День единение республики Белоруссии и России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 18:01, реферат

Краткое описание

В середине 90-х годов Беларусь и Россия одними из первых государств–участников СНГ осознали необходимость тесной двусторонней интеграции. 6 января 1995 года они заключили Соглашение о Таможенном Союзе. 21 февраля 1995 года был подписан Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве между Российской Федерацией и Республикой Беларусь. 26 мая 1995 года у белорусской деревни Речка был убран символический пограничный знак, что ознаменовало ликвидацию границы между двумя странами. Точкой отсчета нового этапа единения народов Беларуси и России принято считать 2 апреля 1996 года, когда президентами двух стран был подписан Договор об образовании Сообщества Беларуси и России. С тех пор 2 апреля отмечается как День единения народов Беларуси и России.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 29.64 Кб (Скачать файл)

В ходе выполнения программы «Создание высокоэффективных и биологически безопасных лекарственных препаратов нового поколения на основе белков человека, получаемых из молока трансгенных животных «БелРосТрансген» разработаны оригинальные генные конструкты, обеспечивающие продукцию лекарственных белков человека с козьим молоком. Отработана технология получения животных-продуцентов человеческого лактоферрина. Бактерицидные свойства этого вещества (лактоферрина), позволяют снизить детскую смертность в младенческом возрасте и позволяют предполагать широкое  использование разработанных  на его основе препаратов при лечении воспалительных и онкологических заболеваний. Продвижение в этом направлении Беларуси и России позволит выйти на самые передовые рубежи в производстве новейшей фармакологической продукции, рынок которой оценивается в миллиарды долларов в год.

В целях продолжения исследований и выхода на практические результаты была разработана и утверждена в 2009 году новая программа «Разработка технологий и организация опытного производства высокоэффективных и биологически безопасных лекарственных средств нового поколения и пищевых продуктов на основе лактоферрина человека, получаемого из молока животных-продуцентов» («БелРосТрансген-2») на 2009-2013 годы.

В 1998 -2006 годах успешно  реализованы два этапа Программы  Союзного государства «Совершенствование и развитие единой технологии получения, сбора, анализа и прогноза, хранения и распространения гидрометеорологической информации и данных о загрязнении природной среды» (первый этап 1998 – 2001 гг., второй этап 2003-2006 гг.).

Концентрация финансовых, научно-технических, кадровых, вычислительных и информационных ресурсов двух стран, создание единого информационного  и технологического пространства в  области гидрометеорологии позволило  с минимальными затратами средств  и времени достичь результатов, имеющих важное значение для государств-участников Союзного государства. Внедрение в  сферу производственной деятельности гидрометеорологических служб Беларуси и России результатов, полученных в процессе реализации союзной программы, позволило существенно повысить качество, оправдываемость и оперативность доведения до конкретных потребителей различных видов гидрометеорологической продукции.

В результате выполнения мероприятий  программы точность гидродинамических  прогнозов, используемых синоптиками  России и Беларуси, повысилась по заблаговременности примерно на 0,5 суток. 

В настоящее время Министерством  природных ресурсов и охраны окружающей среды Беларуси и Федеральной  службой по гидрометеорологии и  мониторингу окружающей среды реализуется  новая союзная программа «Совершенствование системы обеспечения населения и отраслей экономики Российской Федерации и Республики Беларусь информацией о сложившихся и прогнозируемых погодно-климатических условиях, состоянии и загрязнении природной среды», рассчитанная  на 2007 – 2011 годы.

 

Перспективы союза России и Белоруссии

 

Перспективы союза России и Белоруссии стали одной из наиболее важных проблем, обсуждаемых аналитиками. И это неудивительно, поскольку  отношение к «братской республике»  и к установившемуся там режиму является для россиян важным критерием  при оценке адекватности самой российской власти.

В принципе, существует четыре сценария сближения России и Белоруссии:

1) полное поглощение,

2) продолжение нынешнего  сближения на базе союзного  договора,

3) сближение по типу  ЕС,

4) самостоятельное развитие  с надеждой объединиться когда-нибудь  в «Соединенных Штатах Европы».

Поглощение Россией Белоруссии по образцу объединения Германии было бы наиболее эффективным и приемлемым вариантом для народов обеих  стран. Разумеется, это повлекло бы за собой серьезные экономические  издержки для России, однако, когда  речь идет о стремлении братских народов  к объединению, не следует измерять гармонию народных настроений экономической  алгеброй. От такого развития событий  более всего выиграл бы белорусский  народ, так как для него закончилась  бы эпоха экономической экзотики и неосталинской риторики. Впрочем, этот вариант является и наименее вероятным, поскольку белорусская правящая элита к нему совершенно не готова — для нее он равнозначен потере средств к существованию.

Продолжение движения в логике нынешнего союзного договора совершенно неприемлемо для России. Этот сценарий справедливо было бы назвать «ремонтом», т. е. состоянием неустойчивости и неопределенности, из которого участники ремонта могут  извлекать личную пользу: ремонт всегда выгоден строителям. Расхождение  таможенных тарифов, множественность  валютных курсов, цены на энергоносители — эти и многие другие неурегулированные вопросы вредят союзу, однако выгодны отдельным участникам «строительства». Практика многих лет ремонта продемонстрировала его полную неэффективность — не только экономическую, но и политическую. Если посмотреть на эволюцию политических институтов России и Белоруссии, на произошедшие изменения в экономическом законодательстве двух стран, то нельзя не поразиться тому, как же далеко они разошлись друг с другом за годы сближения.

Объединение в «Соединенных Штатах Европы» может рассматриваться  в качестве стратегической перспективы, однако этот сюжет не имеет прямого  отношения к текущим проблемам  и среднесрочным перспективам российско-белорусского союза.

Наконец, существует сценарий сближения, опирающийся на опыт западноевропейской интеграции, который становится весьма популярным. Строго говоря, опыт ЕС не может быть транслирован на российско-белорусские  отношения непосредственно. Тому есть несколько причин. Во-первых, в ЕС объединялись народы, разделенные столетиями вражды и войн, тогда как в случае России и Белоруссии речь идет о  народах, живших в составе единого  государства. Во-вторых, в ЕС первоначально  входили примерно равные по экономическому потенциалу страны. В-третьих, европейские  страны имели примерно идентичные экономические  и политические институты, тогда  так в России и Белоруссии они  различны и за прошедшие годы эволюционировали в противоположных направлениях. В-четвертых, реальная интеграция экономик наших стран уже сейчас гораздо  ближе, чем была в послевоенной Западной Европе.

Следовательно, специфика  отношений России и Белоруссии сама по себе еще не позволяет сделать  однозначный вывод относительно перспектив использования опыта  ЕС. Одни факторы создают предпосылки  для более быстрой и более  глубокой интеграции, другие, напротив, тормозят этот процесс.

Но существует еще один фактор сближения наших западноевропейских соседей, который принципиально  важен для оценки перспектив российско-белорусского союза. Это близость базовых ценностей  формирующих европейский союз народов. Наблюдая за поведением правящей элиты  Белоруссии и, особенно, за решениями  большинства белорусского народа на выборах, трудно сделать вывод, что  российские и белорусские ценности находятся в одной системе  координат. Можно спорить вслед  за белорусской демократической  оппозицией, на какой именно процент  голосов мог бы рассчитывать Лукашенко  при более честной системе  выборов, однако вряд ли стоит сомневаться: большинство белорусских избирателей  отдает предпочтение именно ему. О чем  свидетельствует хотя бы опыт ЛДПР, в России политик подобного типа вряд ли получил бы большинство даже в самые тяжелые моменты посткоммунистической трансформации. И в этом глубочайшее  расхождение между двумя странами.

Сказанное, однако, не должно закрывать дискуссию о необходимых  шагах по формированию реального  российско-белорусского союза. Политические обстоятельства, препятствующие этому  союзу, могут отпасть, и тогда  интеграция возобновится.

Для начала реального движения к объединению Белоруссия должна сама (хотя и с помощью России) пройти ту часть пути, которую Россия прошла за последнее десятилетие. Речь идет о восстановлении в Белоруссии реально функционирующей политической демократии, оздоровлении бюджета, принятии российской налоговой системы и  таможенного законодательства. На этой базе можно начать и совместное движение к единой экономике.

Россия может и должна помочь братскому народу пройти свою часть пути. В самой же России весьма искаженно понимают эту помощь, предоставляя белорусскому правительству  комфортные финансовые условия для  существования — будь то дешевые энергоресурсы или кредитование бюджета. Между тем, как свидетельствует практика десятков стран (в том числе посткоммунистических), дешевые ресурсы не только не способствуют решению назревших проблем, но, напротив, тормозят преобразования.

Помощь нужна Белоруссии, прежде всего, в виде четкой политической позиции России и ее руководства  относительно условий и направлений  сближения двух стран, в виде технической  помощи в осуществлении стабилизационных мероприятий и структурной реформы, в виде поддержки российского  бизнеса, готового инвестировать в  Белоруссию. И только в данном контексте  имеет смысл обсуждать реальные возможности применения опыта формирования ЕС для создания союза России и  Белоруссии.

 

Заключение

 

С момента подписания Договора «О создании Союзного государства» прошел ни один год. Наблюдая за достаточно успешным развитием сотрудничества, некоторые  страны также выражают желание присоединиться к союзу. В настоящее время  необходимо подчеркнуть, что при  любых путях развития ситуации вокруг привлечения к Союзному государству  самых экзотических "коалиционеров", сам этот союз для России и Белоруссии крайне важен. Сегодня фактически только Белоруссия "мешает" замыканию  геополитической Балтийско-Черноморской дуги, превращающейся не только в "санитарный кордон" между Россией и Западом, но и в реальный плацдарм для всех форм экспансии на российскую территорию. Если такое замыкание произойдет, речь пойдет уже о дележе территории самой России по тем или иным стратегическим схемам.

Кроме того, Белоруссия исключительно  важна для России и как единственный по сути (в отсутствие Украины и  Прибалтики) выход в Европу для  транспортно-коммуникационных маршрутов (железные и автомобильные дороги, газопроводы и нефтепроводы, ЛЭП  и т.д.). Уход Белоруссии из зоны "российской союзности" будет означать резкое наращивание уровня геополитической и геоэкономической изоляции нашей страны.

Наконец, Белоруссия и Россия, хотя бы в силу унаследованной структуры  своих хозяйственных комплексов, являются друг для друга пока незаменимыми производственно-технологическими партнерами и взаимодополняющими рынками, лишиться которых для каждой из республик  будет крайне болезненно.

Но и у Белоруссии в  обозримом будущем иных серьезных  союзников, кроме России, нет и  скорее всего не появится. Таким  образом, в сегодняшней ситуации нарастания экономической слабости и политической изоляции, действительное укрепление и углубление союзных  отношений России и Белоруссии практически  безальтернативно.

В настоящее время Республика Беларусь и Российская Федерация  последовательно продвигаются по пути интеграции. Двусторонние отношения  носят позитивный и динамичный характер. Усилия руководства двух стран направлены на выработку оптимальной модели дальнейшего сотрудничества Беларуси и России в рамках Союзного государства.

С точки зрения Запада, политика долгосрочного объединения России и Белоруссии — дело свободного выбора обоих государств, постольку, поскольку оно соответствует  принятым в ОБСЕ стандартам «свободного  и честного» волеизъявления. В  идеальном случае такая политика привела бы к положительным результатам, если бы влияние России на внутреннюю политику Белоруссии способствовало возвращению  к демократии, плюрализму, свободе  прессы и привело к оживлению  структурной реформы и приватизации, к повышению компетентности. Но, несмотря на это, сотрудничество двух стран приносит достаточно ощутимые результаты.


Информация о работе День единение республики Белоруссии и России