Статус депутата: конституционно-правовые основы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 11:10, курсовая работа

Краткое описание

Целью своей работы я ставлю рассмотрение основных прав, обязанностей депутатов, их ответственность за свою работу, гарантии деятельности которые закрепляются в Конституции и в Законах, регулирующих их деятельность.
Исходя из цели можно поставить следующие задачи:
раскрыть понятие статуса депутата;
рассмотреть основные права и обязанности депутата Палаты представителей и депутата местных Советов;
рассмотреть гарантии депутатской деятельности, характерные для законодательства Республики Беларусь;
изучить понятие депутатской этики и ответственность за ее нарушение.

Содержание

Введение ….......................................................................................................3
Понятие статуса депутата …......................................................................5
Права и обязанности депутата Палаты представителей и депутата местного Совета…………………………………...………………………9
3. Основные гарантии деятельности депутатов……………….……….…16
4. Понятие депутатской этики и ответственность депутата…………......23
Заключение…………………………………………………………………. 27
Список используемой литературы……………………………………...30

Вложенные файлы: 1 файл

ДОРАБОТКА.doc

— 143.00 Кб (Скачать файл)

Депутат имеет право на внеочередную установку квартирного телефона.

- предоставление ежегодного отпуска.

Депутату Палаты представителей предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск. (Ст. 35 Закона "О статусе депутата Палаты представителей, члена Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь").

- оплата проезда в транспорте и другие гарантии.

Депутат Палаты представителей во время исполнения своих полномочий на территории Республики Беларусь имеет право пользоваться воздушным, железнодорожным, автомобильным, водным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта (за исключением такси) за счет средств, выделяемых из республиканского бюджета, а также право внеочередного приобретения проездных документов и бронирования билетов.

По предъявлении удостоверения  депутата Палаты представителей агентства, билетные кассы обязаны вне очереди предоставить им билет.

Депутат Палаты представителей, освобождается на срок их полномочий от призыва на военную службу и военные сборы [3, С. 726].

Он подлежит обязательному государственному личному страхованию на случай смерти (гибели), увечья или иного повреждения здоровья, связанных с исполнением ими парламентских полномочий, а также на случай болезни или утраты трудоспособности, наступившей в период работы в Парламенте.

В случае смерти депутата Палаты представителей членам его семьи выплачивается независимо от выплат по государственному страхованию и социальному обеспечению единовременное пособие в размере двадцати минимальных заработных плат за счет средств республиканского бюджета

Медицинское, санаторно-курортное и бытовое обеспечение депутату предоставляется на условиях, установленных для министра Республики Беларусь.

Депутат Совета имеет право на первоочередной прием должностными лицами и доступ в государственные органы и другие организации.

- гарантии  трудовых прав депутатов [12, С. 83].

Вопросы о гарантиях  в области трудовых прав вышеназванных  работников, предусмотрены статьей 100 ТК и законами "О статусе  депутата Палаты представителей, члена  Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь", "О статусе депутата местного Совета депутатов Республики Беларусь", а также другими нормативными правовыми актами.

Так, в статье 100 Трудового  кодекса установлено, что работникам, освобожденным от работы вследствие их избрания на выборные должности в государственные органы, после окончания полномочий по выборной должности предоставляется прежняя работа (должность), а при ее отсутствии - другая равноценная работа (должность), за исключением случаев ликвидации организации.

Согласно Закона "О статусе депутатов местного Совета депутатов Республики Беларусь" на время подготовки и проведения сессий Совета и заседаний его органов депутат Совета освобождается от выполнения трудовых обязанностей. На этот период за ним сохраняется средняя заработная плата и ему компенсируются командировочные расходы по месту работы за счет средств соответствующего местного бюджета.

Законом предусмотрено, что депутатам, освобожденным от производственных или служебных обязанностей вследствие избрания их в состав Совета и его органов, по истечении срока полномочий предоставляется прежняя работа (служба) или при ее отсутствии - другая равноценная работа. При этом контроль за трудоустройством депутата возлагается на соответствующий местный Совет [5, С. 442].

   Депутат Совета в период осуществления своих полномочий не может быть уволен с работы (службы) по инициативе нанимателя, исключен из учреждения образования без предварительного согласия Совета.

По истечении срока  полномочий депутату Палаты представителей, работающему в Парламенте на профессиональной основе, выплачивается выходное пособие в размере, установленном для министра Республики Беларусь.

Срок полномочий депутатов  Палаты представителей, а также время  работы депутатов местного Совета в  Совете и его органах на профессиональной основе засчитывается в общий стаж работы, стаж работы по  прежней   специальности,   стаж службы в государственном аппарате [5, С. 441].

Срок полномочий депутатов Палаты представителей, работающих в Парламенте на профессиональной основе, из числа военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, государственной безопасности, финансовых расследований, работников органов прокуратуры и других лиц, служба которых регулируется уставами и положениями, засчитывается в срок выслуги в воинском, специальном, персональном звании, пребывания в классном чине, а также в выслугу лет, дающую право на пенсионное обеспечение [15, С. 32]. Указ Президента РБ от 02.03.2001г. № 119 установил, что для вышеуказанных депутатов Палаты представителей, условия выплаты денежного довольствия и денежной компенсации взамен продовольственного пайка, а также условия выдачи вещевого имущества, установленные законодательством, не сохраняются.

- политические  гарантии (определяют воздействие политической системы на эффективность депутатской деятельности).

- не ответственность  депутата за голосование и  выступления по роду деятельности.

Депутаты Парламента пользуются неприкосновенностью при выражении своих полномочий. Однако эти гарантии не относятся к обвинению их в оскорблении и клевете [12, С. 83].

- гарантии  неприкосновенности 

Депутат Палаты представителей пользуется неприкосновенностью при выражении своего мнения и осуществлении своих полномочий. Неприкосновенность распространяется также на их жилое, служебное помещения, транспортные средства, переписку, средства связи, документы.

Они не могут быть подвергнуты обыску, личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено действующим законодательством.

 

По истечении срока  полномочий депутату Палаты представителей:

- выплачивается выходное пособие в размере, установленном для министра Республики Беларусь.

- обеспечивается трудоустройство. Ему предоставляется работа с его согласия с учетом полученной квалификации и опыта работы в Парламенте. По желанию им предоставляется прежнее   место работы [3, С. 726].

- обеспечиваются бесплатный проезд и бесплатный провоз принадлежащего им имущества к постоянному месту жительства, депутату и членам их семей, проживающим на день прекращения парламентских полномочий в служебной квартире в городе Минске;

- назначается ежемесячное денежное содержание на условиях и в порядке, установленных для выхода в отставку (на пенсию).

Депутат Палаты представителей для более тесной связи с избирателями, получения помощи в решении организационных, технических, консультационных и других вопросов, вправе иметь до двух помощников, работающих на постоянной основе с оплатой труда, и до трех помощников, работающих на общественных началах. [3, С. 728].

 

Таким образом, депутатам при осуществлении их полномочий государство гарантирует и обеспечивает необходимые условия для беспрепятственной и эффективной реализации их прав и обязанностей, установленных законами и Конституцией Республики Беларусь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Понятие депутатской этики и ответственность депутата

 

Депутатская этика –  совокупность моральных и нравственных норм общения депутатов. Необходимость  ее соблюдения является не только моральной, но и юридической обязанностью каждого  депутата и обеспечивается средствами общественного и дисциплинарного воздействия [20, С. 332].

Депутат Палаты представителей должен соблюдать нормы парламентской этики, предусмотренные Законом и регламентами палат.

Вопросы о нарушении депутатом Палаты представителей норм парламентской этики рассматриваются соответствующими постоянными комиссиями Палаты представителей, к компетенции которых относятся вопросы парламентской этики [3, С. 731].

     Так, статья 267 Регламента Палаты представителей Национального Собрания Республики Беларусь устанавливает следующий порядок привлечения депутата к ответственности за нарушение депутатской этики.

Депутат Палаты представителей несет моральную ответственность  за нарушение правил депутатской  этики в течение всего периода  исполнения им депутатских полномочий.

Постоянная комиссия, к ведению которой относятся  вопросы депутатской этики, вправе по письменному обращению депутатов  Палаты представителей, государственных  и общественных органов и организаций, а также граждан рассматривать  вопросы о нарушении депутатом правил депутатской этики, неисполнении им своих депутатских обязанностей.

В течение десяти дней с момента поступления обращения  постоянная комиссия обязана его  рассмотреть и направить Председателю Палаты представителей, а в его  отсутствие заместителю Председателя Палаты представителей заключение по вопросам соблюдения правил депутатской этики [19, С.31].

Председатель Палаты представителей, а в его отсутствие заместитель Председателя Палаты представителей вправе применять к депутатам  Палаты представителей следующие меры воздействия:

- не выплачивать вознаграждение за дни отсутствия без уважительных причин на заседаниях Палаты представителей и ее органов;

-     обязать принести извинения;

-     объявить общественное порицание;

-     при систематическом неучастии депутата Палаты представителей в работе сессии, а также при нарушении им норм парламентской этики Палата представителей информировать об этом избирателей округа данного депутата.

Решение Председателя Палаты представителей по факту нарушения  правил депутатской этики оформляется распоряжением.

Согласно Регламента депутаты Палаты представителей, допускающие  действия, направленные на фальсификацию  результатов голосования в Палате представителей и ее органах, привлекаются к ответственности [19, С.31].

В течение всего срока  полномочий депутат Палаты представителей, член Совета Республики не может быть арестован или иным образом лишен личной свободы без предварительного согласия соответствующей Палаты, за исключением следующих случаев:

  1. совершение государственной измены или иного тяжкого преступления;
  2. задержание на месте совершения преступления.

Депутат Палаты представителей не может быть подвергнут обыску, личному досмотру, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. Неприкосновенность распространяется и на его жилище, служебное помещение, личное и служебное транспортное средство, переписку и др. В Республики Беларусь в отличие от других стран  присяга депутатов не предусматривается. Вопрос о лишении депутата Палаты представителей неприкосновенности решается соответствующей палатой Национального собрания Республики Беларусь по представлению Генерального прокурора Республики Беларусь [3, С. 732].

В случаях, когда представление  Генерального прокурора Республики Беларусь поступает в Палату представителей, в период между сессиями, может созываться внеочередная сессия в порядке, предусмотренном Конституцией Республики Беларусь, а также регламентом Палаты представителей.

Палата представителей, рассматривает представление Генерального прокурора Республики Беларусь, принимают мотивированное решение и извещают о нем Генерального прокурора Республики Беларусь. В рассмотрении вопроса в Палате представителей вправе участвовать соответственно депутат Палаты представителей в отношении которых внесено представление. При необходимости от Генерального прокурора Республики Беларусь могут быть истребованы дополнительные материалы.

На основании ст. 72 Конституции Республики Беларусь предусматривается  отзыв депутата. Порядок отзыва депутата Палаты представителей, депутата местного Совета депутатов регулируется также разделом VIII  Избирательного кодекса Республики Беларусь [7].

 Голосование об  отзыве депутата проводится по  инициативе не менее чем 20% граждан, которые обладают избирательным  правом и проживают на соответствующей территории. Таким образом, процедура отзыва депутатов является весьма сложной, и на практике отзыв - явление весьма редкое.

Отзыв означает досрочное  лишение депутата его мандата  теми субъектами, которые посредством  выборов (прямых или косвенных) наделили его таким мандатом. В этой связи нельзя рассматривать в качестве отзыва не избрание депутата на очередных или внеочередных всеобщих выборах, например, в связи с досрочным прекращением полномочий Парламента [3].

Уголовное дело в отношении их может быть возбуждено только Генеральным прокурором Республики Беларусь и может рассматриваться Верховным Судом Республики Беларусь. [12, С. 84].

 

О возбуждении, прекращении  уголовного дела либо о вступившем в законную силу приговоре суда в  отношении депутата Палаты представителей орган дознания, следователь либо суд в трехдневный срок сообщают соответствующей палате Национального собрания Республики Беларусь.

 

Особый порядок привлечения  депутата к уголовной или к  административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, составляет одну из существенных черт депутатского иммунитета. По своей природе парламентский иммунитет предполагает наиболее полную защиту депутата при осуществлении им собственно депутатской деятельности (реализации депутатских полномочий, выполнении депутатских обязанностей). Его нельзя привлечь к уголовной и административной ответственности за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, и другие действия, соответствующие статусу депутата.

Информация о работе Статус депутата: конституционно-правовые основы