Роль частных детективов и охранных служб в правоохранительной деятельности государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2015 в 21:21, реферат

Краткое описание

Современное состояние российского общества отражает результаты тех преобразований, которые оно претерпевало на протяжении последнего десятилетия. Изменение отношений власти-подчинения предопределило собой и изменение многих общественных процессов. Так, появление лиц, профессионально занимающихся бизнесом, частной собственности и становление институтов рыночной экономики, ослабление государственной власти и разгул преступности вызвали необходимость появления негосударственной правоохранительной системы.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…5
1. Правовые основы частной детективной и охранной деятельности……….7
2. Проблемы квалификации преступлений, связанных с превышением полномочий служащими частных охранных и детективных служб…………16
Заключение……………………………………………………………………….21
Список литературы………………………………………………………………23

Вложенные файлы: 1 файл

Частные детективы и охранные службы.doc

— 101.00 Кб (Скачать файл)

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Правоохранительные органы»

 

на тему «Роль частных детективов и охранных служб в правоохранительной  деятельности государства».

 

 

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…5

1. Правовые основы частной  детективной и охранной деятельности……….7

2. Проблемы квалификации преступлений, связанных с превышением полномочий служащими частных охранных и детективных служб…………16

Заключение……………………………………………………………………….21

Список литературы………………………………………………………………23

 

 

Введение

Современное состояние российского общества отражает результаты тех преобразований, которые оно претерпевало на протяжении последнего десятилетия. Изменение отношений власти-подчинения предопределило собой и изменение многих общественных процессов. Так, появление лиц, профессионально занимающихся бизнесом, частной собственности и становление институтов рыночной экономики, ослабление государственной власти и разгул преступности вызвали необходимость появления негосударственной правоохранительной системы. Данная система в свою очередь, с одной стороны, представляет одно из новых направлений деятельности негосударственных структур, а с другой, обеспечивает нормальное функционирование иных негосударственных структур, и в первую очередь - защиту нового социально-профессионального класса предпринимателей.

Уголовный кодекс РФ в гл. 23 («Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях») содержит статью 203, предусматривающую уголовную ответственность за превышение полномочий руководителями или служащими частных охранных или детективных объективных служб. Включение в УК подобной нормы свидетельствует о явной обеспокоенности законодателя сложившимся положением дел в частной правоохранительной системе.

Актуальность темы реферата обусловлена теоретической и практической значимостью проблем, связанных с совершенствованием правоохранительной деятельности органов внутренних дел и негосударственных формирований, как важнейшей гарантии укрепления законности, что крайне необходимо в процессе формирования юридических и социально-политических основ правовой государственности.

Проблема участия представителей частных охранных структур в охране общественного порядка наряду с работниками органов внутренних дел представляется весьма актуальной. Уже очевидно, что обеспечить в должной мере охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности в современных условиях силами одних подразделений милиции общественной безопасности невозможно. В этих условиях органы внутренних дел стали остро нуждаться в привлечении для решения поставленных перед ними задач приданных сил1.

Основная цель работы: анализ и раскрытие административно-правовых и организационных аспектов частной детективной и охранной деятельности в современный период.

В соответствии с данной целью в исследовании были поставлены следующие задачи:

1. Анализировать нормативно-правовые  акты, определяющие порядок создания  и функционирования частных детективных  и охранных предприятий.

2. Определить сферы функционирования  лиц, осуществляющих частную детективную  и охранную деятельность, их основные права и обязанности.

3. Рассмотреть основные  формы взаимодействия органов  ОВД с частными детективами  и охранными предприятиями.

В процессе выполнения курсовой работы использовались диалектический и исторический методы исследования; общенаучные и частнонаучные методы, включая системный подход, сравнительно – правовой, исторический и другие методы.

 

 

 

1. Правовые основы частной детективной и охранной деятельности

В статье 1 Закона № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности» частная детективная и охранная деятельность определяются как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам предприятиями, имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел, в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов2.

Потребность граждан и юридических лиц в дополнительной защите принадлежащих им имущественных и неимущественных прав возникла не на пустом месте. Она вызвана тем, что переход к рыночным отношениям в России вызвал резкое обострение криминогенной ситуации, в частности, рост преступных посягательств на жизнь, здоровье и личную неприкосновенность граждан, а также преступных посягательств корыстного характера.

Представляется, что такого положения не должно быть, и решить эту проблему поможет создание новой отрасли законодательства – охранного законодательства.

Ряд проблем требует законодательного разрешения и существенной юридической, аналитической и научной проработки совместно с заинтересованными министерствами: обеспечение надежной охраны и предотвращение террористических актов и экономических преступлений на охраняемых объектах; запрет на вмешательство в гражданско-правовые споры, связанные с разделом имущества; недобросовестная конкуренция; содействие негосударственных организаций безопасности правоохранительным органам в обеспечении безопасности; правовое регулирование деятельности служб безопасности; участие иностранного капитала в охранной и сыскной деятельности; регулирование инкассаторской деятельности и другие3.

Охранное законодательство в России представляет собой совокупность законодательных и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы, регулирующие общественные отношения между субъектами охранной деятельности и государством в связи с осуществлением охранной деятельности по обеспечению безопасности личности, объектов государственной и негосударственной охраны.

Правовое регулирование в сфере частного сыска и охраны осуществляется в рамках отдельного гражданско-правового института, который представляет собой особую совокупность норм, регулирующих на основе ряда общеправовых, отраслевых (гражданско-правовых) и институциональных принципов, имущественные и неимущественные отношения, возникающие при оказании сыскных или охранных услуг.

Принципами правового института, регулирующего отношения в сфере частного сыска и охраны, являются:

а) конфиденциальность;

б) взаимодействие сыскных и охранных организаций с правоохранительными органами;

в) необходимость определенного профессионального уровня работников сыскных и охранных организаций;

г) недопустимость применения способов и средств, нарушающих права и свободы граждан;

д) ограниченное применение огнестрельного оружия и специальных средств.

Частная детективная и охранная деятельность отличается от правоохранительной деятельности, осуществляемой государственными органами по следующим признакам:

а) по своему характеру частная детективная и охранная деятельность, осуществляется на договорной основе и рассчитана на получение прибыли;

б) частная детективная и охранная деятельность базируется на договорных отношениях, где четко определены пределы и время возникновения и прекращения этих отношений;

в) лица, осуществляющие частную сыскную деятельность, не наделены полномочиями должностных лиц правоохранительных органов и в случае нарушения своих обязанностей, несут ответственность в ином порядке, нежели должностные лица государственных правоохранительных органов;

г) государственная правоохранительная деятельность регулируется уголовным, уголовно-процессуальным, административным, уголовно-исполнительным, оперативно-розыскным законодательством, а негосударственная уголовным, административным и гражданским законодательством, что накладывает определенный отпечаток на основополагающие принципы деятельности этих структур в целом;

д) частная детективная и охранная деятельность носит в основном превентивный характер. Компетенция данных структур заканчивается (переходит к государственным правоохранительным органам) в случае совершения преступных действий в отношении клиента.

Таким образом, на основании вышеизложенного представляется возможным сформулировать следующее определение частной детективной и охранной деятельности в РФ:

Частная детективная и охранная деятельность - это деятельность, по защите прав и законных интересов физических и юридических лиц, а также по оказанию им иных услуг специально созданными для этих целей негосударственными предприятиями, действующими на договорной возмездной основе, использующими специальные силы, средства и методы в соответствии с законом и при неуклонном соблюдении установленного порядка4.

Изменения в Федеральном Законе РФ «О частной детективной и охранной деятельности» носят весьма значимый характер. Так, например, исключены положения, регламентирующие продление срока действия и аннулирование лицензий на частную детективную и охранную деятельность.

Таким образом, вопросы аннулирования лицензии должны решаться только в судебном порядке. Исключены требования получения персональных лицензий руководителями частных охранных предприятий и охранниками.

Более того, формально сняты ограничения к физическим лицам, занимающимся охранной деятельностью, в результате исключения отсылочной нормы, устанавливавшей требования к охранникам, аналогичные требованиям к детективам5.

Законом «О частной детективной и охранной деятельности» (далее Закон) предусмотрено два вида частной детективной и охранной деятельности: сыск и охрана.

В целях сыска разрешается предоставление следующих видов услуг:

1) сбор сведений по  гражданским делам на договорной  основе с участниками процесса;

2) изучение рынка, сбор  информации для деловых переговоров, выявление некредитоспособных или  ненадежных деловых партнеров;

3) установление обстоятельств  неправомерного использования в  предпринимательской деятельности  фирменных знаков и наименований, недобросовестной конкуренции, а также разглашения сведений, составляющих коммерческую тайну;

4) выяснение биографических  и других характеризующих личность  данных об отдельных гражданах (с их письменного согласия) при  заключении ими трудовых и  иных контрактов;

5) поиск без вести пропавших  граждан;

6) поиск утраченного гражданами  или предприятиями, учреждениями, организациями  имущества;

7) сбор сведений по  уголовным делам на договорной  основе с участниками процесса. В течение суток с момента  заключения контракта с клиентом на сбор таких сведений частный детектив обязан письменно уведомить об этом лицо, производящее дознание, следователя, прокурора или суд, в чьем производстве находится уголовное дело6.

При осуществлении частной сыскной деятельности допускается использование видео- и аудиозаписи, кино- и фотосъемки, технических и иных средств, не причиняющих вреда жизни и здоровью граждан и окружающей среде, а также средств оперативной радио- и телефонной связи (ст. 5 Закона «О частной детективной и охранной деятельности»).

Кроме того, в случае необходимости оказания частными детективами услуг, сопряженных с опасностью для их жизни и здоровья, им разрешается использование специальных средств, виды, порядок приобретения, учета, хранения и ношения которых устанавливаются Правительством Российской Федерации7.

Немаловажным является факт указания того, что граждане, занимающиеся частной детективной и охранной деятельностью, «не вправе осуществлять какие-либо оперативно-розыскные действия, отнесенные законом к исключительной компетенции органов дознания; действие законов, закрепляющих правовой статус работников правоохранительных органов, на лиц, осуществляющих частную детективную и охранную деятельность, не распространяется».

Согласно Закону сыскная деятельность должна быть основным видом занятости частного детектива, таким образом, законодатель приближает частного детектива к работнику правоохранительных органов, так же лишенному права совмещать службу с иными способами заработка.

Исчерпывающий перечень сыскных действий, путем выполнения которых может вести расследование частный детектив, определен в ст. 5 Закона. Согласно этой статье в ходе частной сыскной деятельности допускаются устный опрос граждан и должностных лиц (с их согласия), наведение справок, изучение предметов и документов (с письменного согласия их владельцев), внешний осмотр строений, помещений и других объектов, наблюдение для получения необходимой информации в целях оказания детективных услуг, перечисленных в ст. 3 Закона.

Нельзя не отметить важность оговорок о согласии лиц, на которых направлена частная детективная деятельность, что, соответствует положениям Конституции РФ, в частности ее п. 1 ст. 23: «Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну…»8.

Частный детектив вправе вести расследование только на основании письменного договора об оказании детективных услуг. Такой договор должен обязательно содержать сведения о договаривающихся сторонах, в том числе номер и дату выдачи частному детективному предприятию (объединению) лицензии на осуществление детективной деятельности, содержание поручения, срок его выполнения, ориентировочную сумму денежных расходов и гонорара за услуги, меры ответственности сторон, дату заключения договора.

Информация о работе Роль частных детективов и охранных служб в правоохранительной деятельности государства