Сущность государственного управления в Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 16:50, курсовая работа

Краткое описание

Государственное управление и управленческие функции государственных органов в
совокупности и взаимодействии друг с другом образуют сложную, многоуровневую
функциональную структуру государственного управления. Эта структура
обеспечивает как управленческую взаимосвязь государства- субъекта управления
и общественной системы, так и внутреннюю согласованность и динамичность его
как управляющей системы. «Каркасом», несущей конструкцией функциональной
структуры государственного управления выступают функции государственного
управления, вокруг которых и для которых формируются управленческие функции
государственных органов. В итоге каждая функция государственного управления
осуществляется посредством определенного комплекса управленческих функций
государственных органов, расчлененных в вертикальном и горизонтальном
отношениях.

Содержание

Введение
4.
1. Сущность и понятие системы государственного управления.
5.
1.1. Формирование «дерева целей» государственного управления.
5.
1.2. Понятие и виды функций государственного управления.
7.
1.3. Юридическое и иное ресурсное обеспечение целей государственного
управления. 9.
2.Организационная структура государственного управления.
11.
2.1. Черты организационной структуры государственного управления.
11.
2.2. Построение организационной структуры государственного управления.
12.
2.3. Орган, звено, подсистема субъекта государственного управления.
14.
2.4. Организация государственного управления.
16.
3. Принципы организации отраслевой структуры управления
(Министерство экономики Республики Беларусь)
19.
3.1. Структура задачи функции Министерства экономики Республики Беларусь.
19.
3.2. Организация управления в Министерстве экономики Республики Беларусь
25.
Заключение.
26.
Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по ТО.docx

— 102.47 Кб (Скачать файл)

Субъектом государственного управления, как уже отмечалось, выступает

государство в целом. Однако это  не означает, что все его органы, предприятия,

организации и учреждения непременно участвуют в управлении. Многогранность

функций государства, разнообразие его  связей с обществом определяют

разнонаправленность и разнохарактерность деятельности различных

государственных органов, их подразделений  и служащих, разную меру и разные

способы их участия в формировании и реализации государственно-управляющих

воздействий.

Организационная структура государственного управления — это особое

государственно-правовое явление, обусловленное  общественно-политической

природой, социально-функциональной ролью, целями и содержанием

государственного управления в  обществе. Она заключает в себе определенный

состав, организацию и устойчивую взаимосвязь человеческих ресурсов,

технических и других средств, выделяемых и затрачиваемых обществом на

формирование и реализацию государственно-управляющих воздействий и

поддержание жизнеспособности самого субъекта управления. В ней

концентрируются многие социальные и  организационные качества государства.

В качестве системообразующего элемента организационной структуры

государственного управления выступает, государст-венный орган  связанный с

формированием и реализацией государственно-управляющих воздействий, причем

как в целом, в единстве их составных  проявлений, так и по отдельным

проявлениям: целеполагание, организация и регулирование.

В научных работах можно обнаружить различные характеристики государственного

органа: функциональные, раскрывающие его в качестве структуры, выполняющей

определенные функции государства; социологические, рассматривающие  его как

коллектив людей, выделенный обществом  в порядке общественного разделения

труда для выполнения возложенных  на него государственных задач в

соответствующей сфере государственной  деятельности; юридические, указывающие

на наделение определенной структуры (коллектива людей) необходимой

компетенцией (совокупностью функций  и полномочий) либо государственно-

властными полномочиями; организационные, делающие акцент на принадлежности

данной (выделенной, самостоятельной) структуры к государственному аппарату,

на ее внутреннее построение —  организацию элементов и их взаимосвязей.

Основу — "несущий стержень" организационной структуры государственного

управления — составляют органы исполнительной власти. В совокупности они

представляют собой наиболее объемную и сложную часть государственного

аппарата, сосредоточившую в себе практически всю управленческую информацию и

важнейшие средства государственного принуждения. Такое их положение

объективно обусловлено тем, что  они призваны оказывать непосредственные

управляющие воздействия на общественные процессы, сознание, поведение и

деятельность людей. Можно иметь  высокие и благородные замыслы, научно

обоснованные программы, качественные и полные по объему законы, но если все

это не будет претворяться ежедневно  и по всем аспектам в жизнь, не будет

переходить в организованную продуктивную деятельность людей, то оно останется

благим пожеланием на бумаге или  словах.

Поэтому исполнительная власть должна иметь разветвленную и "пронизывающую"

вертикаль, обеспечивающую прохождение, дифференциацию и конкретизацию

управленческой информации, особенно директивной, обязательной, начиная  с

принятой на самой верхней точке  власти, по всей иерархии исполнительных

органов государственной власти и  местного самоуправления, доведение  ее до

исполнителя и подчинение его поведения  соответствующим требованиям.

В демократическом, правовом государстве  отсутствуют отношения

организационного соподчинения между  представительными органами: все

ограничено правовыми отношениями, при которых нижестоящий орган  обязан

соблюдать законный правовой акт вышестоящего. Разделены законодательная и

исполнительная власть, каждая из которых имеет свои механизмы формирования и

деятельности. Исходя из этого делается вывод о том, что представительные

органы государственной власти и местного самоуправления якобы  совсем не

участвуют в государственном управлении и даже не влияют на органы

исполнительной власти. С такой  интерпретацией названных организационных

связей трудно согласиться. Во-первых, их взаимозависимость проявляется  через

механизмы сдержек и противовесов, что особенно ощутимо при решении  кадровых

вопросов и принятии законов. Во-вторых, представительные органы весьма влияют

на исполнительные органы посредством  бюджета, а также финансового,

кредитного, налогового и иного  регулирования; здесь они во многом

целенаправляют исполнительные органы. В-третьих, представительные органы

путем принятия законов или иных нормативных правовых актов формируют  правовые

основы общественной жизни и  создают нормативную базу для  деятельности органов

исполнительной власти.

Следовательно, если понимать под  организационной структурой государственного

управления не только совокупность органов исполнительной власти, традиционно

занимающихся исключительно управлением, но и систему организационных  связей,

влияющих на управление, то нельзя не признать, что эта структура подключает к

управлению различные проявления, стороны, зависимости практически  всех

органов государственной власти и  местного самоуправления, которые в  той или

иной степени соучаствуют в  формировании и реализации государственно-

управляющих действии.

2.2 Построение организационной  структуры государственного управления

Среди внешних условий и факторов, находящихся как бы вне государственного

управления, особое значение принадлежит  комплексу объективных условий, в

пределах и на основе которых функционирует данное государство. Как показывает

опыт, попытки, не замечая этих условий, "внедрять" взятую откуда-нибудь

модель организационной структуры  государственного управления, даже вроде  бы

удачную (в соответствующих условиях), мало что дают. Любое копирование без

адаптации к собственным объективным  условиям не обеспечивает должной

эффективности организационной структуры  государственного управления

Сильное, во многом определяющее влияние  на организационную структуру

государственного управления оказывают  состояние и размещение управляемых

объектов. Субъект управления (государственный  аппарат) не должен

воспроизводить в себе все элементы и взаимосвязи общественной системы.

Достаточно выделения актуальных управляемых объектов и обеспечения

воздействия на их управляющие параметры. Но если это сделано и государство

берет на себя функции управления теми или иными общественными  процессами, то

оно в организационной структуре  своего управления обязано предусматривать

необходимые взаимосвязи с данными  процессами и прохождение по ним  требуемой

силы управляющих воздействий. Традиционно по объектному основанию  в

организационной структуре государственного управления различают "блоки"

органов управления: а) экономическими процессами; б) социально-культурными

процессами; в) административно-политическими  процессами. В этом аспекте все

зависит от структуры управленческих потребностей управляемых объектов.

По отношению к организационной  структуре государственного управления в

качестве объективных выступают общественные функции государства, проводимая

им государственная политика и  возникающие на их основе цели и  функции

государственного управления. Разумеется, что в организационной структуре

государственного управления должно быть сосредоточено столько

организационного потенциала, сколько  достаточно для рационального, полного и

эффективного осуществления каждой из общественных функций государства  —

политической, социальной, экономической  и международной. В серьезном

организационном обеспечении нуждается также каждое из основных направлений

государственной политики. И конечно, цели и функции государственного

управления должны опираться на определенные организационные возможности.

Многое определяется также внутренними  условиями и факторами, содержащимися  в

самом государственном управлении. Это человеческий потенциал, особенно

находящийся в государственном  аппарате, замещающий политические и

административные государственные  должности. Слабая подготовка и малая

компетентность управленческих кадров обычно ведут из-за необходимости

компенсации данных явлений к разбуханию и усложнению организационной

структуры государственного управления.

Информационное обеспечение государственного управления, связанное, с одной

стороны, с адекватным отражением управленческих потребностей и интересов

управляемых объектов, а с другой — с концентрацией и направлением

управленческих ресурсов субъектов  управления на практическую реализацию целей

и функций государственного управления. Информация призвана соединять в

управлении объективное и субъективное, нести достоверные данные об

объективизации и объективации любого управленческого процесса. Когда  такой

информации нет или ее недостаточно, то государственное управление

функционирует либо вхолостую, либо с  большими помехами.

Демократизм государственного управления, позволяющий обществу свободно и

постоянно выдвигать перед государством (его аппаратом) свои проблемы и

запросы, вводить в управление свой интеллектуальный потенциал, а

государственным органам непосредственно  ощущать общественную пользу своих

управляющих воздействий. Наконец, это  стиль государственного управления, в

котором воплощается способность управленческих кадров осваивать современные

научные методы и технические средства управления и использовать их в целях

более рационального и эффективного управления общественными процессами.

Для выбора модели построения организационной  структуры государственного

управления и отвечающих ей организационных  оснований важное значение имеет

понимание организации как свойства определенного общественного явления  и

одновременно как источника ("генератора") возможностей этого же самого

общественного явления. Организация  — это комплекс взаимосвязанных  элементов,

к которым относят: "во-первых, цель, задачу (или задачи); во-вторых,

разработку системы мероприятий  для реализации цели и разделения задачи на

отдельные виды работ, которые могут  быть поручены определенным членам внутри

организации; в-третьих, интеграцию отдельных  работ в соответствующих

подразделениях, которые могли бы их координировать различными средствами,

включая сюда и формальную иерархическую  структуру; в-четвертых, мотивацию,

взаимодействие, поведение, взгляды  членов организации, которые отчасти

определяются мероприятиями, направленными  на реализацию ее целей, а отчасти

же носят личный, случайный характер; в-пятых, такие процессы, как принятие

решений, коммуникации, информационные потоки, контроль, поощрение и

наказание, имеющие решающее значение для обеспечения выполнения функций

организации; в-шестых, единую организационную  систему, которая понимается не

как особый дополнительный признак, а  как внутренняя согласованность, которая

должна быть достигнута между всеми  вышеуказанными элементами организации.

Когда делается выбор модели построения и идет процесс построения или

модернизации организационной  структуры государственного управления, то при

этом учитывается много условий  и факторов, а также элементов, включаемых в

организацию, и вместе с тем преследуется много сугубо управленческих целей.

От избранной и созданной  модели организационной структуры  зависит

впоследствии рациональность и  эффективность государственного управления.

В организационных структурах, в  том числе и государственного управления,

используется несколько организационных  оснований, формирующих соответствующие

типы структур.

Линейное  основание создает  структуру, при которой преобладает  вертикальная,

однонаправленная подчиненность  государственных органов, образующая в

завершенном виде строгую иерархическую пирамиду. Здесь обычно строго

соблюдается единоначалие, когда одно лицо на каждом уровне вертикали

сосредоточивает в своих руках  ведение управленческих процессов  в возглавляемом

им государственном органе, и единство распорядительства, когда

исполнительные команды передаются строго от одного лица к другому. Линейный тип

структуры жестко формализован и придает ей устойчивость, надежность,

последовательность. Он благоприятен для исполнения, четкого проведения в жизнь

властных требований. Но в нем  слабо выражены обратные связи, ограниченно

представлено многообразие жизни, что снижает его универсальность  и

эффективность.

Функциональное основание ведет  к формированию государственных  органов,

Информация о работе Сущность государственного управления в Республики Беларусь