Гражданство РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 09:09, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность выбранной темы курсовой работы обусловлена также тем, что принятие Федерального закона о гражданстве ознаменовало новый подход к правовому регулированию отношений российского гражданства, следуя которому, за последние несколько лет оно претерпело значительное обновление и существенно отличается от прежнего. Кроме того, практика применения Федерального закона о гражданстве, постоянные изменения, происходящие в правовом регулировании вопросов гражданства, позволили выделить ряд новых проблем, связанных с реализацией гражданства, своевременное и качественное решение которых имеет не только важное теоретическое, но и практическое значение.

Содержание

Введение 3
Понятие и принципы российского гражданства 6
Приобретение гражданства РФ 14
Прекращение гражданства РФ 21
Гражданство республик в составе Российской Федерации 29
Пробелы в законодательстве РФ в области гражданства 34
Заключение 42
Список использованной литературы 45

Вложенные файлы: 1 файл

гражданство рф.doc

— 220.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

ГРАЖДАНСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Сегодня в Российской Федерации ведется активная работа по созданию правовой системы демократического правового государства. Идет процесс разработки и обновления законодательства, который затронул все отрасли права и осуществляется во всех сферах общественной жизни. Однако этот процесс невозможен без соответствующего теоретического осмысления и внедрения его результатов в практическую деятельность органов государственной власти и местного самоуправления.

В первую очередь это  касается вопросов взаимоотношения  человека и государства, где особое место занимает институт гражданства, играющий основополагающую роль в регулировании  этих отношений и служащий вектором их развития. Его значимость заключается в том, что гражданство является одним из немногих правовых институтов, составляющий первооснову статуса личности и определяющий наиболее существенные правовые, политические, социальные и морально-нравственные взаимоотношения человека с государством. От наличия гражданства напрямую зависит возможность реализации человеком в полном объеме прав, законных интересов и обязанностей.

Очевидно, что для Российской Федерации вопросы гражданства  в последнее время приобрели исключительную актуальность. В первую очередь это связано с провозглашением в Российской Федерации человека, его прав и свобод высшей ценностью, формированием новой концепции «личность-государство-общество». Во вторую, интерес к гражданству существенно возрос в связи с принятием Федерального закона Российской Федерации от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (далее - Федеральный закон о гражданстве), вызвавшим волну научных дискуссий и большой общественный резонанс.

Однако не смотря на повышенное внимание к институту гражданства со стороны ученых и практиков, отдельные его стороны не получили пока всестороннего осмысления. Это относится, в частности, к вопросам приобретения, определения и документирования гражданства, обжалования решений, принятых по вопросам гражданства. Практически неизученной остается сфера деятельности органов, ведающих делами о гражданстве. 
Актуальность выбранной темы курсовой работы обусловлена также тем, что принятие Федерального закона о гражданстве ознаменовало новый подход к правовому регулированию отношений российского гражданства, следуя которому, за последние несколько лет оно претерпело значительное обновление и существенно отличается от прежнего. Кроме того, практика применения Федерального закона о гражданстве, постоянные изменения, происходящие в правовом регулировании вопросов гражданства, позволили выделить ряд новых проблем, связанных с реализацией гражданства, своевременное и качественное решение которых имеет не только важное теоретическое, но и практическое значение.

В отечественной правовой науке вопросы гражданства всегда являлись объектом пристального изучения и продолжают активно исследоваться в настоящее время.

Вопросы гражданства рассмотрены в работах Колюшина Е.И., Комарова С.А., Кукушкина М.И., Червонюк В.И. и других ученых, основной целью которых было теоретическое осмысление понятия подданства и гражданства, их правового регулирования в России и зарубежных странах.

Различные аспекты гражданства  нашли отражение в трудах современных государствоведов: М.В. Баглая, Н.В. Витрука, А.А. Головко, Р.В. Енгибаряна, В.И. Калинина, Е.И. Козловой, Е.А. Лукашевой, М. Петросяна, А.С. Прудникова, Э.В. Тадевосяна и других ученых.

Особое внимание анализу  современных вопросов гражданства  уделено в работах С.А. Авакьяна, О.Е. Кутафина, И.П. Левченко.

Кроме того, кардинальные изменения, произошедшие за последние  несколько лет в правовом регулировании  вопросов гражданства Российской Федерации, требуют дальнейшего всестороннего теоретического осмысления.

Объектом курсовой работы являются обусловленные содержанием гражданства в современных условиях правовые отношения.

Предмет исследования составляют правовые нормы, регулирующие вопросы  гражданства Российской Федерации.

Цель данной курсовой работы – провести исследование института российского гражданства, выявить пробелы в законодательстве РФ в области гражданства. В ходе достижения поставленной цели решаются задачи:

    • исследовать понятие гражданства, его основные особенности и значение;
    • рассмотреть принципы гражданства и их влияние на содержание этого института;
    • исследовать основания и порядок приобретения и утраты российского гражданства
    • проанализировать институт двойного гражданства и безгражданства в Российской Федерации;
    • исследовать соотношение гражданства Российской Федерации и гражданства республик, входящих в состав Российской Федерации;
    • выявить пробелы в законодательстве Российской Федерации в  области гражданства.

Методологической основой  исследования послужили такие методы познания, как специально-юридический, сравнительно-правовой и другие приемы обобщения научного материала и практического опыта.

 

Понятие и принципы российского гражданства

 

Население любого современного государства неоднородно. В его  составе выделяются различные группы в зависимости от  пола, возраста, национальности, вероисповедания, места жительства, профессиональной принадлежности. Для того чтобы выявить различия, связанные с объемом прав и обязанностей, определить характер взаимоотношений с государством проживания, необходимо обратиться к понятию гражданства.

В юридической литературе гражданство рассматривается либо как устойчивая правовая связь человека с государством, правоотношение, возникающее, изменяющееся или прекращающееся в  связи с определенными юридическими фактами (рождение на территории страны, обращение с просьбой о натурализации, приобретение второго гражданства, утрата гражданства), либо как определенное правовое положение лица в конкретной стране. В последнем значении гражданство – это особый статус, который предполагает юридическое признание государственной принадлежности лица внутри страны и за рубежом и наделение его в полном объеме прав и обязанностей, предусмотренных в законодательстве этого государства1.

Термин «принадлежность, - пишет А.А. Головко, - означает не подвластность, а вхождение в состав чего-то. Его можно применять к человеку, который через принадлежность к государству входит в состав его граждан, то есть в состав народа»2. Суверенитет государства проявляется в том, что оно самостоятельно, посредством правовых норм определяет круг своих граждан, то есть круг лиц, постоянно находящихся с ним в общих политико-правовых отношениях, основным условием существования которых выступает государственная принадлежность лица, то есть гражданство.

Н.В. Витрук считает, что гражданство является правовой связью по принадлежности лица к определенному государству3.

А.А. Головко, напротив, формулирует  понятие гражданства как принадлежности лица к государству, влекущую установление стабильной двусторонней политико-правовой связи между государством и гражданами4. Однако при привлекательности такого подхода следует учесть безуспешность раскрытия значения одного из этих понятий с помощью другого.

Одной из проблем определения  гражданства как правовой связи  является вопрос о соотношении в ней  политического и правового компонентов.

В законе «О гражданстве  РСФСР» от 28 ноября 1991 года с последующими изменениями и дополнениями законодатель определил гражданство как устойчивую правовую связь человека с государством, тогда как в Законе СССР «О гражданстве СССР» от 23 мая 1990 года гражданство определялось в преамбуле как политико-правовая связь.

Отказ от политического  компонента в законодательном определении  имеет положительную сторону  с точки зрения большей определенности  при функциональном использовании законодательства о гражданстве, поскольку, как показывает опыт, политизация правового статуса гражданства влечет за собой его неустойчивость, ибо решение вопросов гражданства ставится в зависимость  от возникшей ситуации, от соотношения политических сил. Определение гражданства как правового явления освобождает квалификацию гражданства от оценочных политических подходов, нередко осложняющих реализацию права на гражданство, утверждается отказ от приоритета политики в отношении права, столь характерного для советского времени. Новое определение более ориентировано на закрепление значение гражданства как важного фактора регламентации правового статуса личности5.

Политический компонент  гражданства  характеризует человека как субъекта государственной власти. Личность, приобретая гражданство, приобретает тем самым политико-правовое качество, непосредственно влияющее на е сущность6.

Отмеченное, по моему  мнению, дает возможность определить гражданство в теоретическом  плане как политико-правовое явление, представляющее политико-правовое состояние и политико-правовую связь как одного лица, так и основной части населения с государством.

В Законе «О гражданстве  РФ» от 19 апреля 2002 года понятие гражданства  определяется просто: «гражданство Российской Федерации - устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей».

В Законе о гражданстве  в ст. 4 «Принципы гражданства  Российской Федерации и правила, регулирующие вопросы гражданства в Российской Федерации» закреплено, что принципы и правила, регулирующие вопросы гражданства Российской Федерации, не могут содержать положений, ограничивающих права граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности7.

Закон закрепляет следующие  принципы гражданства:

1. Единство  и равенство гражданства Российской  Федерации. Федеративное устройство России, наличие в ее составе республик, имеющих собственное гражданство, придают особую значимость данному принципу. В Конституции Российской Федерации в ч. 1 ст. 6 закреплено, что гражданство Российской Федерации является единым и равным независимо от оснований приобретения. Закон о гражданстве Российской Федерации 2002 г. преодолел неопределенность в вопросе единства российского гражданства, поскольку сама возможность существования гражданства республик в нем не признается.

2. Принцип равного  гражданства. Принцип равного гражданства выражается в двух аспектах: в содержательном и в формальном. В первом он означает равенство правовых статусов граждан, во втором - равенство относительно прав в вопросах гражданства. Отечественное законодательство не устанавливает каких-либо различий в правовом статусе лиц, ставших гражданами России по рождению, усыновлению, в связи с принятием в гражданство по рождению и другим различным основаниям. В Российской Федерации отсутствует деление граждан на «природных» и «натурализованных», т.е. принятых в гражданство. Для всех граждан установлен единый статус российского гражданина. Принцип равного гражданства подразумевает и недопустимость ограничений прав граждан относительно вопросов гражданства по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности (ч. 1. ст. 4 Закона о гражданстве).

3. Принцип свободы  и добровольности выбора гражданства. В его основе лежит субъективное право лица на гражданство, выступающее в качестве предпосылки для свободной реализация каждым человеком своего естественного желания иметь гражданство и в силу этого пользоваться защитой со стороны государства, а также конституционными правами и свободами. В ч. 3 ст. 6 Конституции Российской Федерации закреплено: «Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его».

4. Принцип недопустимости  лишения гражданства. Основания прекращения гражданства Российской Федерации, за исключением отмены решения о приеме в гражданство (глава IV Закона «О гражданстве Российской Федерации»), предусматривают добровольное волеизъявление гражданина. Нормы, касающиеся прекращения гражданства полностью соответствует Конституции Российской Федерации, Декларации прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 г., ст. 15 Всеобщей декларации прав и свобод человека и другим международным соглашениям. Закон «О гражданстве Российской Федерации» от 19 апреля 2002 г., также как и предыдущий, исключает возможность произвольного лишения гражданства. Согласно ч. 4 ст. 4 Закона «О гражданстве Российской Федерации», в Российской Федерации никто не может быть лишен гражданства Российской Федерации.

5. Принцип недопустимости  выдачи гражданина Российской  Федерации другому государству. Развитие международных связей порождает проблему международной, транснациональной преступности, представляющую серьезную угрозу, как для отдельных государств, так и для всего человечества. Лица, совершившие преступления в одной стране, скрываются на территории другой, часто меняя место проживания. В условиях необходимости объединения разных стран в борьбе с преступностью проблема выдачи преступников (экстрадиции) становится весьма актуальной. Кроме того, экстрадиция должна соответствовать нормам Конституции РФ, посвященным процессуальным гарантиям: никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление (ч. 1 ст. 54); никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением (ч. 2 ст. 54).

6. Принцип допустимости  двойного гражданства. В ч. 1 ст. 62 Конституции Российской Федерации закреплено, что гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Признание двойного гражданства конституционной нормой всецело обусловлено распадом Советского Союза и большим числом, оставшихся проживать в его бывших республиках российских этнических соотечественников.

Информация о работе Гражданство РФ