Проблемы становления союза России и Белоруссии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 21:15, реферат

Краткое описание

Достоинства или недостатки любого Сообщества, Содружества или более интегрированной формы объединения — Союза — нельзя выявить вне реальных условий их возникновения, то есть без учета важнейших факторов, предопределивших их создание и перспективы дальнейшего развития. В этой связи представляет несомненный интерес анализ конкретной общественно-исторической среды, в которой возник союз России и Белоруссии, а также важнейших факторов, дающих представление о том, как он отвечает их жизненным интересам.

Содержание

Введение………………………………………………………….…………2
Развитие отношений ………………………………………………………5
Проблемы союза России и Белоруссии …… ……………………………9
Заключение……………………………………………………………..…13
Список использованной литературы…………………………………...15

Вложенные файлы: 1 файл

реферат МРЭ.docx

— 32.16 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

 

национальный  исследовательский

технологический университет «МИСиС»

 

Кафедра прикладной экономики

 

 

 

 

      РЕФЕРАТ

по курсу «Мировая экономика»

 

на тему:

 

Проблемы становления  союза России и Белоруссии.

 

 

                                                                                      

 

 

 

 

 

 

 

ВЫПОЛНИЛА:

                                                                                студентка 2-го курса 

 

       Группы МЭ-10-3

Захарова Е.А.

Проверила:

к.э.н., доцент

Калинский О.И.

                                                                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2012

Содержание

  1. Введение………………………………………………………….…………2
  2. Развитие отношений ………………………………………………………5
  3. Проблемы союза России и Белоруссии …… ……………………………9
  4. Заключение……………………………………………………………..…13
  5. Список использованной литературы…………………………………...15

 

 

 

 

Введение

Достоинства или недостатки любого Сообщества, Содружества или  более интегрированной формы  объединения — Союза — нельзя выявить вне реальных условий  их возникновения, то есть без учета  важнейших факторов, предопределивших их создание и перспективы дальнейшего  развития. В этой связи представляет несомненный интерес анализ конкретной общественно-исторической среды, в  которой возник союз России и Белоруссии, а также важнейших факторов, дающих представление о том, как он отвечает их жизненным интересам.

В мае 1997 г. состоялось подписание договора «Об объединении Белоруссии и России». Из этого договора следует, что при сохранении суверенитета партнеров создается наднациональный орган с широкими полномочиями, и новому союзу придается характер субъекта международного права.

Российско-белорусское сотрудничество развивалось в условиях формирования Союзного государства. Договор о его создании и Программа действий по реализации положений Договора от 8 декабря 1999 г. определяют основные направления и ступени интеграции, включая завершение создания единого таможенного и экономического пространства, объединение энергетических, транспортных систем, интенсификацию сотрудничества в гуманитарной и социальной областях, в сферах внешней политики, обороны и безопасности.

Создание союза России и Белоруссии и проблема дальнейшего  углубления интеграционных процессов  в его рамках имеют свою собственную  историю и логику развития. После  распада СССР у России с другими  бывшими республиками СССР сложилось  несколько уровней сотрудничества. В декабре 1991 г. возникло Содружество Независимых Государств (СНГ), в марте—апреле 1996 г. появились два новых межгосударственных объединения: «союз четырех» в составе России, Белоруссии, Казахстана и Киргизии и «сообщества двух», участниками которого стали Россия и Белоруссия.

Чем же объяснить желание  обеих сторон на соединение в единое государство? Нужно определить, что  конкретно позитивного получит  каждая из сторон. Для Белоруссии –  это огромный финансовый и ресурсный  потенциал России; приток инвестиций, так как Белоруссия становится самым  западным регионом России, т.е. своего рода «окном в Европу». Такое выгодное положение она не смогла бы получить даже в рамках Евросоюза. Для России - расширение своей территории, а  это всегда положительное явление  в государстве; огромный приток рабочей  силы за счет населения Белоруссии.

Уровень интеграции России и Белоруссии очень высокий, партнеры выходят на решение таких задач, которые и по существу, и по содержанию являются на постсоветском пространстве уникальными. Ведь хотя на постсоветском  пространстве за последние несколько  лет был создан целый ряд объединительных организаций, именно белорусско-российские интеграционные отношения получили наибольшее развитие и приобрели динамичный характер. Например, топливно-энергетический комплекс Белоруссии и России интегрирован на 95 процентов, машиностроительный - на 85, сельскохозяйственный - на 65, строительная индустрия - на 80 процентов.

Актуальность выбранной  темы состоит в том, что российско-белорусские  отношения играют значительную роль в интеграционных связях в рамках как СНГ, так и мирового сообщества в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Развитие отношений

При рассмотрении вопроса  о создании российско-белорусского союза  следует принимать  во  внимание   несколько   факторов,   повлиявших   на   развитие объединительной инициативы:

   1) стремление ослабить  кризис в СНГ и закрепить интеграционные  тенденции в Содружестве;

   2) решить проблему  «изоляции»  России,  в  связи с расширением НАТО  и ослаблением влияния России в Европе;

   3) претворить в  жизнь  идею  «избирательного»  подхода  к  интеграции  на

постсоветском    пространстве,     перейти     к     двусторонней     модели

межгосударственных отношений, как более перспективной форме  интеграции;

   4) хотя бы частично  осуществить  идею  создания  «славянского  союза»  из

стран  наиболее  близких   России   по   политическому,   экономическому   и

культурному развитию.

   Российско-белорусские  отношения активно развивались  еще  до  образования СНГ. В декабре 1990 года впервые  в  истории  двусторонних  отношений  между Россией и Белоруссией был подписан политический договор со  сроком  действия десять лет. В последующие  годы,  по  мере  того  как  в  Содружестве  стали проявляться несовпадающие интересы  объединенных  в  нем  новых  независимых государств и разнонаправленность их геостратегических устремлений,  вошедшие в СНГ  страны  начали  отдавать  предпочтение  двусторонним  и  региональным

связям,  а  не  многостороннему  сотрудничеству.  На  этом  фоне  российско- белорусские отношения  занимают  особое  место  и  интеграция  российской  и белорусской экономик не имеет аналогов в других странах СНГ.

   В то же время  сходство Союза России и Белоруссии с Европейским  Союзом  - не более чем внешняя аналогия, за которой стоит  совсем  другое  содержание. Согласно западной классификации, в региональных международных  объединениях, коим по существу и является Союз России и Белоруссии,  выделяются  следующие виды  экономического  сотрудничества.  В  зонах  свободной  торговли   между странами-участницами  ликвидируются  тарифы  и  другие   торговые   барьеры. Участники  таможенного  союза  в  дополнение к   ликвидации   барьеров   во внутрирегиональной торговле принимают единые таможенные  правила и тарифы для торговли с третьими странами. Общий рынок представляет  особой  союз,  в котором осуществляется свободное перемещение по территории региона  товаров, рабочей силы и капитала. Экономический союз обладает  всеми  чертами  общего рынка, страны-участницы которого при этом согласовывают и координируют  свои экономические  курсы.  Наконец,   всеобъемлющая   экономическая   интеграция предполагает полную  экономическую  унификацию  хозяйственных  институтов  и экономических стратегий развития, включая создание общей  валютной  системы. (Эта схема носит, прежде  всего,  теоретический  характер,  на  практике  же встречаются различные комбинации вариантов подобных  отношений.)  Российско- белорусское  сотрудничество  скорее  подпадает  по  этой  классификации  под промежуточное определение между таможенным союзом  и  общим  рынком,  т.  е. занимает весьма далекое место от собственно экономической интеграции.

   При  этом  данное  сотрудничество  -  качественно  иное  явление,  нежели современные интеграционные процессы в западных странах. Прежде всего, это  - не интеграция двух рыночных, основанных па частной  собственности  экономик. Белорусскую  экономику  вообще  еще  нельзя  назвать  рыночной   -   в   ней практически не представлена  частная  собственность,  она  контролируется  и направляется  государством.   Российская   экономика   является   экономикой переходного периода со смешанными  формами  собственности,  в  которой  роль рынка и частного капитала значительно больше. Но в своем взаимодействии  с Белоруссией Россия представлена, прежде всего, государством.  Роль  частного российского  капитала  в  российско-белорусской   экономической   интеграции минимальна в  силу,  как  общего  характера  белорусской  экономики,  так  и сознательной политики белорусских  властей.  Кроме  того,  если  в  западных интеграциях  речь  идет  об  установлении  новых  связей,  то  в  российско- белорусском  случае  -   скорее   о   сохранении   старых,   сложившихся   в социалистической системе разделения труда. В условиях перехода к  рынку  это можно   сделать   лишь   целенаправленными   волевыми   усилиями,   зачастую ограничивающими действие рыночных механизмов.

 

3. Проблемы союза России и Белоруссии

Наиболее  радикальным,  с  точки   зрения   интеграционного   процесса, представляется переход к единой  денежной  единице  и  формирование  единого эмиссионного центра.

    В мае 2000 г. появились сообщения о согласии партнеров  использовать  в качестве единой валюты российский рубль, но  при  этом  белорусская  сторона настаивала  на  том,  чтобы  Россия  выделила  стабилизационный  кредит  для поддержания ее национальной валюты в размере 150-200 млн. долл.  Руководство ЦБ РФ  возражало  против  предоставления  кредита,  настаивая  на  изменения кредитно-денежной политики Национального банка  РБ,  которые  способствовали бы оздоровлению финансового положения страны.

    Тем не менее,  к концу 2000 г. компромиссы были найдены, и 30 ноября  В. Путин и  А.  Лукашенко  подписали  Соглашение  о введении  единой  денежной единицы и формировании единого  эмиссионного центра  Союзного  государства. Документом  предусматривается,  что  с  1  января   2005   г.   в   качестве единственного платежного средства на территории России  и  Белоруссии  будет функционировать российский рубль,  а  с  I  января  2008  г.  Предполагается ввести новую общую валюту уже Союзного государства.

   О том, что страна начинает вступать в полосу  рыночных  преобразований, свидетельствует    и    принятие    нового    закона    об     экономической несостоятельности, который вступил  в  силу  с  февраля  2001  г.  Процедуре банкротства и санации подвергаются сейчас не единицы и не десятки,  а  сотни предприятий-должников.  Причем   примерно   четверть   дел   о   банкротстве возбуждаются против государственных предприятий, чего прежде практически  не было.

    Соглашение о  Таможенном союзе между РФ  и РБ, предусматривавшее создание единой таможенной территории и отмену  таможенного  контроля  на  российско- белорусской границе, было подписано еще 6 января 1995  г.  Данное  намерение подтверждалось Договором о Сообществе России и Белоруссии,  Уставом Союза России и Белоруссии, наконец, Договором  о  создании  Союзного  государства. Однако это не решило проблему. Сохранявшиеся различия в размерах  таможенных платежей позволяли коммерсантам уклоняться  от  их  уплаты  в  России  путем оформления товаров из  третьих  стран  на  более  благоприятных  условиях  в  Белоруссии с последующей переброской грузов в Россию. Бюджету нашей страны наносился весьма существенный урон.

    Кроме того, российская  сторона терпела убытки и от  разницы  экспортных пошлин на  нефтепродукты.  В  конце  марта  2000  г.  власти  РФ  фактически восстановили контроль на границе с Белоруссией,  а  последняя,  естественно, предприняла адекватные меры. Таможенный союз оказался под угрозой.

    Однако, благодаря  политической  воле  союзников,  противоречия  удалось устранить. 29 января 2001 г. было подписано Соглашение между  Правительством Российской Федерации  и  Правительством  Республики  Беларусь  о  завершении унификации и создании единой системы тарифного и  нетарифного  регулирования в Союзном государстве. В  соответствии  с  этим  соглашением,  и  Россия,  и Белоруссия будут теперь применять в  торговле  с третьими  странами  единые таможенные тарифы.

    Важным и трудно  решаемым вопросом  представляется  и  выработка  единой ценовой политики. Проще говоря, нефть, металл, зерно или мясо должны  стоить одинаково в обоих  государствах  (речь,  разумеется,  не  идет  о  розничных ценах). Белорусские промышленные предприятия оплачивают  природный газ по ценам в 3.5-4.3 раза выше, а электроэнергию  -  в 5.5-6  раз выше,  чем в соседних регионах России. Однако на прошедшем 12 апреля  2002  г.  в Москве заседании ВГС Союзного государства стороны договорились, что с 1  мая  будут введены единые цены на энергоносители, а с  1  июля  -  единые  транспортные тарифы.

    Одной из важнейших  проблем интеграции  является  унификация  налогового законодательства и проведение единой налоговой  политики. Серьезным  камнем преткновения  является  принятие  единообразных  нормативно-правовых  актов, определяющих принцип  и  порядок  установления  государственных  тарифов  на продукцию (услуги) предприятий  естественных монополий.  Есть  и некоторые подвижки. Так, практически унифицированы законодательные  нормы  двух  стран по вопросам косвенного налогообложения. С  2000  г.  Белоруссия  перешла  на

Информация о работе Проблемы становления союза России и Белоруссии