Гражданское общество и правовое государство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 23:37, реферат

Краткое описание

Проблема соотношения гражданского общества и государства, которая волновала умы человечества на протяжении многих веков, и по сей день является чрезвычайно важной. Её появление тесно связано с возникновением государства.
В течение долгих десятилетий наша страна представляла собой часть огромного тоталитарного государства, в котором нарушение важнейших прав человека стало привычным явлением. В настоящее время в Беларуси формируется гражданское общество, в основу которого положены принципы свободы граждан и признания приоритета прав человека.

Содержание

Введение 3
Гражданское общество 4
Правовое государство 7
Взаимосвязь гражданского общества и правового государства 10
Список использованных источников 12

Вложенные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ ПО ОТП ЮЛЯ.docx

— 44.75 Кб (Скачать файл)

 

 

Министерство образования Республики Беларусь

Белорусский государственный университет

Юридический факультет

 

Кафедра теории и истории

государства и права

 

 

РЕФЕРАТ

Гражданское общество и правовое государство

 

 

Выполнила:

студентка 1 курса, 8 группы,

юридического факультета БГУ

специальности «Правоведение»

дневной формы обучения

Драка Юлия Юрьевна

 

 

Научный руководитель:

Лагун Дмитрий Анатольевич,

кандидат юридических наук, доцент

 

 

 

Минск

2013

   

СОДЕРЖАНИЕ

Введение  3

  1. Гражданское общество  4
  2. Правовое государство 7
  3. Взаимосвязь гражданского общества и правового государства 10

Список использованных источников 12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Проблема соотношения гражданского общества и государства, которая волновала умы человечества на протяжении многих веков, и по сей день является чрезвычайно важной. Её появление тесно связано с возникновением государства.

В течение долгих десятилетий наша страна представляла собой часть огромного тоталитарного государства, в котором нарушение важнейших прав человека стало привычным явлением.  В настоящее время в Беларуси формируется гражданское общество, в основу которого положены принципы свободы граждан и признания приоритета прав человека.

Важно отметить, что наличие в стране гражданского общества является одной из главных предпосылок  успешного формирования и функционирования правового государства. 

Согласно Конституции РБ наша страна  является правовым государством. Поэтому в актуальности данной темы нельзя усомниться.

Примечательно, что в различных источниках правовое государство и гражданское общество характеризуются по-разному. Единого мнения по этому вопросу нет. Так одни ученые придерживаются мнения, что правовое государство не может возникнуть и функционировать без образования внутри себя гражданского общества (наверное, с данной точкой зрения соглашусь и я), другие – утверждают, что существует некая грань между правовым и гражданским обществом. При этом понятие «гражданское общество» используется в сопоставлении с понятием «государство».

Но все же ни одна из представленных точек зрения не исключает наличие взаимосвязи данных понятий, на которой мы собственно и попытаемся акцентировать свое внимание.

 

Гражданское общество

Зародилось гражданское общество задолго до того, как его стали теоретически осмысливать как таковое. По мнению Ж.Ж.Руссо, первый, кто, огородив участок земли, сказал: «Это моё!», был истинным основателем гражданского общества.

        Но в реальности понятие «гражданское общество» восходит больше к идее античного полиса. Философы Древней Греции отождествляли гражданское общество и государство, поскольку "само общество держалось на государственно-правовой регламентации" и в значительной степени поглощалось государством [1, с. 380-382]. Лишь в эпоху Просвещения в рамках договорной теории государства формируются наиболее четкие представления о гражданском обществе. Сторонники договорного происхождения государства (Т.Гоббс, Г. Гроций, Дж. Локк, Ш. Монтескье и др.) были убеждены в том, что гражданское общество  представляет собой государство, основанное на общественном договоре.

Более четко разграничил гражданское общество и государство Г. Гегель, который под гражданским обществом, по существу, понимал экономическую структуру буржуазных отношений (в немецком языке словосочетание «гражданское общество» имеет двойной смысл, ибо Burger – гражданин и буржуа). "Гражданское общество, - писал Г.Гегель, - создано, впрочем, лишь в современном мире..." [2, с. 228].

Термин и понятие "гражданское общество" также использует Карл Маркс в ранних трудах. Он рассматривал гражданское общество, прежде всего, как экономический базис, обусловливающий государство.

Так что же такое гражданское общество по своей сути?

В современной научной литературе гражданское общество определяется неоднозначно.    Нет единого мнения по этому вопросу.  Но при всем многообразии сущностной характеристики  различными авторами современного гражданского общества бесспорным является то, что оно:

    1. основано на праве;
    2. целенаправлено на обеспечение реализации интересов гражданина, человека;
    3. индивиды в нем равноправны;
    4. индивиды вступают во взаимоотношения по собственному обоюдному волеизъявлению;
    5. индивиды являются инициаторами своих формирований в процессе реализации собственных интересов.

Мне же наиболее понравилось следующее определение гражданского общества:

Гражданское общество - это система самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и отношений, которая призвана обеспечить условия для самореализации отдельных индивидов и коллективов, реализации частных интересов и потребностей [3, с. 74].

Основные признаки гражданского общества:

  1. гражданское общество возникает не в одночасье, а в процессе достаточно длительного и сложного периода развития человечества;
  2. преобладает горизонтальная система связей и отношений граждан и их объединений;
  3. гражданское общество регулирует сферу частных свобод, частных интересов.

Что касается системы гражданского общества, то она отличается развитой структурой. В эту систему входят следующие основные компоненты: 1) гуманитарный (состав общества – свободные индивиды); 2) социальный (деление общества на социальные группы, слои, классы); 3) экономический (экономический строй общества – формы и отношения собственности, производства, обмена и т.д.); 4) духовный (наука, образование, культура, религия); 5) информационный (средства и формы информации, общественное мнение); 6) территориально-управленческий (местное самоуправление); 7) организующий (разнообразные формы общественных и групповых объединений).

Структурными экономическими элементами гражданского общества являются: охраняемая законом частная собственность наряду с другими паритетными формами собственности, акционерные общества, концерны и другие хозяйственные объединения; социальными подразделениями – классы, нации, другие слои; общественными формированиями – политические партии, иные общественные организации, создаваемые свободным волеизъявлением членов общества; традиционными – семьи, клубы по интересам и другие общности.

Очевидно, что не всякое общество априори гражданское, подобно тому, как не любое государство, где действует право, является правовым. Гражданское общество не может быть введено указом либо декретом. Оно – результат раскрепощения индивидов, их превращения из подданных государства в свободных граждан.

Наличие гражданского общества предопределяют такие критерии, как  политический, юридический, социально-экономический. Политическим показателем гражданского общества является наличие демократического режима осуществления государственной власти, юридическим – правового законодательства, социально-экономическим – среднего класса.

Причины формирования гражданского общества и его дальнейшего развития кроются в объективно обусловленных социальных нуждах людей, прежде всего экономических, выплескивающихся в противоречиях. Разумное, справедливое разрешение противоречий дает жизнь гражданскому обществу.

 

Правовое государство

Теория правового государства была разработана Д. Локком, Ш. Монтескье, Т. Джефферсоном, И. Кантом и другими представителями либерализма. Впервые термин «правовое государство» сформулировал немецкий ученый  К. Велькер в 1813 г., а в 1829 г. его соотечественник Р. Моль ввел это понятие в политико-правовой оборот. В России данный термин получил широкое распространение в XIX в. (сторонники теории правового государства Б.Н. Чичерин, П.И. Новгородцев, И.А. Покровский и др.) Что касается англоязычной литературы, то в ней он не используется; его эквивалентом в известной мере является термин «правление права» (rule of law).

Так что же представляет собой понятие «правовое государство»? Любопытно, что в современной научной литературе данное понятие получает неоднозначные определения с различными акцентами в его сущностной характеристике. Мнения авторов по этому вопросу опять же расходятся, причем одни авторы отдают приоритет в правовом государстве верховенству закона, другие – государственному суверенитету народа и т.д.

Член Федерального конституционного суда ФРГ профессор К. Хессе определил ряд характерных черт правового государства:

  1. правоорганизующий фактор государства;
  2. примат (верховенство) права;
  3. гарантии прав и свобод;
  4. установление справедливых юридических институтов, обусловливающих соответствующую форму государства;
  5. правовое государство должно быть социальным.

Особый интерес у меня вызывает последняя характеристика правового государства по К.Хессе. Ведь во многих ныне действующих  конституциях современных государств, в том числе  в Конституции РБ, правовое государство провозглашается как государство социальное.  Что же это значит?

Во-первых, понятие социальное предполагает, что государство служит обществу и стремится минимизировать неоправданные социальные различия. Во-вторых, социальное государство означает:

  1. право человека требовать от государства обеспечения прожиточного минимума;
  2. обязанность государства обеспечивать человеку нормальные условия существования;
  3. ограничения свободы договоров, включая регулирование цен на определенные товары;
  4. четкую социальную налоговую политику.

Под правовым же государством следует понимать цивилизационную форму государства, основанного на верховенстве права и господстве закона. Верховенство права означает, что право не исчерпывает себя законом. Оно существует и вне закона. Главное отличие правового государства от неправового состоит в приоритетности защиты прав и свобод граждан, взаимной ответственности и равенстве государства и личности.

К числу основных отличительных признаков правового государства относятся:

1) признание человека высшей  ценностью государства, защита прав  и свобод человека и гражданина;

2) верховенство правового закона;

3) организация и функционирование  суверенной государственной власти  на основе принципа разделения властей, что исключает возможность монополизации власти в руках одного лица или одного органа.

Конечно, есть и другие признаки правового государства, которые также могут выделяться в юридической литературе, но их можно свести к одному из трех перечисленных выше признаков.

Составной частью теории правового государства, которая имеет непосредственный выход на общественную практику, целенаправленную деятельность людей являются принципы правового государства, например:

  1. принцип народовластия, согласно которому, единственным источником государственной власти является народ, который осуществляет ее непосредственно (через республиканские и местные референдумы) и опосредованно (через представительные выборные органы: парламент, местные органы самоуправления, президента);
  2. принцип верховенства права, который в законодательстве раскрывается как необходимость соответствия актов государственных органов конституции и законам. При этом конституция и законы должны соответствовать естественным правам, которые  закреплены в общепризнанных принципах международного права. Нормы конституции должны быть нормами прямого действия;
  3. принцип разделения властей;
  4. государственного суверенитета и невмешательства в дела другого государства;
  5. судебной защиты прав всех субъектов правоотношений;
  6. политического плюрализма (многопартийности).

Концепция правового государства, которая исходит из принципов демократического характера, отнюдь не идеальна, как казалось бы на первый взгляд. Основным её недостатком является то, что в своем классическом, либеральном варианте она, прежде всего, делает акцент на правовом равенстве, оставляя в тени проблемы достижения социально-экономического равноправия граждан. Поэтому в XX в. идея правового государства была дополнена теорией и практикой вышеупомянутого социального государства.

Взаимосвязь гражданского общества и правового государства

Как видим, понятия «гражданское общество» и «правовое государство» отождествлять не следует. Ведь это далеко не одно и то же.

Но нас интересует больше другой вопрос: в чем же проявляется взаимосвязь данных понятий? И есть ли она вообще?   

Итак, как можно вывести из выше изложенного, правовое государство -

это такое взаимодействие государства и права, где государство, опираясь на право, регулирует внутренние правовые отношения, в центре которых стоят права и свободы человека и гражданина. То есть, общество (люди, граждане) занимает центральное место в правовом государстве. На основе чего можно говорить о том, что с правовым государством неразрывно связано существование гражданского общества.

Информация о работе Гражданское общество и правовое государство