Теория и практика систематизации законодательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июля 2013 в 16:40, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – рассмотреть характерные черты и особенности такого вида юридической деятельности как систематизация законодательства.
В соответствии с данной целью были поставлены следующие задачи:
1. выявить существенные признаки и задачи данного вида юридической деятельности;
2. рассмотреть формы систематизации законодательства и дать их сравнительную характеристику;
3. выделить основные этапы работы по систематизации и показать их значение для развития всей системы законодательства.

Содержание

Введение...................................................................................................................3
Глава I. Общая характеристика систематизации законодательства.....................................................................................................5
§1. Понятие систематизации законодательства…………………………….….5
§2. История систематизации
законодательства………………………………..............................................7
Глава II. Формы систематизации законодательства...................................................................................................10
§1. Учет и консолидация как формы систематизации законодательства....................................................................................................10
§2. Инкорпорация как форма систематизации законодательства....................................................................................................17
§3. Кодификация как форма систематизации законодательства....................................................................................................20
Глава III. Основные этапы систематизации законодательства...................................................................................................24
Заключение............................................................................................................29
Список литературы.........................................................................................

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая ТГиП.docx

— 159.74 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

Министерство образования

Учреждение образования

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ, СТАТИСТИКИ И ИНФОРМАТИКИ»

 

Институт Права

Специальность Юриспруденция

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

По дисциплине  «Теория  государства и права»

              На тему: Теория и практика  систематизации законодательства

 

 

 

                                                                                           Выполнила: Ларина В.В.

 Группа: ДГЮ-102

Научный руководитель: Печников А.П.

 

 

 

Москва

2013.

Содержание

Введение...................................................................................................................3

Глава I. Общая характеристика систематизации законодательства.....................................................................................................5

  §1. Понятие систематизации законодательства…………………………….….5

  §2. История систематизации                                                                                       

      законодательства………………………………..............................................7

Глава II. Формы систематизации законодательства...................................................................................................10

  §1. Учет и консолидация как формы систематизации законодательства....................................................................................................10

  §2. Инкорпорация как форма систематизации законодательства....................................................................................................17

  §3. Кодификация как форма систематизации законодательства....................................................................................................20

Глава III. Основные этапы систематизации законодательства...................................................................................................24

Заключение............................................................................................................29

Список литературы.............................................................................................................31

Приложение №1...........................................................................................................................33

Приложение №2...........................................................................................................................35

Приложение №3...........................................................................................................................36

Приложение №4...........................................................................................................................38

 

Введение

       Кто из нас хотя бы один раз в жизни не восклицал, узнав об очередном изменении в законодательстве: «Ну кто придумывает такие законы! Кому в голову могла прийти мысль сочинить такой акт!», совершенно не задумываясь, что процесс правотворчества это не простое «сочинительство», направленное на упорядочение общественных отношений, а сложнейший процесс, охватывающий не одну стадию прохождения и играющий отнюдь не второстепенную роль в правовой жизни общества. Еще со времен становления государства, дабы установить хоть какой то минимальный

порядок, сильнейшие мира сего творили право, стараясь достичь  оптимального результата своей деятельности для удовлетворения амбиций и требований населения. Что уж говорить о нынешних временах, когда в динамике текущих дней каждый аспект жизни и деятельности требует правового закрепления и подтверждения! Именно сейчас систематизация нормативно-правовых актов занимает весьма не последнее место.

    Таким образом, данная тема актуальна для исследования, так как:

В отечественной и зарубежной литературе проблемам систематизации

законодательства посвящено  много книг, диссертаций и статей.

 Потребность в систематизации важна для законодательства Российской Федерации, потому что число действующих нормативных актов всех уровней – и федерального, и регионального, и муниципального – постоянно растёт. Создаются сотни и тысячи новых нормативных актов, существенно меняющих характер и основные принципы правового регулирования. Поэтому если сейчас не заниматься упорядочением действующей нормативной базы, которая увеличивается весьма быстрыми темпами, в будущем возникнут большие трудности в нахождении и использовании действующих норм права, хаос и неразбериха в российском нормативном хозяйстве. Дело осложняется еще и тем, что сейчас, когда создается практически новая правовая система в Российской Федерации, нужно также срочно решить судьбу формально действующих нормативных актов России и их частей, которые полностью либо частично противоречат новым нормативным решениям или попросту безнадежно устарели. Систематизация законодательства объективно отражает состояние юридической науки и практики государства.

 

    

  Цель данной работы – рассмотреть характерные черты и особенности такого вида юридической деятельности как систематизация законодательства.

В соответствии с данной целью были поставлены следующие  задачи:

1. выявить существенные  признаки и задачи данного  вида юридической деятельности;

2. рассмотреть формы систематизации  законодательства и дать их  сравнительную характеристику;

3. выделить основные этапы  работы по систематизации и  показать их значение для развития  всей системы законодательства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Общая характеристика систематизации законодательства

§1.  Понятие систематизации законодательства

    Систематизация законодательства – это постоянная форма развития и упорядочения действующей правовой системы1. В современных цивилизованных государствах имеется значительное число нормативных актов, принимаемых различными правотворческими органами. Правотворчество не может остановится на определенном этапе, а все время находится в движении, в развитии в силу динамизма социальных связей, возникновения новых потребностей общественной жизни, требующих правового регулирования. Постоянно меняющаяся правовая система, ее развитие и совершенствование, принятие новых нормативных актов, внесение в них изменений, отмена устаревших нормативных решений объективно обусловливают упорядочение всего комплекса действующих нормативных актов, их укрупнение, приведение в определенную научно обоснованную систему, издание разного рода сборников и собраний законодательства. Такая деятельность по приведению нормативных актов в единую, упорядоченную систему называется систематизацией законодательства.

    Систематизация законодательства необходима, во-первых, для дальнейшего развития законодательства. Анализ и обработка действующих нормативных актов, группировка правовых предписаний по определенной схеме, создание внутренне единой системы актов являются необходимыми условиями эффективности правотворческой деятельности, способствуют ликвидации пробелов, устарелостей и противоречий в действующем законодательстве. Во-вторых, систематизация законодательства нужна как эффективное средство расчистки накопившихся массивов нормативных актов, ревизии действующей правовой системы. В-третьих, она обеспечивает возможность хорошо ориентироваться в действующем законодательстве, оперативно находить и правильно толковать все нужные нормы. Наконец, в-четвертых, систематизация является необходимой предпосылкой целенаправленного и эффективного правового просвещения и воспитания, научных исследований, обучения студентов.

 

     В различные периоды развития государства потребность в систематизации законодательства бывает различна. Когда накапливается в течение многих лет большой объем нормативно-правового материала, когда существует значительное число нормативных актов, принятых в разное время и к тому же перекрывающих друг друга, действующих в усеченном объеме или попросту устаревших, фактически утратившими силу, систематизация особенно необходима. В условиях модификации, революционного преобразования правовой системы, когда отменяются целые нормативные блоки, регулирующие, подлежащие реформированию отношения, когда по сути дела создается качественно новая общественно-экономическая система, объективно требующая обновленных законов, систематизация законодательства как бы уходит на второй план.

    Ныне темпы правотворческой деятельности и в первую очередь законотворческой деятельности в России как никогда высоки. Создаются сотни и тысячи новых нормативных актов, существенно меняющих характер и основные принципы правового регулирования. Поэтому если сейчас не заниматься упорядочением действующей нормативной базы, которая увеличивается весьма быстрыми темпами, в будущем возникнут большие трудности в нахождении и использовании действующих норм права, хаос и неразбериха в российском нормативном хозяйстве. Дело осложняется еще и тем, что сейчас, когда создается практическая новая правовая система в Российской Федерации, нужно также срочно решить судьбу формально действующих нормативных актов России и их частей, которые полностью либо частично противоречат новым нормативным решениям или попросту безнадежно устарели.

    Обычно в понятие систематизации законодательства включаются четыре самостоятельные формы правовой деятельности:2

  1. Сбор государственными органами, предприятиям, фирмами и другими организациями действующих нормативных актов, их обработка и расположение по определенной системе, хранение, а также выдача справок для заинтересованных органов, организаций, отдельных лиц по их запросам (учет нормативных актов);
  2. Подготовка и издание различного рода собраний и сборников нормативных актов (инкорпорация законодательства);
  3. Подготовка и принятие укрупненных актов на базе объединения норм разрозненных актов, изданных по одному вопросу (консолидация законодательства);
  4. Подготовка и принятие новых актов (типа кодексов), в которых помещаются как оправдавшие себя нормы прежних актов, так и новые нормативные предписания (кодификация законодательства).

§2. История  систематизации законодательства

    Системное упорядочение действовавшего в России законодательства, сведение в едином акте разрозненных правовых норм предпринималось издавна. Элементы кодификации заметны уже в Судебниках XV-XVI столетий. Тогда комплексного объединения потребовали правила судопроизводства – как уголовного, так и по гражданским делам. Именно такую цель и преследовало составление судебников. Свойство акта-основы, вокруг которого группировались бы все в последующем издаваемые акты, обязательная сила – таковы главные юридические характеристики первых Судебников.  Правда, по количественному соотношению материальные нормы первых Судебников едва ли уступали судопроизводственным.

    Не только систематизированным законодательным актом, охватывавшим правовым регулированием все наиболее значимые сферы государственной и общественной жизни, но и символом окрепшего единства Российского государства стало Соборное Уложение 1649 г. царя Алексея Михайловича. Соборное Уложение заменило собой ранее действовавшие акты, признало их утратившими силу;  из изданных до него актов сохранили юридическую силу только те, на которые делились ссылки в самом Уложении.

    Подготовка Соборного Уложения – весомый вклад в дело законотворчества и систематической обработки законодательства. Данным законом были урегулированы практически все стороны общественно-политической жизни того времени; в нем нашли отражение нормы всех отраслей российского права.

    Необходимость кодификации российских законов была осознана еще во времена Петра Первого. С тем, чтобы облегчить применение действующих актов, особенно если одни из них противоречили другим, царь Петр, считавший соблюдение законов обязательным для всех подданных, решил объединить их в сводном уложении. Работа по составлению такого уложения длилась более века и результатов не дала. Тем не менее, она послужила отправной точкой для систематической обработки всего накопившегося законодательного материала.

    Начало работе по кодификации законов было положено указом 18 февраля 1700 г.3 Петр Первый повелел свести воедино все акты, которые были изданы после Уложения 1649 года. Для этой цели была образована «Палата о уложении» - первая в череде комиссий, создаваемых в разные годы на протяжении XVIII – начале XIX веков для составления сводного уложения. Данная деятельность и в настоящее время является достаточно трудоемкой, а для того времени при существовавшем уровне законодательной техники, да и вообще юридической грамотности, представлялась весьма и весьма сложной.

    Составление нового уложения, по замыслу Петра I, должно начаться со сбора всех новоуказных статей и других узаконений. Бояре, по указу 18 февраля 1700 г., разослали всем ведомствам циркуляры, предписывающие доставить в Боярскую думу тексты всех узаконений и приговоров, которыми они руководствовались в работе. Позднее, после учреждения в 1711г. Сената, составлением сводного уложения стал заведовать Сенат. Сенат, в свою очередь, сформулировал ряд организационных требований к проводившим такую деятельность ведомствам. Так, ко всем представляемым актам должны были прилагаться сведения о том, какие из новоуказных статей были приняты в дополнение или во изменение Соборного Уложения, какие – не имели такой цели. Итоги проведенной работы не удовлетворили Петра.

    Работа по составлению сводного уложения российских законов протекала с большими трудностями. Создание сводного уложения продолжало оставаться задачей, решение которой со временем не только не теряло актуальности, но становилось все более необходимым: новые законы, в какой-то мере вносившие изменения в общественно-политические и экономические устои общества, не согласовывались с ранее изданными, устаревшими, но не отмененными правовыми документами. Ни один из кодификационных проектов не удалось успешно реализовать при Петре, поскольку деятельность различных по наименованию и продолжительности работ комиссий так и не достигла своей цели – создания сводного уложения.

Информация о работе Теория и практика систематизации законодательства