Толкование норм права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 16:08, курсовая работа

Краткое описание

Основная цель моей работы состоит в изучении основных понятий, рассмотрении видов и способов толкования норм права, изучении основной научной литературы и подведении итогов. В соответствии с вышеуказанными целями, в исследовании поставлены следующие задачи:
1. Дать определение правового толкования;
2. Рассмотреть основные виды толкования;
3. Охарактеризовать нормативные акты, а также проанализировать их классификацию;

Содержание

Введение 3
1. Понятие и виды толкования права 4
1.1. Понятие толкования права 4
1.2. Виды толкования норм права 8
2. Акты толкования 16
3. Способы толкования норм права 20
Заключение 27
Библиография 28

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик.docx

— 68.75 Кб (Скачать файл)

В нормативных разъяснениях также указывается, как изменение условий, которые влияют на применение нормы (в рамках закона), подпадают ли определенные новые факты под действия этой нормы и т.д.

Нормативные разъяснения не имеют самостоятельного значения. Для его отмены не требуется принятия специальных решений. Они утрачивают силу с того момента, как официально признаются недействующими толкуемые нормативно-правовые акты.

В зависимости от органа, который дает разъяснение нормативно-правовых актов, официальное толкование подразделяются на: аутентичное и легальное.

Аутентичное (авторское) толкование – это разъяснение смысла правовой нормы тем государственным органом, который ее издал. Слово «аутентичный» в переводе с греческого означает подлинный, действительный, основанный на первоисточнике.

Полномочие на аутентичное толкование вытекает из правотворческого полномочия органа. Если соответствующий государственный орган наделен правом издавать нормативные акты, то отсюда следует, что он вправе давать разъяснения этим актам.

  Необходимость аутентичного  толкования вызывается, как правило, тем, что в практике тот или  иной нормативный акт вызывает  противоречивые мнения, разрешить  которые не представляется возможным  без обращения к тому органу, который этот акт издал. Нормотворческий  орган придает обязательную силу одному из имеющихся или возможных толкований, воспроизводит содержание нормативного акта и тем самым предупреждает разноречивое его применение.

Легальное (делегированное) толкование основывается на законе. В этом случае закон наделяет тот или иной орган правом давать толкования актам, изданным другими  органами. Оно может даваться в форме инструкций, разъяснений и должно проводиться в рамках компетенции органа производящего разъяснения. Его  обязательная сила распространяется на тех субъектов, которые подпадают под юрисдикцию органа, дающего толкование. Например, для прокурорско-следственных работников имеют значения в этом плане директивные разъяснения и приказы Генерального прокурора, для работников милиции – приказы и инструкции, исходящие от министра внутренних дел РФ.

Некоторые авторы в отдельный подвид выделяют судебное толкование, т.к. оно может быть как нормативным, так и казуальным. Оно осуществляется судебными органами и прежде всего Верховным Судом РФ, его Пленумом. Подобного рода разъяснения обращены в первую очередь к судебным органам и формально обязательны для них. В то же время они обязательны для всех иных лиц и органов, которые в той или иной форме непосредственно участвуют в судебной деятельности. Такие разъяснения даются по вопросам судебной практики на основании рассматриваемых судами дел, являются результатом их обобщения. В них разъясняются те вопросы, которые вызывают сомнения и неясности у судебных органов, порождают разобщенность в отправлении правосудия, ошибки и неправильные решения.

Среди судебного толкования особое значение имеет толкование права Конституционным Судом Российской Федерации, которому представлена исключительная прерогатива – толковать Конституцию РФ и другие основополагающие акты.

Также, к подобному роду толкованию можно отнести постановление Высшего Арбитражного Суда РФ по определенной категории дел.

Казуальное толкование – это официальное разъяснение смысла нормы, которое дается судебным или иным компетентным органом по поводу конкретного дела и формально обязательно лишь при его рассмотрении. Его название происходит от слова казус-случай, жизненный факт.

Казуальное толкование имеет место там, где в процессе правоприменения ставится специальная цель разъяснить норму. Казуальное толкование осуществляется как в деятельности судов (судебное толкование), так и в процессе применения права другими органами (административное толкование). Особенностью административного толкования заключается в том, что оно не ограничивается рамками конкретного дела, а содержат указания соответствующим органам, как последние должны решить то или иное дело. Например, такое указание может быть дано в акте об отмене вышестоящим органом незаконного акта, в решение контрольных органов, специальных инспекций и др.

Неофициальное толкование в отличие от официального, не является юридически обязательным. Акты неофициального толкования не принадлежат к числу юридических фактов, т.к. оно исходит от субъектов, деятельность которых не является официальной, государственной. Такое толкование может быть как устным, так и письменным. Важной его особенностью является то, что оно не связано с властью, принуждением, показаниям. Какие-либо санкции здесь исключены.

Неофициальное толкование подразделяется на: обыденное, компетентное и доктринальное.

Обыденное толкование может осуществлять любой субъект права. Это житейский уровень понимания права, его интерпретация рядовыми гражданами. Это толкование отражает правосознание основной массы населения. Как правило, оно сопровождается высказыванием поверхностных и неверных суждений, но и люди без юридического образования проявляют способности правильно ставить вопросы и находить подходы к их решению.

Компетентное (профессиональное) толкование норм права дается юристами практиками: адвокатами, судьями в судебном заседании, прокурором во время приема граждан, следователями и другими специалистами, вообще лицами с высшим юридическим образованием. Такое толкование может бать как устным (в виде консультации, ответов на конкретные вопросы), так и письменным (в форме справки, заключения, выступления в печати). Этот вид толкования выделяется по профессиональному признаку, а не по глубине, научности разъяснения смысла и содержания норм права.

Доктринальное толкование оказывает наиболее заметное влияние на реализацию права. Оно дается учеными, представителями науки. Его ценность заключается в аргументированности, доказательности, обоснованности. Например, периодически издаваемые комментарии к действующим российским Кодексам. В этих комментариях, а также в различных статьях, докладах, монографиях специалисты разъясняют, толкуют соответствующие положения, нормы, статьи – как их надо понимать и использовать. Мнения ученых не обязательны для официальных лиц и органов, тем не менее,  их взгляды и рекомендации могут оказать и действительно оказывают существенную помощь в правоприменительной практике, влияют на нее. Чем выше авторитет ученого, тем выше его мнения.

По объему выделяют три вида толкования: буквальное, расширительное и ограничительное.

Буквальное  (адекватное) толкование точно соответствует тексту нормы. Это типичный, часто встречающийся вид толкования. Причем действительное содержание нормы права, установленное в ходе использования всех необходимых для данного случая приемов толкования, совпадает с результатом, полученным на основе простого прочтения ее текста (смысл и буква закона совпадают). Этот вид толкования не порождает разногласий и споров.

Расширительное толкование шире текста правовой нормы, поскольку смысл правового предписания выходит за рамки буквальных выражений. Перечень случаев, требующих расширительного толкования, обычно сопровождается использованием выражений «и другие», « и прочее», « и так далее». Например, согласно ст. 1068 Гражданского кодекса РФ предусматривается ответственность за вред, «причиненный гражданину… в результате незаконных действий государственных органов…». Если толковать содержание данной статьи  буквально, то лица без гражданства, иностранцы не подпадают под действие данной статьи. Однако это не так, поскольку понятие «гражданин» интерпретируется здесь расширительно как физическое лицо.

Ограничительное толкование права выражается в таком результате интерпретации, когда подлинный смысл нормы права следует понимать ограничено уже, чем это выражено в словестном тексте. Например, согласно п.3 ст.38 Конституции РФ «трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о своих нетрудоспособных родителях». В результате толкования выясняется, что такая обязанность не возлагается на детей, которые сами являются не трудоспособными.

Необходимость в распространительном или ограничительном толковании возникает в случаях несоответствия действительного смысла нормы права ее словесной формулировке либо при наличии других уточняющих или близких по содержанию норм права, которые ограничивают или расширяют понимание толкуемой нормы права по сравнению с буквальным пониманием ее текста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Акты толкования

 

Все правовые акты, издаваемые в Российской Федерации, подразделяются в науке на 4 группы:

  • нормативные акты, включая договоры нормативного содержания;
  • правоприменительные акты;
  • правотолкующие (интерпретационные)  акты;
  • прочие акты (декларации, заявления, послания, обращения и т.п.).

Акты  толкования – один из видов правовых актов. Их функциональное знание состоит в том, что они призваны способствовать правильной, законной  и эффективной реализации права, претворению воли законодателя в жизнь. И, хотя эти акты самостоятельного значения не имеют, а только вместе с толкующими актами, их роль в общем механизме правового регулирования весьма велика – без них  этот механизм был бы существенно ослаблен, а  отдельных случаях оказался бы искаженным, так как если норма права неверно понята, она будет и неверно применена. А это является нарушением законности в правоприменительной деятельности. Интерпретационные  акты,  как виды правовых актов, имеют  свои особенности, которые заключаются в следующем:

  • они не содержат в себе общих правил поведения, а, следовательно, не относятся к числу нормативных актов;
  • они не устанавливают новых норм права, не отменяют и не изменяют действующих правовых норм; не являются источником и формой права;
  • не имеют самостоятельного значения и действуют в единстве с теми нормативными актами, в которых содержатся толкуемые юридические нормы, имеют юридическую силу и практическое  значение только в течение срока действия толкуемой юридической нормы;
  • содержат указания на то, как следует понимать и применять действующие юридические нормы;
  • носят подзаконный, но обязательный характер, обладают государственной обязанностью, что обусловлено наличием у издающих их органов государственно властных полномочий;
  • адресуются, как правило, к должностным лицам и органами, применяющим право, а не субъектами,  действия которых регламентируются нормой права;
  • их  цель – толковать, разъяснять право.

Акт толкования необходимо рассматривать и как действие, и как юридический документ, акт уяснения и разъяснения. Акт толкования – это официально юридически значимый документ, направленный на установление действительного смысла и содержания норм права. Акты толкования могут быть классифицированы по различным основаниям.

  1. По внешней форме они могут быть  письменные и устные.

Письменные акты толкования имеют внутреннюю и внешнюю структуру, реквизиты, кто издал  этот акт, когда, к каким нормам права (институту, отрасли,  портативному акту) относится,  когда вступил в действие. Они могут иметь форму указов, приказов, постановлений, инструкций.

  1. По юридической значимости различают  акты нормативного и казуального толкования.

Акт нормативного толкования распространяют свои действия на  неопределенный круг субъектов и рассчитаны на неоднократное применение, когда используется толкуемая норма. В этом смысле они носят общеобязательный характер. Такими актами являются руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда, Высшего Арбитражного суда и акты разъяснения Конституционного Суда.

Казуальные акты  относятся к конкретному  случаю и касаются  конкретных лиц; с этой точки зрения их можно назвать индивидуальными. Такими  актами являются разъяснения судов и административных  органов по конкретным делам.

В теории права акты нормативного толкования рассматриваются как правоположения, акты казуального разъяснения – как прецеденты толкования. Правоположения имеют уточняющий характер,  прецеденты толкования служат в качестве образца при разъяснении аналогичных дел.

  1. Юридическая сила акта толкования и сфера его действия определяются местом органа, его издавшего.

По видам государственных органов  интерпретационные акты можно классифицировать на:

- акты законодательных (представительных) органов;

- акты исполнительных органов;

- акты судебных приставов;

- акты органов прокуратуры;

- и т.д.

  1. В зависимости от субъекта, издавшего акты толкования, они  подразделяются на: аутентичные и легальные.

Если акт принимает  и толкует один и тот же субъект (например, Государственная Дума), то это аутентичное (авторское) толкование. Если норму права толкует субъект, который  на это управомочен, которому это право делегировано (разрешено) законом (например, Верховный Суд РФ толкует законы, принимаемые парламентом), то это легальное толкование.

Информация о работе Толкование норм права