Гражданство РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 20:57, реферат

Краткое описание

Гражданство является одним из основных правовых институтов. Тема гражданства как никогда актуальна в наше время, так как происходит образование новых государств, объединение государств в союзы (союз России и Белоруссии).
Гражданство - это важный, неотъемлемый атрибут государства, показатель государственного самоопределения соответствующей политико-территориальной общности людей. Гражданство является более неотъемлемым признаком государства, нежели государственный суверенитет, и свойственно как суверенному, так и несуверенному государству. Понятие гражданства сформулировано в преамбуле Закона РФ «О гражданстве РФ». Гражданство есть устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности взаимных прав, обязанностей и ответственности, обоснованной на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека.

Вложенные файлы: 1 файл

основная часть.docx

— 66.39 Кб (Скачать файл)

Пятый принцип – гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан иностранному государству (ст. 4 ч. 5) Закона 2002 г. о гражданстве. Конституционно закреплён этот принцип в (ст. 61) Конституции Российской Федерации.

В юридическом смысле данный принцип особенно проявляется в  двух гарантиях:

  • невозможность высылки;
  • невозможность выдачи другому государству.

Первая гарантия – невозможность  высылки – была поднята на конституционный уровень при реформе Конституции РСФСР 1978 г., проведенной Законом от 21 апреля 1992 г. Родилась такая норма, конечно, с учетом печального опыта 70-х гг., когда лица, критически настроенные к режиму, так называемые диссиденты, по решению «компетентных властей» выдворялись из страны, чаще всего с одновременным лишением их гражданства СССР. Укоренившийся в стране политический плюрализм, возможность свободной критики различных сторон сняли вопрос об этой дискриминационной мере. Но чтобы исключить ее возникновение в будущем, конституционно запрещена сама возможность высылки из страны граждан Российской Федерации.

Что касается другой гарантии – невозможности выдачи другому  государству – Конституция пошла здесь дальше Закона о гражданстве 1991 г. Последний определённым образом допускал такую выдачу – п. 3 ст. 1 гласил, что гражданин РФ «не может быть выдан другому государству иначе как на основании закона или международного договора» Российской Федерации. Конституция не называет никаких условий возможной выдачи и однозначно запрещает её. Отказ от выдачи нельзя понимать как неуважение нашей страны к интересам других государств. Может получиться так, что гражданин РФ, будучи за границей, совершил преступление, которое раскрылось после его отъезда. Хотя в этом случае гражданин не будет выдан, власти Российской Федерации должны содействовать расследованию преступления, включая возможность приезда иностранных следователей для допросов. Со своей стороны власти должны также возбудить уголовное дело и привлечь гражданина к ответственности, если аналогичное преступление есть в Уголовном кодексе РФ. Таким образом, отказ в выдаче не означает освобождения от наказания и сокрытия государством преступника.

Шестой принцип - Российская Федерация поощряет приобретение гражданства Российской Федерации лицами без гражданства, проживающими на территории Российской Федерации (ст. 4 ч. 6) Закона 2002 г. о гражданстве.

По Федеральному закону 2002 г. (ст. 5) гражданами Российской Федерации являются:

    1. лица, имеющие гражданство РФ на день вступления в силу настоящего Закона (1 июля 2002 г.);
    2. лица, которые приобрели российское гражданство в соответствии с настоящим законом (после 1 июля 2002 г.).

В данном принципе уточнено: во-первых, что Россия проводит такую  политику лишь в отношении тех  лиц без гражданства, которые  проживают в нашей стране; во-вторых, не затрагивается такой аспект, как  приобретение ими иностранного гражданства. Эта норма означает, что Россия соблюдает международную Конвенцию  о сокращении безгражданства от 30 августа 1961 г.

Седьмой принцип – наличие  у лица гражданства Российской Федерации либо факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР определяется на основании законодательных актов Российской Федерации, РСФСР или СССР, международных договоров Российской Федерации, РСФСР или СССР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства (ст. 4 ч. 7) Закона 2002 г. о гражданстве.

Данные принципы гражданства  Российской Федерации относятся  к числу основ конституционного строя (ст. 6 Конституции РФ) и основополагающим способом закреплены в Федеральном Законе 2002 г. о гражданстве.

 

1. 3. Приобретение и прекращение  гражданства

 
          Согласно ст. 11 Закона о гражданстве 2002 г. гражданство РФ приобретается:  
         а) по рождению;

б) в результате приема в гражданство  Российской Федерации;

в) в результате восстановления в  гражданстве Российской Федерации;

г) по иным основаниям, предусмотренным  Федеральным законом или международным  договором Российской Федерации.

В новом Законе законодатель исключил в качестве оснований приобретения гражданства категории признания и регистрации. Категория регистрации не оправдала надежд российских законодателей и правоприменителей, так как ряд государств, республик бывшего СССР, не был в этом заинтересован. (12, с. 121)

Значительные изменения Федеральный  закон вносит в условия приобретения гражданства. Срок непрерывного проживания на территории Российской Федерации до подачи заявления о приеме в гражданство увеличивается с трех до пяти лет, что соответствует Европейской конвенции о гражданстве и укоренившейся практике европейских государств. Например, Законом о гражданстве Германии установлена длительность непрерывного проживания в стране в восемь лет. Также в России появились новые условия приема в гражданство - владение русским языком, наличие законного источника средств к существованию, а также обращение в полномочный орган иностранного государства с заявлением об отказе от имеющегося гражданства, отказ от иного гражданства не требуется, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации или действующим Законом о гражданстве либо если отказ от иного гражданства невозможен в силу не зависящих от лица причин. Данные условия имеют много общего с условиями приема в гражданство в Германии. Так, чтобы стать гражданином Германии, необходимо быть в состоянии обеспечить себя и свою семью, отказаться от прошлого гражданства, владеть в необходимой степени немецким языком и т.д. (9, с. 86)

Новеллой российского Закона о  гражданстве является то, что в  целях противодействия заключению фиктивных браков срок постоянного  проживания для приобретения гражданства супругом, состоящим в браке с гражданином Российской Федерации три года, составляет один год. Это положение соответствует Нью-Йоркской конвенции о гражданстве замужней женщины 1957 года.

По сравнению с Законом 1991 года получили более детальное закрепление нормы о производстве по делам о гражданстве Российской Федерации, а также об обжаловании решений полномочных органов и должностных лиц, ведающих делами о гражданстве РФ.

Гражданство Российской Федерации  прекращается:

а) вследствие выхода из гражданства  Российской Федерации;

б) по иным основаниям, предусмотренным  Федеральным законом или международным  договором Российской Федерации.

Для лиц, которые имели гражданство  СССР, документами, подтверждающими срок постоянного проживания на территории Российской Федерации, являются вид на жительство, а при его отсутствии - паспорт гражданина СССР образца 1974 г. или иной документ с внесенными в них отметками о регистрации заявителя по месту жительства (12, с. 123).

Прекращение гражданства Российской Федерации регламентируется также  Указом Президента РФ от 14 ноября 2002 г. N 1325 "Об утверждении Положения  о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации".

Выход из гражданства РФ лица, проживающего на территории РФ или за ее пределами, осуществляется на основании добровольного  волеизъявления этого лица. В случаях, предусмотренных ст. 20 Федерального закона N 62-ФЗ, выход из гражданства РФ не допускается (9, с. 92) .

При выходе из гражданства РФ на основании  ч. 1 ст. 19 Федерального закона N 62-ФЗ лица, проживающего на территории РФ, им вместе с заявлением представляется документ полномочного органа иностранного государства о наличии у заявителя иного гражданства или подтверждение возможности предоставления ему иного гражданства в случае выхода из гражданства РФ, а также документ налогового органа РФ об отсутствии задолженности по уплате налогов.

Заявление о выходе из гражданства  РФ ребенка одновременно с родителями, одним из родителей либо единственным родителем на основании ч. 2 ст. 24 и ч. 5 ст. 25 Федерального закона N 62-ФЗ оформляется на бланке заявления о выходе родителя из гражданства РФ. В этом случае вместе с заявлением родителя представляются документы, указанные в п. 24 и 25 названного Положения.

При выходе из гражданства РФ одного из родителей, имеющих гражданство РФ, также представляется согласие другого родителя, сохраняющего гражданство РФ, на выход ребенка из гражданства РФ (при выходе из гражданства РФ на основании ч. 5 ст. 25 Федерального закона N 62-ФЗ). Такое согласие дается в произвольной форме. Подпись родителя, давшего согласие, удостоверяется нотариальной записью.

При наличии соответствующих обстоятельств  вместо согласия другого родителя представляется решение суда о признании этого  родителя умершим или безвестно  отсутствующим либо о лишении  его родительских прав, или свидетельство  о смерти этого родителя, или заявление, составленное в произвольной форме, об отсутствии у заявителя сведений о месте нахождения этого родителя, или документ, подтверждающий, что заявитель является одинокой матерью.

При выходе из гражданства РФ на основании  ч. 1 ст. 26 Федерального закона N 62-ФЗ ребенка, усыновленного (удочеренного) иностранными гражданами или иностранным гражданином, вместе с заявлением обоих усыновителей или единственного усыновителя и документами, указанными в п. 25 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 14 ноября 2002 г. N 1325, представляется свидетельство об усыновлении.

Заявление усыновителей подписывается  обоими усыновителями. В случае если один из усыновителей не может присутствовать при подаче заявления в полномочный орган, его подпись на заявлении должна быть удостоверена нотариальной записью.

Прекращение гражданства Российской Федерации по рождению без свободного волеизъявления гражданина противоречит ст. 6 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой гражданин  Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства. Это конституционное положение согласуется с ч. 2 ст. 15 Всеобщей декларации прав человека, утвержденной Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., которая устанавливает, что "никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить его".

 

 

 

ГЛАВА  2. ЧАСТНЫЕ СЛУЧАИ ГРАЖДАНСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

2.1.  Гражданство детей  и недееспособных лиц

 

Закон 2002 г. содержит норму (ст. 26), имеющую цель предусмотреть возможные  варианты решения вопросов гражданства  детей при их усыновлении гражданами Российской Федерации и иностранными гражданами и во многом сходную с аналогичной нормой прежнего закона. Однако она отличается и некоторыми особенностями. В Законе 2002 г. предусмотрено несколько вариантов решения вопроса о гражданстве детей при их усыновлении (удочерении):

1) ребенок, являющийся  гражданином Российской Федерации,  при усыновлении (удочерении) его  иностранными гражданами или  иностранным гражданином сохраняет  гражданство Российской Федерации.  Гражданство Российской Федерации  ребенка, усыновленного (удочеренного) иностранными гражданами или иностранным гражданином, может быть прекращено в общем порядке по заявлению обоих усыновителей или единственного усыновителя при условии, что ребенок не станет лицом без гражданства (ч. 1 ст. 26);

2) ребенок, усыновленный (удочеренный) гражданином Российской  Федерации, или супругами, являющимися  гражданами Российской Федерации, или супругами, один из которых является гражданином Российской Федерации, а другой - лицом без гражданства, приобретает гражданство Российской Федерации со дня его усыновления (удочерения) независимо от места жительства ребенка по заявлению усыновителя, являющегося гражданином Российской Федерации (ч. 2 ст. 26);

3) ребенок, усыновленный (удочеренный) супругами, один  из которых является гражданином  Российской Федерации, а другой  имеет иное гражданство, может приобрести гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке по заявлению обоих усыновителей независимо от места жительства ребенка (ч. 3 ст. 26). Вместе с тем предусматривается (ч. 4 ст. 26), что в этом случае, при отсутствии в течение одного года со дня усыновления (удочерения) заявления обоих усыновителей, ребенок приобретает гражданство Российской Федерации со дня усыновления (удочерения), если он и его усыновители проживают на территории Российской Федерации.

Таким образом, общим правилом является сохранение гражданства Российской Федерации у детей, усыновленных иностранными гражданами. Российское гражданство может быть у них  прекращено с учетом интересов ребенка  лишь по решению Президента РФ.

При усыновлении (удочерении) гражданами Российской Федерации ребенка, имеющего иное гражданство или являющегося  лицом без гражданства, приобретение ребенком российского гражданства осуществляется в заявительном порядке, для чего не требуется принятие специального решения полномочного органа.

Кроме того, устанавливается  упрощенная процедура приобретения гражданства Российской Федерации  для детей, проживающих на территории России.

Закон 2002 г. впервые в истории  отечественного законодательства о  гражданстве детально регулирует вопросы  гражданства детей, над которыми установлены опека или попечительство. В нем имеется ст. 27, содержащая общепринятые и оправдавшие себя на практике нормы регулирования  гражданства детей, которые соответствуют положениям Семейного кодекса РФ.

Опека и попечительство являются способом восполнения дееспособности и защиты прав и интересов не только несовершеннолетних, но и недееспособных лиц.

Согласно ст. 29 ГК РФ гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значение своих  действий или руководить ими, может  быть признан судом недееспособным. Над ним устанавливается опека. От имени гражданина, признанного  недееспособным, сделки совершает его опекун. Если основания, в силу которых гражданин был признан недееспособным, отпали, суд признает его дееспособным. На основании решения суда отменяется и установленная над ним опека.

Информация о работе Гражданство РФ