Теоретические и исторические основы регулирования гражданства в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 11:16, курсовая работа

Краткое описание

Цели и задачи исследования. Целью исследования является изучение и анализ проблем, связанных с конституционно-правовым регулированием приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации. Указанная цель достигается посредством решения следующих задач:
1. Осуществить теоретическое и историческое изучение основ регулирования гражданства в Российской Федерации, раскрыть понятие и содержание российского гражданства, а также ознакомиться с основными конституционными принципами гражданства.
2. Проанализировать конституционно-правовые принципы регулирования гражданства, в частности нормативную регламентацию приобретения и прекращения гражданства, а также изучить механизм конституционно-правового регулирования возникновения двойного гражданства в Российской Федерации.

Вложенные файлы: 1 файл

Конституционно-правовое регулирование гражданства.docx

— 74.56 Кб (Скачать файл)

Гражданство как одно из основополагающих прав человека нашло отражение в международных нормативно-правовых актах. В ст. 15 Всеобщей Декларации прав человека от 10 декабря 1948 г. говорится, что каждый человек имеет право на гражданство; никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство.17

Значение и ценность гражданства подчеркивается в ряде статей Конституции Российской Федерации. В первую очередь это статьи: 6, 61, 62, 63. Согласно Конституции РФ гражданство является единым, равным независимо от оснований приобретения, а каждый гражданин РФ обладает на ее территории всеми правами, свободами, несет равные обязанности и не может быть лишен своего гражданства или права изменить его18.

Гражданство – правовое, а не просто фактическое состояние. Гражданином государства лицо является не в силу проживания на его территории, а вследствие существующих между ним и государством особой связи, составляющей содержание гражданства19. Устойчивость этой связи характеризуется тем, что отношения гражданства не могут прекратиться в одностороннем порядке, т.е. по инициативе гражданина, но без участия государства, и, наоборот, по решению государства без соответствующего волеизъявления гражданина. Связь эта длится в течение жизни человека, начиная с момента рождения или приобретения гражданства и заканчивая смертью или утратой гражданства.

Гражданство каждого человека юридически оформляется документами, подтверждающими это гражданство. Таковыми являются паспорт, а также иной документ, в котором содержится указание на гражданство лица20. Это необходимое условие для того, чтобы отграничивать конституционно-правовой статус гражданина от конституционно-правового статуса других физических лиц, находящихся на территории России, попадающих под ее юрисдикцию, - иностранных граждан и лиц без гражданства21.

Таким образом, институт гражданства играет весьма важную роль, поскольку каждый человек имеет право на свободу передвижения, согласно статье 13 Всеобщей декларации прав человека22 и в связи с этим присутствие иностранцев в любом государстве – естественное явление. Его наличие позволяет государству выбирать модель поведения в отношении личности. В отношениях со своими гражданами государство вправе требовать от них выполнения гораздо большего количества обязанностей, чем от иностранцев, поскольку граждане обладают более широким набором прав и свобод.

 

    1. Основные конституционные принципы гражданства

Для того, чтобы раскрыть сущностные черты любого правового явления необходимо рассмотреть его принципы, которые позволяют понять юридическую природу и функциональное назначение исследуемого понятия.

Что касается принципов гражданства РФ, то они имеют нормативное закрепление в Конституции 1993 г. и Законе «О гражданстве РФ» от 31 мая 2002 г. В соответствии с частью 1 ст. 4 Закона, принципы гражданства РФ и правила, регулирующие вопросы гражданства РФ, не могут содержать положений, ограничивающих права граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Данное правовое закрепление свидетельствует о демократичности и либеральности, что является важным для соблюдения и защиты прав человека.23

Следует раскрыть принципы гражданства по отдельности, поскольку каждый имеет значимость и несет определенную смысловую нагрузку.

1. Принцип единства гражданства Российской Федерации

В Конституции РФ (ч.1 ст.6) и Законе о гражданстве (ч.1 ст.4) гражданство Российской Федерации является единым и равным независимо от оснований приобретения. Каждый гражданин, имеющий республиканское гражданство, является гражданином Российской Федерации. Это обусловлено тем фактом, что Россия – это федеративное государство.

Концептуальной основой единого гражданства РФ и ее субъектов являются народовластие (ст. 3 Конституции РФ). Поэтому принадлежность к народу, а не к отдельным нациям (народностям) выражает сущность гражданства РФ. Принцип единого российского гражданства выражается в общности принципов экономической, политической, социальной, правовой систем российского законодательства и законодательства республик  в составе РФ.24

2. Принцип  равенства гражданства Российской Федерации

Граждане России наделяются одинаковыми правами и обязанностями. Никто из граждан при своем рождении не может получить больше или меньше прав и обязанностей, каждому гарантируется равное гражданство независимо от расы, национальности, религиозного вероисповедания и социального происхождения. Равенство гражданства нормативно закреплено в Конституции РФ (ч. 1 ст. 6) и в Законе о гражданстве (ч. 2 ст. 4).

В России принцип равенства гражданства всегда провозглашался в качестве одного из основополагающих принципов. Данный факт свидетельствует о верном направлении развития законодательства в области строительства правового государства.

3. Проживание  гражданина Российской Федерации  за пределами

Российской Федерации не прекращает его гражданства Российской Федерации. Данный принцип вытекает из положения ч. 3 ст. 4 Закона о гражданстве, гарантирующий сохранение российского гражданства у лиц, проживающих в других странах. Он гармонично согласуется с конституционным правом каждого гражданина свободно выезжать за пределы Российской Федерации и беспрепятственно возвращаться (ч. 2 ст. 27 Конституции РФ).25

4. Предоставление  защиты и покровительства гражданам  Российской Федерации, находящимся  за пределами Российской Федерации

В ст. 7 Закона о гражданстве прописано, что гражданам Российской

Федерации, находящимся за рубежом, предоставляются защита и покровительство Российской Федерации.

Органы государственной власти, дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, находящиеся за ее пределами, должностные лица указанных представительств и учреждений, обязаны содействовать тому, чтобы гражданам Российской Федерации была обеспечена возможность пользоваться в полном объеме своими правами, установленными Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, законами и правилами государств проживания или пребывания граждан Российской Федерации, а также возможность защищать их права и охраняемые законом интересы.26

5. Принцип  недопустимости высылки гражданина  Российской Федерации за пределы  Российской Федерации или выдачи иностранному государству

Положение о недопустимости высылки или выдачи российского гражданина закреплено в Конституции РФ (ч. 1 ст. 61) и в Законе о гражданстве РФ (ч. 5 ст. 4).

Принудительная высылка граждан России за ее пределы по воле государства запрещена, поскольку нарушает право на свободный выезд за границу. Вместе с тем в отношении иностранных граждан предусмотрена депортация в тех случаях, когда ими нарушены сроки пребывания или проживания в РФ (ст. 38 Закона «О правовом положении иностранных граждан Российской Федерации»), а также административное выдворение за пределы РФ, если ими совершены преступления.27

В соответствии со сложившейся международной практикой требование о выдаче преступника государство предъявляет в случаях, когда:

а) преступление совершено на его территории;

б) преступник является гражданином этого государства;

в) преступление было направлено против этого государства и причинило ему вред.28

6. Российским  законодательством регулируется  такой принцип, в соответствии  с которым гражданин Российской  Федерации не может быть лишен  своего гражданства или права изменить его

Это положение отражено в Конституции РФ (ч. 3 ст. 6) и Федеральном законе «О гражданстве РФ» 2002 г. (ч. 4 ст. 4).

Демократический принцип недопустимости лишения гражданств нашел правовое закрепление во многих международных актах, в частности, таких как Всеобщая декларация прав человека, Европейская конвенция о гражданстве, Международная конвенция о сокращении лиц без гражданства, соглашение СНГ «О согласованных принципах регулирования гражданства».29

Также Конституция РФ и Закон о гражданстве 2002 г. помимо невозможности лишения гражданства предоставляют человеку такую гарантию как право изменить свое гражданство. Однако лицо вправе изменить свое гражданство при соблюдении ряда условий, такие условия имеют прямое отношение к основаниям отказа в выходе из гражданства Российской Федерации. Выход из гражданства Российской Федерации не допускается, если гражданин:

а) имеет не выполненное перед Российской Федерацией обязательство, установленное федеральным законом;

б) привлечен компетентными органами Российской Федерации в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении его имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда;

в) не имеет иного гражданства и гарантий его приобретения.30

Если же таких оснований в отказе в выходе из гражданства не имеется, то лицу предоставляется возможность изменить свое гражданство.

7. Российским  законом поощряется приобретение  гражданства Российской Федерации  лицами без гражданства, проживающими  на территории Российской Федерации

Данный принцип отражен в Законе о гражданстве РФ (ч. 6 ст. 4). Российский законодатель, закрепляя такую норму, руководствовался соображением о негативном характере состояния безгражданства, требующим юридического разрешения. Лицо без гражданства, а иначе апатрид, не может доказать своей принадлежности к какому-либо государству.

По мнению Л. Оппенгейма, эффективные меры к упразднению состояния безгражданства могли бы оказаться действенными на основе следующих двух принципов: 1) каждое физическое лицо должно быть наделено правами гражданства того государства, в котором оно родилось, за исключением случая, если по достижении совершеннолетия оно заявит о своем желании перейти в гражданство, на которое оно имеет право по происхождению; 2) никто не может быть лишен гражданства в порядке наказания или признан потерявшим его по каким-либо другим причинам, как, например, по причине брака, за исключением случая, когда лишение первоначального гражданства совпало бы с действительным приобретением этим лицом нового гражданства.31

8. Российское  законодательство допускает наличие  у своих граждан двойного гражданства

Конституция РФ устанавливает, что гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Наличие у гражданина Российской гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации (ч.1, 2 ст.62).

Согласно Закону о гражданстве РФ 2002 г. гражданин Российской Федерации, имеющий также иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом. Приобретение гражданином Российской Федерации иного гражданства не влечет за собой прекращение гражданства Российской Федерации (ст.6).

9. Заключение  или расторжение брака никоим  образом не влияет на гражданство

Согласно Закону о гражданстве РФ заключение или расторжение брака между гражданином Российской Федерации и лицом, не имеющим гражданства Российской Федерации, не влечет за собой изменение гражданства указанных лиц; изменение гражданства одним из супругов не влечет за собой изменение гражданства другого супруга.

Расторжение брака не влечет за собой изменение гражданства родившихся в этом браке или усыновленных (удочеренных) супругами детей (ч. 3 ст. 8 Закона о гражданстве 2002 г.). Данное положение имеет принципиально важное значение, поскольку оно направлено на соблюдение и защиту самой беззащитной категории населения – детей.32

В целом, анализ принципов гражданства, сложившихся в российском конституционно-правовом пространстве свидетельствует    о

преемственности демократических и либеральных идей в этой области.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Конституционно-правовые принципы регулирования гражданства в Российской Федерации

2.1. Нормативная регламентация приобретения гражданства РФ

В целях устранения пробелов, имеющихся в Законе о гражданстве от 28 ноября 1991, был принят Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» 11 ноября 2003 г., который вступил в силу 14 декабря 2004 г. Главным образом изменения были сделаны в процедуре приобретения гражданства. В частности, дополнение было внесено в ст.12 Закона, регулирующего приобретение российского гражданства по рождению. В пункт «а» части 1 статьи 13 Закона было введено положение, согласно которому срок проживания на территории Российской Федерации для лиц, прибывших в Российскую Федерацию до 1 июля 2002 года и не имеющих вида на жительство, исчисляется со дня регистрации по месту жительства. Также для лиц, рожденных на территории РСФСР и имевших в прошлом гражданство СССР, была введена система упрощенного получения гражданства.

В связи с доработкой Закона о гражданстве от 31 мая 2002 г. изменения последовали в Положении о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 г., а также в Приказах МВД, осуществляющих практическую реализацию законодательства о гражданстве.

Информация о работе Теоретические и исторические основы регулирования гражданства в Российской Федерации