Систематизация законодательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2014 в 17:25, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы: рассмотреть характерные черты и формы систематизации законодательства в Российской Федерации.
В соответствии с данной целью были выявлены следующие задачи:
1.Дать определение систематизации законодательства;
2.Выявить характерные черты для систематизации;
3.Рассмотреть формы систематизации законодательства.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1 Понятие, значение и виды систематизации…………………………….5
2 Формы систематизации………………………………………………….9
2.1 Инкорпорация…………………………………………………...9
2.2 Кодификация…………………………………………………...13
2.3 Консолидация………………………………………………….16
2.4 Учет как вид систематизации………………………………….18
Заключение………………………………………………………………..20
Список использованных источников и литературы……………………22

Вложенные файлы: 1 файл

ТГП(курсовик).docx

— 45.91 Кб (Скачать файл)

 

 

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

ГБОУ ВПО

Сибирский государственный университет путей сообщения

 

 

 

 

Курсовой проект

 

по дисциплине «Теория государства и права»

 

 

 

 

Систематизация законодательства

 

 

Руководитель                              д. филос.н., проф. Рубанцова Т.А.

Разработал .                                  студент гр. ЮПБ 112 Стрельникова М.П.

 

Краткая рецензия

____________________________________________

запись о допуске к защите

подпись преподавателя

__________________________

 

Новосибирск 2014

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………….3

1 Понятие, значение и виды систематизации…………………………….5

2 Формы систематизации………………………………………………….9

2.1 Инкорпорация…………………………………………………...9

2.2 Кодификация…………………………………………………...13

2.3 Консолидация………………………………………………….16

2.4 Учет как вид систематизации………………………………….18

Заключение………………………………………………………………..20

Список использованных источников и литературы……………………22

Приложение А…………………………………………………………….24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Систематизация законодательства- это постоянная форма развития и упорядочения действующей правовой системы. В настоящее время во всех цивилизованных государствах имеется значительное число нормативных актов, которые принимаются различными правотворческими органами. Правотворчество не может остановиться на определенном этапе, и все время находится в движении, в силу возникновения новых потребностей общественной жизни, которые требуют правового регулирования. Постоянно меняющаяся правовая система, ее совершенствование и развитие, принятие новых нормативно-правовых актов, внесение в них изменений и отмена устаревших актов обуславливает необходимость упорядочения всего комплекса действующих нормативных актов.

Актуальность выбранной темы определяется в потребности систематизации законодательства Российской Федерации, т.к. число действующих нормативных актов всех уровней, как федерального, регионального, так и муниципального- постоянно растет. Если бы не происходила систематизация законодательства, то это могло бы привести к смысловому и правовому хаосу.

Цель данной работы: рассмотреть характерные черты и формы систематизации законодательства в Российской Федерации.

В соответствии с данной целью были выявлены следующие задачи:

1.Дать определение систематизации  законодательства;

2.Выявить характерные  черты для систематизации;

3.Рассмотреть формы систематизации  законодательства.

Объектом исследования являются способы, направленные на совершенствование и приведение действующих нормативно-правовых актов в единую систему.

Предмет исследования-формы систематизации законодательства.

В курсовой работе  использовались учебники таких авторов как: Алексеев С.С., МалькоА.В., Матузова Н.И., Пиголкин А.С.

Монография Керимова Д.А.

Статьи Коданова С.В., Медведева А.М., Талапиной Э.В., Тихомирова Ю.А.

Диссертация Ксенофонтова В.В

А также были использованы интернет ресурсы.

В работе использовались такие методы как: анализ, аналогия, синтез и  обобщение.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы и приложения. Вторая глава разделена на три пункта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ПОНЯТИЕ, ЦЕЛИ, ЗНАЧЕНИЕ И ВИДЫ СИСТЕМАТИЗАЦИИ

Для того, чтобы система законодательства оставалась именно системой была внутренне согласована и непротиворечива, нормально функционировала, совершенствовалась и развивалась, она нуждается в постоянном воздействии на нее специального процесса- систематизации нормативно-правовых актов.

Систематизация нормативно-правовых актов- это деятельность, направленная на упорядочение и совершенствование нормативного материала путем его обработки и расположения по классификационным критериям.

По мнению Коданова С.В. задачи, разрешаемые в ходе систематизации законодательства, можно сгруппировать по следующим направлениям:

-в сфере правотворчества  и правоприменения- повысить эффективность правотворческой деятельности; обеспечить развитие законодательства; поднять качество нормативных правовых актов; сформировать внутренне единую систему законодательства на основе научно обоснованных критериев классификации нормативных правовых актов; способствовать правильному толкованию и качественной реализации нормативных правовых актов; содействовать обеспечению законности и правопорядка;

-в сфере организации  и распространения правовой информации- обеспечить официальной правовой информацией граждан, государственные и общественные структуры; создать условия для оперативного поиска необходимого нормативно-правового материала на основе традиционных и современных информационных технологий; содействовать формированию единого информационно-правового пространства страны;

-в сфере формирования  правосознания и правовой культуры- выступать необходимой предпосылкой целенаправленного правового просвещения и воспитания, а также формирования правосознания и правовой культуры общества; создать базу для проведения правовых исследований; способствует качественной подготовке специалистов, связанных в своей деятельности с правом.1

В настоящее время постоянно создаются нормативно-правовые акты, с течением времени некоторые из них утрачивают силу, устаревают, накапливаются противоречия между ними, именно этим и обусловлена необходимость систематизации законодательства.

Также в рамках систематизации законодательства, как считает Ксенофонтов В.В., не менее важной проблемой является упорядочение нормативно-правовых актов путем установлении, иерархии в зависимости от юридической силы.2

По мнению Алексеева С.С. целью систематизации является создание стройной системы законов, которая будет обладать качествами полноты, доступности и удобства пользования актами, устранение устаревших и неэффективных норм права, разрешение юридических коллизий, ликвидация пробелов и обновление законодательства.3

В результате систематизации изменяются или отменяются устаревшие нормы и создаются новые, которые отвечают потребностям общественного развития. Они сводятся в кодексы, собрания законодательства и другие систематизированные акты.

Систематизация нормативно-правовых актов необходима для дальнейшего развития законодательства. Обработка действующих нормативно-правовых актов, их группировка, создание единой системы актов способствуют устранению пробелов и противоречий в действующем законодательстве. Также систематизация обеспечивает удобства при реализации права, возможность находить и правильно толковать все нужные нормы.

В разные периоды жизни государства потребность в систематизации законодательства различна. Когда накапливается в течение многих лет большой объем нормативно-правового материала, когда действует значительное число нормативных актов принятых в разное время и к тому же перекрывающих друг друга, устаревших или фактически утративших силу, систематизация особенно необходима. В случае, когда происходит преобразование правовой системы, отменяются целые нормативные блоки, когда по сути дела создается новая общественно-экономическая система, которая объективно требует обновление законов, систематизация законодательства уходит на второй план.4

В настоящее время в России темпы законодательной деятельности очень высоки. Создаются тысячи новых нормативно-правовых актов, которые меняют характер и основные принципы правового регулирования. В случае если сейчас не заниматься упорядочением действующей нормативной базы, которая увеличивается быстрыми темпами, то в будущем возникнут большие трудности в нахождении и использовании действующих норм права.

Теория права выделяет два основных вида систематизации: инкорпорацию и кодификацию. Однако в настоящее время в юридической науке используется еще одна форма систематизации нормативно-правовых актов это консолидация. Также некоторые ученые выделяют еще один вид систематизации- учет.

Таким образом, из всего выше сказанного можно сделать вывод, что систематизация нормативно-правовых актов в настоящее время действительно необходима, т.к. если законодательство не будет представлять собой систему, то в будущем возникнет полная неразбериха в российском нормативном хозяйстве.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 ФОРМЫ СИСТЕМАТИЗАЦИИ

2.1 Инкорпорация

Инкорпорация- вид систематизации, в ходе которой действующие нормативные акты сводятся воедино без изменения их содержания, переработки и редактирования.5 Она является наиболее простым и распространенным способом систематизации законодательства.

По мнению Медведева А.М. инкорпорация представляет собой объединение в сборнике или собрание действующих нормативно-правовых актов в определенном порядке (алфавитном, хронологическом, предметном и т.д.) без изменения содержания.6

Целью инкорпорации является поддержание системы юридических документов в рабочем состоянии и обеспечение широкого круга лиц текстами законов и иных правовых актов.

Особенность инкорпорации состоит в том, что какие-либо изменения в содержание помещаемых в сборники актов обычно не вносятся и содержание правового регулирования по существу не меняется. Именно это свойство инкорпорации- сохранение неизменным содержания нормативного регулирования- отличает ее от кодификации и консолидации.

Предметом инкорпорации могут быть различные правовые документы:

-Нормативные акты:

-Акты толкования;

-Правореализационные акты;

-Правоприменительные акты.

Для инкорпорации характерны следующие черты:

1. Она может носить  как официальный, так и неофициальный  характер;

2. Субъектами инкорпорации  могут быть как органы государства, так и общественные организации и частные лица;

3. Нормативные акты могут  инкорпорироваться как в том  виде в каком они были приняты, так и подвергаться внешней обработке.

Внешняя обработка заключается в том, что:

-из текста удаляются  отдельные статьи, пункты, абзацы, которые  утратили силу:

-исключаются части, которые  не содержат нормативных предписаний.

Инкорпорацию производит систематизирующий орган, не имеющий полномочий отменять, изменять или устанавливать правовые нормы. Он может лишь отразить изменения и дополнения, которые уже сделал правотворческий орган.

Существует несколько видов инкорпорации. Деление можно производить по различным основаниям.

1) В зависимости от  юридической силы издаваемых  сборников и собраний законодательства  инкорпорация делится на официальную, официозную (полуофициальную) и неофициальную.

Официальная инкорпорация- это упорядочение правовых норм путем издания компетентными органами сборников действующих нормативно-правовых актов. Такая форма инкорпорации осуществляется от имени или по поручению правотворческого органа, но с последующим утверждением им результатов. Все авторы приводят в примеры свод законов Юстиниана, Свод законов СССР, Свод законов РСФСР. В настоящее время официальной инкорпорацией в России можно считать «Собрание законодательства Российской Федерации».

Официозная инкорпорация. Сборники нормативных актов составляются по поручению правотворческого органа, но им не утверждаются, поэтому тексты помещенных в нем актов не приобретают официальный характер. Эта разновидность инкорпорации сейчас практически не находит применения.

Неофициальная инкорпорация. Она производится различными ведомствами, организациями, издательствами, научными учреждениями, отдельными юристами по собственному усмотрению. Материал для обработки отбирается ими в зависимости от своих нужд и целей. Неофициальные сборники законодательства не являются источниками права и на них нельзя ссылаться в процессе правотворчества и применения права.

2) По характеру расположения  материала все собрания законодательства  можно разделить на хронологические и систематические (предметные).

В хронологических собраниях нормативные акты располагаются последовательно по датам их издания.

В систематических собраниях нормативные акты располагаются по предметному признаку, т.е. по отраслям права, их институтам, сферам государственной деятельности. В таких собраниях в начале каждого раздела и подразделения помещаются акты более высокой юридической силы, содержащие основные нормы по соответствующему вопросу, а затем акты, которые развивают, конкретизируют и детализируют основные нормы. Такой вид инкорпорации наиболее удобный и эффективный.

Еще существует смешанный вид. При использовании этого вида могут сочетаться хронологический и предметный принцип расположения материала. В этом случае разделы подразделяются по предметному принципу, а внутри каждого раздела, акты располагаются в хронологическом порядке.

Информация о работе Систематизация законодательства