Местное управление в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Июля 2014 в 17:52, реферат

Краткое описание

Местное управление в Республике Беларусь ― форма организации и деятельности местных исполнительных и распорядительных органов для решения вопросов местного значения исходя из общегосударственных интересов и интересов граждан.
Исполком является исполнительным и распорядительным органом на территории области, города, района, поселка, сельсовета, а местная администрация ― на территории района в городе.

Вложенные файлы: 1 файл

12 мая Местное управление в Республике Беларусь.docx

— 23.86 Кб (Скачать файл)

Местное управление в Республике Беларусь ― форма организации и деятельности местных исполнительных и распорядительных органов для решения вопросов местного значения исходя из общегосударственных интересов и интересов граждан.

Исполком является исполнительным и распорядительным органом на территории области, города, района, поселка, сельсовета, а местная администрация ― на территории района в городе.

В состав исполнительного комитета входят: председатель исполкома, заместители председателя исполкома, управляющий делами (в сельских, поселковых исполкомах ― секретарь), члены исполнительного комитета.

В состав местной администрации входят глава местной администрации, его заместители, управляющий делами и другие члены местной администрации.

Председатели облисполкомов назначаются Президентом Республики Беларусь и утверждаются областными Советами депутатов.

Заместители председателя, управляющий делами и члены областного и Минского городского исполкомов назначаются на должность и освобождаются от должности председателем исполкома.

Председатель райисполкома назначается председателем облисполкома и утверждается районным Советом депутатов.

Акты органов местного управления: решения, распоряжения, приказы.

Исполкомы в пределах своей компетенции в порядке, установленном законодательством:

  • представляют интересы соответствующей административно-территориальной единицы во взаимоотношениях с другими государственными органами, иными организациями и гражданами;
  • разрабатывают и вносят для утверждения в Советы проекты программ социально-экономического развития соответствующей административно-территориальной единицы, обеспечивают выполнение этих программ;
  • разрабатывают и вносят для утверждения в Советы проекты прогнозов социально-экономического развития соответствующей административно-территориальной единицы, обеспечивают выполнение этих программ;
  • разрабатывают и вносят для утверждения в Советы проекты региональных программ, концепций (исполкомы первичного уровня ― проекты планов мероприятий) по вопросам жилищного строительства, благоустройства соответствующей территории, дорожного строительства, коммунально-бытового и социального обслуживания граждан, социальной поддержки детей, молодежи, ветеранов, инвалидов и пожилых людей, поддержки малого предпринимательства, здравоохранения, образования, физической культуры и спорта, охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, улучшения условий и охраны труда, обеспечения радиационной безопасности, охраны историко-культурного наследия и по другим вопросам местного значения, обеспечивают их выполнение;
  • осуществляют составление проекта местного бюджета и готовят отчет о его исполнении;
  • обеспечивают исполнение местного бюджета, поступление предусмотренных доходов и расходование бюджетных средств в соответствии с их целевым назначением;
  • предоставляют по поручению Советов в соответствии с Налоговым кодексом Республики Беларусь и (или) актами Президента Республики Беларусь льготы по республиканским налогам, сборам (пошлинам), полностью уплачиваемым в местные бюджеты;
  • распоряжаются коммунальной собственностью в порядке, установленном Советами, а также осуществляют контроль за ее использованием на соответствующей территории;
  • распоряжаются природными ресурсами в случаях и порядке, предусмотренных законодательством об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов;
  • принимают решения о создании, реорганизации и ликвидации организаций, имущество которых находится в коммунальной собственности;
  • утверждают режим работы организаций, имущество которых находится в коммунальной собственности, согласовывают режим работы других организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на соответствующей территории, если иное не предусмотрено законодательными актами;
  • вносят на рассмотрение соответствующих Советов и их органов предложения по всем вопросам местного значения и участвуют в рассмотрении этих предложений;
  • организуют обсуждение на соответствующей территории важных вопросов местного и республиканского значения;
  • информируют граждан и организации о состоянии дел на соответствующей территории по вопросам местного значения;
  • обеспечивают государственные минимальные социальные стандарты в области социальной поддержки и социального обслуживания, оплаты труда, пенсионного обеспечения и в других областях;
  • организуют на соответствующей территории газоснабжение, электроснабжение, теплоснабжение, водоснабжение граждан, водоотведение, обеспечивают потребность населения в питьевой воде, снабжение граждан топливом;
  • формируют товарные ресурсы для административно-территориальных единиц в целях обеспечения бесперебойной торговли;
  • принимают меры, направленные на развитие промышленного и сельскохозяйственного производства, сферы услуг, малого и среднего предпринимательства, личных подсобных хозяйств;
  • принимают решения о предоставлении земельных участков в пользование, аренду, пожизненное наследуемое владение, передаче их в собственность, а также об изъятии земельных участков (кроме городских исполкомов (городов районного подчинения));
  • организуют работу по благоустройству, обеспечению надлежащего санитарного состояния, озеленению территорий населенных пунктов;
  • принимают меры по обеспечению охраны окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов;
  • обеспечивают разработку градостроительных проектов;
  • содействуют свободному развитию культур национальных общностей, проживающих на соответствующей территории, осуществляют охрану и содействие в реализации прав граждан различных национальностей в сферах образования, информационного обеспечения и других сферах;
  • решают вопросы демографической безопасности, улучшения социально-экономических условий жизнедеятельности семьи;
  • решают вопросы размещения объектов строительства на соответствующей территории;
  • обеспечивают развитие жилищного фонда и жилищного хозяйства, создают условия для обеспечения граждан жилыми помещениями, в том числе организуют строительство жилых помещений социального пользования, предоставляют такие помещения;
  • создают условия для обеспечения граждан услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания;
  • создают условия для предоставления транспортных услуг населению и организуют транспортное обслуживание граждан на соответствующей территории;
  • создают условия для реализации гражданами права на образование;
  • обеспечивают распространение культурных ценностей, проводят культурные мероприятия и осуществляют стимулирование культурной деятельности граждан, проводят мероприятия по охране историко-культурного наследия;
  • проводят физкультурно-оздоровительную и спортивно-массовую работу с гражданами, содержат физкультурно-спортивные сооружения, находящиеся в коммунальной собственности, и осуществляют их ремонт, поддерживают достаточный уровень обеспеченности населенных пунктов физкультурно-спортивными сооружениями;
  • обеспечивают санаторно-курортное лечение и оздоровление граждан;
  • способствуют развитию профсоюзных, молодежных, детских, женских, ветеранских и иных общественных объединений;
  • проводят мероприятия в области государственной молодежной политики;
  • организуют строительство, реконструкцию, ремонт и содержание местных автомобильных дорог, управляют дорожной деятельностью, связанной с автомобильными дорогами необщего пользования;
  • осуществляют контроль в областях жилищного строительства, благоустройства соответствующей территории, дорожного строительства, коммунально-бытового и социального обслуживания граждан, социальной поддержки детей, молодежи, ветеранов, инвалидов и пожилых людей, поддержки малого предпринимательства, здравоохранения, образования, физической культуры и спорта, охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, охраны труда, обеспечения радиационной безопасности, охраны историко-культурного наследия и в других областях, затрагивающих вопросы местного значения;
  • принимают меры по защите прав потребителей, в том числе жилищно-коммунальных услуг;
  • совместно с правоохранительными органами осуществляют деятельность по охране общественного порядка;
  • осуществляют деятельность по профилактике правонарушений;
  • участвуют в борьбе с коррупцией, противодействии экстремизму, в том числе терроризму;
  • участвуют в предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций, выполнении мероприятий по гражданской обороне, обеспечении пожарной, промышленной, ядерной и радиационной безопасности, ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;
  • обеспечивают осуществление на соответствующей территории контроля за соблюдением законодательства, осуществляют разъяснение вопросов применения законодательства, относящихся к компетенции органов местного управления и самоуправления;
  • проводят мероприятия, связанные с государственными праздниками, праздничными днями и памятными датами;
  • выступают учредителями (участниками) организаций, имущество которых находится в частной собственности;
  • выступают учредителями местных средств массовой информации;
  • решают вопросы, связанные с охраной труда;
  • участвуют в международном сотрудничестве.

Система органов местного управления состоит из трех территориальных уровней: областного, базового и первичного и включает областные, городские, районные, поселковые и сельские исполнительные комитеты и местные администрации районов в городах.

К областному территориальному уровню относятся областные, Минский городской исполкомы. Исполкомы областного уровня являются вышестоящими по отношению к исполнительным и распорядительным органам базового и первичного территориальных уровней.

Исполкомы областного уровня:

  • регулируют порядок осуществления административных процедур на соответствующей территории;
  • содействуют занятости граждан;
  • осуществляют контроль за работой организаций здравоохранения на соответствующей территории и качеством оказания медицинской помощи гражданам, решают вопросы обеспечения лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и медицинской техникой, осуществления государственного санитарного надзора;
  • вносят совместно с Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь в Совет Министров Республики Беларусь предложения для представления Президенту Республики Беларусь на утверждение генеральных планов областных центров и города Минска;
  • представляют совместно с Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь на утверждение в Совет Министров Республики Беларусь генеральные планы городов областного подчинения (кроме областных центров) (только областные исполкомы);
  • обеспечивают выделение льготных кредитов, субсидий гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий;
  • осуществляют государственную регистрацию и ликвидацию (прекращение деятельности) субъектов хозяйствования;
  • выдают специальные разрешения (лицензии) на осуществление отдельных видов деятельности;
  • обеспечивают проведение экспертизы бизнес-планов инвестиционных проектов, реализуемых на территории соответствующей административно-территориальной единицы;
  • устанавливают цены (тарифы), надбавки (скидки) на товары (работы, услуги);
  • совместно с Министерством юстиции Республики Беларусь осуществляют методическое руководство деятельностью отделов записи актов гражданского состояния районных, городских исполкомов и местных администраций, Домов (Дворцов) гражданских обрядов городских исполкомов, поселковых и сельских исполкомов по регистрации актов гражданского состояния, а также контроль за регистрацией актов гражданского состояния;
  • вносят предложения об отстранении от работы руководителей расположенных на соответствующей территории государственных организаций, имущество которых не находится в коммунальной собственности этой административно-территориальной единицы, их нанимателям в случае невыполнения ими решений Совета, исполкома областного уровня, принятых в пределах их компетенции, или других актов законодательства, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь;
  • вносят предложения об освобождении от должностей руководителей расположенных на соответствующей территории организаций, имущество которых не находится в коммунальной собственности этой административно-территориальной единицы, в государственные органы, в подчинении (ведении) которых они находятся, или органы управления этих организаций в случае невыполнения ими решений Совета, исполкома областного уровня, принятых в пределах их компетенции, или других актов законодательства;
  • вносят в компетентные государственные органы предложения о привлечении к ответственности расположенных на соответствующей территории организаций, их должностных лиц и иных граждан, о возмещении вреда, причиненного их решениями, действиями (бездействием) интересам граждан, местному хозяйству, окружающей среде, в случае невыполнения ими решений Совета, исполкома областного уровня, принятых в пределах их компетенции, или других актов законодательства;
  • обеспечивают принятие ежегодных региональных программ кадрового обеспечения исполкомов первичного и базового уровней на основании предложений исполкомов первичного уровня по количеству, составу и направлениям повышения квалификации их работников (только областные исполкомы);
  • отменяют решения нижестоящих исполнительных и распорядительных органов, распоряжения их руководителей, если они не соответствуют решениям Совета, исполкома областного уровня или другим актам законодательства.

К базовому территориальному уровню относятся городские (городов областного подчинения), районные исполкомы. Исполкомы базового уровня являются вышестоящими по отношению к исполнительным и распорядительным органам первичного территориального уровня.

Исполкомы базового и первичного уровней, местные администрации подотчетны и подконтрольны Президенту Республики Беларусь и вышестоящим исполкомам.

Минский городской исполком обладает также правами исполкома базового уровня.

Исполкомы базового уровня в пределах своей компетенции в порядке, установленном законодательством:

  • содействуют занятости граждан, организуют оплачиваемые общественные работы, назначают и выплачивают пособия по безработице, решают иные вопросы в сфере занятости;
  • обеспечивают предоставление льготных кредитов, субсидий гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий;
  • организуют библиотечное обслуживание граждан, комплектование и обеспечение сохранности библиотечных фондов;
  • обеспечивают благоустройство и поддержание надлежащего санитарного состояния на соответствующей территории, в том числе в агрогородках, привлекают граждан и организации к осуществлению таких работ;
  • организуют освещение улиц и установку указателей с названиями улиц и номерами домов;
  • организуют работы по удалению коммунальных отходов;
  • совершают действия, связанные с регистрацией актов гражданского состояния;
  • обеспечивают безопасность дорожного движения;
  • осуществляют государственную регистрацию и ликвидацию (прекращение деятельности) субъектов хозяйствования (только Брестский, Витебский, Гомельский, Гродненский, Могилевский городские исполкомы);
  • выдают специальные разрешения (лицензии) на осуществление отдельных видов деятельности;
  • вносят предложения об отстранении от работы руководителей расположенных на соответствующей территории государственных организаций, имущество которых не находится в коммунальной собственности этой административно-территориальной единицы, их нанимателям в случае невыполнения ими решений Совета, исполкома базового уровня либо Совета, исполкома областного уровня, принятых в пределах их компетенции, или других актов законодательства, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь;
  • вносят предложения об освобождении от должностей руководителей расположенных на соответствующей территории организаций, имущество которых не находится в коммунальной собственности этой административно-территориальной единицы, в государственные органы, в подчинении (ведении) которых они находятся, или органы управления этих организаций в случае невыполнения ими решений Совета, исполкома базового уровня либо Совета, исполкома областного уровня, принятых в пределах их компетенции, или других актов законодательства;
  • вносят в компетентные государственные органы предложения о привлечении к ответственности расположенных на соответствующей территории организаций, их должностных лиц и иных граждан, о возмещении вреда, причиненного их решениями, действиями (бездействием) интересам граждан, местному хозяйству, окружающей среде, в случае невыполнения ими решений Совета, исполкома базового уровня либо Совета, исполкома областного уровня, принятых в пределах их компетенции, или других актов законодательства;
  • отменяют решения нижестоящих исполнительных и распорядительных органов, распоряжения их руководителей, если они не соответствуют решениям Совета, исполкома базового уровня либо Совета, исполкома областного уровня, принятым в пределах их компетенции, или другим актам законодательства.

К первичному территориальному уровню относятся городские (городов районного подчинения), поселковые, сельские исполкомы, местные администрации.

Исполкомы первичного уровня в пределах своей компетенции в порядке, установленном законодательством:

  • вносят в Совет и соответствующий исполком базового уровня предложения по социальной защите граждан;
  • организуют работу органов территориального общественного самоуправления, созывают местные собрания, оказывают содействие в выполнении их решений, выдвигают кандидатов в члены коллегиальных органов территориального общественного самоуправления, поощряют органы территориального общественного самоуправления за активное участие в решении вопросов местного значения;
  • обеспечивают благоустройство и поддержание надлежащего санитарного состояния на соответствующей территории, в том числе в агрогородках, привлекают граждан и организации к осуществлению таких работ;
  • организуют освещение улиц и установку указателей с названиями улиц и номерами домов;
  • организуют работы по удалению коммунальных отходов;
  • совершают действия, связанные с регистрацией актов гражданского состояния;
  • совершают нотариальные действия (в населенных пунктах, в которых нет государственных нотариальных контор и нотариальных бюро);
  • осуществляют регистрацию граждан по месту жительства и месту пребывания;
  • осуществляют персонально-первичный воинский учет призывников и военнообязанных в сельской местности, а также в городах и поселках, где нет военных комиссариатов;
  • принимают меры, направленные на развитие и стимулирование деятельности личных подсобных хозяйств граждан;
  • ведут похозяйственные книги, учет личных подсобных хозяйств граждан;
  • ведут административный процесс (только поселковые, сельские исполкомы);
  • создают коммунальные унитарные предприятия (с консультационными пунктами и пунктами проката сельскохозяйственной техники, гужевых и других средств) по оказанию гражданам, осуществляющим ведение личного подсобного хозяйства, услуг по возделыванию сельскохозяйственных культур и уборке урожая, заготовке кормов, реализации выращенной продукции, заготовке топлива, обработке земельных участков и других услуг;
  • рассматривают вопросы о необходимости освобождения от должностей руководителей расположенных на соответствующей территории организаций, имущество которых не находится в коммунальной собственности этой административно-территориальной единицы, в случае невыполнения ими решений Совета, исполкома первичного уровня, либо Совета, исполкома базового уровня, либо Совета, исполкома областного уровня, принятых в пределах их компетенции, или других актов законодательства и вносят соответствующие предложения в исполком базового уровня;
  • рассматривают вопросы о необходимости привлечения к ответственности расположенных на соответствующей территории организаций, их должностных лиц и иных граждан, о возмещении вреда, причиненного их решениями, действиями (бездействием) интересам граждан, местному хозяйству, окружающей среде, в случае невыполнения ими решений Совета, исполкома первичного уровня, либо Совета, исполкома базового уровня, либо Совета, исполкома областного уровня, принятых в пределах их компетенции, или других актов законодательства и вносят соответствующие предложения в исполком базового уровня.

Местные администрации в пределах своей компетенции в порядке, установленном законодательством:

  • представляют интересы соответствующего района в городе во взаимоотношениях с другими государственными органами, иными организациями и гражданами;
  • участвуют в составлении и исполнении соответствующих местных бюджетов (администрации районов в городе Минске ― бюджетных смет администраций районов в городе Минске);
  • распоряжаются коммунальной собственностью в порядке, установленном городским Советом, а также осуществляют контроль за ее использованием на соответствующей территории;
  • обеспечивают государственные минимальные социальные стандарты в области социальной поддержки и социального обслуживания, оплаты труда, пенсионного обеспечения и в других областях;
  • вносят в городской исполком, Совет и его органы предложения по всем вопросам местного значения и участвуют в их рассмотрении;
  • организуют обсуждение на соответствующей территории важных вопросов местного и республиканского значения;
  • информируют граждан и организации о состоянии дел на соответствующей территории по вопросам местного значения;
  • организуют работу органов территориального общественного самоуправления, созывают местные собрания, оказывают содействие в выполнении их решений, поощряют органы территориального общественного самоуправления за активное участие в решении вопросов местного значения;
  • решают вопросы демографической безопасности, улучшения социально-экономических условий жизнедеятельности семьи;
  • решают вопросы размещения объектов строительства на соответствующей территории;
  • обеспечивают развитие жилищного фонда и жилищного хозяйства, создают условия для обеспечения граждан жилыми помещениями, в том числе организуют строительство жилых помещений социального пользования, предоставляют такие помещения;
  • обеспечивают предоставление льготных кредитов, субсидий гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий;
  • создают условия для обеспечения граждан услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания;
  • создают условия для предоставления транспортных услуг населению и организуют транспортное обслуживание граждан на соответствующей территории (только администрации районов в городе Минске);
  • создают условия для реализации гражданами права на образование, осуществляют контроль за обеспечением качества образования;
  • обеспечивают распространение культурных ценностей, проводят культурные мероприятия и осуществляют стимулирование культурной деятельности граждан, проводят мероприятия по охране историко-культурного наследия;
  • проводят физкультурно-оздоровительную и спортивно-массовую работу с гражданами, содержат физкультурно-спортивные сооружения, находящиеся в коммунальной собственности, и осуществляют их ремонт, поддерживают достаточный уровень обеспеченности соответствующих районов в городах физкультурно-спортивными сооружениями;
  • обеспечивают санаторно-курортное лечение и оздоровление граждан;
  • способствуют развитию профсоюзных, молодежных, детских, женских, ветеранских и иных общественных объединений;
  • проводят мероприятия в области государственной молодежной политики;
  • совместно с правоохранительными органами осуществляют деятельность по охране общественного порядка;
  • осуществляют деятельность по профилактике правонарушений;
  • участвуют в противодействии экстремизму, в том числе терроризму;
  • участвуют в предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций, выполнении мероприятий по гражданской обороне, обеспечении пожарной, промышленной, ядерной и радиационной безопасности, ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;
  • обеспечивают безопасность дорожного движения;
  • совершают действия, связанные с регистрацией актов гражданского состояния;
  • организуют библиотечное обслуживание граждан, комплектование и обеспечение сохранности библиотечных фондов;
  • обеспечивают благоустройство и поддержание надлежащего санитарного состояния на соответствующей территории, привлекают граждан и организации к осуществлению таких работ;
  • организуют освещение улиц и установку указателей с названиями улиц и номерами домов;
  • организуют работы по удалению коммунальных отходов;
  • принимают меры по обеспечению охраны окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов;
  • обеспечивают осуществление на соответствующей территории контроля за соблюдением законодательства, осуществляют разъяснение вопросов применения законодательства, относящихся к компетенции органов местного управления и самоуправления;
  • проводят мероприятия, связанные с государственными праздниками, праздничными днями и памятными датами;
  • выступают учредителями местных средств массовой информации;
  • решают вопросы, связанные с охраной труда;
  • выдвигают кандидатов в члены коллегиальных органов территориального общественного самоуправления;
  • рассматривают вопросы о необходимости освобождения от должностей руководителей расположенных на соответствующей территории организаций в случае невыполнения ими решений местной администрации, либо Совета, исполкома базового уровня, либо Совета, исполкома областного уровня, принятых в пределах их компетенции, или других актов законодательства и вносят соответствующие предложения в городской исполком;
  • рассматривают вопросы о необходимости привлечения к ответственности расположенных на соответствующей территории организаций, их должностных лиц и иных граждан, о возмещении вреда, причиненного их решениями, действиями (бездействием) интересам граждан, местному хозяйству, окружающей среде, в случае невыполнения ими решений местной администрации, либо Совета, исполкома базового уровня, либо Совета, исполкома областного уровня, принятых в пределах их компетенции, или других актов законодательства и вносят соответствующие предложения в городской исполком.

Информация о работе Местное управление в Республике Беларусь