Налоговый контроль в деятельности государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2012 в 19:39, научная работа

Краткое описание

В условиях рыночной экономики налоги являются основным источником финансирования деятельности государства и содержания его аппарата. Используя налоговые рычаги, государство в состоянии активно воздействует на экономические процессы, происходящие в стране, подталкивая их развитие в направлениях, выгодных обществу.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические основы к содержанию понятия налоговый контроль 5
1.1.Понятие налогового контроля 5
1.2.Формы и методы налогового контроля 8
2.Виды налоговых проверок в России 11
2.1.Камеральная налоговая проверка 11
2.2.Выездная налоговая проверка 15
3.Пути совершенствования налогового контроля в России 21
Заключение 29
Список использованной литературы 31

Вложенные файлы: 1 файл

НАУЧНАЯ РАБОТА ПО НАЛОГАМ.doc

— 162.00 Кб (Скачать файл)


2

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФАКУЛЬТЕТ «ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ»

КАФЕДРА «Бухгалтерский учет, налогообложение и аудит»

 

 

Научная работа

по дисциплине «Налоги и налогообложение»

на тему:

«Налоговый контроль в деятельности государства»

 

 

Выполнила:

студентка гр.09БЭ1

А.И.Амирова

__________

(подпись,дата)

 

Проверил:

к.э.н., доцент

А.Н. Акжигитова

___________

(подпись,дата)

 

Пенза 2012

Содержание

Введение              3

1. Теоретические основы к содержанию понятия налоговый контроль              5

1.1.Понятие налогового контроля              5

1.2.Формы и методы налогового контроля              8

2.Виды налоговых проверок в России              11

2.1.Камеральная налоговая проверка              11

2.2.Выездная налоговая проверка              15

3.Пути совершенствования налогового контроля в России              21

Заключение              29

Список использованной литературы              31

 

 

 

 

 

 

 

Введение

  В условиях рыночной экономики налоги являются основным источником финансирования деятельности государства и содержания его аппарата. Используя налоговые рычаги, государство в состоянии активно воздействует на экономические процессы, происходящие в стране, подталкивая их развитие в направлениях, выгодных обществу. Налоги представляют собой основной источник существования государства и поэтому оно крайне заинтересовано в том, чтобы все предписания, заложенные в соответствующих актах налогового законодательства, были выполнены надлежащим образом. Причем это касается не только налогоплательщиков, обязанных точно и своевременно исполнять свои налоговые обязательства, но и всех других лиц, участвующих в сложных и многообразных операциях по организации и осуществлению налогообложения (налоговых агентов государства, банков и т.д.), а также собственных органов (в первую очередь налоговых).

Налоговый контроль – это не только контроль за полной и своевременной уплатой  налогов. В своем широком значении налоговый контроль – это контроль за исполнением законодательства. Контроль за соблюдением законодательства – это общая функция государства, которая распространяется на любые отрасли законодательства. Осуществляя контроль за соблюдением законодательства в целом, государство действует в качестве субъекта, равноудаленного от обеих сторон правоотношения, выступая в качестве беспристрастного арбитра в случае возникновения спора между ними.

Налоговый контроль является одним из наиболее хорошо организованных видов государственного контроля. Материальный интерес государства, пронизывающий всю сферу налогового контроля, объясняет то обстоятельство, что неуплата налогов выступает проблемой, превалирующей над всеми остальными проблемами как экономического, так и социального порядка. В основном же контроль реализуется через деятельность органов исполнительной власти, а конкретней – через деятельность органов налоговой службы государства.

Как известно, налоги появились с разделением  общества на классы и возникновением государственности, как взносы граждан, необходимые для содержания публичной власти. В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Так, целью работы является раскрытие понятия и содержания налогового контроля и способов его реализации на практике: формы и методы налогового контроля, так же рассмотреть пути совершенствования налогового контроля в России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     1.Теоретические подходы к содержанию понятия налоговый контроль

1.1. Понятие налогового контроля

Налоговый контроль является одним из важнейших направлений государственного финансового контроля. Приоритетность налогового контроля как направления контрольной деятельности, в первую очередь, обусловлена значимостью налогов и сборов как источников доходов федерального, региональных и местных бюджетов. По численности контролируемых лиц налоговый контроль также занимает основную позицию. [7, с.381].

Налоговый контроль относится к типу финансово-хозяйственного контроля. Данное направление контрольной деятельности соотносится с государственным финансовым контролем как частное с общим. От других направлений государственного финансового контроля налоговый контроль отличается по своему объекту (предмету), содержанию, формам и методам, составу контролирующих органов и контролируемых лиц. Кроме того, данное направление имеет свои специфические цели и задачи.

Объект налогового контроля можно определить как разновидность денежных отношений публичного характера, возникающих в процессе взимания налогов и сборов и привлечения нарушителей налогового законодательства к ответственности. Что же касается отношений по введению налогов и сборов, обжалованию актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц, то они являются объектом судебного контроля или прокурорского надзора.

Предметом налогового контроля, в первую очередь следует определить своевременность и полноту исполнения налогоплательщиками своих налоговых обязанностей по отношению к государству или муниципальному образованию. Однако при этом следует также учитывать, что наряду с уплатой налогов, к числу основных обязанностей налогоплательщиков-организаций, в соответствии со ст. 23 НК РФ, относится также ведение в установленном порядке учета своих доходов (расходов) и объектов налогообложения и представление налоговым органам и их должностным лицам документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов.

С учетом этого законность составления первичных учетных документов, регистров бухгалтерского (налогового) учета и отчетности, а также достоверность и полнота содержащейся в них информации об объектах налогообложения также составляет предмет налогового контроля. [1].

Состав субъектов налогового контроля определяется ст. 82 НК РФ, в соответствии с которой, к ним, прежде всего, относятся налоговые органы. Контрольными полномочиями налоговых органов наделены также таможенные органы и органы государственных внебюджетных органов. Отдельными полномочиями по осуществлению проверок налогоплательщиков наделены и другие государственные органы - Счетная палата, Министерство финансов Российской Федерации, Федеральная служба налоговой полиции Российской Федерации и некоторые другие.

Контролируемыми субъектами являются налогоплательщики, плательщики сборов, налоговые агенты и банки.

Главной целью налогового контроля является создание совершенной системы налогообложения и достижение такого уровня исполнительности (налоговой дисциплины) среди налогоплательщиков, налоговых агентов и иных лиц, при которых исключаются нарушения налогового законодательства или их число незначительно. [7, с.388].

Наряду с основной целью налогового контроля выделяются также цели отдельных его направлений.

Так, целью контроля за расходами физических лиц является установление соответствия осуществляемых ими крупных расходов получаемым доходам, а контроля за соблюдением правил использования контрольно-кассовых машин - обеспечение полноты учета выручки денежных средств в организациях.

К числу задач налогового контроля относятся:

- неотвратимое наказание нарушителей законодательства о налогах и сборах;

- обеспечение правильного исчисления, своевременного и полного внесения налогов и сборов в бюджет (государственные внебюджетные фонды);

- предупреждение нарушений законодательства о налогах и сборах, а также возмещение ущерба причиняемого государству в результате неисполнения налогоплательщиками (налоговыми агентами) и иными лицами своих обязанностей.

Содержание налогового контроля включает:

- проверку выполнения физическими лицами и организациями обязанностей по исчислению и уплате налогов;

- проверку постановки на налоговый учет и исполнение налогоплательщиками связанных с ним обязанностей;

- проверку правильности ведения бухгалтерского (налогового) учета, своевременности представления налоговых деклараций и достоверности содержащихся в них сведений;

- проверку соответствия крупных расходов физических лиц их доходам;

- проверку исполнения налоговыми агентами обязанностей по исчислению, удержанию у налогоплательщиков и перечислению в соответствующий бюджет (государственный внебюджетный фонд) налогов и сборов;

- проверку соблюдения налогоплательщиками и иными лицами процессуального порядка, предусмотренного налоговым законодательством;

- проверку соблюдения банками обязанностей, предусмотренных налоговым законодательством;

- проверку правильности применения контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением;

- предупреждение и пресечение нарушений законодательства о налогах и сборах;

- выявление проблемных категорий налогоплательщиков;

- выявление нарушителей налогового законодательства и привлечение их к ответственности;

- возмещение материального ущерба, причиненного государству в результате неисполнения налогоплательщиками (налоговыми агентами) и иными лицами обязанностей, предусмотренных налоговым законодательством.

Значительной спецификой отличаются также формы и методы налогового контроля.

Основной формой осуществления налогового контроля является проверка. Налоговый надзор фактически осуществляется органами прокуратуры. Использование такой формы, как ревизия в рамках контрольной деятельности налоговых органов или иных контролирующих органов также не исключается.

С учетом всего изложенного, налоговый контроль следует определить как важнейшее направление финансового контроля, представляющее собой деятельность обладающих соответствующей компетенцией субъектов с использованием специальных форм и методов, нацеленную на создание совершенной системы налогообложения и достижение такого уровня исполнительности (налоговой дисциплины) среди налогоплательщиков и налоговых агентов, при котором исключаются нарушения налогового законодательства или их число незначительно. [8, с.115].

      1.2. Формы и методы налогового контроля

Под формой финансового (налогового) контроля понимаются способы конкретного выражения и организации контрольных действий. Выделяются такие основные формы финансового контроля, как ревизия, проверка и надзор. Отличие между ними заключается в том, что ревизия охватывает все (или почти все) стороны деятельности объекта контроля, проверка проводится по определенному кругу вопросов или теме путем ознакомления с определенными сторонами деятельности. Надзор же производится контролирующими органами за хозяйствующими субъектами на предмет соблюдения последними установленных правил и нормативов. [5, с.37].

      В зависимости от временного фактора можно выделить три формы налогового контроля;

- предварительный;

- текущий;

- последующий.

Предварительный налоговый контроль осуществляется на стадии формирования бюджета, а также при разработке и рассмотрении проектов законов и других нормативных актов, касающихся вопросов налогов и налогообложения. Цель данного вида контроля—предотвратить возможные противоречия в действующем налоговом законодательстве, предупредить налоговые нарушения и их отрицательные последствия еще на стадии планирования, то есть до совершения финансово-хозяйственных операций, до уплаты налогов и других обязательных платежей.

Уполномоченные контрольные органы осуществляют предварительный налоговый контроль при разработке проектов местных и республиканского бюджетов, при разработке мероприятий по совершенствованию системы налогообложения и направлений реформирования налоговой политики. Налоговые органы обеспечивают полный учет в реестре налогоплательщиков, субъектов хозяйствования и иных юридических лиц, граждан, получающих доходы; контроль за своевременностью их постановки на учет.

Также предварительный налоговый контроль осуществляется при приемке и проверке расчетов по налогам и платежам до наступления срока уплаты обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды.

Текущий налоговый контроль проводится на стадии исполнения финансовых документов и осуществления хозяйственно-финансовых операций, связанных с вопросами налогообложения. Цель его—исключить возможные нарушения налоговой дисциплины в момент совершения операции, обеспечить своевременность и правильность перечисления налогов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды.

Заключительная форма налогового контроля—последующий контроль, который осуществляется после совершения тех или иных хозяйственных операций и завершения отчетного периода.

Информация о работе Налоговый контроль в деятельности государства