Статус депутата: конституционно-правовые основы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 11:10, курсовая работа

Краткое описание

Целью своей работы я ставлю рассмотрение основных прав, обязанностей депутатов, их ответственность за свою работу, гарантии деятельности которые закрепляются в Конституции и в Законах, регулирующих их деятельность.
Исходя из цели можно поставить следующие задачи:
раскрыть понятие статуса депутата;
рассмотреть основные права и обязанности депутата Палаты представителей и депутата местных Советов;
рассмотреть гарантии депутатской деятельности, характерные для законодательства Республики Беларусь;
изучить понятие депутатской этики и ответственность за ее нарушение.

Содержание

Введение ….......................................................................................................3
Понятие статуса депутата …......................................................................5
Права и обязанности депутата Палаты представителей и депутата местного Совета…………………………………...………………………9
3. Основные гарантии деятельности депутатов……………….……….…16
4. Понятие депутатской этики и ответственность депутата…………......23
Заключение…………………………………………………………………. 27
Список используемой литературы……………………………………...30

Вложенные файлы: 1 файл

ДОРАБОТКА.doc

— 143.00 Кб (Скачать файл)

Депутат Палаты представителей как член представительного и  законодательного органа Республики Беларусь несет ответственность перед  избирателями и соответственно перед  Палатой представителей.

Он обладает всей полнотой прав, обеспечивающих его активное участие в деятельности Палаты представителей, образуемых ею постоянных и временных комиссий, других органов.

Все депутаты Палаты представителей входят в состав постоянных комиссий и могут быть членами только одной комиссии [14, С.62].

Он вправе вносить  вопросы и предложения на рассмотрение этих органов, участвовать в подготовке к их рассмотрению, в обсуждении и принятии по ним решений, а также  в проведении их в жизнь. Так же депутаты вправе принимать участие с правом совещательного голоса, вносить предложения по обсуждаемым вопросам на заседаниях комиссий, в состав которых они не входят.

В случае, если депутат  не согласен с решением Палаты представителей он вправе изложить свою точку зрения на заседаниях Палаты представителей или сообщить о ней в письменной форме председательствующему на заседании соответствующей палаты или ее органа [8, С.312].

Местное управление и самоуправление осуществляется в границах административно-территориальных и территориальных единиц.

Советы самостоятельно образуют свои органы, определяют их структуру  и полномочия, избирают из числа  депутатов состав Советов, председателей  и их заместителей и др. [22, С.24].

Важнейшими полномочиями местных Советов депутатов является утверждение программы экономического и социального развития (ст. 121 Конституции). С учетом особенностей компетенции местных Советов, различных уровней  они также вправе утверждать программы жилищного строительства, благоустройства, дорожного строительства, коммунально-бытового и социально-культурного обслуживания населения, охраны природы. На них возлагается также организация, контроль и утверждение отчетов о выполнении этих программ.

В области бюджета  и финансов местные Советы депутатов  утверждают и исполняют бюджеты, утверждают отчеты об их исполнении; устанавливают в соответствии с законом местные налоги и сборы [3, С. 820].

В области земельных  отношений, использования природных  ресурсов местные Советы депутатов  осуществляют распоряжение и контроль за использованием земель, их недр, вод, лесов, охотничьих и рыболовных угодий, других природных ресурсов, находящихся в ведении Советов [23, С. 268].

Местные Советы депутатов  осуществляют управление учреждениями здравоохранения образования, культуры, социального обеспечения и другими находящимися в их ведении учреждениями и организациями [18].

Полномочия депутатов  местного Совета депутатов начинаются со дня принятия местным Советом  решения об их признании и заканчиваются  в день открытия первого заседания  местного Совета депутатов нового созыва или в случаях досрочного прекращения депутатских обязанностей.

 Статистика на 2004г.  показывает: среди общего числа депутатов местных Советов депутатов абсолютное большинство - беспартийные. Это объясняется во многом тем, что после распада СССР, а еще ранее - утраты коммунистической партией своей роли, новые партии не обладали многочисленным составом и граждане больше ориентировались не на партийную принадлежность, а на программу и личность кандидата в депутаты. Всего в местных Советах на конец 2004 года работало 23397 депутатов. При этом высшее образование имели 59%, среднее специальное - 29%, среднее - 12%; до 30 лет - 5%, от 30 до 50 лет - 65%, свыше 50 лет - 30%; представляли государственные органы - 19%, промышленность - 9%, сельское хозяйство - 32%, другие - 36%, неработающие - 4%, женщины - 44% [2].

Депутаты осуществляют свои полномочия, как правило, не порывая  с производственной или служебной  деятельностью.

 Согласно статье 18  «О статусе депутата местного Совета депутатов» формами деятельности депутата Совета в избирательном округе являются:

- рассмотрение обращений  граждан, личный прием граждан  депутатом Совета;

- проведение депутатом  Совета встреч с гражданами;

- отчеты депутата Совета перед избирателями [17, С.103].

Кроме того, определены формы  деятельности депутата в Совете, к  которым относятся: участие в  заседаниях представительного органа местного самоуправления; участие в  работе комитетов, комиссий, рабочих  групп, создаваемых представительным органом местного самоуправления; участие в выполнении поручений представительного органа местного самоуправления; обращение с депутатским запросом; работа с избирателями. Депутатская деятельность может осуществляться также в иных формах, предусмотренных законодательством [17, С.100].

В целях эффективного осуществления своих полномочий депутат Совета имеет право:

• участвовать в рассмотрении любых вопросов, затрагивающих интересы избирателей;

• осуществлять по поручению  представительного органа местного самоуправления контроль за исполнением решений;

• проверять сведения о нарушении прав и законных интересов  граждан, предприятий, учреждений и  организаций;

• осуществлять контроль за рассмотрением предложений, заявлений  и жалоб, направленных им в органы местного самоуправления предприятий, учреждений и организаций, принимать личное участие в их рассмотрении;

• проводить собрания избирателей округа, встречи с  трудовыми коллективами и местными общественными организациями;

• участвовать в работе различных объединений избирателей, органов общественного территориального управления, трудовых коллективов, граждан по месту жительства и военнослужащих [3, С.122].

 

На сессиях Совета и заседаниях его органов депутат обладает следующими правами:

- депутат пользуется правом решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым на сессии Совета.

- депутат имеет право предлагать вопросы для рассмотрения Советом. В этом отношении у органов Совета — президиумов, постоянных комиссий и комитетов и у других государственных органов нет каких-либо преимуществ [17, С.100].

- при обсуждении проекта повестки дня депутат может вносить свои предложения и замечания как по ее сути, так и по порядку обсуждения и существу обсуждаемых вопросов.

- депутат может подготовить либо проект этого документа и внести его на рассмотрение Совета, либо предложение о принятии акта или внесении изменений в действующие нормативы, если вопрос, который предлагает обсудить депутат на сессии, требует принятия нормативного акта. Для депутата высшего органа власти, это право именуется правом законодательной инициативы, в местных Советах ему соответствует правотворческая инициатива депутата, если речь идет о принятии решения нормативного характера [11, С.202].

Вместе с тем у  депутата есть общее право вносить  проекты решений по любым вопросам, рассматриваемым Советом. Это означает, что депутат может подготовить свой проект и по тем вопросам, которые внесены на обсуждение органа власти другими государственными органами, органами данного Совета и депутатами. Кроме того, у депутата есть право вносить поправки в проекты решений, которые должен принять Совет. Законодательством закреплены и другие полномочия депутатов Совета.

 

В своей деятельности депутат является активной фигурой процесса работы Совета на сессии. Он имеет право участвовать в прениях, обращаться с запросами, задавать вопросы. Депутат вправе выступать с обоснованием своих предложений и по мотивам голосования, давать справки. По обсуждаемому на сессии вопросу депутат может передать председательствующему текст своего выступления, предложения и замечания для включения в протокол сессии [12, С.122].

Депутат вправе избирать и быть избранным в органы Совета. Он является активным участником процесса формирования на сессии, как органов Совета, так и состава других государственных органов. В этих целях депутат вправе высказывать свое мнение по персональному составу создаваемых Советом органов и кандидатурам должностных лиц, избираемых, назначаемых или утверждаемых Советом 
имеет право на постановку вопроса о доверии составу органов[10, С.97].

 

На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

Права и обязанности  депутатов можно разделить на 2 группы:

1) права и обязанности  в Парламенте (Совете) и его органах;

2) права и обязанности  в избирательном округе.

          В Парламенте (Совете), как правило, решаются наиболее важные дела, принимаются принципиальные документы. В округе много повседневной, оперативной, так называемой рутинной работы. Но именно здесь депутату часто приходится действовать в интересах конкретных людей, встречаться с ними, получать от них заявления. Поэтому и результаты деятельности здесь тоже зачастую нагляднее — избиратель получил квартиру, место в детском саду, оборудована спортивная площадка и т. д. И во всем этом депутат видит и результат собственных усилий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Основные гарантии деятельности депутатов

 

Государство, обеспечивая  реализацию конституционного права  на труд, также предусматривает при  наличии трудовых отношений определенные гарантии.

Гарантии могут носить как нематериальных характер (на сохранение места работы, должности, предоставление другой работы и др.), так и материальный характер (сохранение среднего заработка на период отпуска, служебной командировки и др.).

Помимо общих гарантий (при приеме на работу, по оплате труда  и др.), работникам предоставляются гарантии в случаях, когда они по объективным причинам освобождается от выполнения трудовой функции, например, при избрании на выборные должности в государственные органы  [22, С. 26].

Рассмотрим вопрос о  некоторых гарантиях трудовых и жилищных прав работников, избранных на выборные должности в государственные органы и органы местного управления и самоуправления:

- государственные  и общественные органы обязаны  оказывать содействие в осуществлении  полномочий (можно сказать, что это организационные гарантии) [12, С. 83].

Депутату осуществляющему  свои полномочия на профессиональной основе, для осуществления парламентской деятельности предоставляется служебное помещение, оборудованное мебелью, оргтехникой, средствами связи, обеспечивающими необходимые условия для работы.

- обеспечение условий для приема населения.

Депутату Палаты представителей ежемесячно предоставляются определенные дни для работы с избирателями в порядке, определяемом Регламентом.

Для ведения приема граждан, рассмотрения их обращений и осуществления иной деятельности депутату в избирательном округе, руководителем соответствующего местного исполнительного и распорядительного органа либо администрацией государственного учреждения, организации, предприятия, находящихся на территории округа, административно-территориальной единицы, предоставляется отдельное помещение, оборудованное мебелью, средствами связи и необходимой оргтехникой [3, С. 723].

- обеспечение  служебной литературой, другими  официальными изданиями, оказание  юридической помощи.

Палата представителей, секретариаты палат, местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы, учреждения, организации, предприятия  обеспечивают условия для осуществления  полномочий депутатов, предоставляют  им необходимые для работы библиотечные фонды и архивы, средства связи, электронно-вычислительную, копировально-множительную и печатную технику.

Депутат Совета по поручению  председателя Совета обеспечивается в  установленном порядке документами, принятыми Советом, а также другими информационными и справочными материалами [3, С. 723].

Депутат Совета имеет  преимущественное право выступать  по вопросам своей деятельности в  средствах массовой информации, учрежденных  Советом. При этом материалы, представляемые депутатом Совета по поручению Совета и его органов, подлежат обязательному опубликованию или распространению этими средствами массовой информации в срок, согласованный с депутатом Совета. Редактирование представленных депутатом Совета материалов без его согласия не допускается [6].

- обеспечение материально-финансовых условий.

Все депутаты Палаты представителей, работающие на профессиональной основе, независимо от занимаемой должности получают одинаковое ежемесячное денежное вознаграждение в размере заработной платы министра.

Депутату Палаты представителей ежемесячно возмещаются расходы, связанные с их парламентской деятельностью, в порядке и размерах, установленных законодательством.

При этом компенсационные  выплаты по возмещению расходов, связанных  с деятельностью депутата Палаты представителей,  не облагаются подоходным налогом.

Законом «О внесении изменений  и дополнений в Закон Республики Беларусь "О статусе депутата местного Совета депутатов»» более полно определено материальное обеспечение материальной деятельности и конкретизировано право на компенсацию расходов при служебных командировках за счет местного бюджета. Также установлено, что депутата имеет служебное удостоверение и учрежден нагрудный знак депутата местного Совета [16].

- предоставление жилого помещения.

Депутату Палаты представителей, осуществляющему свои полномочия на профессиональной основе, не имеющему в городе Минске жилой площади или стоящему на учете для улучшения жилищных условий, по его заявлению не позднее шести месяцев со дня начала работы на профессиональной основе предоставляется в городе Минске служебное жилое помещение для проживания с членами семей. На период до получения служебной жилой площади ему предоставляется двухместный гостиничный номер либо по их желанию возмещаются расходы по найму жилого помещения в порядке и размере, установленных законодательством  [3, С. 724].

Информация о работе Статус депутата: конституционно-правовые основы