Финансовые отношения России и Белоруссии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 15:40, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы состоит в том, чтобы, опираясь на теоретико-методологический анализ сущности категории «собственность» дать классификацию типов экономических систем и исследовать формирование форм и отношений собственности в России, а также всестороннее изучение истории создания союза Россия-Белоруссия, раскрытие сущности, а также рассмотрение перспектив экономического и политического развития российско-белорусских отношений.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………2
Глава 1. Предпосылки и история формирования союза России и Белоруссии……..4
1.1 Исторические аспекты образования союза России и Белоруссии……………......4
1.2 Экономические предпосылки формирования союза России и Белоруссии……...7
1.3 Политические предпосылки образования Союзного государства……………....11
Глава 2. Нормативно-правовая база союза России и Белоруссии…………………...14
2.1 Основные документы нормативно-правовой базы союза……………………......14
2.2 Основные положения Договора «О создании Союзного государства»………....17
Глава 3. Основные направления сотрудничества и перспективы развития союза России и Белоруссии…………………………………………………………………...20
3.1 Внешняя и внутренняя политика союза России и Белоруссии………………….20
3.2 Программы Союзного государства России и Белоруссии………………….........24
3.3 Перспективы образования союза России и Белоруссии………………………….34
3.4 Результаты и перспективы экономической интеграции России и Белоруссии…38
Заключение………………………………………………………………………………41
Библиография……………………………………………………………………………44

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая..doc

— 207.00 Кб (Скачать файл)


Содержание:

                                                                                                                                         стр.

Введение…………………………………………………………………………………2

Глава 1. Предпосылки и история формирования союза России и Белоруссии……..4

     1.1 Исторические аспекты образования союза России и Белоруссии……………......4

1.2 Экономические предпосылки  формирования союза России и  Белоруссии……...7

1.3 Политические предпосылки  образования Союзного государства……………....11

Глава 2. Нормативно-правовая база союза России и Белоруссии…………………...14

2.1 Основные документы  нормативно-правовой базы союза……………………......14

2.2 Основные положения  Договора «О создании Союзного  государства»………....17

Глава 3. Основные направления сотрудничества и перспективы развития союза России и Белоруссии…………………………………………………………………...20

3.1 Внешняя и внутренняя  политика союза России и Белоруссии………………….20

3.2 Программы Союзного государства России и Белоруссии………………….........24

3.3 Перспективы образования  союза России и Белоруссии………………………….34

3.4 Результаты и перспективы  экономической интеграции России  и Белоруссии…38

Заключение………………………………………………………………………………41

Библиография……………………………………………………………………………44

 

 

 

 

 

Введение

В современном мире существуют несколько центров силы, самым влиятельным из которых, разумеется, являются США. Оставшись после распада Советского Союза единственной глобальной сверхдержавой, они предпринимают всё возможное, чтобы сохранить свои доминирующие позиции не только на американском континенте, но и на планете в целом. В этой ситуации у других государств фактически два пути: либо создавать собственный центр силы и собственный геополитический проект (так, к примеру, поступают Индия и Китай), либо уходить под «зонтик безопасности» Соединённых Штатов, отказываясь от самостоятельности в принятии военно-политических решений. Именно этим путём следуют страны НАТО, Япония, заключившая со Штатами договор о совместной обороне, а также ряд других государств, которые сегодня не обладают достаточной силой, чтобы последовательно проводить независимую политику, и вынуждены в той или иной степени подчинять свои национальные интересы геополитическим устремлениям США.

Тогда как Россия, благодаря  своим природным богатствам, огромной территории и ядерному арсеналу, может позволить себе выступать в качестве активного субъекта международной политики. К счастью, осознание этого пришло на смену «пораженческим» настроениям начала 90-х, когда мы едва-едва не перешли под «внешнее управление». И в деле формирования собственного центра силы естественным союзником России является Белоруссия. Наши интересы по всем важнейшим вопросам полностью совпадают.

В связи с этим Российская Федерация и Республика Беларусь, руководствуясь волей народов России и Беларуси к единению и опираясь на общность их исторических судеб заботясь о жизненных интересах своих граждан, будучи убеждены, что образование Союзного государства Россия - Белоруссия  сможет способствовать, как экономическому росту, так и социальному, а также геополитическому, пришло к созданию Союзного государства Россия-Белоруссия.

В мае 1997 года состоялось подписание договора «Об объединении  Белоруссии и России», что, несомненно, стало началом воссоединения  этих двух государств.

Таким образом объектом представленной работы является союз России и Белоруссии, а предметом, естественно, значение данного союза в сфере мировой экономики, функции и перспективы развития.

Актуальность представленной темы заключается в том, что российско-белорусские  отношения играют немаловажную роль в интеграционных связях, как в рамках СНГ, так и всего мирового сообщества в целом.

Цель курсовой работы состоит в том, чтобы, опираясь на теоретико-методологический анализ сущности категории «собственность» дать классификацию типов экономических  систем и исследовать формирование форм и отношений собственности в России, а также всестороннее изучение истории создания союза Россия-Белоруссия, раскрытие сущности, а также рассмотрение перспектив экономического и политического развития российско-белорусских отношений.

Поставленная цель предопределила необходимость решения следующих задач:

- определить роль собственности  в экономической системе;

- выделить организационно-правовые  формы собственности;

- дать классификацию  типов экономических систем по  доминирующим в них формам собственности;

- проанализировать связь  экономических преобразований в  России с изменением форм и  отношений собственности.

Теоретико-методологической базой исследования выступили труды  отечественных и зарубежных ученых, разрабатывавших проблему собственности в рамках классического и институционального подходов.

Эмпирическую базу работы составили законодательство и нормативные  акты РФ, учебные пособия, научные  статьи и статьи из периодической  печати по данной теме.

Структура работы состоит  из введения, 3-х глав, заключения и списка использованной литературы. 

Глава 1. Предпосылки и  история формирования союза России и Белоруссии

1.1 Исторические аспекты  образования союза России и  Белоруссии

История учит: государства  легко распадаются, но очень трудно восстанавливаются. XX век дал этому много примеров - распались Югославия, Чехословакия, Советский Союз. Обратных примеров, примеров собирания, практически нет. С другой стороны XX век - это век интеграции. Самым ярким примером является Европейский союз. Этот пример интересен прежде всего тем, что, помимо чисто экономической интеграции, удалось создать элементы интеграции политической. У Европы есть свое правительство - Европейская Комиссия, распоряжающаяся многомиллиардным бюджетом, Европарламент, имеющий право принимать общеобязательные для стран Европейского союза законы, есть Европейский суд с довольно широкой компетенцией. Что касается интеграции экономической, то введение евро-единой европейской валюты - самый яркий результат, признак ее глубины.

Советский Союз распался быстро. Надежды на СНГ как на замену СССР не оправдались. Содружество не заменило Союз. Государства, входящие в него, последние годы ведут самостоятельную, часто несогласованную друг с другом и с Россией политику, углубляется процесс дезинтеграции их экономик. Грузия заявляет о своем намерении войти в НАТО, Украина балансирует между Соединенными Штатами Америки, Европейским союзом и Россией. Существуют попытки найти модели безопасности без России в рамках СНГ.

Парадокс ситуации, предшествовавшей образованию союза состоял в том, что именно президенты России и Белоруссии оказались в своем стремлении к интеграции единомышленниками, хотя первоначально были на противоположных позициях.

Для Ельцина союз России и Белоруссии - это была попытка  хоть что-то восстановить из утраченного, хоть как-то оправдаться перед историей за распад СССР. Для Лукашенко - это шанс войти в историю, в российскую политику. Кроме того, для Лукашенко - это был шанс одним ударом решить многие проблемы экономики Белоруссии, которая сильно зависела от российской. Так, разные мотивы двух совершенно разных людей с разной историей и судьбой пересеклись в одной точке, побуждая каждого из них стремиться к подписанию договора о создании союза1.

Главы России и Белоруссии понимали, что объединение - долгий процесс. Годы уходят на интеграцию законодательств, создание единого бюджета и единой валюты. Перед ними стоял пример европейской интеграции. Европа создавала и вводила единую валюту около 10 лет. Страны доводили свои бюджеты до определенного уровня дефицита, экономики до определенного уровня инфляции, чтобы можно было объединяться на равных условиях. Также на долгие годы может затянуться построение политической, законодательной и экономической систем союза. И только после этого можно будет перейти к более глубокой интеграции - сокращению полномочий органов власти России и Белоруссии, постепенной передаче их союзному президенту, правительству и парламенту2.

Но чтобы этот процесс  начался, надо было сделать первый шаг. Договор должен был стать стартом трудного марафона. И если участники окажутся профессионалами, готовыми пройти долгий путь с минимальными ошибками и потерями, результат удовлетворит всех - и тех, кто критиковал союз, и тех, кто принимал его безоговорочно, а главное - простых граждан России и Белоруссии.

Участие в процессах  региональной интеграции является одним  из ключевых способов самоидентификации  страны в современном мире. Выбор  направления интеграции означает не только определение четкой геополитической  стратегии, но и экономической модели развития.

В современных условиях безопасность каждой страны напрямую зависит от ее интегрированности  в систему мирового хозяйства. Нарастание взаимозависимости государств во всех сферах общественной жизни способствует тому, что как внешнеэкономические факторы, так и внутрихозяйственные аспекты играют значительную роль.

С каждым годом в мире набирают обороты глобальные интеграционные процессы. Способность страны участвовать  в них, несомненно, становится не только ключевым показателем эффективности ее внешнеэкономической деятельности, но и определяющим внешним фактором обеспечения национальной экономической безопасности. Россия и другие постсоветские страны пока не всегда в состоянии эффективно защитить свои интересы при подключении к мировым интеграционным процессам, прежде всего из-за внутренней экономической слабости и разрозненности между собой. Их стратегическим ориентиром должна служить интеграция в мирохозяйственные отношения таким образом, чтобы занять экономически выгодное положение в глобальной экономической системе3.

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Экономические предпосылки  формирования союза России и 

Белоруссии

Проблемы в белорусской  экономике, начавшиеся до образования  союза, продолжались и принимали  драматические формы. Сам президент  говорил, что экономика находится в «свободном падении».

Глубокая экономическая  депрессия, отбросившая страну на 116 место по уровню платежеспособности - дальше Казахстана, Украины и Узбекистана, - имели объективные и субъективные причины. Объективные заключались, прежде всего, в полной зависимости от иностранных (т.е. российских) поставок энергии, цены на которые Москва (с некоторыми послаблениями для Минска) подняла до мирового уровня, и которые Белоруссия была не в состоянии оплачивать (рисунок 1)4.

Рисунок 1 - Расходы на энергоносители в Белоруссии (% от ВНП)

Кроме того, Белоруссия имела  специализацию «советского сборочного цеха» и в высшей степени была включена в систему разделения труда  между республиками СССР. Как следствие, после установления таможенных границ между странами СНГ белорусский экспорт в Россию резко сократился с более чем 80% в 1991 г. до 53% в 1996 г., и заключенный позднее таможенный союз с Россией скорее способствовал экспорту из России в Белоруссию, чем наоборот. Таким образом, Белоруссия до конца 1996 г. имела дефицит внешнеторгового баланса в $1.4 млрд., из них только в торговле с Россией - $624 млн. В то же время из-за низкой конкурентоспособности белорусской продукции возможна была лишь ограниченная переориентировка на западные рынки5.

В результате этих, а также иных неблагоприятных факторов можно проследить непрерывное ухудшение экономических показателей Белоруссии до создания союза (рисунок 2).

Рисунок 2 - Основные экономические  показатели Беларуси (в % от 1990 г.)

Еще один впечатляющий пример распада экономики - взаимные задолженности предприятий, которые к концу 1995 г. достигли 57% ВНП.

Исходя из приведенных  данных, можно говорить о том, что  объединение двух государств могло  способствовать восстановлению баланса  экономики Белоруссии. Несомненно, Россия тоже получала преимущества в виде расширения своей территории, что всегда выступает положительным явлением в государстве, а также огромного притока рабочей силы за счет населения Белоруссии.

Понимая значимость экономических  реформ для создания благополучного будущего своих народов, Россия и Белоруссия посчитали целесообразным и необходимым восстановление утраченных межгосударственных хозяйственных связей на новой - рыночной - основе, чтобы совместно в рамках Союзного государства обеспечить защищенность своих граждан в экономической сфере.

Под экономической безопасностью  Союзного государства понимается состояние  защищенности жизненно важных интересов  российско-белорусского интеграционного  союза от внутренних и внешних  угроз, которое обеспечивается национальными и союзными институтами власти путем налаживания более эффективного функционирования и развития народнохозяйственных комплексов в рамках единого экономического пространства6.

Состояние экономики  с точки зрения ее жизнеспособности характеризуется комплексом показателей, важнейшими из которых являются: оценка ресурсного потенциала и возможности его эффективного использования; соответствие капитала и труда требуемому уровню; конкурентоспособность экономики; целостность территории и экономического пространства; способность противостояния внешним и внутренним угрозам для обеспечения социальной стабильности7.

Информация о работе Финансовые отношения России и Белоруссии