Социальное государство на примере Казахстана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 15:59, доклад

Краткое описание

Под «социальным государством» понимается государство, обладающее особыми качествами и функциями. Существование и деятельность социального государства тесно связана с такими общественными явлениями, как демократия, гражданское общество, правовое государство, свобода и равенство, права человека.
Подлинно социальное государство возможно лишь в условиях демократии, гражданского общества и должно быть правовым в современном значении этой характеристики. В настоящее время правовое государство должно быть социальным, а социальное государство не может не быть правовым.

Содержание

Введение
Глава 1. Конституция РК – гарант социальной защищенности граждан
Глава 2. Социальная защита граждан
I. Пенсионное обеспечение
II. Обеспечение занятости населения
III. Прожиточный минимум и борьба с бедностью
Глава 3. Здравоохранение, образование и культура
I. Здравоохранение
II. Образование
III. Культура
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

казахстан.docx

— 38.63 Кб (Скачать файл)

  В целях смягчения безработицы  в рамках новой социальной политики намечены меры на: развитие системы  профориентационных услуг и профобучения незанятого населения; переподготовка работников; развитие сферы услуг в области трудоустройства; создание специально ориентированных фондов по социальной поддержке, обеспечивающих нуждающихся бесплатным питанием, одеждой, ночлегом; внедрение республиканских и региональных программ развития малого и среднего бизнеса, включающих обучение основам предпринимательства, психологическую подготовку.

 

  Глава 3. Здравоохранение, образование и  культура

  1) Здравоохранение

  С введением Указов Президента, имеющих  силу Закона «О медицинском страховании  граждан (ОСМ) в РК», «О внесении изменений  и дополнений в некоторые законодательные  акты РК» от 16 июня 1995 года и Постановления  Правительства РК от 16 ноября 1995 года «Об утверждении положения и  порядке оказания платных медицинских  услуг в лечебно-профилактических учреждениях здравоохранения», ситуация радикально изменилась. Основной целью принятых нормативно-правовых актов являлось проведение общегосударственных мер, направленных на повышение уровня жизни населения, снятия негативных факторов, вызванных внешней средой (экологические, техногенные и др.), формирования здорового образа жизни, предупреждение и снижение основных заболеваний, реформирование системы здравоохранения на основе новых, экономически прогрессивных отношений и улучшения показателей здоровья населения.

  В соответствии с Указом Президента РК, имеющего силу Закона, «О медицинском  страховании граждан» ОСМ является формой социальной защиты интересов населения, обеспечивающей всем гражданам Казахстана доступную и бесплатную медицинскую помощь гарантированного объема и качества при рациональном использовании имеющихся ресурсов. Страховые платежи – взносы на обязательное медицинское страхование уплачиваются: для неработающего населения – за счет средств бюджета в соответствии с удельным весом расходов финансирования из расчета на одного жителя; для работодателя – в процентах по отношению к фонду оплаты труда и относится к расходам, вычитаемым из совокупного годового дохода юридических и физических лиц. Размер платежей , порядок и срок их оплаты устанавливались Правительством республики. Каждому застрахованному выдавался единого образца по республике страховой полис обязательного медицинского страхования отделениями фонда.

  Основой для дальнейшего законодательного обеспечения деятельности системы  здравоохранения стал Закон РК «Об  охране здоровья народа РК» от 19 мая 1997 года. В соответствии со статьей 4 Закона принципами государственной политики в области охраны здоровья граждан определялись следующие приоритеты:

  - обеспечение государственных гарантий  и соблюдения прав граждан  в области охраны здоровья; 

   - доступности, преемственности бесплатности  в рамках гарантированной

  ответственности за их реализацию; 

   - социальной защищенности граждан  в случае утраты здоровья; 

   - социальной справедливости и  равенства в получении медицинской  помощи в рамках гарантированного  объема медицинской помощи; 

   - развития здравоохранения в  соответствии с потребностями  населения и создания равных  условий для организаций, независимо  от форм собственности; 

   - ответственности центральных исполнительных  органов, а также местных представительных  и исполнительных органов, работодателей,  должностных лиц за создание  условий, обеспечивающих укрепление  и охрану здоровья граждан; 

   - ответственности медицинских и  фармацевтических работников, а  также лиц, имеющих право на  занятие медицинской и фармацевтической  деятельностью, за вред, причиненный  здоровью граждан; 

   - ответственности граждан в сохранении  и укреплении здоровья своего  и окружающих лиц. 

  На  работодателей возлагается ответственность  за экологическое благополучие, обеспечение  здоровых условий труда, быта и отдыха граждан; соблюдение санитарных правил и норм, гигиенических нормативов, содержание производственных помещений  и территорий; информирование населения  о вредных факторов производства; ущерб, причиненный здоровью граждан  и др.

  2) Образование

  Одним из первых нормативно – правовых актов  стал Закон «Об образовании», принятый в 1992 году, заложивший правовую основу происходящих условий в системе  образования республики. В Законе были сформулированы основные задачи образования, главной из которых является создание необходимых условий для формирования и развития личности на основе национальных и общечеловеческих ценностей, достижений науки и практики. Основными принципами государственной политики в области образования согласно статьи 3 были определены:

  - равенство прав всех граждан  РК на получение образования;

  - бесплатность образовательных услуг  в пределах государственных стандартов  образования;

  - разнообразие учреждений образования  по видам собственности, направлениям  деятельности, формам воспитания  и обучения;

  - непрерывность процесса образования,  обеспечивающего преемственность  его ступеней;

  - научный характер, правовая и  экологическая направленность;

  - опережающее развитие образования;

  - светский характер образования  в государственных учреждениях;

  - независимость образования от  политического и идеологического  воздействия, препятствующего получению  объективных знаний.   

  Государство, как определено Законом «Об образовании», проявляет заботу о своих гражданах, всячески содействуя на всех ступенях непрерывного образования: семейного  воспитания, дошкольного воспитания, общего среднего образования, внешкольном  воспитании и обучении, при получении  профессионального – технического, среднеспециального, высшего, послевузовского (аспирантура, докторантура), дополнительного образования.

  Правовые  основы образовательного процесса свое дальнейшее развитие получили в новой  Конституции РК, принятой 30 августа 1995 г. Так, статьей 30 этой Конституции, гражданам гарантируется бесплатное среднее образование в государственных  учебных учреждениях. Получение  среднего образования является обязательным для всех. Каждый гражданин имеет  право на получение на конкурсной основе бесплатного высшего образования  в государственном высшем учебном  учреждении. Решительные шаги были сделаны к возрождению казахского языка, развитию казахских школ, созданию национальных образовательных систем, к многоукладности, открытости образования, к дифференциации, деполитизации и демилитаризации учебных заведений.

  Новые образовательные и информационные технологии, стандарты обучения и  воспитания молодежи потребовали целесообразность принятия единого Закона «Об образовании», которые был принят 7 июня 1999 г. Парламентом  РК. Он рассматривал несколько вопросов:

  - в рамках уровня дошкольного  воспитания и обучения предусматривается  обязательная предшкольная подготовка 5 (6)-летних детей;

  - законодательно закреплено то, что  окончившие 9-й класс будут иметь  право поступать в колледж,  что значительно сократит количество  безработных среди подростков  и расширит их возможности  в получении образования;

  - сокращение нормативного срока  обучения в вузе для лиц,  имеющих среднее профессиональное  образование по однородной специальности,  аналогичные льготы предусматриваются  и для обучающихся в магистратуре;

  - по новому законопроекту в  систему образования страны включаются  также негосударственный сектор  образования, международные и  иностранные учреждения образования  и их филиалы;

  - принципиально решаются вопросы  информатизации, интеграции образования,  науки и производства, а также  внедрения в учебный процесс  триязычия (казахский, русский, иностранный языки).

  - в связи с ростом количества  духовных организаций образования  потребовалось определить принцип  формирования их контингента.  Прием в них теперь будет  осуществляться только из числа  граждан, получивших среднее образование;

  - законодательно закреплено право  специалистов на бесплатное  - один раз в пять лет, повышение квалификации в учреждениях дополнительного образования;

  - более четче излагаются вопросы лицензирования образовательной деятельности: подлежат лицензированию филиалы вузов иностранных государств, расположенных на территории РК; впервые лицензированию подлежит деятельность дошкольных и внешкольных учреждений образования.

  В Послании народу Казахстана Президент  задал новую ступень в реформировании системы образования. Это приближение системы начального и среднего образования, а также переподготовки кадров к мировым стандартам, развитие практики обучения в режиме он-лайн и создание в стране учебного телевидения, введение в учебные планы дополнительные часы по естественным наукам, привлечение в школы зарубежных преподавателей английского языка, внедрение аттестации учебных заведений на уровне международных стандартов, приоритетное развитие точных и инженерных наук в сфере высшего образования.

  3) Культура

  Развивая  конституционные гарантии, Концепция  социокультурного развития РК, утвержденная 17 ноября 1993 года Национальным советом по государственной политики при Президенте РК, во главу государственной культурной политики поставила задачу духовного обогащения людей, высокой культуры труда, быта, досуга, всесторонней развитости личности и внутренней интеллигентности личности, подлинного гармоничного взаимоотношения между людьми и народами, обществом в целом и средой его обитания, а также обеспечение сбережений многовекового культурного наследия народов Казахстана, гарантированного представления свободы творчества и самовыражения с сфере литературы, культуры и искусства.

  В социокультурном развитии государства должное внимание уделяется также самобытности культур всех народов, проживающих в республике, ибо любая культура – неповторимая, незаменимая ценность и именно через нее тот или иной народ наиболее полно показывает себя миру. Эти их конституционные права по обеспечению и развитию культурной самобытности получили свое дальнейшее законодательное закрепление в законах об охране и использовании историко-культурного наследия, об авторском и смежных правах, о культуре, о языках в РК. Особое место в Законе занимает положение о принятии мер по выявлению, сохранению и возвращению на историческую родину культурных ценностей, находящихся за пределами республики, признанных историко-культурным достоянием казахского народа и народов, проживающих в РК.

  Также следует отметить, что культура, как никакая другая сфера оказалась  в переходный период в правовом вакууме. За 1991-1995 гг. в сфере культуры был  принят всего один Закон – «Об  охране и использовании историко-культурного  наследия». Проект же Закона «О культуре»  разрабатывался с 1991 года и был окончательно принят 24 декабря 1996 года. Поэтому отсутствие фундаментальных законодательных  актов в этой сфере существенно  повлияло на социокультурную ситуацию. Эти законодательные акты легли в основу реформирования всей системы социальной защиты населения, здравоохранения, образования и культуры, летальной проработки и осуществления конкретных путей государственной социально – культурной политики независимой Республики Казахстан.

 

  Заключение

  В течение почти 15 последних лет  XX века казахстанское общество находилось в состоянии переходного периода. С середины 80-х годов, - в составе СССР под лозунгом перестройки, а с начала 90-х – в условиях самостоятельного развития Казахстана, в рамках курса радикальных реформ оно переживает процесс ломки сложившихся за предшествующую советскую эпоху основ идеологии, экономической, политической, социальной и духовной жизни.

  Но несмотря на сложности переходного периода в республике со второй половины 90-х годов велись активные поиски борьбы с безработицей, проведения реформ пенсионного обеспечения и здравоохранения, сфер образования и культуры. И как результат, с конца 1999 г. государство стало регулярно выплачивать пенсии, социальные пособия и начала активную борьбу с бедностью и безработицей, а 2000 год был объявлен Годом поддержки культуры. В республике повсеместно начато движение за воссоздание, восстановление объектов культуры. В то же время в этот период социально – экономическая ситуация в республике не позволила разрешить все проблемы, стоящие перед социально – культурной сферой страны. Поэтому дальнейшее совершенствование социально – культурной политики остается важнейшей и актуальной задачей государства.

Информация о работе Социальное государство на примере Казахстана