлять с правоотношениями даже в их системном выражении. Для наличия системы правоотношений достаточно, чтобы определенный круг общественных отношений был урегулирован правом, т.е. достаточно, чтобы взаимные субъективные права и юридические обязанности участников этих отношений были предусмотрены в нормах права. Между тем «для существования правопорядка этого недостаточно, необходимо наличие гарантированной возможности осуществления субъективных прав, обеспечения исполнения юридических обязанностей».6 Правопорядок как самостоятельная целостная система обладает качеством, несвойственным правоотношениям. Правоотношения - это одна из граней правопорядка. Вернее, пожалуй, правопорядок, как пишет Тарас Миронович Шамба, - это состояние отношений.7

Понятие «состояние» не сводится к понятию «система» или «совокупность». Оно характеризует качество явления, а не его внешнюю сторону, что в большей мере характерно для понятий «система», «совокупность». С помощью категории состояния выражается процесс изменения и развития вещей и явлений, сводящихся к изменению их свойств и отношений. Характеристика состояния вещей важна для раскрытия их сущности.

2. Концепция «правопорядок - состояние урегулированности общественных отношений на основе права, законности». Указанной концепции следуют, например, А.М. Васильев, Ю.А. Соколов8. Отметим, что здесь понимание правопорядка предполагает некий упрощенный механизм его появления. Однако, на наш взгляд, упорядоченность появляется не «автоматически», а на основе работы сложного механизма взаимодействия воли органов публичной власти, выраженной в нормативно-правовых актах, правоприменительной деятельности органов государства, должностных лиц, существования определенного уровня правосознания участников правоотношений, чьими действиями и поступками осуществляются правовые нормы, высокого уровня гарантий, обеспечивающих реализацию прав и законных интересов граждан и юридических лиц. Вместе с тем нельзя не заметить, что указанный подход акцентирует внимание главным образом на упорядоченности общественных отношений, на поведении людей, исходящих из правовых норм. Законодатель, опираясь на требования объективной реальности, должен упорядочить следующее: перечень субъектов, их правовой статус, отношения и состояния, связи между ними, правила правового поведения. Однако, по нашему мнению, основной недостаток такого подхода в том, что нельзя зауживать содержание правопорядка и сводить его лишь к упорядоченности.

3. Концепция «правопорядок - это упорядоченность общественных  отношений, выраженная в правомерном  поведении». Указанную концепцию  отстаивают, например, Г.С. Котляревский, А.Б. Лисюткин9.

Здесь правопорядок представляется как некое идеальное образование - за его пределами остаются все противоправные явления. Правопорядок характеризуется как результат неукоснительной реализации юридических норм, исключительно правомерного поведения субъектов права. Остается удивляться: почему же тогда и в научной литературе, и в правоприменительной практике постоянно ставится вопрос о необходимости совершенствования правопорядка?

Очевидно, что авторы такого рода определения понятия «правопорядок» характеризуют не сам правопорядок как таковой, а его нормативно-закрепленную модель, которая, естественно, значительно отличается от его реального состояния, сложившегося в конкретном обществе. Ведь ясно, что в процессе правореализации субъективные права и юридические обязанности, к сожалению, далеко не всегда надлежаще используются, исполняются и соблюдаются участниками общественных отношений. В результате наряду с правомерным поведением мы имеем и неправомерное поведение. Злоупотребление правом, правонарушения, преступления - это вполне реальные явления правовой действительности, непосредственно влияющие на состояние правопорядка.

4. Концепция «правопорядок - режим законности». Отдельные авторы (например, А.И. Денисов, М.С. Строгович) под правопорядком понимают прочный  и устойчивый режим законности10.

Если основательно вникнуть в суть этой концепции, то получается, что правопорядок - это соблюдение требований законности11. Однако, определяя правопорядок как режим законности, данный подход лишает правопорядок самостоятельного содержания и, по сути, сводит правопорядок к законности. Между тем, как уже установлено, законность и правопорядок - различные явления.

Режим законности - условия, при которых функционирует закон, а не результат этого функционирования. Правопорядок же - результат, итог осуществления норм права (законов) в режиме законности. Одним словом, законность обеспечивает исполнение законов, а правопорядок - результат такого исполнения.12 А.М. Васильев приводит аргументы против толкования правопорядка как производного от категории законности, находя, что такая логическая зависимость между ними дает представление об условиях существования и упрочения правопорядка, но не выражает его сути как порядка общественных отношений, сформировавшегося под правовым воздействием.13 В то же время нельзя отрицать роль законности в обеспечении правопорядка, которая значительна. Законность является предпосылкой правопорядка, условием его возникновения и упрочнения14. В.В. Борисов правильно подчеркивает, что законность как нормотворческий и правореализационный процессы выступает основным и всеобъемлющим средством установления правопорядка. «Практически, - пишет он, - это единственное средство его установления»15. В свою очередь, законность обусловливается правом: «коль скоро есть право, значит, существует и законность»16. Таким образом, выстраивается цепочка взаимообусловленных социально-правовых явлений: право - законность - правопорядок, которые с учетом данной последовательности определяются следующим образом: «Право - оформление государственной воли... в закон... в обязательное правило. Законность - реализующееся право, правовое качество воли, процесса ее реализации. Правопорядок - реализованная государственная воля, претворенное в жизнь право»17.

Однако следует заметить, что линейная зависимость «право - законность - правопорядок» носит несколько абстрактный характер. Практически же данная последовательность развивается по спирали. В связи с этим представляется неверным рассматривать право как первую стадию цикла, поскольку правотворчество уже отражает достижение определенного уровня порядка. Правопорядок в этой цепочке является, с одной стороны, результатом правового регулирования, а с другой - необходимым условием правотворчества и правореализации.

Информация о работе Укрепление законности и правопорядка как путь к построению правового государства и становлению гражданского общества.