Теоретические и исторические основы регулирования гражданства в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 11:16, курсовая работа

Краткое описание

Цели и задачи исследования. Целью исследования является изучение и анализ проблем, связанных с конституционно-правовым регулированием приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации. Указанная цель достигается посредством решения следующих задач:
1. Осуществить теоретическое и историческое изучение основ регулирования гражданства в Российской Федерации, раскрыть понятие и содержание российского гражданства, а также ознакомиться с основными конституционными принципами гражданства.
2. Проанализировать конституционно-правовые принципы регулирования гражданства, в частности нормативную регламентацию приобретения и прекращения гражданства, а также изучить механизм конституционно-правового регулирования возникновения двойного гражданства в Российской Федерации.

Вложенные файлы: 1 файл

Конституционно-правовое регулирование гражданства.docx

— 74.56 Кб (Скачать файл)

 

 

Введение

Институт гражданства является одной из главных форм взаимодействия лица и государства, которая выражается в наличии правовых, государственных связей между ними. Гражданство – один из основных элементов правового статуса лица, определяет принципиальные начала взаимоотношений государства и личности, то общее, главное условие, которое необходимо для распределения на него всего объема прав, свобод и обязанностей, признаваемых за гражданином, а также защита его государством, где бы он ни находился.

Гражданство – неотъемлемый атрибут государственного суверенитета. Обладание гражданством является всеобщим универсальным условием полной правосубъектности лица.

Все отношения, связанные с гражданством, регламентируются Конституцией Российской Федерации и Федеральным Законом “О гражданстве Российской Федерации” от 31 мая 2002 года, принятым 19 апреля 2002 года.

Актуальность темы курсовой работы заключается в необходимости подробного изучения процесса регулирования приобретения и прекращения гражданства, в связи с реформированием нормативной базы и принятием нового Федерального закона от 31.05.2002 N 62- ФЗ “О гражданстве Российской Федерации”, основываясь на анализе норм нового законодательства. Таким образом, данная тема является особо важным и требующим должного внимания, как со стороны правоведов, так и со стороны федеральных законодательных органов власти.

Цели и задачи исследования. Целью исследования является изучение и анализ проблем, связанных с конституционно-правовым регулированием приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации. Указанная цель достигается посредством решения следующих задач:

1. Осуществить теоретическое  и историческое изучение основ регулирования гражданства в Российской Федерации, раскрыть понятие и содержание российского гражданства, а также ознакомиться с основными конституционными принципами гражданства.

2. Проанализировать конституционно-правовые  принципы регулирования гражданства, в частности нормативную регламентацию  приобретения и прекращения гражданства, а также изучить механизм конституционно-правового регулирования    возникновения    двойного гражданства в Российской Федерации.

5. Раскрытие полномочий  органов, ведающих делами о гражданстве  РФ.

Объектом исследования являются правовые отношения в области конституционно-правового регулирования приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации.

Предметом исследования являются проблемы, связанные с конституционно-правовым регулированием приобретения и прекращения

гражданства Российской Федерации.

Теоретической основой исследования послужили научные труды некоторых отечественных и зарубежных ученых в области юриспруденции. Среди них особое место занимают М.В. Баглай, Е.Ю Бархатова, Ю.Р. Боярс, Л.Д. Воеводин, Д.А. Гайдуков, В.М. Гессен, В.Я. Кикотя, Е.И. Козлова, В.В Коряковцев, О.Е. Кутафин, А.И. Лепешкин, Н.А. Михалева, Л. Оппенгейм, С.В. Черниченко, В.М. Чхиквадзе, Ю.Н. Шабайкин, М.А. Шафир, В.С. Шевцов, Б.С. Эбзеев.

В связи с принятием нового законодательства о российском гражданстве было издано небольшое количество монографических трудов. Особого внимания заслуживают работы О.Е. Кутафина в области гражданства РФ, который анализировал гражданство с позиции современной действительности.

Нормативную базу исследования составляют Конституция РФ, Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 года, законные и подзаконные нормативные акты в области конституционного права РФ и в смежных с ним отраслях, определения Конституционного Суда РФ. Также были использованы международные акты о правах человека.

Методологической основой исследования послужили разнообразные общенаучные и специальные методы познания. Общенаучные методы - диалектический, исторический, логический, системный, функциональный. Специальные методы - частнонаучные и частноправовые. Частнонаучные методы познания - статистический, документальный. Частноправовые методы - формально-юридический, сравнительно-правовой.

Практическая значимость курсовой работы. Основные положения исследования могут быть реализованы в учебном процессе по изучению основ конституционного строя Российской Федерации и в дальнейшем концептуальном изучении данной проблематики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические и исторические основы регулирования гражданства в Российской Федерации

    1. Развитие законодательства о гражданстве в Российской Федерации

Важным условием анализа действующего законодательства о гражданстве в Российской Федерации можно считать изучение его содержания в определенных исторических периодах. В связи с этим необходимо проследить тенденцию развития правового регулирования различных сторон отношений гражданства.

Известно, что до 1917г. в России не существовало понятия гражданства— все жители Российской империи считались подданными. При этом законодательство о подданстве имело черты средневековых феодальных начал, не основывалось, в отличие от законодательства демократических государств того времени, на юридическом равенстве подданных. Стоит отметить мнение Гессена, который считал, что «само понятие подданства имеет в рассматриваемую эпоху бытовой, а не юридический характер». Далее он приводит мнение профессора Д.Цветаева, который считал, что православная вера неотделима от русского человека, являвшихся в тот период своего рода синонимами. Под «поданным» подразумевался православный, приобретение подданства означало принять православие.1 Позже в 1917г. Советская власть Декретом ВЦИК и СНК «Об уничтожении сословий и гражданских чинов»2 от 11 (24) ноября 1917г. провозгласила об отмене всех правовых норм, касающиеся правового статуса сословий, их привилегий, преимуществ, всех сословных организаций и учреждений. Данный Декрет упразднял все существовавшие сословия и сословные деления граждан (ст. 1), уничтожал всякие звания, титулы, наименования гражданских чинов (дворянина, купца, мешанина, крестьянина), княжеские, графские и прочие титулы, наименования гражданских чинов (тайные, статские и другие советники) и устанавливал одно общее для всего населения России наименование- «гражданин Российской Республики» (ст. 2). Отменялись все соответствующие статьи доныне действующих законов (ст. 6).

1 апреля 1918г. ВЦИК принял Декрет «О приобретении прав российского гражданства».3 Правом принимать иностранцев, проживающих на территории РСФСР, в российское гражданство обладали Местные Советы.

Образование СССР дало начало развитию единого союзного гражданства. В частности, статья 7 Конституции СССР 1924г. закрепляла, что «для граждан союзных республик устанавливается единое союзное гражданство»4. Данное развитие стало правовой основой процесса централизации: в руках высших органов власти стали концентрироваться властные полномочия по вопросам гражданства. Существовало несколько оснований, на которых лицо лишалось гражданства: невозвращение из-за границы; по приговору суда; на основании законов, принятых до Конституции СССР 1924 года5. 29 октября 1924 г. Постановлением ЦИК было утверждено «Положение о союзном гражданстве», которое, наряду с единым союзным гражданством, закрепляло и гражданство республиканское. Это Положение регулировало вопросы, касающиеся: 1) того, кто признается гражданином СССР; 2) утраты гражданства; 3) восстановления гражданства; 4) принятия иностранцев в гражданство СССР; 5) гражданства детей при изменении гражданства родителей; 6) гражданства при вступлении советских граждан в брак с иностранцами6.

13 июня 1930 г. ЦИК и СНК  СССР утвердили новое Положение  о гражданстве Союза ССР. В  стране был введен упрощенный  порядок приема в гражданство  и выхода из него в отношении: а) иностранцев — рабочих и крестьян, проживающих в пределах СССР для трудовых занятий, а также иностранцев, пользующихся правом политического убежища вследствие преследования их за революционно-освободительную деятельность; б) лиц, меняющих гражданство в связи с вступлением в брак. Вопросы, связанные с гражданством, находились в полномочиях краевого (областного) исполнительного комитета, ЦИК АССР или исполнительного комитета автономной области, при условии, что заявитель проживал на территории СССР.

Принцип единого союзного гражданства был также закреплен и в Конституции СССР 1936г, в соответствии с которой Верховным Советом 19 августа 1938 г. был принят Закон о гражданстве Союза ССР. Он установил, что гражданами СССР являются:

а) все лица, состоявшие к 7 ноября 1917 г, в подданстве бывшей Российской империи и не утратившие советского гражданства;

б) лица, которые приобрели советское гражданство в установленном законом порядке7.

Лица, не отвечающие данным условиям и проживающие в СССР, признавались апатридами. Считалось, что такое изменение оснований для признания гражданства СССР было направлено на повышение политического и правового значения статуса гражданина СССР. Вопросы о выходе из гражданства и о его лишении находились в исключительной компетенции Президиума Верховного Совета СССР.

Конституция СССР 1977 года впервые установила, что основания и порядок приобретения и утраты гражданства определяются Законом о гражданстве СССР. Также появился новый принцип Конституции: граждане СССР за границей пользуются защитой и покровительством советского государства.

1 декабря 1978 года на основании  ст.33 Конституции СССР был принят  новый закон о гражданстве  СССР, вступивший в силу 1 июля 1979 года. Данный закон представлял собой важный законодательный акт, утвердивший множество новых положений, соответствовавших развитию государства и общества. Закон восполнил пробелы регулирования отношений приобретения, утраты, восстановления в гражданстве, привел в систему регламентацию наиболее значительных отношений, связанных с гражданством, включил в область правового применения нормы, содержавшиеся в других правовых документах.

Данный законодательный акт учел сложившуюся практику и общепринятые нормы международного права и вместе с тем восполнил пробелы, имевшиеся в этой отрасли законодательства.8

Новый этап развития государства, охарактеризованный как перестройка, учреждение поста Президента СССР вызвали необходимость изменения союзного законодательства о гражданстве. 23 мая 1990 года был принят новый Закон о гражданстве СССР, знаменовавший некоторые шаги вперед по пути демократизации правового регулирования отношений гражданства. В нем появились статьи об органах, принимающих решения по вопросам гражданства, о производстве по рассмотрению заявлений и представлений по этим вопросам. Полномочия принятия решений по вопросам гражданства, принадлежавшие ранее Президиуму Верховного Совета СССР, перешли к Президенту СССР.9

В целом, анализируя советское законодательство о гражданстве, следует подчеркнуть его последовательное развитие, начиная с первых декретов советской власти. Образование СССР заложило основополагающий принцип - принцип союзного гражданства, определивший взаимоотношения союзных республик с Союзом ССР. Гражданин союзной республики признавался гражданином СССР. В последующих законодательных актах этот принцип будет иметь определяющее значение при государственном строительстве.10

Для прежнего законодательства о гражданстве были характерны следующие черты:

  1. сосредоточение полномочий по законодательной регламентации отношений гражданства у союзных органов;
  2. отсутствие юридического оформления республиканского гражданства. Все граждане имели единый паспорт гражданина СССР;
  3. постепенное сужение полномочий союзных республик по решению конкретных вопросов гражданства. По Закону о гражданстве 1938 года  республики утратили эти права, и решение указанных вопросов было отнесено к исключительным полномочиям Союза ССР.11

 

    1. Понятие и содержание российского гражданства

Гражданство является одним из главных составляющих правового статуса лица, определяющее его взаимоотношения с государством. На протяжении многих лет раскрытие понятия и сущности гражданства, изучение его правового содержания, детализация его композиционных особенностей имели особую значимость. Понятийный аппарат гражданства изобилует разнообразными научными взглядами. Точки зрения многих видных советских и российских исследователей в области государственного права являются противоречивыми и не сводятся к созданию единой концепции понимания гражданства. За последние годы институт гражданства претерпел существенные изменения. Прежде всего, это связано с принятием и реализацией в правовое пространство основных идей и принципов Конституции 12 декабря 1993 г, которая оказала на данное правовое явление ощутимое действие.

Демократические преобразования в России, либерализация правовых отношений заложили фундамент для развития понимания гражданства с позиции соблюдения прав человека, его основных свобод. В связи с этим предполагалось ослабление государственных начал, утверждение норматива поведения на принципе паритета.

Таким образом, понятие гражданство разными правоведами определяется по-разному. Приведем примеры определения понятия гражданства некоторыми выдающимися советскими и российскими учеными: Д. Гайдуков в своей работе по советскому гражданству определял его как «принадлежность людей к социалистическому государству рабочих и крестьян, которое дает гарантированное Конституцией право на активное участие во всей хозяйственной, государственной, культурной и общественно-политической жизни страны и возлагает политические обязанности».12 Т.Б. Анисимова подразумевает под гражданством принадлежность лица к определенному государству. Государство налагает на своих граждан определенные обязанности, предоставляет им права и осуществляет защиту этих прав.13 А.И. Лепешкин дает такое определение: «Под гражданством в науке государственного права понимают принадлежность физического лица к определенному государству, в силу которой на данное лицо распространяется суверенная государственная власть как в пределах данного государства, так и вне его границ».14 А.М. Чхиквадзе является сторонником данного подхода в теоретическом обосновании понятия гражданства. В силу этого факта, по его мнению, на граждан распространяется вся полнота государственной власти, они пользуются ее защитой, как на территории своего государства, так и за его пределами.15

В соответствии со статьей 3 Федерального закона РФ «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 года, под гражданством понимается устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей16. Состояние гражданства создает права и обязанности для лица не только на территории своего государства, но и за рубежом, т.е. это предпосылка полного распространения на данное лицо всех прав и свобод, признаваемых законом, защиты лица государством как внутри страны, так и за ее пределами. Стоит также добавить, что, так как гражданство - это правовое, а не фактическое состояние, гражданин сохраняет связи с государством и тогда когда он находится за пределами страны  или же проживает за рубежом. Что касается иностранных граждан на территории Российской Федерации, то они могут постоянно проживать в России, будучи не связанными с ней отношениями гражданства. Иностранные граждане и лица без гражданства могут стать гражданами РФ, если они соответствуют определенным требованиям. Эти требования в разных государствах варьируются.

Информация о работе Теоретические и исторические основы регулирования гражданства в Российской Федерации