Теоретические и исторические основы регулирования гражданства в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 11:16, курсовая работа

Краткое описание

Цели и задачи исследования. Целью исследования является изучение и анализ проблем, связанных с конституционно-правовым регулированием приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации. Указанная цель достигается посредством решения следующих задач:
1. Осуществить теоретическое и историческое изучение основ регулирования гражданства в Российской Федерации, раскрыть понятие и содержание российского гражданства, а также ознакомиться с основными конституционными принципами гражданства.
2. Проанализировать конституционно-правовые принципы регулирования гражданства, в частности нормативную регламентацию приобретения и прекращения гражданства, а также изучить механизм конституционно-правового регулирования возникновения двойного гражданства в Российской Федерации.

Вложенные файлы: 1 файл

Конституционно-правовое регулирование гражданства.docx

— 74.56 Кб (Скачать файл)

Итак, согласно статье 11 закона «О гражданстве РФ» от 31 мая 2001 выделяются четыре основания приобретения гражданства Российской Федерации:

- по рождению;

- в результате приема  в гражданство РФ;

- в результате восстановления  в гражданстве РФ;

- по иным основаниям, предусмотренным  Законом или международным 

договором РФ33.

Основным и наиболее распространенным способом приобретения гражданства является приобретение гражданства в силу рождения (филиация). Это объясняется тем, что, согласно нормам международного права, ребенок ни при каких условиях не должен остаться апатридом34. Ребенок, родители которого на момент его рождения состоят в гражданстве Российской Федерации, является ее гражданином независимо от места рождения. Если гражданство родителей различно, то вопрос о гражданстве ребенка определяется письменным соглашением родителей. При отсутствии такого соглашения ребенок приобретает гражданство России, если родился на ее территории. Это действие так называемого «права крови» - приобретение гражданства с учетом гражданства родителей. Действует также принцип «права почвы», который применяется в отношении детей, родители которого неизвестны. Они также приобретают гражданство РФ35. Принцип «права крови» отражен в п.п. «а», «б» и « в» ч.1 статьи 12. Последний пункт «г» утверждает принцип «права почвы», где определяющим является место рождения ребенка.  Принцип «права почвы» имеет нормативное закрепление и в ч.2 статьи 12 Закона: ребенок, который находится на территории Российской Федерации и родители которого неизвестны, становится гражданином Российской Федерации в случае, если родители не объявятся в течение 6 месяцев со дня обнаружения. Здесь, очевидно, прослеживается стремление российского законодателя не допустить случаев безгражданства относительно детей. 

Вторым основанием приобретения гражданства является натурализация – т.е. прием в гражданство. Он связан со свободным выбором лицом гражданства и согласием государства признать данное лицо своим гражданином36. Порядок натурализации может быть иногда упрощен, если заинтересованное лицо удовлетворяет тем или иным требованиям, предусмотренным законом. Ими являются: дееспособность, достижение 18-летнего возраста, определенный срок постоянного проживания в России (в общей сложности пять или три года непрерывно непосредственно перед обращением с ходатайством)37. Порядок оформления заявлений о приеме в российское гражданство разъясняется в Положении о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ, утвержденном Указом Президента РФ 14 ноября 200138.

Следующим основанием приобретения гражданства является восстановление в гражданстве. Данная процедура доступна только лицам, которые ранее имели гражданство РФ, но по определенным причинам утратили его. Среди форм восстановления в гражданстве можно назвать следующие:

- в порядке регистрации;

- признание факта восстановления;

- по ходатайству лица39.

К иным основаниям приобретения гражданства, предусмотренным законом, относятся оптация, а также усыновление ребенка.

Оптация как форма приобретения гражданства связана с территориальными изменениями и возможностью выбора гражданства одного из двух государств, которая вытекает из международно-правовой договоренности двух государств. Оптация может быть формой приобретения гражданства в случае присоединения к РФ какой-либо территории. По прошествии срока, установленного международным договором о присоединении соответствующей части территории иностранного государства к России или о вхождении государства в состав РФ, все граждане этого государства, если они не заявят о желании сохранить прежнее гражданство, автоматически становятся гражданами России40.

При усыновлении или удочерении гражданами России ребенка, имеющего иностранное гражданство, необходимо получить согласие законного представителя и компетентного органа государства, гражданином которого является ребенок, а также, если это требуется, согласие ребенка на усыновление или удочерение41.

Таким образом, государство заинтересовано в предоставлении гражданства лицам, проживающим на его территории. В связи с этим оно не чинит никаких препятствий и предоставляет различные возможности его приобретения. Это очень важно, поскольку позволяет эффективно регулировать в рамках закона взаимоотношения между государством и личностью.

Что касается деятельности государства в совершенствовании  законодательной базы в сфере приобретения гражданства, стоит отметить, что Закон о гражданстве имеет ряд недостатков, затрудняющих его эффективную реализацию в правовом пространстве. На сегодняшний день нормативные документы в сфере гражданства защищают интересы не всех бывших российских соотечественников из ближнего зарубежья. Для достижения этой цели необходимо более тщательное рассмотрение и последующее разрешение проблем, с которыми сталкиваются этнические россияне при подаче документов на оформление российского гражданства.

 

2.2. Нормативное регулирование прекращения гражданства

Согласно ст. 6 Конституции Российской Федерации, каждый

российский гражданин имеет право прекратить свою гражданскую принадлежность к своему государству. В связи с этим утрачивается устойчивая правовая связь, существовавшая между государством и личностью. Прекращение гражданства возможно, как правило, только на основе добровольного волеизъявления (за исключением малолетних детей и недееспособных, которые не обладают свободой воли, а так же в случае решения об отмене гражданства в связи с представлением ложных сведений при его приобретении). Лишение гражданства государственными органами РФ невозможно. Прекращение гражданства РФ осуществляется федеральным актом (указом президента).

Основаниями утраты гражданства, согласно Закону Российской Федерации "О гражданстве" 2002г., могут являться: 

- выход из гражданства Российской Федерации;

- иные основания, предусмотренные  федеральным законом или международным  договором Российской Федерации.

Что касается выхода из гражданства (ст. 19 Закона «О гражданстве»), то он осуществляется двумя путями.

Во-первых, по ходатайству гражданина. Закон предусматривает возможность отклонения такого ходатайства в случае проживания гражданина или его намерения поселится в стране, не связанной с Россией договорными обязательствами о правовой помощи, но имеющего либо имущественные обязательства перед физическими или юридическими лицами РФ, либо не исполненные обязанности перед государством, вытекающие из оснований, определенных законом России.

Во-вторых, в порядке регистрации. Такая форма может иметь место, если у лица, заявившего о намерении выйти из гражданства РФ, хотя бы один из родителей, супруг или ребенок имеет иное гражданство, либо если лицо выехало на постоянное место жительства в другое государство в установленном порядке. При этом должны отсутствовать препятствия, отмеченные выше и связанные с ограничениями выхода из гражданства по ходатайству. Закон определяет и случаи, не допускающие выхода из гражданства России ни по ходатайству, ни в порядке регистрации.42

Законом о гражданстве 2002 года предусматриваются основания отказа в выходе из гражданства Российской Федерации. Выход из гражданства Российской Федерации не допускается, если гражданин Российской Федерации:

а) имеет не выполненное перед Российской Федерацией обязательство, установленное федеральным законом;

б) привлечен компетентными органами Российской Федерации в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении него имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда;

в) не имеет иного гражданства и гарантий его приобретения.43

Решение о прекращении гражданства Российской Федерации подлежит отмене, если будет установлено, что данное решение принималось на основании представленных заявителем подложных документов или заведомо ложных сведений. Факт использования подложных документов или сообщения заведомо ложных сведений устанавливается в судебном порядке.44 При этом отмена решения о приеме в гражданство России не освобождает данное лицо от ответственности. Отмена решения о приеме в гражданство РФ не распространяется на супруга и детей лица, приобретших такое гражданство вместе с ним, в том случае, если не будет доказана их осведомленность о том, что гражданство было приобретено незаконным путем. Установлен срок, в течение которого возможна отмена решения о приеме в гражданство - 5 лет после приема.

Существуют и другие основания прекращения гражданской принадлежности, предусмотренные международными договорами и Законом о гражданстве Российской Федерации. К основаниям, предусмотренным Законом о гражданстве РФ, относится случай, когда оба родителя прекращают гражданство России. В такой ситуации дети в возрасте до 14 лет следуют гражданству родителей, то есть тоже прекращают гражданство России.

Также имеет место институт оптации, который предусматривает выбор иного гражданства при изменении государственной границы Российской Федерации и осуществляется как в случае приобретения, так и при прекращении гражданства. В соответствии со ст.21 Закона о гражданстве при территориальных преобразованиях в результате изменения в соответствии с международным договором Российской Федерации Государственной границы Российской Федерации  граждане Российской Федерации, проживающие на территории, которая подверглась указанным преобразованиям, вправе сохранить или изменить свое гражданство согласно условиям данного международного договора.

Рассмотрев основания приобретения и прекращения гражданства РФ, следует отметить следующее: государство делает доступным приобретение российского гражданства всем желающим в соответствии с законом. Личность имеет право на гражданство и гарантию того, что никто ее этого права лишить не может. По вопросу прекращения гражданства государство создает некоторые препятствия, но в рамках справедливости и заботе о благополучии своих граждан. Государство не может разорвать связь с теми, кто имеет какое-либо обязательство перед российским обществом, а также с теми, кто с утратой гражданства РФ получит статус апатрида, что нежелательно для любого общества.

2.3. Конституционные основы возникновения двойного гражданства

В практике международных отношений имеют место случаи так называемой кумуляции гражданства (бипатризма), когда лицо (чаще всего независимо от своего желания) обладает гражданством двух или более государств. Как правило, проблема правового положения лиц с двойным гражданством рассматривается в курсе международного права, между тем она имеет немаловажное значение и для конституционного (государственного) права. Это значение заключается в том, что она непосредственно связана с определением правового положения таких лиц на территории государства, объема прав и свобод, гарантированных им государством, а также и возлагаемых на бипатридов обязанностей.45

Двойное гражданство - правовое состояние лица, означающее, что данное лицо является гражданином двух или более государств в соответствии с их законами.46

Двойное гражданство возникает в силу многих причин, порой не зависящих от воли обладателя многогражданства. Преобладающим источником двойного гражданства является расхождение в установленных различными государствами условиях и порядке приобретения и утраты прав гражданства - по рождению, по семейному положению (при браке, разводе или усыновлении) и при натурализации по желанию и ходатайству данного лица.47

В российском законодательстве институт двойного гражданства регулируется частью 1 ст. 62 Конституции РФ.48 Данная статья устанавливает, что российский гражданин может одновременно иметь и гражданство иностранного государства. Но допускается это только в одном из следующих случаев:

1) если такую возможность  предусматривает федеральный закон;

2) если это предусмотрено  международным договором Российской  Федерации.

Упоминание в Конституции федерального закона означает, что решение вопроса двойного гражданства в других законодательных актах недопустимо. Согласно ст. 3 Закона о гражданстве российскому гражданину может быть разрешено по его ходатайству иметь одновременно гражданство другого государства, с которым имеется соответствующий международный договор, как видно, к предусмотренному Конституцией обязательному условию - наличию международного договора - Закон о гражданстве других возможностей признания двойного гражданства не добавляет.

Признание в соответствии с Конституцией двойного гражданства российских граждан лишь в указанных, строго ограниченных случаях означает, что общий принцип, по которому за лицом, состоящим в гражданстве Российской Федерации, не признается принадлежность к гражданству другого государства, продолжает действовать.

Гражданин иностранного государства при приобретении гражданства российской Федерации может сохранить гражданство этой страны (обязательного отказа от иностранного гражданства, при получении российского, не требуется). Но в России в соответствии с нашим законодательством он будет рассматриваться только как российский гражданин. Двойное гражданство будет за ним признано в России, лишь если с иностранным государством, гражданином которого он является, имеется соответствующий международный договор.

Информация о работе Теоретические и исторические основы регулирования гражданства в Российской Федерации