Проблемы правоохранительной деятельности в РК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 17:14, контрольная работа

Краткое описание

Известно, что одно из приоритетных направлений в деятельности государства и его органов занимает формирование национального законодательства, направленного на обеспечение верховенства прав и свобод человека и гражданина, суверенитета Республики Казахстан, устойчивое и поступательное развитие казахстанского общества и государства, правовое обеспечение деятельности Казахстана на международной арене.

Вложенные файлы: 1 файл

СРС1.docx

— 25.09 Кб (Скачать файл)

Каспийский общественный университет

 

Кафедра публично-правовых дисциплин

 

 

Самостоятельная работа студента

по дисциплине

«ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ  ОРГАНЫ 

Республики  Казахстан»

 

 

 

 

 

 

Выполнил (а): Султанбаева Г.

            

                                               гр.  ЗПВ 2,6-13-ДТО

 

 

 

 

 

 

 

Алматы  2013г.

 

Проблемы  правоохранительной деятельности  в РК.

 
 
Известно, что одно из приоритетных направлений в деятельности государства  и его органов занимает формирование национального законодательства, направленного  на обеспечение верховенства прав и  свобод человека и гражданина, суверенитета Республики Казахстан, устойчивое и  поступательное развитие казахстанского общества и государства, правовое обеспечение  деятельности Казахстана на международной  арене. 
 
В статье 1 Конституции Республики Казахстан подчеркивается, что Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого является человек, его жизнь права и свободы. Это свидетельствует о том, что государство в лице государственных и иных органов осуществляет свою деятельность на основе правовых норм, обеспечения верховенства Закона, охраны прав и законных интересов личности, установления взаимной юридической ответственности государства и граждан. 
 
Для подавляющего большинства государственных органов диапазон их деятельности не замыкается, естественно, на решении названных, хотя и весьма важных, но все же конкретно ограниченных задач - задач правопорядка, зашиты прав и свобод человека, борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. Некоторые функции по охране правопорядка и законности они выполняют как бы попутно, наряду с осуществлением своих  основных  задач. 
 
Обеспечением правопорядка и законности занимается специальный круг органов, которые существуют только или главным образом для выполнения такой роли. Их принято именовать органами охраны правопорядка, т. е. органами, которые призваны охранять установленный Конституцией РК, другими законодательными и правовыми предписаниями порядок жизни и деятельности государства в целом. 
 
Очень близко к понятию органов охраны правопорядка примыкает понятие правоохранительных органов. Эти понятия весьма схожи, но не идентичны. Круг органов, обозначаемых ими, не совпадает. Не все органы охраны правопорядка можно считать правоохранительными. Равным образом к числу 
правоохранительных, не принято относить некоторые органы охраны правопорядка. 
 
Некоторые авторы понятие правоохранительной деятельности рассматривают в широком и узком смыслах. В широком смысле - это деятельность всех государственных органов, обеспечивающих соблюдении прав и свобод граждан, их реализации, законность и правопорядок. В узком смысле слова - это деятельность специально уполномоченных органов по охране права от нарушений, осуществляемая в установленной законом форме, в соответствии с компетенцией того или иного органа. 
 
Однако, для того, чтобы четко усвоить суть критериев, которыми следовало бы руководствоваться при отнесении тех или иных государственных органов к числу правоохранительных, весьма важно уяснить признаки деятельности, получившей в известной мере условное, но уже ставшее 
привычным, наименование - «Правоохранительная деятельность». 
Согласно законодательству РК правоохранительная деятельность имеет ряд своих признаков: 
 
во первых: правоохранительная деятельность осуществляется только на основе закона с применением юридических мер воздействия, как принуждение и взыскание по различным видам преступления. Здесь особое место занимает меры предупреждения противоправных действий; 
 
во вторых: применяемые юридические меры воздействия должны строго соответствовать законам  и  иным  нормативно-правовым  актам; 
 
в третьих: правоохранительная деятельность осуществляется с соблюдением определенных процедур на основе закона. Например, никакое наказание за совершенное преступление не применяется без предварительного разбирательства; 
 
в четвертых: реализация правоохранительной деятельности возлагается на специальные и уполномоченные государственные органы, состоящие из грамотных и подготовленных работников. 
 
С учетом сказанного можно определить понятие правоохранительной деятельности; как -это деятельность государства в лице его специально уполномоченных органов по обеспечению законности, правопорядка, охране прав и законных интересов общества, государства, общественных и иных объединений граждан, защите прав и свобод человека и гражданина, борьбе с преступлениями и другими правонарушениями, которая осуществляется в установленном законом порядке посредством применения в строгом 
соответствии с законом мер юридического воздействия (в том числе мер государственного  принуждения). 
 
По своему содержанию правоохранительная деятельность не является односложной. Ее многоплановость определяется в относительном разнообразии выполняемых социальных функций, содержание которых предопределяется основными направлениями данного вида государственной деятельности. К числу таких направлений (функций) следовало бы относить:

  •  
    конституционный контроль;
  •  
    правосудие;
  •  
    организационное обеспечение судов;
  •  
    прокурорский надзор;
  •  
    выявление и расследование преступлений;

- оказание юридической  помощи и защита по уголовным  делам. 
 
Каждое из этих направлений нацелено на достижение конкретных результатов: устранение нарушений предписаний Конституции РК, справедливое разбирательство и разрешение гражданских, уголовных и иных дел, создание условий для нормальной деятельности судов; выявление и устранение нарушений закона с помощью средств прокурорского реагирования, раскрытие и изобличение лиц, виновных в совершении преступления, подготовка материалов для рассмотрения конкретных дел в суде, представление всем, кому это необходимо, квалифицированной юридической помощи. Достижение этих результатов, в конечном счете, обеспечивает выполнение упомянутых выше задач правоохранительной деятельности, несмотря на своеобразие и специфичность методов, используемых в процессе реализации конкретных функций.

 
Для выполнения основных направлений (функций) правоохранительной деятельности существуют конкретные правоохранительные органы. 
 
В юридической науке нет единого мнения о круге правоохранительных органов: одни относят к их числу большее количество, а другие меньшее. Этот разнобой объясняется тем, что данный вопрос не урегулирован в законодательном порядке, так же как и в законодательных актах не дано понятия правоохранительной деятельности. Одни авторы считают, что правоохранительными органами являются только те, которые непосредственно ведут борьбу с преступностью, другие - которые искореняют преступления и 
иные посягательства, третьи - те, которые поддерживают порядок в общественных местах.  
В науке давно укоренилась мнения, согласно которой суд является правоохранительным органом. Однако, на наш взгляд, отнесение судов к правоохранительным органам является не верным. В связи с тем, что суд является особым государственным органом, с особым, отличающийся от правоохранительных органов, правовым статусом. Согласно п.2 ст.1. Конституционного Закона РК «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» является «защита прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, обеспечении исполнения Конституции и законов, иных 
нормативных правовых актов, международных договоров республики». 
С учетом определения правоохранительной деятельности, характеристики ее функций (направлений) и сложившейся практики к правоохранительным органам можно отнести: 
органы, осуществляющие организационное обеспечение деятельности судов (Комитет по судебному администрированию при Верховном суде РК) и его администраторы в областях, г.г. Астане и Алматы; 
органы прокуратуры; 
органы, осуществляющие выявление, пресечение и расследование преступлений (некоторые органы предварительного расследования и дознания МВД, КНБ, МЮ РК, Агентство финансовой полиции); 
органы, обеспечивающие организацию правовой помощи и правового обеспечения (адвокатура, нотариат). 
суды (районные и приравнены к ним, областных и приравненных к ним и Верховный Суд РК) стоят, как нам кажется, над правоохранительными органами.

За годы независимости Казахстана сложилась и в целом эффективно функционирует правоохранительная система, отвечающая потребностям демократического и правового государства. В то же время правоохранительная деятельность государства требует своего дальнейшего развития и совершенствования . Указанное относится и к органам предварительного следствия.

Следственная функция является важной частью уголовно-процессуальной деятельности. Подавляющее большинство уголовных дел расследуется в формате предварительного следствия до начала главного судебного разбирательства, что вызывает интерес к проблемам повышения эффективности аппаратов расследования уголовных дел. В этой связи, как показывает анализ научной литературы, следственная деятельность - предмет непрекращающихся научных дискуссий и организационно-правовых преобразований.

Вопросы, касающиеся повышения эффективности и улучшения организации деятельности следственного аппарата, в том числе принятии мер, направленных на повышение процессуального статуса следователя, обозначены в Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 по 2020 годы, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 24 августа 2009 года.

Также указанные вопросы поднимались в Указе Президента Республики Казахстан «О дополнительных мерах по усилению борьбы с преступностью и коррупцией и дальнейшему совершенствованию правоохранительной деятельности в Республике Казахстан» от 22 апреля 2009 года № 793.

В соответствии с уголовным процессуальным законодательством, следователь в уголовном судопроизводстве призван реализовать функцию расследования уголовного дела (разрешения уголовного дела на стадии предварительного расследования). Реализация именно данной функции позволяет ему обеспечить всестороннее, полное и объективное исследование обстоятельств дела, не ограничивая при этом действие принципа состязательности сторон в ходе досудебного производства.

Законодатель, поместив следователя в группу участников процесса со стороны обвинения (п.п.11-13 4.1 ст.7 УПК РК), нормативно узаконил обвинительный уклон его деятельности. Однако процессуальная роль следователя в досудебном производстве не позволяет ему осуществлять только обвинительную деятельность. Следователь, осуществляя производство по делу, обязан не только собирать обвинительные доказательства для установления и изобличения лица, совершившего преступления. На него, в частности, возложено и решение таких задач, как обеспечение законности и обоснованности вовлечения физических и юридических лиц в сферу уголовного судопроизводства, а также защита их прав и законных интересов; ограждение от необоснованного обвинения


Информация о работе Проблемы правоохранительной деятельности в РК