Теоретические и исторические основы регулирования гражданства в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 11:16, курсовая работа

Краткое описание

Цели и задачи исследования. Целью исследования является изучение и анализ проблем, связанных с конституционно-правовым регулированием приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации. Указанная цель достигается посредством решения следующих задач:
1. Осуществить теоретическое и историческое изучение основ регулирования гражданства в Российской Федерации, раскрыть понятие и содержание российского гражданства, а также ознакомиться с основными конституционными принципами гражданства.
2. Проанализировать конституционно-правовые принципы регулирования гражданства, в частности нормативную регламентацию приобретения и прекращения гражданства, а также изучить механизм конституционно-правового регулирования возникновения двойного гражданства в Российской Федерации.

Вложенные файлы: 1 файл

Конституционно-правовое регулирование гражданства.docx

— 74.56 Кб (Скачать файл)

Наличие у гражданина РФ гражданства иностранного государства может создать определенные трудности, поскольку обладатель двух гражданств оказывается связанным с двумя государствами и должен подчиняться законам обоих. Это касается, например, несения воинской службы.

Согласно ч. 2 ст. 62 Конституции РФ, факт двойного гражданства не умаляет прав и свобод российского гражданина и не освобождает его от обязанностей, вытекающих из российского законодательства. Однако ч. 2 ст. 62 допускает, что федеральным законом или международным договором РФ может быть предусмотрено то или иное ограничение или освобождение от обязанностей, вытекающее из факта двойного гражданства.

Двойное гражданство по закону не может возникнуть автоматически. Основания появления у гражданина Российской Федерации иностранного гражданства возникают нередко: рождение на территории государства, признающего таких лиц своими гражданами, автоматическое распространение гражданства мужа на его жену и т. д. Такого рода двойного гражданства российское законодательство не признает.49

Следует отметить, что гражданин Российской Федерации, имеющий также иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом; приобретение гражданином Российской Федерации иного гражданства не влечет за собой прекращение гражданства Российской Федерации.50

Признание двойного гражданства, которое закреплено в Конституции, основывается на определенных условиях: требуется ходатайство лица; разрешение на это государства; наличие соответствующего договора Российской Федерации с тем государством, в гражданстве которого состоит или хочет его принять ходатайствующее лицо.

Решение о разрешении двойного гражданства принимает Президент Российской Федерации. Граждане Российской Федерации, имеющие также иное гражданство, не могут на этом основании быть ограничены в правах, уклоняться от выполнения обязанностей или освобождаться от ответственности, вытекающих из гражданства Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Государственные органы, ведающие делами о гражданстве РФ

3.1. Полномочия Президента в части вопросов гражданства РФ

Согласно ст. 28 ФЗ «О гражданстве РФ», полномочными органами, ведающими делами о гражданстве РФ являются:

- Президент Российской  Федерации;

- федеральный орган исполнительной  власти, уполномоченный на осуществление  функций по контролю и надзору  в сфере миграции, и его территориальные  органы;

- федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, и дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, находящиеся за пределами Российской Федерации.51

Согласно статье 89 Конституции РФ Президент решает вопросы гражданства и предоставления политического убежища52. В соответствии со статьей 29  закона «О гражданстве» президент обладает рядом полномочий в делах, касающихся гражданства. К числу этих полномочий относится решение вопросов:

а) приема в гражданство Российской Федерации в общем порядке;

б) восстановления в гражданстве Российской Федерации в общем порядке;

в) выхода из гражданства Российской Федерации в общем порядке;

г) отмены решений по вопросам гражданства Российской Федерации.

Также в полномочия Президент Российской Федерации в части вопросов гражданства входит:

а) утверждение положений о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации;

б) обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия полномочных органов, ведающих делами о гражданстве Российской Федерации;

в) издание указов по вопросам гражданства Российской Федерации.

Актами Президента РФ по вопросам гражданства являются указы нормативного (рассчитаны на многократное применение и касаются неограниченного круга лиц) и индивидуального (касаются интересов конкретных лиц) характера.

Законом предусмотрено право Президента РФ в порядке исключения рассматривать вопросы о приеме или восстановлении в гражданстве лиц, которым на общих основаниях отказано. Требования, предъявляемые к таким лицам, следующие: совершеннолетие и дееспособность, наличие ценза оседлости, обязательство соблюдать Конституцию РФ и законы страны, наличие законного источника средств к существованию, отказ от уже имеющегося у него гражданства другой страны, владение русским языком.

В целях реализации своих полномочий по вопросам гражданства и предварительного рассмотрения заявлений Президент РФ образует совещательный и консультативный орган – Комиссию по вопросам гражданства при  Президенте РФ. Комиссия взаимодействует в установленном порядке с органами иностранных государств, зарубежными и международными организациями, занимающимися вопросами гражданства.

В компетенцию Президента России входит также решение вопросов предоставления политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства.

При Президенте функционирует Комиссия по вопросам гражданства РФ, членов которой назначает Президент. В состав Комиссии входят должностные лица федеральных органов исполнительной власти, имеющие отношение к вопросам гражданства. Среди полномочий Комиссии:

- предварительное рассмотрение  заявлений о приеме в гражданство  Российской Федерации, восстановлении  в гражданстве Российской Федерации, прекращении гражданства Российской  Федерации, предоставлении политического  убежища в Российской Федерации  и подготовка по ним предложений  Президенту Российской Федерации;

- анализ и обобщение  практики применения законодательства  Российской Федерации о гражданстве  и предоставлении политического  убежища;

- взаимодействие с международными  организациями по вопросам гражданства; участие в подготовке международных  договоров Российской Федерации  по вопросам гражданства, а также  материалов для проведения международных  мероприятий по этим вопросам.53

В Администрации Президента РФ Указом главы государства создано специальное самостоятельное подразделение — Управление по вопросам гражданства. Основными функциями Управления являются организационное, информационное и аналитическое обеспечение реализации Президентом РФ его полномочий по вопросам гражданства и предоставления политического убежища; подготовка по поручению Президента РФ, руководителя Администрации Президента и председателя Комиссии по вопросам гражданства при Президенте РФ информационных материалов, касающихся вопросов гражданства; координация деятельности государственных органов, ведающих вопросами гражданства (в том числе анализ деятельности МВД, МИД, а также дипломатических и консульских учреждений РФ); подготовка проектов указов и распоряжений Президента по этим вопросам; участие в подготовке проектов законов по вопросам гражданства, предложений по совершенствованию законодательства.54

Таким образом, Президент обладает широким кругом полномочий в решении вопросов гражданства.  Однако реализовать их полностью он не может, поэтому главной его функцией является координационная.

 

3.2. Полномочия федеральных органов исполнительной власти, ведающих делами о гражданстве РФ

Закон «О гражданстве РФ» подробно определяет полномочия федеральных органов, которые занимаются решением вопросов, связанных с гражданством РФ. При этом эти органы подразделяются на два вида: одни ведают этими вопросами внутри государства, другие с иностранными государствами.

Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальные органы осуществляют следующие полномочия:

а) определяют наличие гражданства Российской Федерации у лиц, проживающих на территории Российской Федерации;

б) принимают от лиц, проживающих на территории Российской Федерации, заявления по вопросам гражданства Российской Федерации;

в) проверяют факты и представленные для обоснования заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации документы и в случае необходимости запрашивают дополнительные сведения в соответствующих государственных органах;

г) направляют Президенту Российской Федерации заявления по вопросам гражданства Российской Федерации, представленные для их обоснования документы и иные материалы, а также заключения на данные заявления, документы и материалы в случаях приема в гражданство, восстановлении или выхода из гражданства в общем порядке;

д) исполняют принятые Президентом Российской Федерации решения по вопросам гражданства Российской Федерации в отношении лиц, проживающих на территории Российской Федерации;

е) рассматривают заявления по вопросам гражданства Российской Федерации, поданные лицами, проживающими на территории Российской Федерации, и принимают решения по вопросам гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке;

ж) ведут учет лиц, в отношении которых федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, или его территориальным органом приняты решения об изменении гражданства;

з) осуществляют отмену решений по вопросам гражданства Российской Федерации.55

В упрощенном порядке отменяются решения по вопросам гражданства, принятые на основе представленных заявителем подложных документов или сообщение о себе заведомо ложных сведений.

Другим органом, занимающимся вопросами российского гражданства является Федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, и дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, находящиеся за пределами Российской Федерации. В полномочия данного органа входят:

а) определение наличия гражданства Российской Федерации у лиц, проживающих за пределами Российской Федерации;

б) принятие от лиц, проживающих за пределами Российской Федерации, заявления по вопросам гражданства Российской Федерации;

в) проверка фактов и представленных для обоснования заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации документы и в случае необходимости запрос дополнительных сведений в соответствующих государственных органах;

г) направление Президенту Российской Федерации заявления по вопросам гражданства Российской Федерации, представленных для их обоснования документов и иных материалов, а также заключений на данные заявления, документов и материалов;

д) исполнение принятых Президентом Российской Федерации решений по вопросам гражданства Российской Федерации в отношении лиц, проживающих за пределами Российской Федерации;

е) рассмотрение заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации, поданных лицами, проживающими за пределами Российской Федерации, и принятие решений по вопросам гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке;

ж) ведение учета лиц, в отношении которых дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Российской Федерации, находящимися за пределами Российской Федерации, приняты решения об изменении гражданства;

з) осуществление отмены решений по вопросам гражданства Российской Федерации.56

Гражданство Российской Федерации считается приобретенным или прекращенным со дня принятия решения полномочным органом или издания Указа Президента РФ. Исполнение решений возлагается соответственно на названные выше органы Российской Федерации. 

 

Заключение

Проведенные исследования по теме «Конституционно-правовое регулирование гражданства в Российской Федерации», позволяют сделать некоторые выводы.

Гражданство – это устойчивая правовая связь лица с государством, которая выражается в совокупности их взаимных прав и обязанностей, возникающее, изменяющееся или прекращающееся в связи с определенными юридическими фактами (рождение на территории страны, обращение с просьбой о натурализации, приобретение второго гражданства, утрата гражданства), либо как определенное правовое положение лица в конкретной стране.

Гражданство подразумевает взаимные обязательства государства и человека. Гражданин, выполняя свои обязанности перед государством, в свою очередь может пользоваться защитой и покровительством со стороны государства.

Все отношения, связанные с гражданством, регламентируются Конституцией Российской Федерации и Федеральным Законом “О гражданстве Российской Федерации” от 31 мая 2002 года и международным договором Российской Федерации.

Нормы, регулирующие институт гражданства, зависят от исторических, культурных и правовых традиций конкретного государства. Поэтому, критерии, установленные для определения реальных и потенциальных граждан, должны четко показывать, какие идеи лежат в основе консолидации государства, какова иммиграционная политика, какого поведения ждут от иностранцев или лиц без гражданства.

Гражданство Российской Федерации не зависит от социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности, является единым и равным независимо от оснований его приобретения. Проживание гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации не прекращает его гражданства Российской Федерации. Гражданин РФ не может быть лишен гражданства Российской Федерации или права изменить его, не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан иностранному государству.

Информация о работе Теоретические и исторические основы регулирования гражданства в Российской Федерации