Гражданство РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 20:57, реферат

Краткое описание

Гражданство является одним из основных правовых институтов. Тема гражданства как никогда актуальна в наше время, так как происходит образование новых государств, объединение государств в союзы (союз России и Белоруссии).
Гражданство - это важный, неотъемлемый атрибут государства, показатель государственного самоопределения соответствующей политико-территориальной общности людей. Гражданство является более неотъемлемым признаком государства, нежели государственный суверенитет, и свойственно как суверенному, так и несуверенному государству. Понятие гражданства сформулировано в преамбуле Закона РФ «О гражданстве РФ». Гражданство есть устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности взаимных прав, обязанностей и ответственности, обоснованной на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека.

Вложенные файлы: 1 файл

основная часть.docx

— 66.39 Кб (Скачать файл)

В-третьих, наличие двойного гражданства  в некоторых странах решает проблемы с медицинским обслуживанием  и социальным обеспечением.

В-четвертых, в некоторых правопорядках  вместе с получением гражданства приобретаются и льготы в налогообложении.

С точки зрения гражданина, к отрицательным  сторонам двойного гражданства в некоторых странах следует отнести необходимость исполнения обязанности по несению военной службы, ряд ограничений в отношении занятия ряда государственных должностей, возможные проблемы в налоговой области, связанные с разницей в налоговом законодательстве, а также иные проблемы.

Работая над вопросами гражданства, авторы столкнулись с проблемой  употребления различных терминов в  российской правовой системе и правовых системах развитых европейских государств. Речь идет о таких понятиях, как двойное и множественное гражданство. В законодательстве большинства развитых европейских государств используется такой термин, как множественное гражданство. Европейская конвенция о гражданстве 1997 года оперирует такой же категорией, подразумевая под множественным гражданством обладание одним и тем же лицом одновременно гражданством двух и более государств. Если сопоставить определение двойного гражданства в российском Законе и определение множественного гражданства, которым оперирует Страсбургская конвенция, то мы не сможем найти различия в содержании определений. Мы считаем, что законодатель использовал более узкое понятие (двойное гражданство), хотя практически Конституция Российской Федерации употребляет аналогичный термин, если бы в Законе использовался термин "множественное гражданство", то никакого противоречия между Конституцией и Законом не было бы, кроме того, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации не запрещают лицу обладать только гражданством двух государств.

Несмотря на указанные выше недостатки, новый российский Закон о гражданстве  является значительным шагом на пути к гражданскому обществу, к строительству которого нас призывает Президент России В.В. Путин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Гражданство является одним из важнейших  элементов правового статуса личности, а также главной предпосылкой обязанности государства защищать права и свободы личности.

Состояние гражданства - это  юридический факт, который существует, как правило, длительное время, непрерывно или периодически порождая юридические  последствия.

Вопросы гражданства тесно  связаны с территориальной организацией государства, с разрешением национального  вопроса в определенных государственно-правовых формах, с осуществлением государственного суверенитета; одним из признаков государственного суверенитета является установление гражданства.

Признание гражданства означает, что лицо приобретает право на принадлежность к гражданству независимо от его на то согласия, а тем более волеизъявления, направленного на признание за ним гражданства. Существенное различие между признанием и принятием лица в гражданство состоит также в том, что в случае признания, как правило, не происходит замены одного гражданства другим, тогда как при принятии в гражданство одно гражданство чаще всего заменяется другим либо, если принимается лицо без гражданства, меняется в самой основе юридическое положение этого лица.

Все отношения по приобретению гражданства (а, соответственно, и регулирующие их правовые нормы) можно разделить на отношения по поводу приобретения гражданства:

1) по рождению (происхождению);

2) приемом в него (укоренением, натурализацией) и восстановлением в гражданстве.

Под отказом от гражданства  понимается его прекращение по волеизъявлению гражданина или его представителя (для несовершеннолетних и недееспособных лиц). Однако отказ от гражданства не является волевым действием одностороннего характера. Другой обязательный элемент отношений, связанных с отказом от гражданства, - получение на это разрешения государства.

Законодательство предусматривает  два основания отказа от гражданства: выход из гражданства и оптация иностранного гражданства.

В ч. 3 ст. 6 Конституции РФ указывается, что гражданин Российской Федерации не может быть лишен  своего гражданства.

Аналогичное положение содержится и в Законе о гражданстве 2002 г. (п. 4 ст. 5).

Обладание гражданством двух или нескольких независимых друг от друга государств принято называть двойным или множественным гражданством.

Согласно ч. 2 ст. 62 Конституции  РФ "наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства".

Лицо без гражданства (апатрид) - лицо, не имеющее доказательств  наличия гражданства какого-либо государства.

Надо сказать, что обладание  гражданством (подданством) соответствующего государства является для человека естественным состоянием. Поэтому отсутствие гражданства (подданства) - сравнительно редкое исключение.

Каждый гражданин Российской Федерации  обладает на ее территории всеми правами  и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации не может быть произвольно  лишен своего гражданства или  права изменить его.

Однако, несмотря на свои достоинства, Закон не лишен существенных недостатков.

Принятый Закон (ст. 3) легально определяет больше понятий, чем предшествующий. Это и "иностранный гражданин", и "лицо без гражданства", и "территория Российской Федерации", и "проживание". Закон закрепляет общепризнанные принципы гражданства (ст. 4), что имеет важное значение для построения системы отечественного законодательства и для межгосударственных отношений по вопросам гражданства.

Сократился перечень оснований  приема в гражданство: исчерпало  себя его признание, вместо приобретения гражданства в порядке регистрации  закреплен прием в общем и упрощенном порядке.

В заключение хотелось бы отметить высокую  законодательную технику авторов и плодотворную работу экспертов Закона, а также своевременность его внесения Президентом и принятия Федеральным Собранием.

В заключение необходимо выделить главные черты, характеризующие  гражданство:

-правовой характер;

-юридическое оформление отношений гражданства (паспорт); устойчивость отношений гражданства;

-независимость отношений гражданства от факта проживания в стране (граждане России за рубежом).

В демократическом государстве  сувереном является сам народ, его  принадлежность к гражданству данного  государства означает участие в  осуществлении государственной власти, в реализации государственного суверенитета.

Устойчивость гражданства  во времени проявляется в том, что гражданство непрерывно (бессрочно). Непрерывность выражается в сохранении гражданства с момента рождения, принятия в гражданство и до выхода из гражданства или его утраты, в соответствии с законодательством конкретного государства. Гражданство - это длящееся правовое состояние.

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Конституция Российской  Федерации от 12 декабря 1993 г.

2. Российская Федерация.  Законы.  О гражданстве: Федеральный  закон Российской Федерации от 31. 05. 02., 60, 62-ФЗ. - М: Омега-Л, 2008, с. 29

3. Гражданство РФ. - М: Риор, 2003, с. 189

4. Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации (с изменениями от 31 декабря 2003 г.)

5. Федеральный закон «  Об утверждении положения о  порядке рассмотрения вопросов  гражданства РФ: Указ Президента РФ от 14.11.2002 № 1325, с. 269

6. Российское гражданство:  условия признания, приобретения, восстановления (комментарии и разъяснения И.В. Местюкова, И.М. Самона)//Российская газета. – 2006. - №8, 88

7. Козлова Е. И. Кутафин,  О. Е. «Конституционное право России». – М.: Юристь, 2008, с. 264

8. Кутафин О. Е. «Российское гражданство». – М: Юристь, 2007, с. 190

9. Миронов В. Ф. «Гражданство Российской Федерации». – М: Юристь, с.  86, 92

10. Миронов В. Ф., Миронов  А.В. «Гражданство в РФ: Российские и международные акты. Комментарии законодательства». – М: Норма, 2008,  с. 102

11. Мушинский В. О. «Конституционное право». – М: Форум,  2009, с. 76

12. Чиркин В. Е. «Конституционное право России» – М:Юристь, 2008, с. 121, 123, 126

12. http://base garant.ru/10105693/

 


Информация о работе Гражданство РФ